СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Проблемы взаимодействия правовых систем государств-членов брикс


Сейчас Россия переживает сложный период, как в политическом, так и в экономическом плане. С момента окончания холодной войны наша страна еще не испытывала такого мощного негативного давления со стороны Запада. В ситуации,

когда государства, являющиеся членами таких организаций, как Европейский Союз и Организация Североатлантического договора, ввели ряд ограничительных политических и экономических мер в отношении России и ряда российских лиц и организаций, все чаще в из различных источников можно услышать о повороте российской политики «на Восток».

Еще в декабре 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин на большой пресс-конференции, отвечая на вопрос журналиста Агентства ТАСС, объяснял причины данного разворота и утверждал, что это связано не с политическими мотивами, а с процессами в глобальной экономике.1 Но, конечно, предшествовавшие

этому события в сфере международной политики

не могли этому не способствовать.

Одной из организаций, в рамках которой может происходить смена российских внешнеполитических приоритетов, наряду с Шанхайской организацией сотрудничества, Евразийским экономическим союзом, является БРИКС. БРИКС – это международное объединение пяти стран – Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики, которые являются одними из наиболее быстро развивающихся стран мира. До 2010 года данная организация носила название БРИК, но в связи с присоединением к союзу Южно-Африканской республики название поменялось на БРИКС. Изначально это название использовалось для обозначения четырех стран, развитие которых в будущем должно во многом обеспечить интенсивный рост мировой экономики. Его использование не предполагало наличия координации экономической и внешней политики данных государств и, тем более, оформление полноценного экономического и политического союза или блока. Однако на данный момент уже проведено шесть саммитов БРИКС (в период с 2009 по 2014 год), и в этом году должен пройти седьмой, что безусловно говорит об активном взаимодействии государств.

Конечно же, создание объединения БРИКС отражается и на взаимодействии между такими элементами государства и общества, как правовые системы, так как деятельность субъектов в любой области всегда имеет правовую основу. Правовая система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государствами) и используемый ими для достижения своих целей.2

Однако, активное правовое взаимодействие

между странами-членами БРИКС осложняется рядом факторов. Одним из них является то, что данные государства относятся к разным видам правовых систем (разным правовым семьям). Так, Бразилия, Китай и Россия являются пред

ставителями континентальной (романо-германской) правовой системы, при том, что каждая из стран имеет свою специфику, в частности, Китай с его реформами некоторых еще совсем недавно доминировавших социалистических концепций, а также продолжающее по-особому влиять на политические и правовые процессы в стране переплетение двух противоположных исторически обусловленных концепций – конфуцианства, призывавшего строить отношения людей на началах добродетели и морали, и учения легистов, обосновывавших идею приоритетной роли закона, гарантированного принудительной силой государства. Некоторые ученые-правоведы выделяют социалистическую правовую систему в качестве самостоятельной и включают в нее и Китай3. Правовая система Индии сочетает в себе черты индусского религиозного права и англо-саксонских правовых традиций. ЮАР в свою очередь представляет систему т.н. смешанного права, в которой переплетаются англо-саксонские, континентальные традиции, а также признаки традиционной системы или системы обычного права.

Также, БРИКС не является международной межправительственной организацией, в ее основе не лежит учредительный договор, у БРИКС нет штаб-квартиры, секретариата и т.д. БРИКС представляет собой современную форму международного сотрудничества и стоит в одном ряду с такой организацией, как Большая семёрка. Профессор Российского университета дружбы народов А. Х. Абашидзе называет БРИКС международной квазиорганизацией,4 которую можно определить как неформальное объединение, подобное международной межправительственной организации, но не являющееся таковой и не обладающее международной правосубъектностью. Более тесное взаимодействие и сотрудничество в различных сферах, в частности, в сфере права представляется возможным при оформлении организации БРИКС как полноценного субъекта международного права.

Влияние одних правовых систем на другие может проявляться в рецепции, которую можно определить как заимствование идей, понятий, юридических конструкций, институтов и других элементов одной правовой системы другой правовой системой. Профессор А. Ф. Черданцев утверждает, что наибольшее влияние оказывают те системы, которые более совершенны с точки зрения полноты правового регулирования, юридических способов обеспечения правопорядка, прав и интересов граждан, уровня юридической техники и т. п.5 Исходя из этого

1 Большая пресс-конференция Владимира Путина URL: http://www.kremlin.ru/news/47250#sel= (дата обращения 22.03.15 г.).

2 Перевалов В.Д. Теория государства и права. М.: Норма. 2011. С. 299.

3 Там же. С. 358.

4 Абашидзе А.Х. БРИКС – международная квазиорганизация? Актуализация процесса взаимодействия стран БРИКС в экономике, политике, праве. М.: Сенат Пресс. 2012. С. 14.

5 Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: Юрайт-М, 2002. С. 410.

нельзя сказать о большой вероятности рецепирования правовых институтов между странами БРИКС, так как, на наш взгляд, нельзя сказать о каком-либо явном качественном превосходстве правовой системы одного или нескольких государств над другими.

Кроме рецепции взаимодействие правовых систем может проявляться в унификации, т. е. в приведении к единообразию, единой форм права стран-членов БРИКС. Унификация, охватывающая все отрасли права, вряд ли достижима и необходима. Правовые системы разных государств, бесспорно, будут сохранять своеобразие, учитывая специфику культуры, исторического развития, национальный состав и т.д. В унификации нуждаются прежде всего отрасли и институты, связанные с регулированием международных связей (воздушное, морское, финансовое право и др.), а также с состоянием прав и свобод граждан.

Большая роль в унификации правовых систем мира принадлежит международному праву, международным договорам, конвенциям. В государствах БРИКС можно увидеть разное отношение к международному праву. Это проявляется уже на уровне основных законов этих стран. Так, Конституция Индии, принятая в 1949 году, и Конституция Китая 1982 года практически не упоминают ни о международном праве, ни о межгосударственных договорах (и там, и там можно найти только по одной статье). Этот вопрос более подробно рассматривается в конституциях остальных трех стран. В Конституции ЮАР есть такие положения: «Любое международное соглашение становится законом Республики после его принятия в качестве закона национальным законодательством, если они не противоречат Конституции или Акту Парламента.» (ст. 231) и «Международные правовые обычаи являются законом Республики, если они не противоречат Конституции или Акту Парламента.» (ст. 234).1

Действующая Конституция Бразилии провозглашает, что права и гарантии, установленные основным законом, не исключают других принципов, содержащихся в международных договорах, участником которых Бразилия является. Также международные договоры и конвенции по правам человека, которые были утверждены в Конгрессе в усложненном порядке должны быть приравнены к поправкам к Конституции (статья 5, часть 78).2

Наиболее подробно, на наш взгляд, вопрос

международном праве урегулирован в Кон

ституции нашей страны. В пример можно привести много статей, но хотелось бы выделить два положения. Это часть 4 статьи 15, которая определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы РФ; в случае если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Далее – часть 1 статьи 17, в соответствии с которой в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.3

Унификация правовых систем стран-членов

БРИКС может производиться на основе таких международных правовых документов, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1976 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1976 г., Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., Конвенция ООН по правам ребенка 1959 г., Всемирная конвенция об авторском праве 1962 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и др. Но не все страны БРИКС ратифицировали данные документы и, следовательно, они не выполняют условия этих соглашений. Например, Китай не является участником Международного пакта о гражданских и политических правах, Южно-Африканская республика – Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Более подходящими документами с точки зрения унификации права стран БРИКС являются декларации, принятые по итогам саммитов БРИКС. Всего было принято четыре декларации БРИКС: Декларация, принятая по итогам саммита БРИКС 2011 г. в городе Санья; Делийская декларация 2012 г.; Этеквинская декларация 2013 г.; Форталезская декларация 2014 г.

На данный момент наиболее актуальной и соответствующей на данный момент является декларация, принятая по итогам саммита в бразильском городе Форталеза в июле 2014 года. Безусловно, главным результатом данного саммита, закрепленным в декларации, является создание Банка развития БРИКС и Пула валютных резервов (его можно назвать стабилизационным фондом БРИКС). Но Форталезская декларация содержит также несколько положений правового характера, касающихся, например, прав человека. Например, статья 28: «Мы соглашаемся

1 Конституция Южно-Африканской республики // Конституции стран (государств) мира. URL: http://worldconstitutions. ru/?p=78 (дата обращения 24.03.15 г.).

2 Конституция Бразилии // Конституции стран (государств) мира. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=563 (дата обращения

24.03.15 г.).

3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным референдумом 12.12.1993) // "Российская газета". 1993 г. № 237. ч. 4 ст. 15. ч. 1 ст. 17.

и впредь относиться ко всем правам человека справедливым и одинаковым образом, не делая каких-либо различий между ними, и уделять им одинаковое внимание. Мы будем содействовать диалогу и сотрудничеству в области прав человека на основе равенства и взаимного уважения

… с учетом необходимости поощрения, защиты и соблюдения прав человека на неизбирательной, деполитизированной и конструктивной основе и без применения двойных стандартов.» Кроме того декларация содержит статьи, затрагивающие права государств и организаций в сфере международной торговли, поддержание международного мира и безопасности, военные интервенции и экономические санкции, борьбу с транснациональной преступностью, сотрудничество между правоохранительными органами

государств.1 Однако нужно отметить, что декларация является международным документом рамочного, программного характера и не раскрывает то, как её положения будут реализовываться на практике.

Таким образом, взаимодействие правовых систем Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской республики как членов организации БРИКС на данный момент осложняется рядом факторов. Правовые взаимоотношения данных стран могут развиваться на основе документов, принятые непосредственно данной организацией. Более тесное взаимодействие и сотрудничество в сфере права представляется возможным при оформлении организации БРИКС как международной межправительственной организации.

1 Форталезская декларация (принята по итогам шестого саммита БРИКС). URL: http://www.kremlin.ru/media/events/ files/41d4f160607850ce6e9c.doc (дата обращения 26.03.15 г.).

3. КОМИССИИ ПО ЮРИДИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ И ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА (1 СЕКЦИЯ)

ПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ СОВЕТА ЕВРОПЫ: НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ


Л.И. САФАРГАЛЕЕВ





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ