СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Роль и место банковской гарантии в контрактной системе закупок


Аннотация:

Автором изучается роль банковской гарантия как одного из способов обеспечения надежности, безопасности прохождения сделок в сфере закупок товаров (работ, услуг). В статье дается характеристика механизма оформления банковской гарантии, ее видов для участников закупок. Таким образом применение банковской гарантии позволит участникам закупки значительно оптимизировать свои затраты.

УДК 336

Орлова Юлия Валерьевна,

аспирант,

кафедра финансовых рынков и страхования,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: asim.79 AT mail.ru г.Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: Государственные закупки; банковская гарантия.

С 1 января 2014 года в России вступил в силу закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1].

Федеральная контрактная система представляет собой совокупность мер правового, организационного и экономического характера, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах посредством реализации взаимосвязанных этапов (рис. 1).

Государственные закупки определены законом как совокупность различных функций и действий, которые ориентированы на повышение централизованной управляемости, уменьшения расходов государственного бюджета, контроля над материальными потоками и обеспечение нужд государственных учреждений. Рынок государственных закупок является весьма привлекательным и дает возможность практически любой организации заключить выгодный контракт. Оформление сделки связано с риском, ведь одна из сторон может отказаться от выполнения своих обязательств. В итоге такой отказ (в некоторых случаях) влечет за собой потери, к примеру, финансовые. Одним из способов обеспечения надежности, безопасности прохождения сделок в сфере закупок товаров (работ, услуг), является банковская гарантия.

Рисунок 1. Этапы федеральной контрактной системы

Смысл банковской гарантии заключается в надлежащем обеспечении со стороны банка (гаранта) исполнения участником торгов (принципалом) обязательств по выполнению установленных государственным или муниципальным заказчиком (бенефициаром) условий договора или конкурсных требований (рис. 2) [2, с 155].

В случае неисполнения принципалом всех указанных требований гарант обязан уплатить бенефициару денежную сумму при предоставлении требования о ее уплате.

Многие стремятся принять участие в госзакупках, но не всем участникам это под силу, ведь для защиты бюджетных средств от мошенников государством были разработаны меры, которые помогают подтвердить платежеспособность и надежность организации. Большинство организаций не имеют свободных денежных средств, а при обращении в банк часто требуются ликвидные залоги, и высокий процент по кредиту может превысить весь доход организации. В данном случае применение банковской гарантии позволяет участникам закупки значительно оптимизировать свои затраты.

286639056705500

Рисунок 2. Участники отношений и требования к ним при банковской гарантии

В сфере государственных и муниципальных закупок (согласно Закона № 44-ФЗ) применяются несколько видов банковских гарантий:

Первый вид - для обеспечения заявки на участие в конкурсе, электронном аукционе или торгах. Размер её составляет до 5% от размера контракта. Срок действия гарантии для закупки, как правило, ограничивается подписанием контракта либо выдачей гарантии для обеспечения исполнения контракта в том случае, когда участник выигрывает закупку.

Второй вид - на обеспечение исполнения контракта. Такой документ предоставляется организацией, ставшей победителем закупки. Для того, чтобы заказчик заключил договор с организацией - победителем, она должна предоставить гарантию о том, что в случае ненадлежащего исполнения ею контракта, банк выплатит за нее гарантийную сумму заказчику в счет покрытия штрафов, пеней неустоек. Размер такой гарантии составляет до 30% начальной цены контракта.

Третий вид - для обеспечения возврата авансового платежа. В случае, когда с заказчиком заключён контракт, его условиями может быть предусмотрено получение аванса от заказчика. Размер аванса может составлять до 30% от размера контракта. Прежде чем получить аванс необходимо предоставить такой вид гарантии. Она нужна для того, чтобы обезопасить заказчика от нецелевого расходования аванса исполнителем.

Если аванс расходуется не по назначению, то банк возвращает государственному заказчику денежные средства.

В большинстве случаев кредитная организация достаточно часто отказывалась произвести платеж, поскольку банковская гарантия Гарантом не выдавалась, была предоставлена в значительно меньшей сумме, либо была отозвана. Убытки заказчика товаров (работ, услуг) в этом случае приходилось покрывать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Для устранения указанной практики Законом № 44-ФЗ (статья 45) предусмотрено создание «реестра банковских гарантий» [1, с 49]. Вместе с тем, принятый Законом № 44-ФЗ механизм формирования и функционирования реестра банковских гарантий не способен обеспечить баланс интересов исполнителя госзаказа и банка, выдающего банковскую гарантию. Это может привести к ограничению круга участников аукционов и конкурсов в связи с невозможностью получения ими банковских гарантий для обеспечения контрактов. Чтобы обеспечить заинтересованность банков выдавать банковские гарантии в сфере государственных закупок товаров (работ, услуг), Закон № 44-ФЗ предложено дополнить нормой, ограничивающая публичность реестра (рис. 3).

937260655320001187450144780000ПрЮОЗсПаЛу

Федеральному

Кагначейспу

Федеральному органу кслолкктэтькок елэстк. уполномоченному ка осуществление контрол*

Рисунок 3. Доступ лиц к реестру банковских гарантий

В соответствии с п 2 ст.

45 Закона № 44-ФЗ банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать [1, с 49]:

  • сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику;
  • обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  • обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  • условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
  • срок действия банковской гарантии;
  • отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • установленный Правительством РФ перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

На сегодняшний день гарантии являются одними из наиболее востребованных продуктов на рынке финансовых услуг. Для банка это вид деятельности, который приносит доход (за оказание данных услуг он взимает комиссионные) и не требует немедленного отвлечения средств из оборота (в отличие, скажем, от кредитных операций). То есть в данном случае отвлечения средств либо не происходит вообще, либо оно отсрочено во времени.

Банковская гарантия, несомненно, призвана обеспечивать надлежащее исполнение должником основного обязательства перед кредитором, но, по мнению многих организаций, непосредственно соприкасающихся в своей работе с банковской деятельностью и ее проблемами, использование данного инструмента в настоящее время сложно в связи с нестабильной экономикой в России. Для повышения эффективности работы в кризис государственных закупок правительство смягчит требования к поставщикам (исполнителям) и подрядчикам по контрактам.

Меры антикризисиного плана:

  1. по контрактам, которые должны быть исполнены до конца года, заказчик и поставщик теперь вправе договориться об изменении цены, объема работ или количества товаров, а также сроков. Г ос- заказчики также получат право отсрочить уплату неустоек, штрафов и пеней;
  2. планируется снижение требований к обеспечению, которое обязаны предоставлять исполнители контрактов. Размер обеспечения исполнения контракта планируется снизить до 10%. Обеспечение перестанет быть обязательным, планируется предусмотреть случаи, когда госзаказчик вправе, но не обязан требовать обеспечение контракта;
  3. предусматривается возможность обеспечения исполнения контракта как банковской гарантией, выданной одним банком, так и банковскими гарантиями, выданными несколькими банками, включенными в перечень банков, отвечающих установленным требованиям, при этом риски банков будут значительно диверсифицированы;
  4. отмена обязательного обеспечения по «мелким» контрактам.

Важно, чтобы новые правила были приняты как можно скорее, что

позволит малым и средним предприятиям активнее участвовать в государственных закупках, пока конкурсы и аукционы все равно проходят с обязательным обеспечением, а с учетом дороговизны банковских гарантий и общих финансовых трудностей вскоре на них просто может никто не прийти.

Список использованных источников

Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / Сборник о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с 01.07.2014г., Типография АМБ, г. Екатеринбург.

Официальный сайт компании «Консультант Плюс»: http://base.consultant.ru/. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014).

Yuliya Orlova,

graduate,

department of financial markets and insurance,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: asim.79 AT mail.ru Ekaterinburg, Russia

THE ROLE AND PLACE OF BANK GUARANTEES IN THE CONTRACT PROCUREMENT SYSTEM

Abstract:

The authors examined the role of a bank guarantee as a way of ensuring reliability, safety passage deals in procurement of goods (works, services). The article describes the mechanism of registration of a bank guarantee, its species for procurement participants. Thus the use of a bank guarantee will allow participants to purchase significantly optimize their costs.

Key words:

Government procurement; bank guarantee.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ