В статье содержится обзор концептуальных изменений в области ценообразования и сметного дела в строительстве. Речь идет не о реформировании отдельных элементов системы, а о пересмотре базовых принципов ценообразования с учетом позитивного отечественного и зарубежного опыта установления цены строительной продукции.
УДК 338.51
Королева Марина Алексеевна,
доцент,
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: mal-korol AT mail.ru г.Екатеринбург, Россия
Кондюкова Елена Станиславовна,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры банковского и инвестиционного менеджмента,
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: eleh-kon AT ya.ru г.Екатеринбург, Россия
Формирование объемов и планирования инвестиций в капитальное строительство основаны на стоимости строительных ресурсов и продукции. Именно поэтому ценообразование и сметное нормирование являются ключевыми вопросами отрасли.
В процессе установления стоимости строительной продукции учитываются многие переменные факторы, начиная от форм взаимоотношений участников инвестиционного процесса, источников финансирования и заканчивая региональными особенностями определения цены на строительную продукцию. Влияют на цену методы определения сметной стоимости и уровень сметных цен, стадия инвестиционно-строительного проекта, цена контракта.
Необходимо отметить и десять «проблемных» факторов, влияющих на ценообразование. Из них - четыре первых фактора основаны на желании извлечения прибыли, семь других касаются вопросов организационно-методического характера.
Коррупция государственных чиновников с предумышленным завышением расценок, цен, индексов.
Завышение цен на материалы монополистами.
Значительная закладка нормы прибыли застройщиками (100-150%).
Недостоверное определение объемов строительства.
Устаревшая сметно-нормативная база 2001 г. [1]. Несмотря на принятые в последующих годах корректировки, база не обеспечивает сокращение издержек, которые минимизируются новыми механизмами и материалами.
Применение устаревшего базисно-индексного метода составления смет.
Отсутствие четкой структуры ценообразования на выкуп земельных участков, снос зданий и сооружений, плату за технические условия, за подключение к инженерным сетям.
В трудном состоянии функционирует нормативная база определения сметной стоимости объектов, что вызывает не только структурные и смысловые противоречия, но и порождает огромные затраты. Строительная отрасль нуждается в новой сметно-нормативной базе, адекватно отражающей технологический уровень строительства, качество строительных материалов, машин, оборудования.
В связи с этими сложившимися обстоятельствами Минстрой РФ приступил к коренному реформированию системы нормирования и ценообразования в строительстве.
Цель реформы - создание современной нормативно-правовой и методической базы, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех участников строительного процесса, единство подходов и методов нормирования и мониторинга стоимости строительной продукции.
Существенной особенностью создаваемой системы будет то, что расчетные показатели затрат, определенные еще на стадии бюджетного планирования, станут предельными. Лимит финансирования будет основным параметром технического задания на проектирование. Нередко проектировщик не знает, какой лимит финансирования заложен в бюджете. С созданием системы управления стоимостью ему придется «укладываться» в предложенный лимит, иначе проект окажется несостоятельным.
Основное внимание должно быть направлено на совершенствование законодательства и разработку нормативных документов в развитие градостроительного законодательства и законодательства о техническом регулировании. Таким образом, новая нормативная база ценообразования в строительстве должна разрабатываться на основе обновленных методических документов, соответствующих современному уровню технического и экономического развития.
Концепция новой системы ценообразования и сметного нормирования «400 дней» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации была принципиально одобрена экспертами отрасли на заседании Комиссии по выработке методологических рекомендаций и совершенствования нормативной базы в сфере технологического и ценового аудита Общественного совета при Минстрое России 25 ноября 2015 года [2].
Первым шагом по созданию системы ценообразования в строительстве согласно поручению Президента и Правительства РФ явилось создание научно-экспертного совета (НЭС) по ценообразованию и сметному нормированию при Минстрое России. Основной задачей НЭС станут вопросы эффективного управления стоимостью строительства и повышения контроля в сфере ценообразования: в частности, проверка проектов сметных нормативов до их внесения в Федеральный реестр параллельно с актуализацией сметных нормативов, уже внесенных в Федеральный реестр. Данные мероприятия направлены в том числе на реализацию мероприятий по борьбе с коррупцией. Организационно-техническое обеспечение деятельности Научно-экспертного совета может быть возложено на ФАУ «ФЦЦС».
В настоящее время разработан целый пакет взаимосвязанных документов, которые являются основой системы управления затратами в отрасли. Они помогут определять стоимость строительства на основных стадиях инвестиционно-строительного процесса (планирование - проектирование - строительство - эксплуатация).
С 1 апреля 2014 года внесена в федеральный реестр сметных нормативов новая редакция государственных сметных нормативов, включающая: государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001), федеральные единичные расценки (ФЕР-2001), сборники сметных цен на материалы (ФССЦ-2001), сборники цен на эксплуатацию строительных машин, сборник тарифов на перевозку грузов. Вместе с этим исключены из реестра ранее утвержденная Госстроем сметно-нормативная база и дополнения к ней периода 2008-2012 гг.
Но несмотря на корректировки СНБ в 2009 и 2014 годах, она не учитывает ряд новых современных механизмов и материалов, обеспечивающих сокращение издержек. Внесенные изменения в действующую сметно-нормативную базу имеют косметический характер, не затрагивают капитальных, концептуальных основ нормирования и не меняют их сущность механизма административного планирования и управления инвестиционно-строительной деятельностью.
Корректировка показателей редакционного характера выполнялась без необходимых обоснований и экономических расчетов, без проведения формальных процедур, регламентов и экспертиз, без профессиональной оценки отдельных нормативов и баз данных в целом.
Минстроем России в 2014 г. утверждены нормативы цены строительства (НЦС) по объектам строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры. Данные нормативы цены предназначены для планирования инвестиций, оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения, подготовки техникоэкономических показателей в задании на проектирование объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета.
Таким образом, заказчик при планировании бюджетных средств и определения начальной (максимальной) цены контракта для размещения закупок ограничивается стоимостью строительства, рассчитанной на основании укрупненных нормативов цены строительства.
Разработаны и введены в действие нормативы цены конструктивных решений (НЦКР), использование которых дает возможность оперативно контролировать уровень прямых затрат по основным видам объектов строительства и ремонта на этапе проектирования.
Минстрой РФ предлагает отдельный законопроект по реформированию ценообразования на основе перехода к государственному заданию по формированию базы сметных нормативов строительных материалов и стоимости услуг машин и механизмов. Под государственным заданием понимается документ, устанавливающий требования к объему, качеству, составу, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ [3]. На финансирование госзадания по техническому регулированию и ценообразованию в области строительства будет направлено 5,5 млрд руб. на три года.
Сметные нормативы нуждаются в регулярном прозрачном мониторинге, что формирует максимально достоверную стоимость объектов капитального строительства.
Предполагается, что федеральный реестр сметных нормативов включит 300 тысяч позиций (для сравнения: в настоящее время постоянно отслеживаются 400 сметных норматива). Кроме установления единого подхода при формировании нормативно-правовых актов ведомство предлагает вести на постоянной основе государственную информационную систему (ГИС). Именно в ГИС должны будут входить единый федеральный реестр сметных нормативов и база стоимости основных материалов и ресурсов на территории субъектов РФ.
Для актуализации достоверности сметной стоимости строительства Минстроем России подготовлен проект Постановления Правительства РФ "О государственной информационной системе данных "Ценообразование в строительстве". Согласно проекту система направлена на улучшение конкурентного климата на рынке строительных материалов, стимулирование импортозамещения в строительстве, упрощение процедур составления сметных расчетов.
Подготовлен также законопроект об усилении контроля расходования средств федерального бюджета, выделяемых на капитальные вложения. Ранее заказчики не несли ответственность за превышение сметы [4], и это упущение необходимо устранить введением «формального потолка» для роста стоимости государственного строительства. Изменения в предельную стоимость крупных объектов можно будет вносить только вместе с изменением самого бюджета, под прямым контролем Министерства финансов и Минстроя.
После отработки механизма ответственности для федеральных заказчиков механизм можно будет применять в региональном контексте.
Снижение средней стоимости строительства объектов объектов возможно осуществлять за счет формирования реестра типовой проектной документации жилых и административных зданий, социальных объектов. Использование подобного реестра позволит сократить сроки и затраты на строительство объектов капитального строительства. В настоящее время в реестр внесены сведения о проектной документации 92 объектов капитального строительства, из них - 50 объектов детских дошкольных учреждений [5].
Основной проблемой для включения проектов в реестр остается отсутствие у регионов исключительных прав на представленную проектную документацию. Предлагается законодательно закрепить возможность многократного использования проектной документации без согласия подрядчика (архитектора, автора проектной документации) и передаче исключительных прав на документацию субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик.
С точки зрения рационального подхода в ценообразовании полезно обратиться к зарубежному опыту применения действующих методов определения стоимости строительства.
Как правило, эти методы можно условно свести к двум группам:
Методы поэлементного расчета цены, применяемые на завершающих этапах проектирования.
Методы расчета цены по укрупненным показателям на начальных этапах инвестиционного процесса.
Информационная база для составления смет основана на регистрации реального уровня цен и расчетах прогнозного уровня (ожидаемого в следующем году). Сметы подрядчиков учитывают уровень собственных затрат на выполнение работ и цены на ресурсы. Источниками единичных расценок служат расценки по ранее заключенным контрактам, официальная национальная статистика, ежегодные фирменные справочники. Важнейшим источником информации о стоимости строительства являются данные о построенных объектах.
В условиях конкуренции при заключении строительных контрактов путем торгов в заявочных ценах подрядчиков учитываются малые размеры рентабельности - от 2,5 до 6 % к издержкам производства. Хотя такой уровень рентабельности не устраивает подрядчика, он вынужден идти по пути сознательного ограничения рентабельности в заявочных ценах, иначе шансы успеха на торгах невелики. И же после торгов и заключения договора специалистами строительных фирм выявляются пути снижения издержек и повышения рентабельности проекта при соблюдении контрактных сроков строительства и сохранения качественных показателей [6].
Обобщив вышесказанное, выявим основные индикаторные направления концепции совершенствования ценообразования:
Участие государственных органов управления строительством в формировании политики ценообразования.
Ликвидация избыточных административных барьеров в строительстве.
Формирование единой схемы ценообразования и интеграции накопленного отдельными регионами опыта, интеграции современных процессов и технологий.
Дальнейшая разработка укрупненных сметных нормативов (применение норматива цены конструктивного решения позволит снизить затраты на капитальное строительство и бюджетные затраты по данной статье расходов примерно на 20 %).
Повышение эффективности функционирования системы экспертизы проектно-сметной документации и инженерных изысканий.
Создание системы антикоррупционной экспертизы, ограничивающей возможности чиновников всех уровней решать экономические вопросы ценообразования по собственному усмотрению.
Создание федеральной государственной информационной системы ценообразования и сметного нормирования с учётом современного опыта.
Ведение реестра и классификатора объектов градостроительной деятельности.
Формирования системы типового проектирования в сфере строительства.
Применение ресурсного метода ценообразования при государственном финансировании.
Упрощение процесса согласования и утверждения индивидуальных сметных нормативов с целью своевременного пополнения нормативных документов нормами и расценками на новые технологии.
Комплексный подход позволит с течением времени преодолеть системные проблемы и вывести ценообразование в строительстве на качественно новый уровень, что создаст условия для функционирования строительной отрасли.
Список использованных источников
Приказ № 31 от 30 января 2014 г. (в ред. приказа № 39 от 07 февраля
г. «О введении в действие новых государственных сметных нормативов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minstroyrf.ru.
Проект программы «400 дней» от 25 ноября 2015 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minstroyrf.ru.
Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 г. № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Федеральный закон от 15.07.1998 г. № 39-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Строительство в России (статистический сборник). 2014: Стат. сб./ Росстат. - M., 2014. - 111 с.
Королева М.А. Ценообразование и сметное нормирование в строительстве: учебное пособие / М.А. Королева. - 2-е изд., доп. и перераб. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2014. - 263.
Marina Koroleva,
assistant professor,
Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: mal-korol AT mail.ru Ekaterinburg, Russia
Elena Kondyukova,
Candidate of Philology,
assistant professor of banking and investment management,
Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: eleh-kon AT ya.ru Ekaterinburg, Russia
THE CONCEPTUAL TRANSITION TO THE NEW PRICING SYSTEM
Abstract:
The article provides an overview of the conceptual changes in pricing and cost estimation in construction. It is not about reform of the system components, and on the revision of the basic principles of pricing based on the positive domestic and foreign experience of pricing construction products.
ценообразование сметный нормирование, электронный ресурс режим, режим доступ http, доступ http www, сметный нормативный база, ресурс режим доступ, реестр сметный норматив, федеральный реестр сметный, объектовый капитальный строительство, государственный информационный система, режим доступ http www, ресурс режим доступ http, электронный ресурс режим доступ, федеральный реестр сметный норматив, урфа президент россия ельцин, ural federal university named, federal university named first, президент россия ельцин mail, first president russia boris, mail mal korol mail,