СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Российская правовая система на пути к преодолению проблем взаимодействия правовых систем стран западной европы и сша


Правовые системы России, стран Западной Европы и США взаимодействуют путем установления международных связей, которые реализуются через сочленство в международных организациях и клубах, а также через заключение международных договоров и соглашений между отдельными странами.

В таком случае заключённые Россией с другими государствами договоры и соглашения согласно конституционному положению являются составной частью правовой системы РФ.1

По версии ООН к странам Западной Европы относятся:

Австрия, Бельгия, Германия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция и Швейцария. Из названных стран Западной Европы Австрия, Бельгия, Германия, Люксембург, Нидерланды и Франция являются членами Европейского Союза (ЕС), членами Большой Семерки являются Германия и Франция; Россия же до недавнего времени (до марта 2014 года состояла в Большой восьмерке). Членами ООН являются все вышеуказанные страны Западной Европы, Россия и США. Таким образом, Россия, страны Западной Европы и США активно осуществляли международное сотрудничество через международные организации – Европейский Совет (ЕС), ООН и международный клуб – Большая восьмерка.

Тесное сотрудничество стран давало широкие возможности для решения многих проблем в экономической, политической, социальной и других сферах. Но известные события на востоке Украины и в Крыму значительно повлияли на дальнейшее развитие этих отношений.

На мой взгляд, можно выявить две противоречивые проблемы взаимодействия правовых систем стран Западной Европы, России и США в современных социально-политических и экономических условиях.

С одной стороны, введение санкций против России и ответное эмбарго России, привели к прекращению или временному приостановлению экономических связей со многими странами Европы, что отразилось на экономическом благополучии как отдельных стран, так и благополучии единого экономического пространства в мире.

Проявлением санкций стало и исключение России из Большой Восьмёрки.

В общей сложности социально-политическая ситуация нарушает деятельность международных организаций.

С другой стороны, международные организации, чья деятельность направлена на регулирование вопросов мира и безопасности, укрепление экономических и др. связей государств, не испытывают на себе негативное влияние со стороны неблагополучной социально-экономической обстановки, так как их деятельность как раз направлена на обеспечение баланса интересов. Таким образом, конфликты и политическая нестабильность даёт пространство для осуществления действий.

В ст.1 Устава ООН указывается, что ООН преследует цели поддержания международного мира и безопасности, развития дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, осуществления международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и др.1 Согласно данным

с сайта Центр новостей ООН2 ООН предлагает

Программу развития ООН (ПРООН), которая разработана с целью оказания помощи в восстановлении и развитии Украины после разрушительных боевых действий. Таким образом, ООН

может реализовать указанные в Уставе цели в порядке применения Программы развития ООН в отношении Украины.

Украина не входит в ЕС, но тем не менее ЕС предпринимает меры по улучшению её положения. Кроме того, планируется провести 27 апреля этого года саммит ЕС в Киеве, о чем сообщает пресс-служба Президента Украины Петра Порошенко.3 На саммите планируются для обсуждения вопросы ввода миротворцев на территорию

Украины, а также вопрос макрофинансовой помощи. В Уставе Совета Европы в п.«а».ст.1 установлено, что одной из целью ЕС является содействие экономическому и социальному прогрессу членов ЕС. Возможно, ЕС полагает, что от экономического и социального благополучия Украины будет зависеть и их социально-экономическое положение.

Какую же позицию должна занять Россия, какие меры предпринимать, чтобы справится со сложившейся непростой ситуацией и решить проблемы взаимодействия её правовой системы с правовыми система стран Западной Европы и США?

В Разделе II. п.13 Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ,4 ООН, Совет Безопасности ООН рассматриваются как центральные элементы стабильной системы международных отношений. Отсюда следует, что Россия будет ориентироваться на них и поддерживать активные отношения с этими организациями. Между тем, Россия будет наращивать взаимодействие в многосторонних форматах («Группа восьми», «Группа двадцати», РИК (Россия, Индия, Китай), БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Сотрудничество с развивающимися странами направлено на выстраивание новых экономических отношений, открытие новых рынков сбыта, что должно поправить экономическую и политическую ситуацию России. Стоит отметить, что положения Стратегии были разработаны на перспективу, так как они актуальны и в свете недавних событий на Украине и их последствий. В п.16 указывается на намеренность РФ всемерно укреплять механизм взаимодействия с ЕС, включая формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности и др. областей. Особо отмечается стремление России к выстраиванию равноправного и полноценного стратегического партнёрства с США на основе совпадающих интересов и с учётом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние меж

1 См.: ч.ч.1,2,3.ст.1 Устава ООН от 26.06.1945.// СПС «Консультант плюс».

2 Центр новостей ООН [Официальный сайт]. URL: http://www.un.org/ (дата обращения: 30.03.2015).

3 Газета.ru [Официальный сайт]. URL: http://www.gazeta.ru/ (дата обращения: 30.03.2015).

4 Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 20. – Ст. 2444; Российская газета. – 2009. – 88.

5 См.: Раздел II. п.п.13,16,18 Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года от 13.05.2009 [Официальный сайт Президента РФ]. URL: http://president.kremlin.ru/ (дата обращения: 30.03.2015).

дународной обстановки в целом.5 Укрепление отношений между Россией и США повлечет взаимодействие правовых систем двух государств через заключение ряда новых соглашений и договоров.

Еще одним вариантом взаимодействия российской правовой системы с другими правовыми системами в условиях ухудшения отношений со странами Западной Европы и США является установление межгосударственного сотрудничества с Бразилией, Индией, Китаем и Южно-Африканской Республикой. Этот факт отражен во Форталезской Декларации 2014 года1. Государства-участники выступают с инициативой

разработки «Стратегии экономического сотрудничества стран БРИКС», «Общих принципов углубления экономического партнёрства стран БРИКС». Они уверены, что, разработав вышеназванные международные акты, экономическое сотрудничество закрепится на качественно новом уровне.2

Стоит отметить, что Россию и страны Западной Европы объединяет тот факт, что они принадлежат к романо-германской правовой системе. Отсюда следует, что они имеют общую структуру, источники права и сходство понятийно-юридического аппарата. США же относится к англо-саксонской правовой системе, поэтому правовой системе России легче взаимодействовать с подобной ей.

А.Х. Саидов в своей работе пишет, что для романо-германкой правовой семьи характерны более высокий уровень абстрактности норм права по сравнению с нормами англо-саксонского права; преобладание материального права над

процессуальным; наличие крупных актов кодификации, то есть кодексов в основных отраслях права.3

А.С. Саидов относит США не к англо-саксонской правовой системе, а говорит о правой системе США. Свою позицию он аргументирует тем, что в США сложилась дуалистическая система, сходная с английской: прецедентное права во взаимодействии с законодательным.4

С.С. Алексеев, В.Д. Перевалов, А.С. Шабуров придерживаются другой позиции. В частности, они считают, что США относится к англосаксонской правовой системе, так как оно попало в сферу воздействия прецедентного права Англии. Что же касается процесса правовой суверенизации США, то он не означает «ухода» из сложившейся правовой семьи, так как влияние английского права не ограничивается прецедентами, оно обусловливает общий тип юридического мышления, характер и особенности правовой деятельности, используемые категории, понятия, конструкции и другие юридические элементы.5

Учитывая вышеизложенные позиции учёных,

следует сказать, что российская правовая система вбирает в себя как черты континентальной (романо-германской правовой системы), так и черты англо-саксонской (в том числе американкой) правовой системы. Об этом свидетельствует кодификация и возросшее значение судебной практики в разрешении дел, также заимствование отдельных правовых институтов. Например, в гражданском праве России есть категория сервитуты как результат рецепции римского права континентальной системой и безответная доверенность как рецепция из англосаксонской правовой системы.


В.В. МЕЩЕРЯКОВА





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ