СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Внедрение оценки эффективности использования финансовых ресурсов на региональном уровне


Аннотация:

В целях повышения эффективности использования финансовых ресурсов, в России происходит формирование системы оценки эффективности государственного финансового менеджмента на всех уровнях. Критериями результативности деятельности органов федеральной власти в данном направлении являются как оценка качества управления бюджетного планирования, так и эффективность финансового контроля при управлении бюджетными расходами.

В Российской Федерации принята и успешно реализуется государственная программа, направленная на создание условий для эффективного управления региональными и муниципальными финансами, преследующая целью повышение устойчивости бюджетов субъектов РФ. Данной программой предусмотрено проведение комплекса работ, призванных обеспечить формирование эффективной системы государственного финансового менеджмента в субъектах РФ. На каждом этапе реализации программы осуществляется оценка отдельных показателей управления государственными финансами, в частности, качество бюджетного планирования, вопросы исполнения бюджета и управления долговыми обязательствами, а также качество управления государственной собственностью и транспарентность бюджетного процесса.

УДК 336.61

Исакова Наталья Юрьевна,

кандидат экономических наук, доцент, профессор, кафедра финансовых рынков и страхования,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: isakova_75 AT mail.ru г. Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: Бюджет, расходы бюджета, региональный бюджет, государственный финансовый менеджмент, оценка эффективности, управление ресурсами, управление результатами, муниципальные ресурсы, государственная программа, эффективность бюджетных расходов

Финансовый менеджмент можно представить, как процесс управления финансовыми ресурсами с помощью финансового механизма для достижения поставленной цели. Термин «финансовый менеджмент», как правило, используется преимущественно в отношении частных предприятий, когда речь идет об управлении их денежными потоками в целях увеличения прибыли. А сам процесс управления в негосударственном секторе является достаточно гибким, способным оперативно реагировать на изменяющуюся внешнюю экономическую ситуацию, на меняющиеся потребности рынка и конкуренцию.

Г осударственное управление финансовыми ресурсами преследует совсем другие цели, жестко регламентировано законодательством, и, вследствие этого, является более ограниченным при принятии тех или иных финансовых решений. Поэтому понятие «финансовый менеджмент» начали применять в государственном секторе относительно недавно. Так, например, в России в законодательных документах определение «государственный финансовый менеджмент» появилось только в начале 2000-х годов. С этого времени в стране проводится реформа бюджетной системы и именно с этого времени государство начало разрабатывать систему управления качеством.

Как уже было сказано, организация финансового управления в государственном и частном секторе имеет существенные различия. Прежде всего, это касается целей и задач. Для частного сектора основной целью является удовлетворение интересов собственника. Для этого финансовый менеджмент решает задачи по увеличению стоимости компании, максимизации прибыли, снижении затрат, обеспечению финансовой устойчивости и усилению инвестиционной привлекательности предприятия. Для государства основная цель - удовлетворение общественных потребностей. Задачи - обеспечение государства необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения им своих функций; эффективное использование этих ресурсов в интересах всего общества; создание резервов и пр.

Система организации и управления региональными и муниципальными финансами имеет ряд недостатков и проблемных вопросов. Важнейшим направлением на текущем этапе является повышение качества управления финансами на уровне субъектов РФ и муниципалитетов

Одной из приоритетных задач Российского государства на сегодняшний день является создание системы оценки эффективности государственного финансового менеджмента на всех уровнях системы управления.

В данный период в России осуществляется переход от оценки эффективности распределения финансовых ресурсов к управлению эффективностью их использования.

В рамках концепции «управления ресурсами» расходы бюджета определяются исходя из утвержденной бюджетной классификации путем индексирования по различным статьям. При этом, при распределении расходов, не учитывается принцип экономической целесообразности, не определяется эффективность запланированных бюджетных ассигнований.

Сбалансированность бюджета обеспечивается жестким выполнением запланированных показателей и путем бюджетных ограничений. Перераспределение средств в процессе исполнения бюджета практически невозможно, а по завершении финансового года неиспользованные средства списываются с бюджетных счетов. Контроль за использованием бюджетных ресурсов сводится к контролю за соответствием фактических показателей плановым и осуществляется со стороны центральных финансовых органов.

В рамках концепции «управления результатами» расходы бюджета формируются исходя из конкретных целей и приоритетных задач стоящих перед государством. Расходы имеют четкую привязку к целевым программам, оказываемым услугам, видам деятельности. При планировании расходов основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ с точки зрения их экономической эффективности и социальной значимости. Текущий контроль возлагается на администраторов и распорядителей бюджетных средств. Они получают возможность оперативно управлять средствами исходя из предоставленных лимитов. Внешние контрольные органы проводят мониторинг и последующий контроль финансов и результатов деятельности. Оценка деятельности ведется по достигнутым результатам в соответствии с планами, сэкономленные средства (или часть их) могут быть использованы по усмотрению администратора бюджетных средств. [2]

На первых этапах внедрения финансового менеджмента в практику работы государственного сектора первоочередное значение для Минфина России имеют такие элементы финансового менеджмента, как бюджетное планирование, управление бюджетными расходами (с упором на эффективность и результативность) и государственный финансовый контроль.

Основные разработки по созданию системы мониторинга качества государственного финансового управления изначально проводились преимущественно на федеральном уровне. Для определения финансовой результативности деятельности органов федеральной власти были выделены приоритетные направления: оценка качества управления при осуществлении бюджетного планирования, управления бюджетными расходами и организации государственного финансового контроля. Г осударственному мониторингу сегодня подлежит, в первую очередь, бюджетная сфера.

Оценке подлежат такие направления управления финансами, как качество бюджетного планирования, исполнения бюджета, управление долговыми обязательствами, взаимоотношения с муниципальными образованиями, качество управления государственной собственностью и оказания государственных услуг, степень прозрачности бюджетного процесса.

Для этого, на уровне субъектов Российской Федерации в стране принята и реализуется Государственная программа «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации». [1] Эта программа предусматривает проведение комплекса поэтапных работ до 2020 года, нацеленных на создание эффективной системы государственного финансового менеджмента в субъектах РФ.

В Программе определены шесть основных показателей:

показатель ("Количество субъектов Российской Федерации, в которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также субсидий, предоставляемых из Инвестиционного фонда Российской Федерации) превышает 20 процентов") направлен на сокращение количества дотационных регионов. Но этот показатель не очень информативен для данного периода. За последнее время можно наблюдать увеличение субсидий из федерального бюджета, что связано с передачей расходных полномочий на нижестоящие уровни. И задача государства не просто увеличить количество субсидий и субвенций региональным властям, а одновременно с расходными полномочиями передать на нижестоящий уровень соответствующую налоговую базу.

показатель ("Доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации") направлен на сокращение кредиторской задолженности региона, что позволит повысить эффективность управления региональными ресурсами и увеличит рост доверия со стороны потребителей бюджетных услуг. Он отражает качество и своевременность исполнения бюджетных обязательств субъектов РФ и соблюдение финансовой дисциплины.

показатель ("Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, формируемых в рамках целевых программ") направлен на активное использование программно-целевого метода планирования бюджета, т.к. именно это метод является наиболее результативным при управлении государственными ресурсами. Именно при осуществлении программно-целевого метода планирования чётко прослеживается цепочка «Цель - средства (расходы) - результат». Чем выше доля расходов реализуемых через целевые программы, тем эффективней процесс управления ресурсами. Но, данный индикатор должен не просто отражать цифровой показатель по увеличению доли этих расходов, а должен учитывать качество этих программ, их проработанность, экономическое обоснование количественных результатов, эффективность вложения бюджетных средств.

показатель ("Темп роста расчетной бюджетной обеспеченности по

наименее обеспеченным субъектам Российской Федерации (нарастающим итогом к уровню 2012 года)"), с одной стороны, тоже направлен на сокращение числа дотационных регионов, но он предусматривает их сокращение не за счет снижения межбюджетных трансфертов, и за счет увеличения собственного налогового потенциала. К сожалению, в российской бюджетной системе сложилась порочная практика, когда получатели финансовой помощи из федерального бюджета не стремятся изменить свой статус дотационного региона. Гарантированные финансовые ресурсы снижают стремление увеличить собственные доходы за счет налоговых источников, т.к. это требует дополнительных усилий. Необходимо предусмотреть систему стимулирования (поощрения) для регионов увеличивающих показатели бюджетной обеспеченности.

показатель - «Количество субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами". Для выполнения этого показателя Министерством финансов РФ разработана «Методика проведения оценки результатов, достигнутых субъектами РФ в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и динамики данных результатов». По результатам применения методики на основании комплексной оценки качества управления финансами, формируется рейтинг регионов. Каждому субъекту РФ присваивается степень качества управления региональными финансами: высокое качество; надлежащее качество или низкое качество управления.

Мониторинг Минифина РФ позволяет выявить сильные и слабые стороны финансового менеджмента на региональном уровне и обратить внимание руководителей регионов на решение тех проблем и вопросов, которые являются актуальными для конкретного региона.

В целом данная Программа имеет довольно серьезную детальную проработку, но хотелось бы выделить ряд недостатков:

  • при разработке любых целевых программ индикаторы одного уровня должны иметь тождественное качественное содержание и не дублировать друг друга. Сейчас в программе можно отметить некоторое дублирование. Так в шестом индикаторе, имеющем некоторое обобщающее значение присутствует ряд задач других индикаторов;
  • целевые индикаторы, разработанные по годам, имеют точное значение, тогда, как предпочтительнее было бы указать их интервал. Так как спрогнозировать достижение точного параметра представляется достаточно сложным для долгосрочного периода;
  • в Программе основное внимание уделено распределению бюджетных ресурсов и мало внимания отведено показателям,
  • оценивающим налоговый потенциал субъектов РФ; инвестиционный климат в регионе, качество государственного финансового контроля. Изначально в Программе был предусмотрен индикатор «Снижение количества субъектов РФ, в которых выявлены нарушения бюджетного законодательства», который затем был удален. Но учет формальных нарушений требований бюджетного кодекса РФ не отражал полноты нарушений, а главное, финансовых упущений для региона.

Для дальнейшего качественного развития государственного финансового управления необходимо: законодательно закрепить понятие «государственный финансовый менеджмент»; четко определить роли и полномочия участников бюджетного процесса при организации государственного финансового менеджмента на всех уровнях управления; усовершенствовать механизмы оценки качества управления финансовыми ресурсами на уровне субъектов РФ, с учетом их бюджетной специфики, а также на уровне муниципальных образований.

Список использованных источников

Государственная программа Российской Федерации "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации". Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. № 376-р //http://minfin.ru/

common/img/uploaded/library/2013/03/Gosprogramma.zip.

Чистов И.В., Закутнев С.Е. Развитие финансового контроля в сфере национальной обороны в условиях бюджетирования, ориентированного на результат// Вооружение и экономика, № 2(10), 2010.

Natalya Isakova,

Ph. D., Associate Professor of financial markets and insurance,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: isakova_75 AT mail.ru Ekaterinburg, Russia

INTRODUCTION ASSESSMENT EFFECTIVE USE OF FINANCIAL RESOURCES AT REGIONAL LEVEL

Abstract:

In order to improve the efficiency of use of financial resources, in Russia there is a formation of assessing the effectiveness of public financial management at all levels. The criteria for the effectiveness of activities of the federal government in this area are as assessing the quality of management of budgetary planning and the efficiency of financial control in the management of public expenditure.

The Russian Federation has adopted and successfully implemented a state program aimed at creating the conditions for effective management of regional and municipal finances, pursuing the target of improving the sustainability of the budgets of subjects of the Russian Federation. This program provides for the comprehensive work to ensure an effective system of public financial management in the Russian regions. At each stage of the program is carried out evaluation of individual performance management of public finances, in particular, the quality of budgetary planning, budget execution issues and debt management, as well as quality of management of state property and the transparency of the budget process.

Key words:

Budget, spending budget, regional budget, public financial management, performance evaluation, resource management, performance management, municipal resources, state programs, efficiency of budgetary expenditures.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ