СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Современное состояние финансового обеспечения системы здравоохранения в российской федерации


Аннотация:

В статье представлен анализ современного состояния финансового обеспечения системы здравоохранения в Российской Федерации. Автором в работе изучена взаимозависимость уровня социально-экономического развития страны и финансирования системы здравоохранения; проанализированы источники финансирования системы здравоохранении, определена значимость софинансирования здравоохранения через систему добровольного медицинского страхования и оказание платных медицинских услуг.

УДК 336.5

Сидорова Светлана Михайловна,

магистр кафедры финансовых рынков и страхования,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: sidorova-cm AT yandex.ru г.Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: Здоровье, система здравоохранения, финансовое обеспечение, обязательное медицинское страхование, добровольное медицинское страхование.

Здоровье граждан как социально-экономическая категория представляет собой важный элемент национального богатства. Показатели здоровья населения находятся в прямой зависимости от состояния национального здравоохранения. Общество несет не только социальные, но и прямые экономические потери от заболеваний и преждевременной смертности трудоспособного населения. Даже минимальное колебание заболеваемости в сторону повышения или понижения - это миллиарды рублей недополученной или, наоборот, дополнительно произведенной продукции. На успешное функционирование системы здравоохранения прямое влияние оказывает система финансового обеспечения. Недофинансирование системы здравоохранения в настоящий момент сказывается на доступности и качестве медицинской помощи.

На протяжении последних 20 лет в Российской Федерации наблюдается неблагоприятная демографическая ситуация. Сокращение численности населения, начавшееся еще в 1992 г., продолжалось вплоть до 2009 г. В период 2000 - 2005 гг. ежегодные потери составляли в среднем 620 тыс.

человек, с 2010 г. в Российской Федерации численность населения начала возрастать и к 2014 г. достигла 143,7 млн человек.

Замедление темпов сокращения численности населения было достигнуто, главным образом, благодаря увеличению рождаемости и уменьшению смертности. За период 2000 - 2013 гг. ежегодная смертность сократилась с 2225,3 тыс. человек до 1871,8 тыс. человек, а рождаемость выросла с 1266,8 тыс. человек до 1895,8 тыс. человек. Таким образом, в

г. впервые за последние 20 лет в стране остановилась естественная убыль населения, и возобновился естественные прирост.

В конце 2011 г. был достигнут самый низкий показатель младенческой смертности за всю историю страны - 7,4 на 1 тыс. родившихся живыми [12]. Это позволило перейти с 2012 г. на международные критерии живорождения. Теперь врачи обязаны бороться за жизнь малышей, родившихся на сроке беременности от 22 недель с весом от 500 граммов. До этого времени в органах ЗАГСа регистрировали родившихся живыми с массой тела от 1000 граммов. Подобный переход для любой страны является серьёзным вызовом.

Общий коэффициент смертности, то есть число умерших от всех причин на 1000 человек, в среднем составляет 15. Этот коэффициент на сегодняшний день все еще остается в 1,3 раза выше, чем в «новых» странах ЕС (в Чехии 10,3; в Литве 13,7), и в 1,5 раза выше, чем в «старых» странах ЕС (в Германии 10,8; в Великобритании 8,9). Основной причиной смертности является высокий уровень заболеваемости населения.

Для снижения уровня заболеваемости необходимо совершенствование системы здравоохранения - это одно из главных условий успешной реализации стратегии социально-экономического развития страны, а стабильное хорошее состояние здоровья населения - важнейшая цель этого развития. В рамках совершенствования системы здравоохранения с 2012 г. Министерство здравоохранения активно занимается развитием профилактики неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной смертности как в нашей стране, так и во всём мире. Однако в настоящее время в Российской Федерации еще достаточно низкая профилактическая активность здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний.

Важнейшим индикатором эффективности здравоохранения любой страны является средняя продолжительность жизни лиц, страдающих хроническими заболеваниями. В Российской Федерации она составляет 12 лет, а в странах ЕС - 18 - 20 лет. Показатель ожидаемой продолжительности жизни является наиболее корректным измерителем уровня смертности и служит признанным индикатором качества жизни и здоровья населения. Его значение в существенной степени зависит от объема государственных расходов, выделяемых на оказание медицинской помощи и на здравоохранение в целом, а также от эффективности политики денежных доходов населения, развитости системы санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня профилактической активности населения. Современная история Российской Федерации убедительно показывает, что снижение государственной поддержки здравоохранения и ухудшение качества жизни населения приводят к значительному уменьшению средней продолжительности жизни.

Здоровье населения - важнейший фактор социального, культурного и экономического развития государства, непосредственно затрагивающий все сферы жизни общества. Процесс формирования и сохранения трудовых ресурсов, обеспечивающих рост уровня воспроизводства в экономике, напрямую зависит от состояния общественного здоровья и эффективности системы здравоохранения. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации выделяют охрану здоровья населения в качестве важнейшей государственной задачи, основного приоритета своей деятельности и одного из главных объектов социальной политики государства. Это подтверждается словами В.В. Путина в одном из интервью: «Наши цели в сфере здравоохранения хорошо известны. Это, прежде всего, улучшение обслуживания населения, наших граждан, улучшение их здоровья, повышение продолжительности жизни, снижение смертности, улучшение демографии. Решение всех этих задач имеет принципиальное значение для государства» [11].

Система здравоохранения является одной из сфер жизни общества, обеспечивающей возможность осуществления политических, экономических, научно-образовательных, лечебно-профилактических, управленческих и организационных мероприятий, направленных на реализацию права граждан на сохранение здоровья [9].

Для того чтобы медицина в нашей стране развивалась, необходимо увеличение финансирования системы здравоохранения. Так, расходы на здравоохранение в абсолютных цифрах в Российской Федерации в 2013 г. составляли 2,4 трлн руб., а в 2014 г. превысили 2,5 трлн руб. Согласно основным направлениям бюджетной политики в 2015 и 2016 гг. они вырастут до 2,7 и 3 трлн руб. соответственно. Несмотря на то, что в настоящее время наблюдается общая тенденция к снижению доли доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по отношению к ВВП, определяющая тенденцию к снижению расходов по отношению к ВВП по всем разделам, доля расходов на здравоохранение в ВВП увеличивается. По отношению к ВВП расходы на здравоохранение в

и 2015гг. равны 3,6% ВВП, в 2016 и 2017 гг. планируется 3,7% и 3,8% соответственно. Это свидетельствует о том, что государство наме

рено продолжать усовершенствование системы здравоохранения, так как здоровое население - главный показатель социально-экономического развития страны [10].

Оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи осуществляется за счет средств:

  1. федерального бюджета,
  2. бюджетов субъектов Российской Федерации,
  3. местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления),
  4. системы обязательного медицинского страхования [8].

Если раньше здравоохранение финансировалось из федерального бюджета, то сейчас основная доля идет из фонда обязательного медицинского страхования (таблица 1).

Исполнено
Закон
План
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
Общий объем доходов бюджета ФФОМС, в том числе:
126,6
101,8
348,4
966,5
1 101,4
1 240,1
1 619,8
1 706,5
1 804,1
межбюджет-
ные
трансферты, получаемые из федерального бюджета
-
4,7
21,1
51,8
25,8
28,6
23,9
25,4
1,1

Таблица 1

Окончание табл. 1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Общий объем расходов бюджета ФФОМС
130,0
109,1
310,4
932,2
1 048,7
1 240,1
1 662,8
1 758,3
1 804,1
Профицит
бюджета
ФФОМС
-
-
38,0
34,3
52,7
-
-
-
-
Дефицит бюджета ФФОМС
3,5
7,3
-
-
-
-
43,0
51,8
-

Доходы ФФОМС в 2014 г. увеличились с 1 трлн руб. до 1,24 трлн руб. В последующие три года также ожидается рост бюджета фонда - до 1,6 трлн руб. в 2015 г., 1,7 трлн руб. в 2016 г. и 1,8 трлн. руб. в 2017 г.

Субвенции из федерального бюджета постепенно снижаются. К 2017 г. планируется получить лишь 1,1 млрд руб. из федерального бюджета, тогда как в 2014 г. планировалось 28,6 млрд руб.

Система здравоохранения является стратегической отраслью народного хозяйства, обеспечивающей воспроизводство населения, социальные гарантии здоровье граждан. В структуре расходов на здравоохранение существенное значение имеет бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Сохраняя бюджетное финансирование как источник обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, система здравоохранения в то же время является субъектом рынка, получая дополнительное финансирование за счет добровольного медицинского страхования, оказания платных услуг, ведения иной коммерческой деятельности.

Ежегодно рынок добровольного медицинского страхования и платных медицинских услуг увеличивается. Это вызвано в первую очередь тем, что люди неудовлетворенны условиями медицинского обслуживания в системе обязательного медицинского страхования. Имея материальные возможности, они готовы платить за медицинские услуги и сервис более высокого уровня. Для такой категории людей главным критерием является качество, эффективность предоставляемых медицинских услуг. На рост популярности добровольного медицинского страхования и платных услуг также влияет улучшение уровня жизни, рост денежных доходов населения Российской Федерации.

По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации среднедушевые денежные доходы населения увеличивались с каждым годом в среднем на 11% и в 2014 г. составили 28 503,1 руб., что превышает показатель 2009 г. в абсолютном выражении на

608,1 руб. (на 59,3 %).

Объем платных медицинских услуг, оказываемых населению, в Российской Федерации ежегодно возрастает. За период 2009 - 2014 гг. объем платных услуг, оказанных населению, увеличился с 4504,46 млрд руб. до 7302,34 млрд руб., в абсолютной величине на 2797,74 млрд руб. (прирост равен 62,1%). Средний темп прироста объема платных услуг за период

- 2014 гг. составил 10,2%. Объем платных медицинских услуг тоже ежегодно возрастает. В 2009 г. населению Российской Федерации было оказано платных медицинских услуг на сумму 220,70 млрд руб., тогда как в 2014 г. - на сумму 445,40 млрд руб., что в абсолютном выражении больше на 224,70 млрд руб. (прирост составил 101,8%). Средний темп прироста объема медицинских услуг населению за период 2009 - 2014 гг. составил 15,1%, что превышает средний темп прироста всех платных услуг на 4,9%. Таким образом, объем платных медицинских услуг, оказываемых населению, растет быстрее, чем объем всех платных услуг. Доля платных медицинских услуг в общем объеме платных услуг увеличилась за период 2009 - 2014 гг. с 4,9% до 6,1% [12]. Это свидетельствует о том, что у населения есть финансовые средства на оплату медицинских услуг. Люди имеют возможность платить за медицинские услуги, готовы платить за свое здоровье.

В настоящее время рынок добровольного медицинского страхования в Российской Федерации становится более зрелым. Однако данный вид страхования остается преимущественно корпоративным. Слишком высокая стоимость полиса добровольного медицинского страхования делает его недоступным для физических лиц. Но, несмотря на это, рынок развивается: в период с января по июнь 2013 г. объемы добровольного медицинского страхования выросли на 7 - 10% [13].

Добровольное медицинское страхование в Российской Федерации имеет существенно меньшее значение и распространение, чем обязательное медицинское страхование. Анализ добровольного медицинского страхования в Российской Федерации предполагает выявление динамики поступлений и выплат, в целом, по страховым медицинским организациям.

В таблице 2 представлены суммы общих поступлений и выплат по добровольному медицинскому страхованию в Российской Федерации за

- 2014 гг.

Таблица 2

Динамика поступлений и выплат по добровольному медицинскому страхованию за 2010 - 2014 гг., тыс. руб.3

Год
Поступ
ления
Темп
прироста,
%
Выплаты
Темп
прироста,
%
Коэффи
циент
выплат,
%
2010
85 762 745
-
65 685 218
-
76,59
2011
97 183 789
13,32
73 463 178
11,84
75,59
2012
108 653 999
11,80
81 551 462
11,01
75,06
2013
114 965 640
5,81
89 941 540
10,29
78,23
2014
124 074 582
7,92
95 219 627
5,87
76,74

Страховые премии по договорам добровольного медицинского страхования в 2014 г. составили 124,07 млрд руб., что на 38,31 млрд больше, чем в 2010 г. (прирост составил 44,7%). При этом наблюдается снижение темпов роста поступлений по добровольному медицинскому страхованию. Страховые выплаты по договорам добровольного медицинского страхования в 2014 г. составили 95,22 млрд руб., увеличившись с 2010 г. на 29,53 млрд руб. (прирост достиг 45,0%).

Объем страховых премий по добровольному медицинскому страхованию увеличивается с каждым годом, что говорит о наличии потенциала дальнейшего развития. В современных условиях добровольное медицинское страхование является востребованным видом страховой защиты, лицензию на осуществление медицинского страхования имеют около 60% субъектов страхового дела. Почти 90% договоров добровольного медицинского страхования заключено с юридическими лицами. В первую очередь это может быть связано с ростом социально ответственности бизнеса, в этом случае добровольное медицинское страхование входит в социальный пакет сотрудников для улучшения здоровья персонала с целью повышения эффективности деятельности предприятия. Кроме этого, слишком высокая стоимость полиса добровольного медицинского страхо

вания делает его недоступным для физических лиц. В этом случае гражданам проще пользоваться платными медицинскими услугами и напрямую обращаться в больницу, чем покупать полис добровольного медицинского страхования. Однако, несмотря на эти недостатки, рынок демонстрирует тенденции развития.

Здоровье населения как социально-экономическая категория представляет собой важный элемент национального богатства. Сокращение смертности, увеличение численности населения, увеличение продолжительности жизни, рост доступности медицинской помощи всему населению - все эти показатели оказывают благоприятное влияние на здоровье граждан. Проведенный анализ современного состояния системы финансового обеспечения здравоохранения позволяет сделать вывод о его развитии. Доля расходов на здравоохранение ежегодно увеличивается, что свидетельствует об усовершенствовании системы здравоохранения в нашей стране. Кроме этого, наблюдается положительная тенденция в развитии источников софинансирования системы здравоохранения: рост популярности полисов добровольного медицинского страхования и платных медицинских услуг. Это указывает на то, что в настоящее время имеется потенциал для развития дополнительных источников финансирования системы здравоохранения, несмотря на наличие ряда проблем.

Список использованных источников

О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов : федер. закон от 02.12.2013 г. № 321-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) // Справ.- правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 09.09.2015).

О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов : федер. закон от 01.12.2014 г. № 387-ФЗ (ред. от 20.04.2015 г.) // Справ.- правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 21.09.2015).

Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год : федер. закон от 04.10.2010 г. №256-ФЗ // Справ.-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 21.09.2015).

Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год : федер. закон от 06.10.2011 г. № 269-ФЗ // Справ.-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 21.09.2015).

Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год : федер. закон от 02.10.2012 г. № 154-ФЗ // Справ.-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения:

.

Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2012 год : федер. закон от 30.09.2013 г. № 256-ФЗ // Справ.-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения:

.

Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2013 год : федер. закон от 14.10.2014 г. № 296-ФЗ // Справ.-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения:

.

О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов : постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1074 (в ред. от 29.09.2014 г.) // Справ.- правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 10.03.2015).

Шамшурина, Н.Г. Показатели социально-экономической эффективности в здравоохранении [Текст] : нормат. документы с коммент. /

Н.Г. Шамшурина. - М. : МЦФЭР, 2005. - 320 с.

Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ (дата обращения:

.

Официальный печатный орган Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/12/04/poslanie-site.html (дата обращения:

.

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Сайт]. Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения:

.

Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.insur-info.ru/ (дата обращения: 18.09.2015).

Svetlana Sidorova,

master of Financial Markets and Insurance,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: sidorova-cm AT yandex.ru Ekaterinburg, Russia

CURRENT CONDITION OF FINANCIAL PROVISION OF THE RUSSIAN FEDERATION HEALTH SYSTEM

Abstract:

The article presents an analysis of the current condition of financial provision of the Russian Federation health system. The author studied the interdependence of the social and economic development and financing of the health system; analyzed the financing sources of the health system, defined the importance of co-financing of the health system through the voluntary health insurance and the provision of paid medical services.

Key words:

Health, health system, financial provision, compulsory health insurance, voluntary health insurance.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ