СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Автоматизация бюджетного процесса в сфере государственных финансов на примере свердловской области


Аннотация:

Статья посвящена практическим аспектам применения современных информационных технологий в сфере государственных финансов для автоматизации бюджетного процесса. Рассмотрены основные задачи и особенности автоматизации. Значительное внимание уделяется проблемам, с которыми приходится сталкиваться в процессе внедрения программного обеспечения, и способам их преодоления. Приводятся примеры из реальной практики автоматизации бюджетного процесса в Свердловской области и делается вывод о целесообразности такой автоматизации.

УДК 004.9

Сапегина Екатерина Андреевна,

бизнес аналитик,

ООО «НПО «Сапфир» e-mail: sapegina_ea AT nposapfir.ru г.Екатеринбург, Россия

Бородулин Николай Васильевич,

ведущий бизнес аналитик,

ООО «НПО «Сапфир» г.Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: Бюджет, бюджетный процесс, бюджетные ограничения, автоматизация, государственные финансы, информационные технологии.

Как любое цивилизованное государство Российская Федерация ставит своей основной задачей оказание качественных услуг населению, что неразрывно связано с необходимостью совершенствования бюджетного процесса и повышения его эффективности, а в условиях бюджетных ограничений вопрос управления государственными финансами и сокращение связанных с ними накладных расходов приобретает особую значимость.

Бюджетный процесс многогранен, а его автоматизация - это комплексная задача, выполнить которую одномоментно в полном объеме невозможно. Она решается постепенно автоматизацией отдельных блоков - например таких, как: планирование бюджета, ведение реестра расходных обязательств, формирование и контроль выполнения государственных (муниципальных) программ, государственных (муниципальных) заданий.

Планирование, пожалуй, одна из самых важных частей бюджетного процесса, поэтому при планировании бюджета нужно принимать во внимание множество факторов, производить очень сложные расчеты, готовить трудоемкие аналитические отчеты.

До автоматизации в рамках процесса «тонны» распечатанных документов передавались от одного специалиста к другому, от специалиста к проверяющему. Мало того что на подготовку такой документации нужно потратить огромное количество времени, данные в таком виде очень трудно поддаются проверке и анализу. Кроме того, очень велик риск, что при планировании бюджета будет допущена ошибка: исполнитель может допустить неточность в расчетах по сложным формулам, а проверяющий может не заметить ошибку за большим количеством данных, которые ему необходимо обработать. Когда дело касается планирования бюджета, любая ошибка может привести к серьезным последствиям.

Здесь на помощь приходят современные информационные технологии и автоматизация бюджетного процесса.

Главным образом, автоматизация призвана облегчить труд участников процесса - специалистов органов исполнительной власти, финансовых органов и учреждений - за счет сокращения бумажного документооборота, автоматизированной обработки данных, формирования готовых аналитических отчетов. Еще два года назад в коридорах Министерства образования Свердловской области можно было наблюдать огромные очереди из специалистов подведомственных учреждений, которые приносили распечатанные документы на проверку сотрудникам министерства. Многим из них приходилось проходить данную процедуру с одним и тем же отчетом неоднократно, поскольку то и дело выявлялись ошибки и неточности.

За счет формализации процедур и алгоритмов, их автоматизации в разы снижается риск допустить ошибку, что приводит к повышению качества документации, её достоверности. В том случае, если ошибка все же была допущена (например, пользователь изначально ввел в систему некорректные данные), её гораздо легче выявить и исправить. При автоматизации процесса в Свердловской области для проверки реализованного функционала была произведена загрузка в систему данных за прошедший период, сформированных специалистами вручную. После того, как эта информация прошла обработку с помощью системных алгоритмов, стало очевидно, что были допущены существенные ошибки как при планировании, так и при составлении отчета об исполнении - некоторые суммы отличались от прочих на порядок. Но в бумажных отчетах данная ошибка была никем не замечена в течение целого года, и, наверное, еще долго бы оставалась таковой.

В результате автоматизации планирования бюджета в Министерстве здравоохранения Свердловской области, его сотрудники в разы сократили время формирования государственных заданий для подведомственных учреждений: до внедрения программного комплекса государственные задания формировали четыре сотрудника в течение трех месяцев, после внедрения с этим справляется один сотрудник в среднем за две-три недели. Был существенно упрощен процесс сбора, анализа и согласования отчетности по государственным заданиям. Сотрудникам подведомственных учреждений больше нет необходимости заниматься формированием отчетных форм вручную. Как результат, сократилось время, затрачиваемое на подготовку, сдачу и приемку документов, в разы снижены частота и общее количество ошибок. Сотрудники Министерства освобождены от необходимости самостоятельно по сложным формулам рассчитывать объем субсидий для подведомственных учреждений, число которых может быть довольно велико - программный комплекс автоматически рассчитывает корректный объем субсидии по результатам деятельности учреждения и формирует необходимые печатные формы, ответственным остается только распечатать полученную информацию.

Более качественная документация, актуальные и достоверные данные становятся хорошей базой для принятия эффективных управленческих решений, поскольку на некорректных, неполных данных сложно делать какие-либо правильные выводы.

Планирование бюджета охватывает несколько уровней - уровень Министерства финансов, уровень главных распорядителей бюджетных средств и уровень подведомственных учреждений, поэтому процесс его автоматизации сложный и трудоемкий и состоит из множества этапов. Прежде чем перейти непосредственно к автоматизации бюджетного процесса (или какой-то его части) нужно проделать большую аналитическую работу. Она включает изучение нормативно-правовых документов и разработанных методик, а также существующих практик их применения. Проводятся многочисленные встречи с представителями заказчика, чтобы лучше понять их требования и пожелания к программному обеспечению, в котором им предстоит работать. Формулируется общее понимание закладываемых в программный комплекс правил и алгоритмов. Формализованные требования и процедуры превращаются в большой документ - концепцию решения - с которым должны быть согласны все заинтересованные стороны. Только после этого разработанные «на бумаге» решения переносятся на программный код.

Затем проводится тестирование с привлечением специалистов - участников процесса - чтобы было понятно, что учтены все требования к программному обеспечению. Параллельно проводится обучение пользователей, в рамках которого они знакомятся с системой и автоматизированным процессом.

После успешного завершения этапа тестирования и обучения система готова к использованию, она передается в промышленную эксплуатацию заказчику.

Однако в процессе автоматизации так или иначе приходится сталкиваться с рядом проблем. Например, не всегда нормативную базу можно легко перенести в автоматизированную систему «как есть», для этого в ней должна прослеживаться четкая последовательность действий, отсутствовать разночтения. Кроме того, бюджетный процесс очень творческий

законодатель не регламентирует его в деталях, он только задает рамки, поэтому на практике зачастую требуется некоторая доработка нормативной базы - устранение неточных формулировок, формализация процедур.

Для этого инициируются консультации и совещания со специалиста- ми-участниками процесса и экспертами, в рамках которых согласовываются доработки и изменения в закон на региональном уровне.

В процессе автоматизации бюджетного процесса волей-неволей приходится сталкиваться с низким уровнем технической оснащенности в органах исполнительной власти и учреждениях: это и большой парк разномастной и часто устаревшей компьютерной техники, и далеко не самые актуальные версии программного обеспечения, которые не поддерживают современные технологические решения. К сожалению, не редкость мониторы с небольшим разрешением, на которых сложно разместить информацию в необходимом разрезе, что может создавать определенные трудности для визуального восприятия данных. Проблема осложняется еще тем, что большинство рядовых сотрудников не является уверенными пользователями персональных компьютеров, поэтому при работе с системой у них возникают различные трудности, начиная от ввода информации в экранные формы до печати на принтере автоматически сформированных отчетов. Таким пользователям часто психологически трудно принять новый автоматизированный вариант процесса.

Чтобы нивелировать эти проблемы, мы со своей стороны пытаемся наладить тесное взаимодействие со специалистами, которые работают в нашем программном комплексе и оказать им максимальную поддержку в работе. Мы изучаем правовую и методологическую подоплеку вопроса и даем соответствующие рекомендации, комментируем и разъясняем концептуальные и технические тонкости реализации.

Для специалистов заказчика, работающих в программном комплексе или так или иначе имеющих отношение к автоматизируемому бюджетному процессу, проводится комплексное обучение, во время которого демонстрируется логика работы системы, уделяется внимание техническим аспектам работы с программным комплексом. Взаимодействие с заказчиком на всех этапах автоматизации - это залог успеха проекта.

Однако, при разработке программного решения мы не стремимся создать инструмент, который должен требовать нашей постоянной поддержки или участия. Мы, главным образом, преследуем цель создать систему, которая будет высоко адаптивна к новым условиям - что очень актуально в сфере государственных финансов, где то и дело принимаются нормативно-правовые акты, вносящие изменения в привычный порядок вещей, а также систему, которая позволит наращивать свой функционал, автоматизировать новые задачи.

В Свердловской области автоматизация бюджетного процесса позволила создать единое информационное пространство для органов исполнительной власти и подведомственных учреждений, оперативно составлять план и отчитываться по фактическим затратам и показателям в режиме реального времени, значительно сократить время на формирование необходимой документации. Программный комплекс позволяет планировать и контролировать исполнение бюджета в части оказания государственных услуг по всем ведомствам Свердловской области. Доступ к программному комплексу организован посредством облачных технологий - система доступна для пользователей круглосуточно семь дней в неделю, необходим лишь выход в интернет, благодаря чему у пользователей нет необходимости в установке и настройке каких-либо специальных программных средств.

В результате, благодаря переводу бюджетного процесса в автоматизированную систему, у специалистов органов исполнительной власти появилась возможность быстро и оперативно принимать отчетность подведомственных учреждений, производить их финансирование, контролировать показатели качества и полноты оказанных услуг. Главные распорядители бюджетных средств и Министерство финансов Свердловской области получили эффективный инструмент для оценки эффективности деятельности каждого подведомственного учреждения, а значит и основания для принятия необходимых управленческих решений в случае, если учреждение не оказывает услуги на должном уровне, что позволяет сэкономить значительную часть бюджетных средств.

Таким образом, применение современных подходов к автоматизации бюджетного процесса приводит к повышению качества учета и отчетности, уменьшению нагрузки на специалистов органов исполнительной власти и учреждений, увеличению их оперативности, помогает сделать процесс более прозрачным, управляемым и экономически эффективным - для примера, в Свердловской области автоматизация одних только государственных заданий позволила бюджету сэкономить 280 млн. рублей в 2014 году, что многократно окупило затраты на внедрение программного комплекса!

Список использованных источников

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.11.2015)

Постановление Правительства Свердловской области от 20.01.2015 № 13-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 76-1III "О Порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Свердловской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания"

Ekaterina Sapegina,

business analyst,

«SAPPHIRE» LLC

e-mail: sapegina_ea AT nposapfir.ru

Ekaterinburg, Russia

Nikolai Borodulin,

leader business analyst,

«SAPPHIRE» LLC Ekaterinburg, Russia

AUTOMATION OF THE BUDGET PROCESS IN THE PUBLIC FINANCE SCOPE AND EXPERIENCE OF SVERDLOVSK REGION AS AN EXAMPLE

Abstract:

The article is devoted to the practical aspects of implementing the modern information technologies in the field of public finance for the budget process automation. Authors discuss the basic tasks and automation features in financial, executive agencies of the Russian Federation and their subordinates. Particular attention is paid to the problems connected with software implementation as well as to the possible ways to overcome them. Finally, authors describe example of budget process automation in the Sverdlovsk region and conclude that such automation is rather effective.

Key words:

Budget, budget process, budget constraints, automation, public finance, information technologies.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ