СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Основные проблемы и перспективы развития фонда социального страхования рф


Аннотация:

Проведен анализ финансового состояния Фонда социального страхования РФ. Рассмотрены источники поступления денежных средств в бюджет ФСС в разрезе отраслей и предприятий с разной численностью работающих на примере Свердловской области. Изучены факторы, влияющие на размер финансовых поступлений в Фонд социального страхования и на его расходы.

УДК 368.1

Вертипрахова Екатерина Петровна,

магистрант,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: ek0602 AT mail.ru г.Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: Фонд социального страхования, страховые взносы, страхование от временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страхование от несчастных случаев, трансферты, недоимки.

Система социального страхования в Российской Федерации в целом осталась в рамках социалистических принципов перераспределения ресурсов и дотаций со стороны государства и может функционировать только в условиях благоприятного финансового и экономического роста. Данный факт подтверждается сложившейся экономической ситуацией и состоянием Фонда на текущий момент.

Доходы Фонда социального страхования (ФСС) с каждым годом все сокращаются. По результатам деятельности Свердловского регионального отделения ФСС можно заметить, что задолженность за страхователями по Временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) в сравнении с суммой задолженности на 1.01.2014 г. увеличилась с 262,2 млн руб. до 301,5 (на 15%). В том числе недоимка увеличилась с 117,64 млн руб. до 147, 56 (на 25,4%) [1].

В зависимости от численности застрахованных, наибольшая недоимка по ВНиМ приходится на организации, с численностью рабочих от 0 до 10 человек (58,1% в общей сумме недоимки), что свидетельствует о сложностях в развитии в стране малого и среднего предпринимательства. Уплата страховых взносов за каждого работник становится существенной нагрузкой для малого предприятия, благодаря чему очень распространено неофициальное трудоустройство. Это лишает людей страховой защиты, а Фонд - поступления страховых взносов.

Ухудшение экономической ситуации значительно сказывается на определенных отраслях экономики, это прослеживается и в поступлении взносов от этих видов экономической деятельности в Фонды социального страхования. За период с 1.01.2014 г. по 1.01.2015 г. значительно возросла недоимка по ВНиМ в Свердловской области в таких отраслях как: строительство на 28,6%, производство, передача и распределение энергии, газа, пара и горячей воды на 34,0%, розничная торговля на 60,6% производство готовых металлических изделий на 44,0%, деятельность сухопутного транспорта на 40,1% [1].

Недоимка по страхованию от НС увеличилась на 8,3% (с 236,1 млн руб. до 255,6 млн руб.)

Анализ распределения недоимки страхователей по видам деятельности показал, что наибольший удельный вес имеют страхователи в сфере строительства и производства машин и оборудования, опять же, те виды экономической деятельности, которые в первую очередь страдают из-за кризиса: замораживаются многие объекты строительства, предприятия отказываются от дорогостоящих вложений в основной капитал, т.к. кредиты становятся недоступными.

При ухудшении экономической ситуации в стране сокращается размер межбюджетных трансфертов, в России за последние годы они уменьшаются в разы (с 180 млрд.руб. в 2012г. до 35 млрд.руб. в 2014г.). На бюджетном обеспечении находится достаточно широкий круг лиц от безработных, временно не обеспечивающих себя доходом, до инвалидов, которые совсем лишены возможности заработка. Расходы на эти цели никак нельзя уменьшить, т.к. уровень пособий в России довольно низкий. Зато практически ликвидированы программы оздоровления трудящихся и членов их семей: санаторно-курортное лечение сведено только к долечиванию и составляет всего несколько процентов от существовавшей ранее базы, которая была достаточно развита, а масштабы проводимой работы были одними из самых крупных в мире. Кроме того, значительно урезаны расходы на детский отдых. Данные меры сокращения дефицита бюджета Фонда значительно урезают права населения на социальную защиту, особенно у работающих на опасных производствах и в районах крайнего Севера и приравненных к ним районах.

Важным условием стабильного функционирования системы социального страхования является высокая доля заработной платы в ВВП страны, в России этот показатель является низким и составляет около 28%, по сравнению с развитыми странами, где доля заработной платы в ВВП может достигать 60%.

Низкий уровень зарплат и увеличивающаяся безработица вынуждает людей браться за работу, пренебрегая личным здоровьем и безопасностью. Важнейшим элементом социальной защиты работников, его базовым конституционным правом является наличие достоверной информации об уровнях профессионального риска по каждой отдельно взятой профессии и соблюдение четко прописанной процедуры ознакомления работников при приеме их на работу (при переводе на другое рабочее место) с этой информацией. Однако, данная важная правовая норма носит весьма общий и абстрактный характер, и серьезно защищать работников с ее помощью в России не представляется возможным.

Углубленный анализ состояния профессиональной заболеваемости на предприятиях свидетельствует, что ее фактические уровни выше официально зарегистрированных как минимум на порядок. При этом заболевание развивается, как правило, у высококвалифицированных рабочих наиболее трудоспособного возраста (30-45 лет).

Достаточно в этой связи отметить, многократно заниженное количество (в 30-40 раз) выявляемых профессиональных заболеваний в России по сравнению с аналогичными показателями в развитых странах: в США ежегодно выявляется 430 тыс. случаев профзаболеваний, во Франции - 22 тыс., в Германии - 19 тыс. против 8-9 тыс. в России.

Специалисты-профпатологи отмечают, что причиной заниженного количества выявляемых заболеваний является сама организационноправовая процедура диагностики различных видов профзаболеваний, которая зачастую неполная и происходит на поздних стадиях.

По данным Свердловской области можно заметить обратную взаимосвязь между объемом финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и количеством страховых случаев по страхованию от НС (рисунок 1).

Территориальное отделение фонда обязательного социального страхования предупредило, что возможно сокращение расходов на реализацию предупредительных мер. Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний осуществляется Региональным отделением за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке в 2015 году. Сумма финансирования не может превышать 20 % сумм страховых взносов, начисленных страхователем за 2014 год, за вычетом произведенных расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования[3]. Причиной сокращения средств на финансирование предупредительных мер послужило ограничение бюджетом Фонда социального страхования РФ ассигнований для Свердловской области.

3500 с
финансирования,
Количество стрзковых
случаев
. .
2011 2012 2013 2014

Рисунок 1 - Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и количество страховых случаев в Свердловской области

Также, за 2014 г. в Свердловской области показатель потерь рабочего времени по нетрудоспособности составил 677,7 дней на 100 работающих. В разрезе промышленных отраслей данный показатель еще выше (таблица 2). В непроизводственной сфере показатель потерь по нетрудоспособности составил 575,5 дней на 100 работающих. Сокращение рабочего времени по причине болезней ведет к значительному ухудшению состояния экономики и дополнительным расходам Фонда, поэтому выделение дополнительных средств на профилактику, предупредительные меры и своевременное выявление профзаболеваний будет иметь положительный экономический эффект как для ФСС, уменьшая количество выплат по страховым случаям, так и для экономики в целом, сокращая простои производства и сохраняя квалифицированный трудовой коллектив на рабочих местах.

Стоит учесть, что физическое и моральное состояние рабочих зависит не только от состояния рабочего места, но и от степени удовлетворенности работающих оплатой их труда.

Таблица 2

Показатель потерь рабочего времени в Свердловской области по нетрудоспособности, дней на 100 работающих

Областной показатель
Пр-во транспортных средств и оборудования
Металлургическое
пр-во
Добыча полезных ископаемых
Сельское хоз-во
Лесное хоз-во
Пр-во машин и оборудования
677,7
1290,4
1085,7
1022
958
958
922,9

В России, на данный, момент низкий уровень минимального размера оплаты труда (МРОТ) и прожиточного минимума. На 2015 г. МРОТ установлен в размере 5965 руб. (18,6% от средней заработной платы по стране). В Свердловской области МРОТ составляет 8,1 тыс. руб. или 27,2 % от средней заработной платы по области. Для исчисления региональных пособий используется МРОТ, установленный данной областью, в связи с этим, разница между федеральными и региональными пособиями компенсируется за счет средств региональных бюджетов. Прожиточный минимум на 2015 г. в целом по Российской Федерации установлен в размере 9662 руб., в Свердловской области - 8658 руб. Данные показатели являются очень низкими и способствуют лишь выживанию человека, не обеспечивая ему нормальных условий для жизни. МРОТ и прожиточный минимум используются для определения минимальных выплат и пособий, что при их низком уровне не позволяет обеспечить граждан качественной социальной защитой.

Децильный коэффициент дифференциации заработной платы, показывающий, во сколько раз минимальный доход среди 10% самых богатых больше максимального дохода среди 10% самых бедных, составляет 1:15. При том, что финансовый механизм социального страхования успешно функционирует, когда дифференциация заработной платы составляет не более 1:6. Он начинает давать сбои, когда этот порог составляет 1:10, а когда он превышен, то эффективность социального страхования резко падает, что наблюдается в современной России [2].

Таким образом, российская система социального страхования, в частности Фонд социального страхования РФ требуют значительных преобразований для обеспечения качественной социальной защиты гражданам. Но в связи с тем, что в сознании широких слоев населения страны за годы действия советской системы социального обеспечения в корне поменялось представление о социальном страховании, сначала необходимо «подготовить почву» для данных реформ.

Наиболее распространенной практикой распределения страховой нагрузки в европейских странах являются следующие пропорции: 2/3 ее величины приходится на работодателей и 1/3 - на работников. В то же время в отдельных странах государство дотирует некоторые виды социального страхования. В России же, работники не уплачивают страховые взносы, что снимает с них ответственность за формирование резервов на случай возможных непредвиденных обстоятельств. Попытка переложить данную ответственность будет воспринята населением страны отрицательно, поэтому преобразования должны проходить во время стабильной экономической ситуации в стране.

На данный момент важнейшим преобразованием может стать лишь увеличение средств на профилактику, предупредительные меры и своевременное выявление профзаболеваний, привлекая к этому не только ФСС РФ, но и Фонд медицинского страхования РФ для укрепления здоровья граждан. Особое внимание следует уделить санаторно-курортному лечению и оздоровительным программам детей, которых сейчас очень мало.

Таким образом, рекомендуемые преобразования требуют большого количества времени и значительных материальных ресурсов, но без них невозможно обеспечения качественной социальной защиты граждан. Система социального страхования России относительно молодая и должна полностью перестроиться с системы социального обеспечения, существовавшей более 60-и лет.

Список использованных источников

Об итогах исполнения доходов и внутриведомственной бюджетной росписи расходов бюджета Фонда социального страхования по ГУ - Свердловское региональное отделение за 2014 год: приказ ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от 27.02.2015 №213

Роик, В.Д. Социальное страхование в меняющемся мире: каким будет выбор России? [Текст] / В.Д. Роик. - СПб.: Питер, 2014. - 352с.

Официальный сайт Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.r66.fss.ru

Ekaterina Vertiprakhova,

undergraduate,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: ek0602 AT mail.ru Ekaterinburg, Russia

THE MAIN PROBLEMSAND PROSPECTS OF DEVELOPMENTOF THE SOCIAL INSURANCE FUNDOF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract:

It had been made the analysis of the financial state of Russian Federation Social Insurance Fund. It had been examined the sources of financial flows entrance To SIF budget, considering different industries and enterprises on the example of Sverdlovsk area. We studied the factors, that make influence on the volume of financial flows to SIF and the costs of SIF.

Key words:

Social Insurance Fund, social flows, social insurance from temporary disability, social insurance of nursing mothers, social insurance in accidents, transfers and arrears.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ