Создание территорий с особым экономическим статусом фактически представляет собой эксперимент, направленный на достижение социально-экономического эффекта.
В этой связи отношения в сфере правового регулирования территорий с особым экономическим статусом не могут быть отнесены к частно-правовым отношениям – это исключительно публично-правовые отношения по временному изменению правил осуществления экономической деятельности. Их нельзя отнести ни к каким-то отдельным публично-правовым отношениям, поскольку в рамках проводимого эксперимента возможно изменение общих правил как таможенного регулирования, так и валютного регулирования.
Согласно статье 2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»2 особая
экономическая зона – часть территории Россий
ской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Отношения в сфере правового регулирования территорий с особым экономическим статусом лишь в конце ХХ века были включены в предмет внешнеэкономического права России. В период с 1990 по настоящее время сменилось три правовых режима регулирования таких отношений.
Первые правовые акты о создании такого рода территорий были приняты в 1990–1991 годах3. В период с 1990 по 1995 годы регулирование
территорий с особым статусом осуществлялось на
уровне подзаконных нормативных актов и статей 41 и 42 Закона РСФСР от 04.07.1991 г. № 1545-1
«Об иностранных инвестициях в РСФСР»4. В течение 8 лет с 1996 года по 2004 год регулирование статуса особых экономических зон переместилось на уровень федеральных законов, принимаемых в отношении отдельных зон1. В 2005 году был принят Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»2. Согласно статье 40 Закона с момента вступления его в силу прекратили существование все свободные экономические зоны и особые экономические зоны, созданные до вступления в законную силу, за исключением Особых экономических зон в Калининградской и Магаданской областях. Изменилось и название территорий со свободных экономических зон и зон свободной торговли на особые экономические зоны.
Основной целью создания таких зон являлось привлечение иностранных инвестиций, что дало основание ряду ученых утверждать о том, что отношений в сфере правового регулирования таких территорий относятся к международным инвестиционным отношениям. В настоящее время Федеральный закон от 22 июля 2005 г.
№ 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в статье 3 определяет цели создания особых экономических зон – они создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.
Если сопоставить озвученные цели создания особых экономических зон и их виды (статья 4 Закона), то одному виду зоны будет соответствовать одна цель.
В России допускается создание 4 видов особых экономических зон:
По нашему мнению, это исторически обусловленное, но крайне узкое понимание роли территорий с особым экономическим статусом во внешнеэкономических отношениях.
Опыт Китайской Народной Республики по созданию территорий с особым экономическим статусом, например, по созданию зоны свободный торговли в порту Янгшань, свидетельствует об использовании зоны как площадки для экспериментов по совершенствованию внешнеэкономической стратегии. Так, зона свободный торговли в порту Янгшань предполагает облегчение таможенного режима, открытие сектора услуг (в том числе банковских) для иностранных инвестиций и, одновременно, переход к свободной конвертации юаня в рамках зоны. Эта зона свободной торговли по праву называется аналитиками зоной экономического эксперимента3 – Китай намерен в течении 10 лет провести в ее пределах ряд реформ, чтобы оценить возможность и целесообразность, отработать способы и методы аналогичного реформирования, но уже в масштабах всей страны.
Соответственно, недопустимо рассматривать территории с особым экономическим статусом исключительно как инструмент привлечения инвестиций – это полноценный инструмент для проведения экспериментальных экономических реформ для их оценки и выработки оптимальных способов и методов проведения. Не исключено, что если бы в 80-х годах ХХ века в СССР были бы созданы такие экспериментальные зоны, то распад Советского Союза и переход к рыночной экономике прошел бы без столь катастрофических социально-экономических последствий.
Целью правового эксперимента является совершенствование правового регулирования определенной группы общественных отношений. Правовой эксперимент можно определить как публично-правовой прием правового регулирования, посредством которого искусственно осуществляется изменение условий развития тех или иных общественных явлений, создание новых форм организации различных процессов жизни для решения вопроса о возможности и целесообразности введения тех или других правовых норм.
Советская правовая наука уделяла приему правового эксперимента особое внимание, в немалой степени в силу того, что само советское законодательство и право являлись продуктами проводимых на территории Советского союза социально-экономического экспериментов4.
По мнению С.С. Алексеева, в результате эксперимента в сфере организации хозяйственных отношений могут быть получены важные фактические данные для совершенствования подготавливаемых нормативных актов, для решения вопроса о возможности и целесообразности введения тех или других правовых норм5.
В настоящее время прием эксперимента не является распространенным в правовой науке, за исключением науки уголовного процессуального права. Статья 181 Уголовного процессуального кодекса РФ предусматривает институт следственного эксперимента, который подразумевает воспроизведение действий, а также обстановки или иных обстоятельств определенного события. При этом проверяется возможность восприятия каких-либо фактов, совершения определенных действий, наступления какого-либо события, а также выявляются последовательность происшедшего события и механизм образования следов.
В наши дни эксперименты в России проводятся крайне редко, «в частности, в городах Великом Новгороде и Твери в 1997–2006 гг. проводился эксперимент по исчислению налога на недвижимость исходя из оценки рыночной стоимости объектов недвижимости, региональную апробацию проходил единый государственный экзамен»1, на
базе Уральской государственной юридической
академии (ныне – Уральский государственный юридический университет) проводился эксперимент в целях поиска оптимальной модели согласования примирительной процедуры (медиации) с гражданским судопроизводством2.
Для целей внешнеэкономического права прием эксперимента заключается в практической опытной проверке целесообразности и эффективности изменений внешнеэкономической политики посредством создания правовыми средствами искусственного изменения условий осуществления внешнеэкономической деятельности.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что российский законодатель игнорирует весь спектр возможностей использования особых экономических зон и по-прежнему рассматривает их как относительно безопасный и массовый способ привлечения иностранных инвестиций.
Вектор воздействия законодательства России направлен в настоящее, но не стремится подготовить институты государства и национальную экономику к будущему, что, по нашему мнению, препятствует выработке внешнеэкономической стратегии развития страны и созданию юридических конструкций. Пока что стратегия направлена на «проедание» ресурсов, а не на поиск новых источников роста и мягких реформ. Опыт КНР служит прямым доказательством того, что даже крупнейшие экономики мира не могут развиваться без четко выстроенной внешнеэкономической стратегии, ориентированной на опытным путем рассчитанный прогноз развития государства. Особые экономические зоны представляют собой прекрасный полигон для эмпирической проверки эффективности экономических реформ.
Учитывая положения действующего законодательства и опыт Китайской Народной Республики по созданию территорий с особым экономическим статусом, предлагаем следующее определение отношений, складывающихся в сфере правового регулирования территорий с особым экономическим статусом, – это отношения, возникающие в процессе установления в рамках экономического эксперимента на части территории Российской Федерации особого режима осуществления экономической деятельности, в том числе внешнеэкономической деятельности.
В середине марта 2014 года премьер-министр России Дмитрий Медведев посчитал нужным рассмотреть вопрос о создании в Крыму особой экономической зоны. «Мы должны создать правомерный финансово-экономический инструмент развития Крыма и Севастополя. Надо подумать о подготовке правил, позволяющих освобождать от уплаты налогов в переходный период компании, которые платят налоги в Крыму и которые, естественно, перешли под российскую юрисдикцию».
Российское правительство подготовит предложения о создании на территории Крыма и Севастополя особой экономической зоны до 15 апреля 2014 года. Планируется, что особая экономическая зона в Крыму будет устроена таким же образом, как в Калининградской области. Резиденты калининградской ОЭЗ, созданной в 1996г., в течение первых шести лет освобождались от уплаты налогов на прибыль и имущество, на них не распространялся порядок обязательной продажи части валютной выручки. Для организации крымской особой экономической зоны будет принят отдельный закон, по которому крупные инвесторы, готовые прийти в регион, получат налоговые льготы. Срок действия особых условий в особых экономических зонах в Крыму не превысит 49 лет.
Таким образом, российское право располагает одним из мощнейших средств проведения внешнеэкономического эксперимента – институтом создания территорий с особым экономическим статусом. Создание территорий с особым экономическим статусом представляет собой эксперимент, направленный на достижение социально-экономического эффекта через изменение условий правового регулирования тех или иных общественных отношений. Традиционно такие территории создают с целью привлечения иностранных и внутренних инвестиций и увеличение товарооборота в отдельно взятой части страны. Считаем, что это слишком узкое понимание потенциала данного института.
Публикация подготовлена в рамках выполнения базовой части государственного задания вузу. Проект № 2932.
А.В. ГУБАРЕВА
особый экономический зона, особый экономический статус, территория особый экономический, создание территория особый, регулирование территория особый, сфера правовой регулирование, правовой регулирование территория, зона свободный торговля, экономический зона российский, закон июль 2005, территория особый экономический статус, создание территория особый экономический, сфера правовой регулирование территория, особый экономический зона российский, экономический зона российский федерация, отношение сфера правовой регулирование, правовой регулирование территория особый, федеральный закон июль 2005, регулирование территория особый экономический, 116 особый экономический зона,