СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Формирование стратегического подхода к управлению энергосбережением и повышением энергоэффективности в регионах россии


Аннотация:

В статье обосновывается необходимость системного подхода к стратегическому управлению энергосбережением и повышением энергоэффективности в регионах России. Обоснована необходимость разработки для регионов России типовой модели управления повышением энергоэффективности как составляющей формирующейся в регионах системы стратегического управления, предложена организационно-функциональная схема модели, раскрыты составляющие ее элементы и их взаимосвязи.

УДК 353.5

Анохина Елена Михайловна,

кандидат географических наук, доцент,

Санкт-Петербургский государственный университет e-mail: e.anokhina AT spbu.ru г. Санкт-Петербург, Россия

Жигалов Вячеслав Михайлович,

кандидат экономических наук, доцент,

Санкт-Петербургский государственный университет e-mail: v.zhigalov AT spbu.ru г. Санкт-Петербург, Россия

Ключевые слова: Региональное управление, стратегическое управление, энергосбережение и энергоэффективность, стратегия социально-экономического развития, система стратегического управления региона, типовая модель управления повышением энергоэффективности.

В настоящее время энергоэффективность стала одной из приоритетных задач развития России. Совершенствование климатической политики в России требует, в частности, решения одной из основных проблем - энергосбережения и повышения энергоэффективности. В России показатель энергоемкости ВВП (являющийся ключевым индикатором энергоэффективности) в 2 раза (по некоторым оценкам и более чем в 2 раза) превышает уровень развитых стран. При этом одновременно наблюдаются значительные различия среди регионов по показателю энергоемкости ВРП. Например, по оценке Федеральной службы государственной статистики РФ, в 2013 году показатель энергоемкости ВРП Вологодской области (591,2 кг.усл. топлива / 10 тыс. руб.) в 10,5 раз превосходил аналогичный показатель Сахалинской области (56,35 кг. усл. топлива / 10 тыс. руб.) [1].

Согласно современным исследованиям [2], основными факторами высокой энергоемкости экономики России являются следующие: пространственное распределение объектов потребления энергии, отношение высокоэнергоемких и малоэнергоемких производств, природноклиматические, технологические. Согласно проведенному авторами исследованию, результаты которого были представлены в рамках Международного семинара исследовательской лаборатории Санкт-Петербургского государственного университета «Эффективность экономики и окружающая среда», для регионов России эти факторы еще в меньшей степени объясняют причины разрыва регионов по показателю энергоемкости ВРП.

В исследованиях, посвященных проблемам энергоэффективности в России и субъектах Федерации, выделяются и другие группы факторов.

На официальном Интернет-сайте Министерства энергетики РФ барьеры, сдерживающие развитие энергосбережения и энергоэффективности в России, разделены на четыре основные группы:

  • недостаток мотивации;
  • недостаток информации;
  • недостаток опыта финансирования проектов;
  • недостаток организации и координации [3].

Чернова В.Э., Шмулевич Т.В.

выделяют следующие группы мероприятий, обеспечивающие эффективное энергоиспользование и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов:

  • научно-технические;
  • организационные и экономические;
  • нормативные и технические;
  • информационные;
  • правовые [4, С. 38].

Это свидетельствует о том, что необходимо расширять перечень анализируемых факторов, одним из ключевых среди которых является управление процессами энергосбережения и повышением энергоэффективности в регионах России. Результаты исследований, проведенных российскими и зарубежными организациями, связывают многие проблемы социально-экономического развития России с неэффективным управлением. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» уже несколько лет подряд ставит управленческий риск на первое место среди всех других видов риска в исследовании об инвестиционной привлекательности регионов России [5].

В настоящее время доминирующим подходом в формировании процессов государственного управления на федеральном и региональном уровнях становится стратегический подход. Это становиться особенно актуальным в связи с принятием в 2014 году ФЗ № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Регионы постепенно переходят от реализации отдельных процессов стратегического управления, функционирования отдельных элементов системы стратегического управления, к формированию системы стратегического управления [6].

Существуют различные походы к определению понятия «система стратегического управления» страны (региона). Авторы разделяют подход (в широком смысле слова), который основан на понимании системы управления с точки зрения теории управления и системного подхода как совокупности взаимосвязанных элементов, находящихся под воздействием факторов внешней среды, имеющих обеспечивающий процесс управления и направленный на достижение цели функционирования системы. Таким образом, система государственного стратегического управления должна включать субъект и объект управления, внешнюю среду, выход (цель), вход (ресурсы), образующих определенную целостность, единство, а также механизм взаимодействия, новые процессы и методы государственного стратегического управления, методологическую и нормативно-правовую базу, организационные структуры. Наряду с основным стратегическим документом - Стратегией социально-экономического развития, - субъекты Федерации разрабатывают отраслевые и функциональные стратегии, среди которых важное место занимают инвестиционная, инновационная, маркетинговая, кластерная стратегии. Практически все регионы имеют инвестиционные стратегии, работают над формированием инновационных стратегий, однако совершенствованию управления энергоэффективностью и энергосбережением пока не уделяется должного внимания.

Анализ элементов современной системы стратегического управления энергоэффективностью в регионах России показал, что, по-прежнему, слабыми сторонами остаются способы, механизмы реализации стратегий и программ в области энергоэффективности. Можно также отметить несогласованность горизонта планирования стратегий и программ, различие в статусе, целях, приоритетах многих региональных программ в области энергоэффективности и органов власти, ответственных за их реализацию, и в целом, более низкое качество разработки и реализации плановых документов в области энергетики на региональном уровне, чем, например, на федеральном.

На основе проведенных авторами исследований можно сделать вывод, что существующие различия в качестве процессов управления энергоэффективностью в регионах России обусловлены отсутствием эффективно функционирующей системы управления энергоэффективностью, наличием в регионах отдельных элементов системы. В настоящее время данная система формируется, Министерством энергетики РФ предлагается целевая модель управления энергоэффективностью [7, 8], однако, по мнению авторов, она не в полной мере включает стратегический аспект. Поэтому необходимо включение в стратегии социально-экономического развития регионов целевых показателей по энергоэффективности, а также разработка типовой модели управления энергоэффективностью как важнейшей составляющей формирующейся в регионах системы стратегического управления. Данная модель представлена на рисунке 1 и включает, как уже было отмечено, теоретико-методологическую, организационную и процессную составляющую, опирается на новые методы и современные процессы государственного стратегического управления.

На региональном уровне функции по разработке региональной энергетической политики, а также функции контроля и надзора должны возлагаться на соответствующие органы исполнительной власти (комитеты, министерства и т.п.) в области энергетики, которые являются субъектом управления. Важным элементом является закрепление задач и полномочий за соответствующими органами исполнительной власти на долгосрочный период и преемственность этой системы на уровне субъектов РФ. Обязательными элементами должны быть ответственность субъектов за достижение определенных целевых показателей и контроль, а также меры по стимулированию к улучшению показателей в области энергоэффективности. Функции координации при разработке прогнозов, стратегических плановых документов, организации процесса их реализации должны выполняться соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, деятельность которых связана с экономическим развитием и стратегическим планированием. В исследованиях авторами обосновывалась необходимость формирования в регионах органа исполнительной власти, ответственного за реализацию функции стратегического планирования. Высшие должностные лица субъектов РФ должны осуществлять внешний стратегический контроль. Как показано на рисунке 1, в процесс управления

Заинтересованные
стороны
4 »
Т
Объекты государственного стратет нчеекчно управ, кипя
Энсргоэфф. произволе.
Энсргоэфф. ч ланий
Энсргоэфф. трансп.

Рисунок 1. Модель системы государственного стратегического управления повышением энергоэффективности в регионах РФ.

в области формирования климатической политики, а также политики энергосбережения и повышения энергоэффективности должны быть вовлечены многие заинтересованные стороны - в силу значимости и масштабности проблемы - население, бизнес-сообщество, некоммерческие, общественные организации и т.д.

Кроме того, авторы разделяют точку зрения о необходимости формирования регионального института развития, в задачи которого должно входить субсидирование и др. виды финансовой поддержки проектов в области энергоэффективности, а также создание инвестиционной и инновационной инфраструктуры. Цели и задачи данного института развития хорошо раскрыты в целевой модели управления энергоэффективностью Министерства энергетики РФ.

Теоретико-методологическую основу системы государственного стратегического управления повышением энергоэффективности региона составляют (см.

подробнее: [9]):

Современные принципы и подходы: научной обоснованности и эффективности, гибкости и адаптивности, активного управления, синергии и мн. др.

Современные методы стратегического управления. Например, управление по результатам - включение показателей в области энергоэффективности в перечень целевых индикаторов стратегий социальноэкономического развития регионов, обязательных к исполнению и их функциональная привязка; бенчмаркинг - использование опыта регионов

лидеров по показателям энергоэффективности (в особенности регионов, у которых низкий показатель энергоемкости экономики, несмотря на структуру факторов, традиционно его определяющих); управление рисками (включение экологического и энергетического риска в систему управления рисками); методы стратегического планирования (разработка единой системы стратегий и программ в области энергоэффективности в регионах).

Нормативно-правовая основа: законы различных уровней, не только об энергоэффективности, но и об охране окружающей среды, промышленной политике и т.д.; нормативно-правовые акты, утверждающие государственные программы федерального и регионального уровней; требования к содержанию региональных и муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности; отчеты о реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в регионах и муниципальных образованиях и др. нормативноправовые акты. Кроме этого, необходимо отметить международные обязательства России (например, в рамках обязательств России в области глобального изменения климата).

Организационную основу составляют организационные структуры, принципы взаимодействия субъектов управления, соответствующих органов исполнительной власти региона, института развития, заинтересованных сторон, распределение функциональных обязанностей, полномочий, ответственности. Важную роль играет функция стратегического планирования повышения энергоэффективности, формирования единой системы стратегий и программ федерального и регионального уровней, выделение задач и мероприятий в области энергоэффективности в отдельные программы. Кроме того, необходима подготовка кадров как области энергоэффективности, так и теоретико-методологических основ формирования системы государственного стратегического управления.

В различных исследованиях авторами выделены с разной степенью детализации [см., например 10, C. 387-395, 11, С. 27-36, 12, С. 32-38, 13, С. 25-28 и др.] следующие ключевые процессы государственного стратегического управления: стратегический анализ; стратегическое прогнозирование; стратегическое планирование; управление реализацией; стратегический контроль. Кроме того, базовое понятие стратегического управления определяет также его главную целевую направленность - устойчивое развитие, высокая конкурентоспособность, инновации, эффективное использование потенциала, противостояние угрозам. В контексте рассматриваемой проблемы эти цели конкретизируются в задачи создания эффективной (в т.ч., энергоэффективной) экономики, достижения высокого качество жизни населения, социальной и экологической безопасности страны и регионов и др. Каждый из выделенных крупных этапов процесса государственного стратегического управления содержит свои подэтапы, предполагает использование различных методов.

Таким образом, система стратегического управления является важным фактором достижения целевых показателей в области энергоэффективности, решения проблем высокого уровня энергоемкости российской экономики и высокой дифференциации регионов России по показателю энергоемкости ВРП. Особую значимость данной системе придает ее влияние на повышение эффективности экономики, противодействие угрозе глобального изменения климата и выполнения международных обязательств России в данном направлении, на изменение структуры энергетического баланса, достижение задач увеличения доли альтернативных источников энергии, на снижение негативного воздействия на окружающую природную среду и др. компоненты синергетического эффекта.

Наряду с управленческим фактором, необходимо также анализировать и совершенствовать и другие факторы, обуславливающие уровень энергоемкости экономики регионов России. Система стратегического управления - один из важнейших факторов, который создает необходимые условия для повышения энергоэффективности. Таким образом, важным направлением исследований является анализ совокупности факторов, определяющих энергоемкость экономики регионов России, среди которых должно учитываться качество системы стратегического управления энергосбережением и повышением энергоэффективности на основе формирования типовой модели управления повышением энергоэффективности как составляющей формирующейся в регионах системы стратегического управления. В дальнейшем целесообразна разработка Стандарта энергоэффективности и энергосбережения для субъектов РФ, включающего перечень институтов, нормативных документов и регламентов, обязательных для каждого региона России.

Список используемых источников

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, раздел «Энергоэффективность». URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ con- nect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/ economydevelopment/# (дата обращения: 16.09.2015).

Энергоэффективность в России: скрытый резерв // Отчет, подготовленный экспертами Всемирного банка, Международной финансовой корпорации и Центром по эффективному использованию энергии».

2008. - 182 с. URL: http://www.cenef.ru/file/ FINAL_EE_report_rus.pdf (дата обращения: 16.09.2015)

Материалы официального сайта Министерства энергетики Российской Федерации. URL: http://www.minenergo.gov.ru/ activity/energoeffektivnost/branch/ (дата обращения: 10.11.2015).

Чернова В.Э., Шмулевич Т.В. Актуальность энергосбережения. Государственная политика в области повышения эффективности использования энергии: учебное пособие / СПбГТУРП. СПб., 2014.

68 с.

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2010

годов. Бюллетень рейтингового агентства «Эксперт РА». URL: http://www.raexpert.ru/docbank/de0/922/0c0/ bcb8c2b23b3b9e5af34838c.pdf (дата обращения 05.10 2015).

Кузнецов Ю.В., Маленков Ю.А., Анохина Е.М., Жигалов В.М. Формирование системы стратегического управления в Санкт-Петербурге: содержание и механизм реализации. // Стратегическое планирование в регионах и городах России: выстраивая систему. Доклады участников XII Общероссийского форума лидеров стратегического планирования. Санкт-Петербург. 22-23 октября 2013 года. / Под ред. Б.С. Жихаревича. - СПб.: Леонтьевский центр, 2014. - С. 22-27.

Целевая модель управления энергоэффективностью на федеральном и региональном уровнях. URL: http://www.vce34.ru/ attachments/Тема6_%20Целевая%20модель%20П%2004.pdf (дата обращения: 10.11.2015).

Ковешников Т.Б. Государственная политика и управление в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Критерии эффективности, индикаторы и целевые показатели. URL: rosenergo.gov.rudata/attach/1882 (дата обращения 09.10.2015).

Государственное стратегическое управление. Монография. Под общ.ред. проф. Ю.В. Кузнецова. - СПб.: Питер, 2014. - 320 с.

Квинт В.Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. - М.:Бизнес атлас, 2012. - 630 с.

Пирс II Дж., Робинсон Р. Стратегический менеджмент. 12-е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 560 с.

Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент. М.: Проспект, 2009. - 224 с.

Петров А.Н. Стратегический менеджмент / Под ред. А.Н. Петров. - СПб.: Питер, 2008. - 496 с.

Elena Anokhina,

PhD in Geography, Associate Professor,

Saint-Petersburg State University e-mail: e.anokhina AT spbu.ru Saint-Petersburg, Russia

Vyacheslav Zhigalov,

PhD in Economics, Associate Professor,

Saint-Petersburg State University e-mail: v.zhigalov AT spbu.ru Saint-Petersburg, Russia

FORMING STRATEGIC APPROACH TO ENERGY SAVING AND ENERGY EFFICIENCY MANAGEMENT IN RUSSIAN REGIONS

Abstract:

The report substantiates the necessity for a system approach to strategic management of energy conservation and energy efficiency in the Russian regions. The authors prove the necessity of standard model of energy efficiency management development in Russian regions as the most important component of the emerging in system of strategic management in regions and propose organizational and functional scheme modeland develop its elements.

Key words:

Regional management, strategic management, energy saving and energy efficiency, strategy of socio-economic development, strategic management system of region, standard model of energy efficiency improvement management.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ