СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Социальное предпринимательство как один из векторов развития территорий


Аннотация:

Вопросы данной работы разворачиваются в сфере социальной политики. Конкретно внимание уделено такому явлению жизни общества, как «Социальное предпринимательство». Где, как ни здесь, можно увидеть человеческий капитал в качестве важного ресурса экономического развития страны? Главная отличительная черта социального предпринимательства

использование в деятельности инновационных рычагов и методов.

УДК 334.021-334.724

Шевелева Анна Евгеньевна,

студент бакалавриата,

Высшая школа экономики и менеджмента,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: anchytka_Sh AT mail.ru г.Екатеринбург, Россия

Степанова Наталья Романовна,

кандидат технических наук, доцент Высшая школа экономики и менеджмента,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» г.Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: Предпринимательство, социальное предпринимательство, социальная сфера, инновационный подход.

В России идет процесс развития социального предпринимательства: вовлечение в бизнес слабо защищённых социальных слоев населения посредством расширения границ платёжеспособного спроса; создание новых объектов экономической инфраструктуры. Однако развитие вышеуказанного сегмента тормозится из-за отсутствия его регулирования, а также малой скорости распространения информации о деятельности различных инициативных субъектов. Именно проблеме развития социального предпринимательства под влиянием различных факторов посвящена данная работа [1, 2].

Под социальным предпринимательством понимается деятельность, направленная на смягчение или решение социальных проблем путем социального воздействия, самоокупаемости (решение социальных проблем через получение доходов от деятельности), предпринимательского подхода.

Можно выделить следующие категории социального предпринимательства в России: во-первых, это специализированные предприятия, обеспечивающие работой инвалидов, где они могут оказывать услуги. Во вторых, это некоммерческие и благотворительные организации, отдающие часть произведенной продукции на благотворительность. В третьих, это представители малого бизнеса, цель которых - решение социальных проблем [3].

Социальное предпринимательство основано на творческой работе людей. Человек должен предложить экономически устойчивый вариант решения социальной проблемы на базе созданной организации. Социальное предприятие должно обладать рядом особенностей: быть социально значимым; инновационным (предложение новых видов товаров или услуг, новых способов и технологий решения социальных проблем), самоокупаемым; иметь возможность создания новых клиентских сетей; обладать умением превратить не используемые обществом ресурсы в блага, а также ввести новую услугу или товар на рынок.

Не обязательно стремиться создавать дело с такой целью, чтобы оно подходило под форму социального предпринимательства. Достаточно иметь в виду проекты некоммерческих организаций, корпоративные благотворительные программы, волонтерские инициативы. Социальная проблема, которую ставит перед собой предприниматель, может быть любой, но это должна быть проблема всего общества. Для содействия социальному предпринимательству, бизнесу необходимо четко видеть связь с обществом и его проблемами. В социальной сфере нужны именно инноваторы, так как решение проблем требует творческого подхода, нового мышления, новых преобразований. Также перед предпринимателем стоит цель оценки социальной эффективности предприятия, но и это еще не все. Перед ним также встает проблема самоопределения, проблема отсутствия общественно-признанных образцов, позволяющих ему соотнести себя с чьим- то опытом или определенной бизнес-моделью.

У социального предпринимателя есть выбор: работать в качестве некоммерческой организации (НКО), представителя малого бизнеса, в структуре государственного учреждения.

Проекты социального предпринимательства часто уязвимы в финансовом плане; неустойчивы в смысле развития клиентской базы; все еще находятся в поиске более эффективной бизнес-модели.

Из наиболее известных участников, занятых созданием рассматриваемой инфраструктуры выделяют: государство; Фонд региональных социальных программ «Наше будущее»; Российский микрофинансовый центр, чьи интересы в части развития микрофинансового рынка в России частично совпадают с интересами социальных предпринимателей; некоторые, чаще иностранные, организации, в чью миссию входит содействие развитию социального предпринимательства [4].

Роль государства в содействии социальному предпринимательству

Существует приказ Минэкономразвития России № 223 от 23.04.2012 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации», в котором проявляется поддержка субъектов малого предпринимательства, указана деятельность, направленная на решение социальных проблем: обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до трех лет, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение двух лет, и так далее [5].

Существует также Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки» [6].

По словам экспертов рассматриваемой области, для социального предпринимательства нужны нестандартные решения; социальное предпринимательство должно быть ориентировано на решение социальных проблем с помощью бизнес-технологий. Ключевой задачей, как указывалось ранее, должно быть решение социальной проблемы, а не извлечение прибыли.

Для социальных предпринимателей важны помощь, поддержка государства или крупных бизнес-структур. Финансовое содействие, определённые льготы, преференции в виде тех же «налоговых каникул» были бы полезными так же, как и субсидирование ставки по кредитам или даже беспроцентное кредитование, создание институциональной инфраструктуры поддержки социального предпринимательства [7].

Для того чтобы решать задачи с помощью бизнес-моделей, нужны определённые знания, навыки управления проектами, финансами, разработки бизнес-планов. Этому нужно обучать, и такое обучение должно быть доступным [8].

Существуют различные ресурсы по рассматриваемой теме, один из которых - сайт «Каталог социальных предпринимателей России». По мнению разработчиков сайта, главным является создание условий для согласования общих представлений о том, что такое социальное предпринимательство и кто такие социальные предприниматели, а также создание условий для поддержки и продвижения каждого социального предпринимателя, каждого предприятия и проекта. На сайте указаны все контакты, адреса интернет-магазинов, выложены информационные и рекламные материалы и так далее. Одним из основных моментов является создание возможности для хорошей рекламной информационной кампании, в том числе фокусировка на уже работающих социальных предприятиях [9].

Рассмотрим конкретные примеры социального предпринимательства.

Например, проект, в котором несколько женщин организовали ателье по пошиву одежды для инвалидов. Социальное предпринимательство заключено в данном случае в том, что заниматься они стали прежде всего пошивом нестандартной одежды для инвалидов, которую нет возможности приобрести быстро и на данной территории. Но бизнес включал и пошив обычной одежды. На работу принимались и сами инвалиды, которые не могли трудоустроиться - здесь уже происходит обеспечение работой.

В качестве конкретного примера социального предпринимательства можно рассмотреть организацию отдыха для инвалидов, а именно разработку туристических маршрутов, доступных для лиц с ограниченными возможностями.

Достаточно интересной является тема вовлечения молодежи в решение социальных проблем.

В рамках работы был проведен опрос населения разных возрастных групп. Содержание вопросов можно увидеть в таблице 1.

В опросе приняло участие 60 человек в возрасте от 18 до 84 лет, из которых 31 - женского пола, 29 - мужского пола. В возрастной группе 18-25 лет оказалось 20 человек, в возрастной группе 26-35 лет - 20 человек, и в возрастной группе от 36 лет - также 20 человек.

На вопрос «Как Вы относитесь к благотворительной деятельности?» 8 человек ответили, что сами участвуют в этом; 49 человека ответили, что не участвуют, но поддерживают идею в целом и тех, кто этим занимается; 3 человека ответили, что не участвуют и не поддерживают идею благотворительности.

На вопрос «Знаете ли Вы, что такое социальное предпринимательство?» «Да» ответили 16 человек, что-то слышали об этом 29 человек, остальные затруднились с ответом.

Вопросы
Варианты ответов
1
2
Ваш пол
o Мужской o Женский
Ваш возраст
o До 18 o 18-25 o 26-35 o 36-50 o Более 51
Как бы Вы оценили экономическое положение Вашей семьи?
o Нам хватает только на еду и одежду
o Если некоторое время экономить, мы сможем купить недорогую бытовую технику o У нас есть необходимая бытовая техника, но покупку машины мы себе пока позволить не можем
o Если возникнет необходимость, мы сможем купить квартиру
o У нас высокий доход, но характеризовать его я отказываюсь
Как Вы относитесь к благотворительной деятельности?
o Сам участвую o Не участвую, но поддерживаю
o Не участвую, не поддерживаю

Таблица 1

Окончание табл. 1

1
2
Знаете ли Вы, что такое социальное предпринимательство?
о Да о Нет
о Что-то слышал/слышала
Если бы у Вас было предприятие и возможность за счет прибыли предприятия помогать нуждающимся людям, стали ли бы Вы этим заниматься?
о Да o Нет о Скорее да o Скорее нет
По вашему мнению, должно ли государство оказывать помощь в развитии социального предпринимательства?
о Да о Нет
о Мне все равно

На вопрос «Если бы у Вас было предприятие и возможность за счет прибыли предприятия помогать нуждающимся людям, стали ли бы Вы этим заниматься?» вариант ответа «Да» дали 20 человек (33 %), вариант «Скорее да» - 28 человек (47 %), 5 человек ответили «Нет» (8 %), остальные дали ответ «Скорее нет» (12 %).

На заключительный вопрос «По Вашему мнению, должно ли государство оказывать помощь в развитии социального предпринимательства?» «Да» ответили 54 опрошенных (90 %), остальные отнеслись с безразличием (10 %).

По итогам анализа сферы и опроса, была проведена разработка примерного проекта на тему социального предпринимательства в области образования. Наименование предполагаемого проекта «Передвижная творческая мастерская». Наименование услуги - арт-терапия, то есть направление психотерапии, основанное на творчестве. Данные по проекту представлены в таблице 2.

Таким образом, в предложенном примере можно увидеть новое решение проблемы, новые подходы, которые при этом нередко помогают решить сразу несколько задач. Такие подходы - отличительная черта социального предпринимательства в целом. В предложенной модели деятельность предприятия направлена на смягчение существующих социальных проблем. В своей работе предприятие применяет новые уникальные методы работы, оно обладает признаками финансовой устойчивости, решает социальные проблемы за счёт доходов, получаемых от собственной деятельности, т. е. ему присуща инновационность.

Компонент проекта
Суть
1
2
Наименование услуги
Арт-терапия (направление психотерапии, основанное на творчестве)
Основные необходимые средства
Материалы непосредственно для рукоделия.
Помещение в виде одной-двух комнат + кухня, туалет (основной штаб, где находится глава организации, базовый телефон, документация, материалы). Средства передвижения
Численность сотрудников, зарплата
Менеджер - 20 тысяч рублей/месяц. Преподаватели с соответствующим образованием (для старта 4 человека) - 15 тысяч рублей/месяц
Сильные и слабые стороны бизнеса относительно конкурентов
Подобные группы творчества по интересам существуют локально, небольшими группами. Данный проект предполагает охват большой территории (будет создана сеть подобных организаций во многих городах), выезд мастерской возможен будет по областям, что является достоинством
Описание услуги
Целью услуги является воздействие на психоэмоциональное состояние, а точнее гармонизация психического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Ценность применения искусства в терапевтических целях: с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции (любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д.).

Таблица 2

Продолжение табл. 2

1
2
Выделяют такие виды арт-терапии, как терапия в изобразительном искусстве, библиотерапия, музыкотерапия, драмате- рапия, танцеальная терапия, куклотера- пия, сказкотерапия, песочная терапия, цветотерапия, работа с глиной, фото- и видеотерапия, вокалотерапия.
Арт-терапия помогает решать такие проблемы, как сложности эмоционального развития, стресс, депрессию, сниженное настроение, эмоциональную неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенную тревожность, страхи, фобии, низкую самооценку. Арт-терапия решает такие задачи, как выход агрессии и других негативных чувств, облегчает лечение в качестве вспомогательного метода, помогает в процессе установления контакта с клиентом, развития самоконтроля, концентрирования внимания на ощущениях и чувствах, развития творческих способностей и повышение самооценки [10].
Услуга проводится для разных групп потребителей на разных условиях. Например, работнику офиса будет интересно сменить род деятельности, он с удовольствием воспользуется данной услугой, тем более зная, что вырученные деньги пойдут на обеспечение людей, у которых нет возможности (к примеру, финансовой) заниматься такого рода деятельностью.

Продолжение табл. 2

1
2
Вышеперечисленное предоставляет следующие возможности:
ребята из детских домов с огромным удовольствием освоят новые техники творчества, ранее недоступные из-за финансовых ограничений (работа с новыми техниками творчества, из новых дорогостоящих материалов), но для этих групп людей услуга проводится на бесплатной основе.
люди из домов престарелых получат возможность общения с новыми людьми, а также памятный подарок, сделанный своими руками.
Взаимоокупаемость данной услуги делает ее уникальной, отличительные особенности делают ее конкурентоспособной
Портрет клиента
Покупают (заказывают выезд мастерской на место):
организации для офисных работников (для работы в команде, сплочения коллектива)
школы
детские сады
иные организации.
Услуга предоставляется на бесплатной основе:
для детских домов
домов престарелых
Ниша на рынке, каналы продаж, распространение информации о продукции
Территория: 1 штаб на 1 город, распространение услуги по городу/области. Продажи через сеть интернет.
Реклама в местных газетах; местное телевидение; листовки в магазинах; объявления по городу(расклейка)

Окончание табл. 2

1
2
Цена за единицу продукции
Цена для организаций:
600 рублей + материалы/1 человек.
Цена для школ:
400 рублей + материалы/1 человек.
Цена для детских садов:
400 рублей + материалы/1 человек.
Цена для детских домов-бесплатно.
Цена для домов престарелых-бесплатно. Предоставление системы скидок: от 10 человек - скидка 10 % от 20 человек - скидка 20 % каждому участнику
Сезонность спроса
Всесезонный
Конкуренты, наиболее распространенные продукты-аналоги
Конкуренция в таком формате предоставления данной услуги практически отсутствует

Вышеизложенный проект (теоретически) возможно сопроводить поддержкой извне. Так, в России в области поддержки социального предпринимательства получил известность фонд региональных социальных программ «Наше будущее», частный фонд бизнесмена Вагита Алекперова (сотрудничает с Агентством стратегических инициатив и Министерством экономического развития РФ по законодательным инициативам и мерам стимулирования развития социального предпринимательства в России). Фонд различными способами помогает субъектам в области социального предпринимательства: проводит всероссийский конкурс проектов; выдает предпринимателям долгосрочные беспроцентные займы; помогает начинающим предпринимателям подготовить бизнес-план; даёт возможность арендовать микро-офис (Астрахань, Архангельск, Волгоград, Калининград, Нижний Новгород, Пермь).

Делая итог по всей работе в целом, следует отметить преимущества организации социальных предприятий. Они способны вовлекать неиспользуемые ресурсы, превращать их в экономические и социальные блага; производить социализацию и интеграцию через соединение бизнеса и общества; решать экономические проблемы конкретных социально и экономически уязвимых групп их собственными средствами и усилиями (малообеспеченных, многодетных, безработных, инвалидов, экономических мигрантов и пр.); расширять социальный капитал населения путем содействия горизонтальному и вертикальному сетевому взаимодействию граждан внутри местных сообществ. Несмотря на все плюсы, социальное предпринимательство только начинает активно развиваться, и крайне важна как поддержка государства, так и поддержка населения.

Список использованных источников

Макарова С. В., Степанова Н. Р. Социальная ответственность - важнейший фактор устойчивости развития организации и общества в целом // Фундаментальные исследования. 2014. № 5 (часть 5). С. 1075-1079

Искакина Н. С., Степанова Н. Р. Оценка эффективности и результативности деятельности государственных программ, ориентированных на малое предпринимательство // Вопросы реформирования системы бюджетных платежей: материалы науч.-практ. конф. Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 2014. С. 321-325.

Социальное предпринимательство - Википедия [Электронный ресурс]. URL: ru.wikipedia.org (дата обращения 15.10.2015).

Потенциал третьего сектора: инновационные подходы для развития территорий (социальное предпринимательство) [Электронный ресурс]. URL: http://mentoring.kom20.ru/assets/ files/biblio/p_08.pdf (дата обращения 15.10.2015).

Приказ Минэкономразвития России № 223 от 23.04.2012 г. «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru (дата обращения 14.10.2015).

Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 14.10.2015).

Красильникова З. С., Степанова Н. Р. Факторы успеха при открытии своего бизнеса // Новые тенденции в экономике и управлении организацией: сборник научных трудов XIII Международной научнопрактической конференции. Екатеринбург, 25-27 июня 2014 г. В 2-х частях. Екатеринбург: изд-во УМЦ УПИ, 2014. Ч. 1. С. 111-112.

Российский союз промышленников и предпринимателей. Бизнес России 14.10.2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rspp.ru/viewpoint/view/293 (дата обращения 14.10.2015).

Социальное предпринимательство России [Электронный ресурс]. URL: http://soindex.ru/ (дата обращения 15.10.2015).

Арт-терапия - Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 15.10.2015).

Anna Sheveleva,

undergraduate student,

Graduate School of Economics and Management,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: anchytka_Sh AT mail.ru Ekaterinburg, Russia

Natalia Stepanova,

Ph.D., Associate Professor,

Graduate School of Economics and Management,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin Ekaterinburg, Russia

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS ONE OF THE VECTORS TERRITORIAL DEVELOPMENT

Abstract:

Questions of this work takes place in the sphere of social policy. Specifically, attention is paid to the phenomenon of society as a «Social enterprise». Where, however here you can see the human capital as an important resource for economic development of the country? The main distinguishing feature of social entrepreneurship - the use of innovative activities and leverage techniques.

Key words:

Entrepreneurship, social entrepreneurship, social sphere, innovative approach.

ФИНАНСОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ