СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Ключевые слова: Концессия, концессионные соглашения, государственно-частное партнерство, привлечение инвестиций.


Развитие социальной инфраструктуры неразрывно связано с развитием национальной экономики в целом. Государство заинтересовано в повышении эффективности бюджетных расходов в различных отраслях экономики, в том числе и в социальной сфере. Привлечение частных инвестиций, использование рыночных инструментов инвестирования, к примеру, финансового инжиниринга в рамках государственно-частного партнерства способствует эффективному управлению государственной собственности или оказанию услуг на взаимовыгодных условиях.

Концессии как инструмент привлечения частных инвестиций представляют собой систему договоров между государством и частным инвестором в отношении государственной или муниципальной собственности или монопольных видов деятельности. Таким образом, предметом (и одним из отличительных признаков) концессии является государственная или муниципальная собственность, а также вид хозяйственной деятельности, на который распространяется монополия государства. Различные теории концессий под данной категорией понимают акт, посредством которого государство наделяет частное лицо правом участвовать в осуществлении некоторых из своих функций в хозяйственной сфере.

Эволюционное развитие концессионных соглашений, механизмов и инструментов нашло отражение в современной концессионной политике, как на уровне государства, так и на региональном уровне. Концессия применялась в различные исторические периоды как одна из первых форм договорных отношений, предшественником концессии был откуп. В Древней Греции, Риме, Иране применялся первый откуп в условиях натурального хозяйства, неразвитости кредитных отношений, коммуникаций, финансовых затруднений государства. На рисунке 1 представлена эволюционная парадигма развития концессионных соглашений в мировой практике.

В условиях волатильности рынка целесообразность применения концессий определяется наличием правовой базы, регулирующей порядок заключения и исполнения концессионных соглашений, а также возможность применения отдельных механизмов государственной поддержки и инструментов государственно-частного партнерства, в том числе привлечение инвестиций посредством выпуска концессионных облигаций.

В Российской Федерации основой правового статуса концессии является Федеральный закон от 21.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», регулирующий отношения корпоративного сектора и государства в части концессионного бизнеса. Кроме этого, безусловно, к нормативно-правовой базе концессий относятся Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Постановления Правительства РФ об утверждении типовых концессионных соглашений в отношении систем коммунальной инфраструктуры, банков, объектов здравоохранения, объектов культуры, спорта и туризма, метрополитена и другого транспорта общественного пользования, гидротехнических сооружений, морских и речных судов

[1,7].

По данным Центра развития государственно-частного партнерства на 01.03.2015 г. были проанализированы нормативно-правовые акты в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП) на региональном и местных уровнях. Оценка проводилась на предмет принятия инвестиционных меморандумов, программ, стратегий, в которых обозначаются механизмы привлечения инвестиций на основе государственно-частного партнерства. В рамках развития регионального законодательства о государственночастном партнерстве в РФ в 68 субъектах Российской Федерации приняты региональные законы о ГЧП, в 13 субъектах РФ данные законы не приняты, в 4 субъектах РФ региональные законы о ГЧП находятся в проектном статусе. Наличие данной законодательной базы свидетельствует о том, что в принципе существует некий сегмент институциональной среды, регулирующий концессионные отношения в рамках развития государственно-частного партнерства. Безусловно, не во всех субъектах РФ существует эффективная институциональная среда, это конечно негативно влияет на привлечение инвестиций в концессионные проекты и не позволяет выстроить единую концессионную политику субъекта по развитию государственно-частного партнерства.

Рис. 1. Эволюционная парадигма развития концессионных соглашений в мировой практике

В условиях ограниченных бюджетных возможностей проводимая в России политика развития инфраструктуры характеризуется все большим акцентом на внебюджетные источники финансирования. Вследствие этой тенденции при строительстве и модернизации объектов инфраструктуры особую роль приобретают долгосрочные модели государственно-частного партнерства на основе концессий [6].

В рамках проведенных исследований, выделены четыре ключевые отрасли, в которых реализуются концессионные проекты в части коммунальной, транспортной, социальной и энергетической инфраструктуры. На рис. 2 представлена совокупность концессионных проектов России в отраслевом разрезе, наибольшее количество проектов реализуется в коммунальной сфере (33,1%), практически на одной позиции находятся социальная сфера (28,2%) и энергетическая - 27,8%, в транспортной сфере меньше всего реализуется концессионных соглашений на основе ГЧП и составляет в общей совокупности 10,9%. Данная ситуация обусловлена наиболее приоритетными задачами как на федеральном, так и на региональном уровне долгосрочного социально-экономического развития.

194
165
163
64

I 250

£

£

! 200

Социальная инфраструктура Транспортная инфраструктура Энертгетическая инфраструктура Коммунальная инфраструктура

150

100

50

Рис. 2. Концессионные проекты РФ в отраслевом разрезе [4]

Проекты государственно-частного партнерства, реализуемые в регионах Российской Федерации в социальной сфере, подразделяются на формы и этапы их осуществления.

По формам ГЧП подразделяются на:

  1. договора аренды с инвестиционными обязательствами - 24 договора (14,5%);
  2. контракты жизненного цикла (в настоящее время отсутствуют);
  3. концессионные соглашения - 67 концессии (40,6%);
  4. соглашения о ГЧП - 74 соглашение (44,9%).

В социальной инфраструктуре реализуются концессии в здравоохранении, образовании, культуре, спорте и туризме. Наибольшее количество концессий реализуется в сфере здравоохранения. В настоящее время это одна из перспективных сфер для заключения концессионных соглашений. Система здравоохранения имеет особую значимость для применения концессионных соглашений. Модернизация данной сферы, увеличение расходов в общественном здравоохранении, а также усиление роли частного сектора, приводит к расширению возможностей для государственночастного партнерства в целом.

Зарубежная практика имеет огромный опыт использования инструментов государственно-частного партнерства в ходе реформ здравоохранения в США, Испании, Великобритании, Германии, Нидерландах, Турции, ОАЭ, ЮАР Китае, Малайзии, Австралии, Индии, Сингапуре.

В настоящее время в России осуществляется ряд концессионных проектов в области объектов системы здравоохранения, которые находятся на разных стадиях реализации: конкурсная процедура, строительство, реконструкция, создание (таблица 1).

Во всех представленных концессионных проектах здравоохранения отсутствует прямое софинансирование со стороны государства.

Что касается объектов спорта и туризма социальной инфраструктуры можно говорить о большой заинтересованности частного инвестора участвовать в создании и реконструкции объектов данного кластера. Сфера также характеризуется высокой инвестиционной привлекательностью, что обусловлено большим износом основных фондов в субъектах РФ.

В условиях финансового и экономического кризиса такой инструмент как концессия должен стимулировать более активное использование инвестиционных возможностей государственной власти и частного бизнеса, привлечение средств непосредственно в регионы, эффективное использование как государственного, так и муниципального имущества. Оптимальным является вовлечение региональных и муниципальных органов власти в развитие концессий: у них имеются достаточные полномочия, а также знание специфики собственной территории.

Разные модели концессий в системе договоров находятся между приватизацией и функционированием государственного предприятия.

Они отличаются от аренды разделением рисков, участием государства, передачей некоторых государственных функций [5].

Концессионный
проект
Стадия
концесси
онного
проекта
Срок
концес
сионного
проекта
Условие о концессионной плате
1
2
3
4
Чебоксары 2013. Диагностический центр БУ «Республиканская клиническая больница»
создание
13 лет
Размер: 10.000 руб.
Порядок оплаты: единовременная выплата в течение первого года эксплуатации объекта концессионного соглашения
Москва 2012. Объект здравоохранения
реконст
рукция
49 лет
Размер: не менее 1 000 000
руб.
Порядок оплаты: начальный разовый фиксированный платеж, вносимый в течение 30 рабочих дней с момента полписания соглашения.
Новосибирск 2009. Помещения в здании роддома
реконст
рукция
22 года
Размер: устанавливается на основании протокола конкурсной комиссии о результатах проведения конкурса или на основании решения конце- дента о заключении соглашения.
Казань 2010. Медицинский центр, осуществляющий деятельность в области охраны и восстановления репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий
создание
10 лет
Размер: 1 000 000 руб. Порядок оплаты: единовременная выплата в течение 3 месяцев со дня заключения соглашения.

Таблица 1

Окончание табл.1

1
2
3
4
Казань 2012.
Центр амбулаторного гемодиализа.
рекон-
струк-
ция
7 лет
Размер: 30% от чистой прибыли, полученной концессионером в результате реализации соглашения, определяемой на основании отчета о деятельности концессионера и отчета о прибылях и убытках. Порядок оплаты: ежегодно
Казань 2013. Объект здравоохранения.
рекон-
струк-
ция
15 лет
Не установлены
Тверь 2012.
Детская поликлиника на 200 посещений в смену.
созда
ние
12 лет
Размер: 10.000 руб. Порядок оплаты: единовременная выплата в течение первого года эксплуатации объекта соглашения.

В настоящее время региональная инфраструктурная модель на основе концессии имеет возможность осуществления платежей концендента в отношении всего перечня объекта концессионного соглашения.

Для региональной концессионной политики можно выделить следующие преимущества концессионных соглашений:

  • привлечение частных инвестиций для строительства, реконструкции и эксплуатации дорогостоящих инфраструктурных объектов при отсутствии бюджетных средств;
  • использование управленческого опыта, технологий и профессиональных компетенций частного инвестора для реализации сложных инфраструктурных проектов;
  • распределение рисков по развитию отдельных объектов концессии между государством и частным инвестором;
  • формирование благоприятного инвестиционного климата региона и привлечение инвесторов в развитие объектов инфраструктуры государственной собственности.

По данным Рейтингового агентства «Эксперт» средний уровень инвестиционной привлекательности российских регионов незначительно вырос. Рост инвестиционной привлекательности российских регионов повлиял на средний уровень развития государственно-частного партнерства в регионах РФ. По итогам 2014 года он вырос на 0,9% и составил 35,9%, что на 6,3% ниже установленного целевого значения уровня развития ГЧП в регионах РФ. В таблице 2 представлены целевые значения уровня развития государственно-частного партнерства в регионах РФ по Уральскому федеральному округу [2].

Таблица 2

Целевые значения уровня развития государственно-частного партнерства в регионах Уральского федерального округа (в процентах)

п/п
Субъект РФ
2013
2014
2015
2016
2017
2018
1
Курганская
область
27,5
35,6
43,8
52,0
60,1
68,3
2
Свердловская
область
52,6
60,4
68,3
76,1
83,9
91,8
3
Тюменская
область
27,0
36,5
46,0
55,5
65,0
74,5
4
ХМАО-Югра
39,0
47,8
56,6
65,5
74,3
83,1
5
Челябинская
область
33,0
42,5
52,0
61,5
71,0
80,5
6
ЯНАО
27,4
36,9
46,4
55,9
65,4
74,9

На основании проведенного анализа, можно сделать следующие выводы, что основными факторами, влияющими высокий уровень реализации концессионных соглашений в региональной практике является наличие:

  1. адекватной нормативно-правовой базы, регулирующей порядок и принципы заключения концессии, конкурсная процедура, сроки и ответственные субъекты;
  2. институциональной среды в сфере ГЧП - это специализированные государственные органы или структуры, обладающие компетенциями по разработке и сопровождению концессионных проектов;
  3. стабильной конъюнктуры в регионе и отсутствие политических рисков, которые могут негативно повлиять на процесс выполнения концессионного соглашения;
  4. конкуренции между частными инвесторами, способными участвовать в реализации концессии (прозрачные конкурсные процедуры и выбор эффективного инвестора);
  5. стратегии развития инфраструктуры субъекта РФ, в том числе программы привлечения инвестиций и применения механизмов государственно-частного партнерства.

В настоящее время многими учеными рассматриваются основные меры государственной поддержки частного бизнеса в различных субъектах Российской Федерации, выявляются проблемы и формулируются дополнительные условия привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты регионов на основе концессионных соглашений [8,9].

Таким образом, региональная концессионная политика в основном направлена и сконцентрирована в области финансирования на корпоративный сектор экономики, поскольку государство не имеет средств полноценно участвовать в крупномасштабных региональных инвестициях, т. к. существуют определенные финансовые ограничения. В связи с этим с точки зрения государства привлечение частных инвестиций в рамках концессионного соглашения - это стратегическое и перспективное направление государственной инвестиционной политики, обоснованное в первую очередь снижением государственных инвестиционных расходов.

Список использованных источников

Федеральный закон от 21.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях в Российской Федерации»

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.04.2015 г. №570-р

Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в России. М.: НП «Центр развития ГЧП», 2014.

Рейтинг регионов России по уровню развития государственночастного партнерства 2014-2015. М.: НП «Центр развития ГЧП»,

2015.

Голышев Г.А. О применении динамических моделей распределения риска дохода в концессионных соглашениях // Экономический анализ: теория и практика, № 23, 2015. С.55-67.

Голышев Г.А. Платежный механизм концессионных соглашений и его влияние на чистую приведенную стоимость инфраструктурных проектов//Финансовая аналитика: проблемы и решения, №33, 2014. С.53-62.

Грибова Е.В. Концессии как один из инструментов устойчивого рос- та//Экономический анализ: теория и практика, № 10, 2014. С.34-43.

Захарова ЖА. Оптимизация условий для привлечения частных инвестиций в инфраструктуру региона//Региональная экономика: теория и практика, №22, 2014. С.49-57.

Литвяков С.С. Контракты жизненного цикла как наиболее перспективный механизм финансирования проектов государственночастного партнерства в сфере транспортной инфраструкту- ры//Финансы и кредит, №44, 2013. С.73-81.

Юзвович Л.И. Концессии как инструмент государственно-частного партнерства в инвестиционной сфере// Вестник УрФУ. Серия Экономика и управление, №2, 2011. - С. 110-124.

Юзвович Л.И. Концессионный механизм как инструмент государственной инвестиционной политики в современных условиях// Вестник Самарского государственного экономического университета, № 2 (76) 2011. - С.101 -115.

Юзвович Л.И. Концессионная модель интегрированного инвестиционного процесса в современной экономике// Журнал «Экономические науки», № 2 (75), 2011. - С.287-292.

Юзвович Л.И. Иностранный концессионный капитал в период новой экономической политики// Журнал «Финансы и кредит», № 45 (525), декабрь, 2012 г.

Larisa Yuzvovich,

professor of financial markets and insurance, doctor of economic sciences,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: yuzvovich AT bk.ru Ekaterinburg, Russia

FEATURES OF THE CONCESSION POLICY FOR THE DEVELOPMENT OF REGIONAL INFRASTRUCTURE IN THE SOCIAL SPHERE

Abstract:

The article is devoted to the main aspects of the implementation of the concession policy for development of the regional infrastructure of the national economic system. In the article great attention is paid to the advantages of concession models for the subjects of the Russian Federation. The emphasis is on the social sphere as one of the most promising directions for the conclusion of concession agreements with the accumulated "background" financial practices. Discusses the application of concession agreements in relation to health facilities. The author demonstrates a deep knowledge of the material and glance for a fixed pool of factors affecting the development of the regional mechanism of concession agreements.

Key words:

Concession, concession agreements, public-private partnership, attraction of investments.

ЭФФЕКТИВНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА — ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНА








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ