СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Подходы к оценке стоимости интеллектуального потенциала предприятия


Аннотация:

В статье рассмотрена значимость нематериальных активов при оценке стоимости бизнеса. Раскрыто понятие внешне и внутренне созданные нематериальные активы, приведены условия приравнивания внутренне созданных нематериальных активов и интеллектуального потенциала организации. Статья подробно рассматривает интеллектуальный капитал организации и приводит характеристику обобщенных методов оценки последнего. Выявляются проблемы и искажения в финансовой оценке последних.

УДК: 336:662

Юдина Елена Александровна,

ассистент кафедры Финансовых рынков и страхования,

Высшая школа экономики и менеджмента,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: Helen-Judina AT mail.ru г.Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: Нематериальные активы, интеллектуальный потенциал, финансовая оценка активов.

В современном мире, развитие и углубление научных знаний во всех областях жизни человека, совершенствование производственных механизмов, быстрое внедрение научных открытий в обыденную жизнь ставят на первое место в развитии любой компании и государства активы, не имеющие материально-вещественной формы.

За последние десятилетия роль и значимость нематериальных активов для любого предприятия значительно возросла. В научном мире начались исследования и споры относительно методов и путей финансовой оценки нематериальных активов при определении котировок акций или общей стоимости предприятия. К настоящему моменту, в распоряжении оценщиков уже есть достаточное количество разнообразных путей определения стоимости данных активов. Однако ни один из предложенных вариантов измерения стоимости не является исчерпывающим.

Среда для формирования нематериальных активов, подразумевающие стойкие конкурентные преимущества для любой компании, создается индивидуально на каждом предприятии. В данном случае, само предприятие решает, как, и в каких условиях, они будут создаваться. Возможна покупка данных активов на стороне, то есть приобретение патентов или лицензий на производство конкретного вида продукции или совершенствования внутренних процессов организации. С другой стороны, внутренне созданные нематериальные активы имеют в своей основе больше индивидуальности и преимуществ для самой компании. Во-первых, целевое предназначение, то есть, актив создан сотрудниками, знающими изнутри все проблемы и узкие места организации. Во-вторых, имеется полная гарантия уникальности новаторских решений и их применимости на конкретном предприятии. В-третьих, стоимость внутренне созданных нематериальных активов, вероятно, будет меньшей, чем приобретение их на открытом рынке. В связи с вышеперечисленным, именно внутренне созданные нематериальные активы формируют стойкие и долгосрочные конкурентные преимущества.

В то же самое время, финансовая и бухгалтерская составляющая данных активов имеет в своей основе неразрешимые проблемы. Внешние нематериальные активы приобретены на открытом и конкурентном рынке, то есть цена их покупки априори является рыночной стоимостью и, соответственно, не возникает проблем с корректной постановкой их на бухгалтерский учет и отражением данной информации на стоимости компании (бизнеса). Созданные внутри организации нематериальные активы зачастую остаются исключительно локальными новаторскими решениями в той или иной области деятельности предприятия. Постановка на бухгалтерский учет строго определяется положением по бухгалтерскому учету 14/2007, который не только определяет достаточно узкий перечень нематериальных активов как таковых, но и накладывает условия признания активов в качестве нематериальных. Даже при прохождении всех вышеназванных ограничений, признание внутренне созданных нематериальных активов возможно исключительно по сумме понесенных на них расходов. То есть, создавая новаторский продукт, возможна ситуация заниженной стоимости в бухгалтерском учете и недостоверности, с точки зрения конкурентного рынка в финансовой отчетности, в следствии, искажение стоимости компании (бизнеса) в целом.

Остановимся более подробно на понятии нематериальных активов. Типичное определение последних: нематериальные активы претендуют на будущие выгоды, которые не имеют физического или финансового воплощения. В нормативно-правовой базе Российской Федерации под нематериальными активами подразумевается активы, не имеющие материально-вещественной формы и способные выполнить ряд условий (см. ПБУ 14/2007 п. 3) [1]. Общие примеры включают патенты, авторские договора, бренды, франшизы, аудиозаписи, программы для ЭВМ и др. Полный перечень всех нематериальных активов приведен в Положении по бухгал

терскому учету. С другой стороны, существуют активы, не соответствующие условиям и определению нематериальных активов, но приносящие организации существенные экономические выгоды. Включение их в состав нематериальных активов по нормам бухгалтерского учета, естественно, невозможно, однако, можно найти способы отражения их в финансовой отчетности компании и, соответственно, ее ценности.

Внутренне созданные нематериальные активы генерируются силами самого предприятия, то есть его сотрудников. За последние годы, в экономической теории прорабатывается вопрос о факторах, влияющих на создание данного рода активов. Одна из таких трактовок определяет следующие генерирующие элементы: человеческий капитал, внутренняя и внешняя структура компании [2]. Рассуждения Арабяна К. К. приводят к тому, что внутренне созданные нематериальные активы генерирует интеллектуальный потенциал компании (рис. 1.)

Интотеит^пьный потенциал

Информационные
ресурсы
1
Человеческий актив (формализованные знания)
Информ
акп
щюнные
{ВЫ

Информационный

капитал

Неосязаемый человеческий актив

Рис. 1. Интеллектуальный потенциал компании

Интеллектуальный потенциал (знания компании) это совокупность всех формализованных и не формализованных знаний компании и включающий в себя интеллектуальный, информационный и человеческий капитал [3]. Интеллектуальный капитал - вид капитала, включающий интеллект социального субъекта (человека, группы людей, организации, общества) и продукты его деятельности - информацию и знания обладающие новизной, имеющие социально экономическую ценность и обеспечивающие ему доход (благо) и конкурентные преимущества [4]. Тогда, коллектив (команда или группа) представляет собой обобщенный интеллектуальный субъект, а член коллектива - индивидуальный социальный субъект. Объединение интеллектов индивидуумов (интеллект группы) не является простой суммой индивидуальных интеллектов, а определяется экономическими, административными, технологическими и социально-

психологическими отношениями в группе. В индивидуальном понимании человеческий капитал рассматривается как неотчужденный интеллектуальный капитал человека, а также капитал его здоровья и трудовых отношений, немаловажный для экономики организации. При этом отчуждаемые от человека результаты его интеллектуальной деятельности относятся к организационному капиталу (общественному), а не к человеческому.

Отождествление в некоторой теоретической литературе интеллектуального потенциала компании и нематериальных активов позволяет проводить оценку одних и включать в полученную стоимость другие. С переориентацией мировой экономики на постиндустриальный тип общественного развития, ученые экономисты начали исследовать вопрос финансовой оценки или измерения интеллектуального потенциала компании. К настоящему моменту существует большое количество подходов к определению стоимости интеллектуального потенциала. Однако, не один из подходов не считается исчерпывающим, они конкурируют друг с другом не только по степени теоретический разработанности, но и по соответствию уникальности интеллектуальным ресурсам.

С точки зрения оценки, в мире с большей степени применяется доходный и затратный подходы к определению стоимости интеллектуального потенциала компании. Некомпетентность сравнительного подхода можно охарактеризовать специфическим характером интеллектуального потенциала, а именно, разной степенью образованности сотрудников, уникальностью отрасли, закрытостью информации и, в общем, невозможностью поиска аналогов для сравнения. Затратный подход в своей основе имеет принципы российского законодательства в сфере бухгалтерского учета, то есть стоимость интеллектуального потенциала тождественна расходам на его создание. Доходный подход представляет собой использование метода избыточных прибылей, метода преимущества в прибылях, метода освобождения от роялти и метода дисконтированных денежных потоков.

Кроме того, принято разделять методы оценки интеллектуального потенциала на группы: индикаторные методы, методы рыночной капитализации, методы рентабельности активов и методы, основанные на непосредственной денежной оценке различных составляющих интеллектуального потенциала [5].

Индикаторные методы основаны на выделении и расчете уровня отдельных индексов и индикаторов, оказывающих непосредственное влияние на объект оценки. При использовании данных методик финансовая оценка не осуществляется, результатом является уровень того или иного индикатора. Чаще всего подобные методики используют для диагностики и отслеживания уровня интеллектуального потенциала компании. Ярким примером является монитор И. К. Свейби и навигатор Скандиа.

Методы рыночной капитализации оценивают разность между рыночной ценой компании и суммой всех ее балансовых активов. другими словами, интеллектуальный потенциал приравнивается и отождествляется с гудвилом компании.

Методы рентабельности активов представляют собой разность между среднеотраслевой рентабельностью активов и рентабельностью на предприятии. Подразумевается, что эта разность и является положительным влиянием от использования интеллектуального потенциала компании на ее стоимость. Значение от деления среднего дохода предприятия до вычета налогов на материальные активы сравнивается с показателем для отрасли в целом. Для вычисления среднего дополнительного дохода от интеллектуального потенциала, полученная разность умножается на материальные активы предприятия. Далее путем прямой капитализации или дисконтирования получаемого денежного потока можно получить стоимость интеллектуального капитала предприятия.

Методы, основанные на непосредственной денежной оценке различных составляющих интеллектуального капитала. К этой категории относятся все методы, основанные на идентификации и оценке в деньгах отдельных активов или отдельных компонентов интеллектуального капитала. После того, как оценены отдельные компоненты интеллектуального капитала или даже отдельные активы, выводится интегральная оценка интеллектуального капитала предприятия. При этом совсем не обязательно оценки отдельных компонентов складываются. Могут применяться и более сложные формулы [6].

В целом, основной минус всех описанных методик оценки интеллектуального потенциала компании заключается в переходе от абстрактных и нематериальных элементов к их финансовым аналогам.

Процесс оценки любых нематериальных активов, и тем более интеллектуального потенциала компании является достаточно сложным и многогранным. Даже при современном развитии науки невозможно выбрать четкие и всеобъемлющие критерии перенесения нематериальных ценностей в финансовый эквивалент. При любой проводимой оценке всегда будут иметь место существенные допущения и ограничения выведенной реальной стоимости оцениваемого объекта. В то же самое время, работа в направлении оценки нематериальных активов в целом и их составляющих продолжается. Выводятся новые методики, включающие в себя теоретическую базу и эмпирические расчеты.

На современном этапе развития мировой экономики на лидирующие позиции компанию выводят преимущества, не имеющие в своей основе материально-вещественного воплощения. Все виды нематериальных активов могут создать стойкие и долгосрочные конкурентные преимущества бизнеса, особенной ценностью пользуется интеллектуальный потенциал организации, поскольку именно с его помощью генерируются идеи новых товаров и услуг. Правильная оценка и управление потенциалом позволит любой компании развиваться и завоевывать новые рынки сбыта.

Список использованных источников

Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов"

(ПБУ 14/2007) от 27 декабря 2007 г. N 153н п.3.

Роль нематериальных активов в создании ценности компании: теоретические и практические аспекты / Г аранина Т.А. // Корпоративные финансы - 2009. - №4. - С.82.

Методика оценки интеллектуальных активов: монография / К. К. Арабян. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2011. - С.7.

Дресвянников, В.А. Комплексная методология оценки человеческого интеллектуального капитала: монография / В .А. Дресвянников, О.В. Лосева. М. : КНОРУС, 2012. - 252 с. (С.4.)

Лукичева Л.И., Салихов М.Р. Подходы к оценке стоимости интеллектуального капитала организаций//Менеджмент в России и за рубежом, 2006, №4, С. 120.

Там же. С. 121.

Elena Yudina,

assistant department Financial markets and insurance,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: Helen-Judina AT mail.ru Ekaterinburg, Russia

APPROACHES TO ASSESSING THE VALUE OF INTELLECTUAL POTENTIAL OF AN ENTERPRISE

Abstract:

The article discusses the importance of intangible assets when assessing the value of the business. Opened concept externally and internally generated intangible assets, given the conditions of equating internally generated intangible assets and intellectual potential of the organization. The article examines in detail the intellectual capital of the organization and results of the generalized characterization methods for assessing the latter. Identify problems and distortions in the financial evaluation of the latter.

Key words:

Intangible assets, intellectual potential, financial evaluation of assets.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ