СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


ОБ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОМ МОДЕЛИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ХМАО-ЮГРЫ


Аннотация:

В статье рассматриваются концептуальные вопросы экономикоматематического моделирования оценки эффективности отраслевой промышленной политики на региональном уровне. Основу исследования составляют ранее предложенные методики формирования промышленной политики, учитывающие территориальный аспект. Предложены методологический подход и разработана структура аналитического инструментария оценки эффективности государственной поддержки лесной промышленности региона на примере лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

УДК 338.45.01

Стариков Евгений Николаевич,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики лесного бизнеса,

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет» г. Екатеринбург, Россия

Кругликов Сергей Владимирович,

кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой моделирования управляемых систем,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: s.v.kruglikov AT urfu.ru г. Екатеринбург, Россия

Терлыга Александра Федоровна,

аспирант кафедры моделирования управляемых систем,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: a.f.terlyga AT urfu.ru г. Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: Система государственной поддержки, промышленная политика, лесопромышленный комплекс, экономико-математическом моделирование, сценарный подход, эффективность.

Развитие рыночных методов хозяйствования последовательно формирует новое пространство экономического взаимодействия. В этой связи сегодня на всех уровнях управления экономикой актуальны проблемы научно-обоснованного принятия стратегических управленческих решений, в том числе по повышению эффективности развития экономического потенциала отраслевых комплексов. Для регионов Российской Федерации развитие экономического потенциала базовых отраслей хозяйства является основой повышения конкурентоспособности, а эффективность его реализации во многом предопределяет возможности самостоятельного решения задач экономического роста территории и улучшения социального благосостояния населения [1]. Вследствие этого высокую значимость приобретают вопросы формирования промышленной политики [2], как инструмента государственного управления развитием экономического потенциала отраслевых систем, в том числе и региональных. Под промышленной политикой далее понимается комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие и реализации промышленного потенциала страны и регионов и обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции.

В сложившихся в настоящее время условиях макроэкономической нестабильности существенно возрастает востребованность эффективных технологий научного прогнозирования и стратегического планирования в сфере промышленности. Одним их наиболее эффективных инструментов стратегического управления развитием промышленного потенциала региона является программно-целевой метод, основанный на оценке достигнутых экономических и социальных индикаторов развития промышленности, с использованием элементов экономико-математического моделирования. Использование при этом методов дискретной оптимизации с векторными критериями и теоретико-вероятностных моделей риска позволяет корректно согласовать противоречивые по своей сути задачи обеспечения текущей конкурентоспособности; формирования новой, инновационной и высокотехнологичной промышленности; и обеспечения занятости населения в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Использование методов математического моделирования позволяет осуществить опережающий сценарный анализ альтернативных путей стимулирования субъектов промышленной деятельности с целью увеличения выпуска продукции, включая новый ассортимент с высокой долей добавленной стоимости, и поддержки технологического перевооружения и модернизации основных производственных фондов предприятий в условиях бюджетных ограничений. Важным вопросом при этом является согласование целевых показателей эффективности развития, установленных на федеральном уровне, с показателями, устанавливаемыми в субъектах Российской Федерации, на основе используемых ими мер стимулирования промышленного развития [3-4].

В настоящей работе рассматриваются вопросы построения экономико-математической модели для реализации комплекса мер государственной поддержки лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее ХМАО-Югра). Выбор объекта исследования определяется сочетанием объективных и субъективных факторов [5]. С одной стороны, ХМАО-Югра является крупнейшим регионом страны по обеспеченности лесосырьевыми ресурсами (5,9% расчетной лесосеки Российской Федерации). Общий средний прирост древесины на территории автономного округа составляет 30 млн. куб. м в год. При этом для обеспечения полной загрузки существующих производственных мощностей лесоперерабатывающих предприятий необходимо заготавливать около 5 млн. куб. м древесины в год. В то же время объем заготовки в настоящее время не превышает 3 млн. куб. м в год. А доля лесопромышленного комплекса в общем объеме отгрузки промышленной продукции автономного округа составляет всего 0,2%. Таким образом, с экономической точки зрения развитие лесопромышленного комплекса не относится к первоочередным приоритетам промышленного развития автономного округа. Поэтому не удивительно, что и лесное хозяйство, и лесоперерабатывающая промышленность ХМАО-Югры испытывают на современном этапе трудности экономического, технологического и организационного плана. В тоже время, имеются значительные резервы по освоению лесосырьевых ресурсов, создающие предпосылки для развития лесодобывающих и лесоперерабатывающих производств.

С другой стороны, отрасль обеспечивает занятость до 5 тыс. работников (по состоянию на 01.11.2015 г.). Предприятия лесопромышленного комплекса имеются почти в каждом муниципальном образовании ХМАО- Югры и в ряде случаев являются социально значимыми и градообразующими. От результатов их хозяйственной деятельности зависит решение не только экономических, но также социальных и экологических проблем территорий. Учитывая социально-экономическую значимость лесной отрасли для развития социо-экономических систем муниципальных образований автономного округа, задачи, связанные с повышением конкурентоспособности предприятий и отрасли в целом, обладают высокой актуальностью. При этом особую значимость приобретают сегодня вопросы эффективного использования бюджетных средств и ресурсов государственных институтов развития, используемых для стимулирования развития лесопромышленного комплекса.

Рассмотрение вопросов отраслевого развития лесного сектора экономики с учетом подобной позиции полностью соответствует возможному применению задач оптимизации в математической постановке. Однако предварительным, необходимым шагом для этого является осуществление концептуального выбора методологии построения математической модели и адекватной формализации проблемного поля прикладной задачи.

Оценка текущего состояния и анализ тенденций развития лесопромышленного комплекса ХМАО-Югры позволяют выделить ряд системных проблем внутриотраслевого характера, обуславливающих недостаточный уровень инвестиционной привлекательности отрасли, а именно:

Проблемы сбыта, включая:

  1. высокие риски организации сбыта готовой продукции, в том числе сезонные колебания и укрепление конкурентов из других регионов России;
  2. недостаточную эффективность маркетинговой политики предприятий по выходу на внутрироссийский рынок, рынки стран СНГ, Центральной и Юго-Восточной Азии;
  3. отсутствие в регионе комплексной практики анализа тенденций, предпосылок и перспектив развития целевых рынков лесной продукции;
  4. особенности структурной и тарифной политики ОАО «РЖД» негативно влияющей на уровень ценовой конкурентоспособности продукции лесоперерабатывающих предприятий ХМАО-Югры на межрегиональных российских и зарубежных рынках.

Проблемы территориального размещения предприятий, связанные с исторически сложившимися особенностями хаотичного размещения лесопромышленных производств и высокой концентрацией лесоперерабатывающих мощностей на территории трех районов - Советского, Кондинского и Октябрьского.

Технологические и производственные проблемы, в том числе:

  • низкий уровень освоения расчетной лесосеки;
  • значительное истощение доступной лесосырьевой базы;
  • отсутствие резерва лесоперерабатывающих мощностей, недостаточная доля высокотехнологичного оборудования и современных технологий;
  • неэффективные решения при выборе лесозаготовительных технологий (приобретенные в прошлые периоды лесозаготовительные комплексы в полной мере не оправдали эксплуатационных ожиданий);
  • низкий уровень производственной кооперации между предприятиями;
  • высокий уровень технологической неоднородности производства, недостаточная степень технологической унификации оборудования на разных предприятиях и, как следствие, высокая стоимость комплексного сервисного обслуживания лесозаготовительной техники;
  • недостаточное внимание к развитию производств, связанных с использованием мягколиственной древесины и отходов деревообработки;
  • наличие устаревших технологий лесопереработки (в отдельных случаях высокий износ основных фондов и технологическая отсталость);
  • высокая энергоемкость производства.

Проблемы кадров и инфраструктурного развития, среди которых:

  • отсутствие земельных участков под индивидуальное жилищное строительство с подготовленной инфраструктурой, влияющее на невысокие объемы производства в сфере деревянного домостроения;
  • выбытие квалифицированной рабочей силы в другие отрасли экономики, в том числе ввиду неконкурентного уровня оплаты труда;
  • отсутствие комплексной системы подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации кадров.

Результаты проведенного авторами анализа показывают необходимость комплексного решения системных проблем развития лесопромышленной отрасли ХМАО-Югры. Актуальной задачей региональной промышленной политики является повышение экономической эффективности работы лесопромышленных предприятий за счет развития лесосырьевой базы, оказания государственной поддержки лесообрабатывающим производствам высокой степени переработки и формирования целевых рынков сбыта лесной продукции.

Существенным фактором обеспечения эффективности и действенности промышленной политики авторы считают решение задачи формирования комплексной организационной системы взаимодействия органов государственной исполнительной власти и хозяйствующих субъектов, в рамках которой необходим согласованный учет особенностей:

  • организационно-технологического уровня развития отрасли;
  • нормативно-законодательной базы регулирования лесного хозяйства и развития лесопромышленного комплекса на территории ХМАО- Югры;
  • территориального расположения ресурсной базы, обрабатывающих предприятий и дорожной сети [6];
  • цикличной структуры этапов бюджетного процесса и сезонного характера технологических процессов в отрасли.

Возможным вариантом адекватного формально-логического описания модели может быть рассмотрение в рамках единой управляющей системы двух подсистем - системы управления (СУ: органы государственной власти ХМАО-Югры) и объекта управления (ОУ: лесопромышленный комплекс).

При построении концептуальной схемы экономико-математической модели выбора оптимального варианта промышленной политики, реализуемой СУ, как процесса организации оптимального взаимодействия СУ и ОУ авторы предлагают опираться на следующие технологии:

  1. построение единого информационного пространства СУ;
  2. сценарный подход к анализу процесса управления;
  3. анализ безубыточности, метод затраты-выпуск;
  4. совокупная стоимость владения;
  5. вероятностный анализ рисков и модель реальных опционов.

Рассмотрим подробнее особенности применения вышеуказанных технологий для моделирования промышленной политики поддержки развития лесопромышленного комплекса ХМАО-Югры.

Построение единого информационного пространства СУ. Иерархическое многоуровневое [pe] описание факторов среды и элементов ОУ различной организационной [pe]s, пространственной [pe]p и временной [ pe]t структуры позволяет применить дискретную кодировку постановки оптимизационной задачи и формализации критериев отбора допустимых вариантов.

Модель организационной структуры отрасли включает большое количество малых предприятий, общая численность которых постоянно меняется. В этой связи рассматривать каждое из них в отдельности не целесообразно. В целях моделирования достаточно рассматривать «типового представителя» [0]s0 и суммарные характеристики в целом по сегменту. В число крупных и средних предприятий входит в настоящее время до 10 организаций, при этом 7 крупнейших компаний выпускают более 86% лесной продукции автономного округа. А ОАО «ЮЛХ» представляет собой холдинговую структуру, включающую полный производственный цикл - от освоения и восстановления лесов до выпуска высокотехнологичной лесной продукции. В составе этого холдинга производственно - хозяйственную деятельность осуществляют 4 предприятия:

ООО «ЮграТранСервис» (заготовка лесопродукции в объеме до

6 млн. куб. м в год);

ОАО «ЛВЛ Югра» (завод по выпуску шпонированного ЛВЛ- бруса производственной мощностью 39 тыс. куб. м/год и каркасно/панельных конструкций для малоэтажных форм застройки - 20 тыс. кв. м/год);

ООО «Лесопильные заводы Югры» (предприятие, объединяющие четыре лесозавода общей производственной мощностью 0,18 млн. куб. м/год);

ООО «ЛВЛ-СтройПроект» (предприятие, осуществляющее застройку на территории ХМАО-Югры по каркасно/панельным технологиям с применением товаров и материалов, производимых на предприятиях, входящих в состав ОАО «ЮЛХ»).

Сценарный подход к анализу процесса управления.

Технология дерева решений [7] предполагает применение для анализа распределенных по времени этапов взаимодействия управляемой системы и внешней среды разграничение по мере влияния на состояние самой системы двух процессов: исходов и альтернатив. Исходы отражают представления о влиянии неопределенностей и факторов неподконтрольных СУ. В частности, именно исходами описываются, как условия реализации промышленной политики, так и результаты, непосредственно не зависящие от ее реализации и действий органов государственной власти. Результаты процесса управления, как фактически достигнутое состояние СУ и ОУ, должны допускать сопоставление с ранее заявленными целями и, следовательно, описываться в сопоставимых показателях.

Понятие альтернативы, как одного из взаимоисключающих способов действия, описывает варианты действий СУ. В данном случае содержательно сценарный подход к формированию вариантов промышленной политики может опираться на обобщенное представление о предпочтительном выборе субъектом, принимающим решения, определенной стратегии поведения (консервативная стратегия, ориентированная на выживание в конкурентной среде; революционная стратегия, ориентированная на перестроение ОУ для получения максимально возможного значения целевого результата без учета рисков сопровождающих этот процесс; эволюционная стратегия, предполагающая последовательную модернизацию ОУ с пошаговым выделением элементов [pe-k]s ОУ, изменение которых наиболее эффективно на каждом шаге). Следует отметить, что не существует универсального рецепта, позволяющего определить наилучшую стратегию поведения независимо от условий, в которых осуществляется процесс управления.

Наряду с приведенными в Таблице 1 факторами, влияющими на условия функционирования лесной отрасли региона, необходимо также учитывать факторы неопределенности внешней среды, связанные со среднегодовым курсом рубля к бивалютной корзине, уровнем инфляции, объемом теневого сектора, прогнозным уровнем точности информации.

Расчетными показателями, определяемыми на основе эконометрического анализа в зависимости от выделенных факторов и описывающими условия работы отраслевого комплекса, являются объем годового консолидированного бюджета региона; объем бюджетных средств, направляемых на поддержку лесопромышленного комплекса; величина платежеспособного спроса на лесную продукцию на территории ХМАО-Югры.

Результаты процесса управления в соответствии с утвержденными критериями в ходе реализации государственной программы ХМАО-Югры по развитию лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса [5] представляют следующие целевые показатели:

индекс обработки древесины и производства изделий из дерева в

г. - 105,0% (до 2020 г. - 103,9%);

среднеотраслевая выработка на одного работающего в 2016 г. - 2,4 млн. рублей (до 2020 г. - 3, 2 млн. рублей);

создание высокопроизводительных рабочих мест в результате реализации инвестиционных проектов в 2016 г. - 25 единиц (до 2020 г. - 300 единиц);

объем инвестиций, направленных на реализацию инвестиционных проектов в лесопромышленном комплексе региона в 2016 г. - 535,00 млн. рублей (в 2020 г. - 585,00 млн. рублей);

поступление в бюджет автономного округа налоговых доходов от реализации инвестиционных проектов в лесопромышленном комплексе в 2016 г. - 43,0 тыс. рублей (в 2020 г. - 135 млн. рублей).

Условия. Внешние факторы.
Условия. Внутренние факторы.
Среднесезонная температура (лето/зима)
Районы с развитым ЛПК. Транспортное обеспечение и мера доступности
Среднесезонный уровень осадков (лето/зима)
Доля расходов регионального и местных бюджетов на поддержку лесопромышленного комплекса
Среднегодовой уровень цен на нефть
Структура лесопромышленного комплекса по размерам предприятий и объемам производства и отгрузки продукции
Суммарный объем добычи углеводородов в округе
Средний уровень зарплат в промышленности ХМАО-Югры
Объем инвестиционной программы добывающих компаний, работающих в округе
Средний уровень заработной платы в лесопромышленном комплексе ХМАО-Югры
Объем федеральной поддержки промышленности округа
Уровень налоговой нагрузки

Таблица 1

Анализ безубыточности, метод затраты-выпуск [8].

При анализе эффективности мер государственной поддержки принципиальным является вопрос определения результативности осуществленных мероприятий. Авторам представляется, что одним из возможных вариантов решения этой проблемы является укрупненное рассмотрение отрасли в целом с иерархическим выделением структурных организационных единиц. В этом случае анализ эффективности мероприятий промышленной политики следует проводить в стоимостных единицах отдельно для мелких и крупных субъектов экономической деятельности. Отметим, что заинтересованность крупных производителей в государственной поддержке инвестиционных проектов приводит к большей информационной открытости всего процесса. Анализ соотношения суммарных затрат и выручки, проведенный в целом по отрасли, может служить индикатором наличия и объема реализуемых теневых бизнес-схем.

В Таблице 2 приведены данные по производству готовой продукции в лесопромышленном комплексе ХМАО-Югры. Для осуществления адекватного анализа эффективности работы отраслевого комплекса необходимо дополнить представленную информацию данными о потенциальных

объемах регионального спроса, структуре реализации товарной продукции собственного производства, объемах поставок из других регионов и по импорту.

Совокупная стоимость владения (ССВ/ГСО).

При анализе и разработке мер государственной поддержки развития лесопромышленного комплекса на очередной период необходимо в составе плановых расходов учитывать затраты, связанные с последствиями реализации мероприятий прошлых периодов. Особенно это касается предприятий с отрицательной рентабельностью, но выполняющих градообразующие функции. В этом случае региональный бюджет на достаточно продолжительное время в части определенных расходов, связанных с осуществлением поддержки таких предприятий, может становиться зависимым от ранее принятых решений (далеко не всегда эффективных).

Показатели производства
Январь-июнь
2015г.
Январь-июнь
2014г.
%
пиломатериалы, тыс. куб. м
141,4
150,5
-6,1
ДВП, тыс. куб. м
19,4
25,2
-23
ДСП, тыс. куб. м
80,5
62,4
+29
Шпонированный брус ЛВЛ, куб. м
2481
1101
+125,3
Фанера клееная, тыс. куб. м
6,7
10,0
-32,6
Пеллеты, тыс. тн
11,7
11,0
+6,3
Щепа технологическая, тыс. куб. м
88,5
82,8
+6,9

Таблица 2

В этом случае возможным вариантом при принятии текущего решения по инвестиционным проектам является применение показателя аналогичного по структуре ССВ отраслью. Поскольку государство в лице субъекта Федерации в большинстве инвестиционных проектов не является их прямым участником (см. Мероприятие 2.4 ниже), то применение стандартных дисконтированных показателей вряд ли оправдано, тем более для

проектов явно выраженной социальной направленности. В этом случае применение показателя ССВ может обеспечить объективное соизмерение полученного социального эффекта и расходов будущих периодов. Таким же образом можно учесть влияние государственных инвестиций в развитие инфраструктуры и мер косвенной государственной поддержки на развитие лесопромышленного комплекса.

В рамках государственной программы ХМАО-Югры по развитию лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса [5] субъектам лесного предпринимательства в настоящее время доступны следующие формы прямой государственной поддержки в виде субсидий из бюджета автономного округа:

для мелких производителей (затраты в рамках планового периода):

  • мероприятие 2.3. Предоставление субсидий из бюджета автономного округа субъектам малого предпринимательства в сфере лесопромышленного комплекса на возмещение части затрат на развитие материально-технической базы;
  • для крупных производителей (затраты в рамках планового периода): мероприятие 2.4. Предоставление инвесторам субсидий из бюджета автономного округа на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам для реализации инвестиционных проектов в лесопромышленном комплексе автономного округа;
  • для крупных производителей субсидии на стимулирование спроса (затраты планового периода вследствие ранее принятых решений): мероприятие 2.7. Предоставление субсидий из бюджета автономного округа на производство пиломатериалов по ГОСТ 26002-83, пиломатериалов обрезных транспортной влажности до 22% на их реализацию;
  • мероприятие 2.9. Предоставление субсидий из бюджета автономного округа на производство древесноволокнистых плит (ДВП) на их реализацию;
  • мероприятие 2.10. Предоставление субсидий из бюджета автономного округа на производство фанеры хвойной, бруса ЛВЛ на их реализацию;
  • мероприятие 2.13. Предоставление субсидий из бюджета автономного округа на производство биотоплива (гранул, брикетов) на их реализацию;
  • мероприятие 2.14. Предоставление субсидий из бюджета автономного округа на производство готовых объектов деревянного домостроения на их реализацию.

Значительный эффект на процессы развития лесопромышленного комплекса оказывают информационная обеспеченность и инфраструктура. С одной стороны, многие мероприятия в этой части предполагают дополнительные инвестиции.

Однако, помимо таких мероприятий, в первую очередь, связанных со строительством и содержанием лесных дорог, также требуется регулярная организационная, методическая и нормативная работа, направленная на:

  1. развитие системы текущего мониторинга состояния лесных массивов и статистико-аналитического обеспечения развития отрасли;
  2. формирование и реализацию единых принципов технической политики в ХМАО-Югре для снижения затрат на ремонты и эксплуатацию техники;
  3. поддержку формирования пула постоянных поставщиков техники и централизованного фонда запчастей.

В Таблице 3 отражено участие арендаторов лесных участков в строительстве дорог противопожарного назначения в лесопромышленных районах ХМАО-Югры в 2015 году.

Таблица 3

Строительство и содержание дорожного фонда в лесопромышленных районах ХМАО-Югры в 2015 году

Мероприятие
Объемы по лесному плану, км
Факт гос. контракт, км
Факт
аренда,
км
Строительство дорог противопожарного назначения
18
3
22,28
Реконструкция дорог противопожарного назначения
9
3,5
26,57
Содержание дорог противопожарного назначения
9
6,7
9,7

Среди мероприятий, оказывающих косвенную поддержку развитию лесопромышленного комплекса, можно назвать следующие:

  1. проведение ориентированных научных исследований и ОКР;
  2. развитие социальной инфраструктуры в лесопромышленных районах, включая дистанционные технологии информационного обеспечения и связи;
  3. развитие системы лесного образования и технической информации для специалистов лесной промышленности.

Вероятностный анализ рисков и модель реальных опционов.

Учитывая высокий уровень волатильности рынков, процедуры анализа рисков, прежде всего, при реализации инвестиционных проектов, требуют к себе особого внимания. Сегодня одним из наиболее эффективных подходов при анализе рисков является применение в качестве меры рискованности так называемого VаR-критерия (квантили). В содержательном плане использование этого показателя предполагает иное понимание понятия риска в сравнении с обычно используемым показателем стандартного отклонения. В данном случае рассматривается вероятность возникновения крупных потерь, что является особенно оправданным при реализации крупномасштабных проектов с привлечением, в том числе, и внешнего финансирования. Другой важной идеей современного инвестиционного анализа является включение в инструментарий априорного анализа метода реальных опционов.

Этот подход, сформированный на материалах анализа финансовых рынков, позволяет расширить возможности адаптивного принятия решений за счет просчета в ходе предварительного анализа нескольких вариантов решений, каждое из которых является оптимальным при соответствующем сочетании внешних условий. В частности, определяются затраты на обеспечение возможности реализации каждого из соответствующих вариантов, а также критерии условий и предельного момента принятия решения о реализации имеющихся вариантов.

В работе [9] приведено достаточно естественное условие расчета реального опциона для решения вопроса о финансовой поддержке клиента банка. При соответствующей доработке данное условие, по мнению авторов, можно использовать при организации процедур государственной поддержки промышленности.

Предложенная концепция экономико-математического моделирования оценки эффективности промышленной политики на уровне региона позволит повысить качество аналитического аппарата принятия управленческих решений и может быть использована для оценки эффективности государственной поддержки отраслей промышленного комплекса и, в первую очередь лесной промышленности, в регионах Российской Федерации.

Список использованных источников

Стариков, Е. Н. Стратегические направления и структурные приоритеты развития потенциала машиностроительного комплекса Свердловской области // Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами / под ред. С. С. Чернова. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2008. - 0,6 п. л.

Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»;

Соглашение о взаимодействии в области лесных отношений между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.08.2015 № ИВ- 21/63 согл;

Стариков Е. Н. Подходы к разработке модели формирования экономического потенциала отраслевого комплекса // Проблемы развития предприятий: теория и практика: материалы VI Междун. научно - практической конфер. Самара: Изд-во Самарского гос. экон. ун-та, 2007. Ч. 2. - 0,15 п. л.

Государственная программа «Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014-2020 годы».

Лесной план Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Постановление Губернатора автономного округа от 29.12.2008 № 190).

Левитин А. В. Алгоритмы. Введение в разработку и анализ — М.: Вильямс, 2006. —576 с. — ISBN 978-5-8459-0987-9

Финансовый менеджмент: теория и практика. Под ред. Стояновой Е.С. 2010, 6-е изд., 656с.

S.Podluzhnyy, S.Kruglikov Searching for the Credit Portfolio Structure and Building Portrait of Prospective Borrower // 16th IFAC Workshop on Control Applications of Optimization (САО-2015) Garmisch- Partenkirchen, Germany, 6-9 October 2015. Ed. S. W.Pickl and M. Zsifkovits. IFAC-PapersOnLine Volume 48, Issue 25, Pages 231-235. doi.org/10.1016/j.ifacol.2015.11.092

Evgeniy Starikov,

Candidate of Economic Sciences, associate professor,

The Ural State Forest Engineering University Ekaterinburg, Russia

Sergey Kruglikov,

Candidate of Physico-Mathematical Sciences, associate professor,

Graduate School of Economics and Management,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: s.v.kruglikov AT urfu.ru Ekaterinburg, Russia

Alexandra Terlyga,

postgraduate,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: a.f.terlyga AT urfu.ru Ekaterinburg, Russia

ON THE ECONOMIC AND MATHEMATICAL MODELING OF THE SYSTEM OF STATE SUPPORT FOR THE TIMBER INDUSTRY IN KHANTY-UGRA

Abstract:

The article discusses the conceptual issues of economic and mathematical modeling the forecast of effectiveness of industrial policy at the regional level. The study is based on the previously proposed technique of formation of industrial policy in the sectoral and territorial aspect. The analytical tools for assessing the effectiveness of state support for the timber industry are examined on sample of Khanty - Ugra region.

Key words:

System of state support, industrial policy, timber industry, economic and mathematical modeling, scenario approach, effectiveness.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ