СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Региональные финансовые рынки: состояние и перспективы развития


Аннотация:

Статья посвящена рассмотрению регионального сегмента финансовых рынков и финансовых институтов. Уделяется внимание вопросам о сущности и критериях классификации региональных финансовых рынков. Проводится анализ статистических данных по кредитному и страховому рынку. Освещены тенденции, которым подвержены различные сектора финансовых рынков.

УДК 336.7

Школик Олег Александрович,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита,

Высшая школа экономики и менеджмента,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: o.shkolik AT mail.ru г.Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: Финансовые рынки, региональная экономика.

В практике финансовой деятельности профессиональное сообщество и обыватели часто апеллируют к квалифицирующей категории «региональный»: региональные рынки, региональные компании, региональные банки, региональные фонды и т.д. Вместе с тем насущным остаётся вопрос о том, какой критерий лежит в основе этой квалифицирующей категории.

Действительно, в данном случае применима достаточно широкая группа критериев. В силу существенных отличий в социально - экономических характеристиках между историческими столицами и остальной территорией России, таким критерием может быть географическая принадлежность. В то же время таким критерием может быть политикогеографический масштаб деятельности хозяйствующих субъектов, в соответствии с которым в практике закрепилось деление компаний на федеральные и региональные.

Иными словами, критериев множество, но, так или иначе, связаны они, прежде всего с географическим аспектом. Более того, специфика выбора и применения критерия зависит от конкретной отрасли, конкретного сектора, конкретных институтов, конкретных продуктов и т.д.

Применительно к финансовым рынкам тоже нет ясности, что использовать в качестве критерия. С позиции государственного аппарата, представленного в лице субфедеральных органов власти, региональные финансовые рынки - это финансовый сектор региональной экономики.

Таким образом, публичный сектор исходит из того, что финансовые рынки и финансовые институты относятся к категории региональных, если соответствуют следующим условиям:

  • обслуживают региональные предприятия и местное население;
  • объем оказываемых финансовых услуг отражается в структуре валового регионального продукта (ВРП);
  • операционная деятельность финансового института является источником налоговых доходов регионального бюджета.

При квалификации региональных рынков и региональных участников, от частного сектора исходит несколько иной посыл.

Большинство подходов сводятся к тому, что для отнесения финансовых рынков и финансовых институтов к категории региональных, данным термином должно охватываться:

  • место производства и реализации услуги;
  • экономико-географический статус институционального субъекта оказывающего услугу;
  • экономико-географический статус субъекта потребляющего услугу.

Получается, что для определения регионального финансового рынка основную роль играет место производства и реализации финансовой услуги, а также субъектный состав участников регионального рынка и итоговый эффект влияния на экономику региона. Вместе с тем, федеральные компании, безусловно, через свои территориальные обособленные подразделения, принимают участие в формировании рынка регионального уровня, однако принципиальным фактом является их вклад в экономику региона, а для того чтобы этот вклад оценить необходимо в каждом конкретном случае изучить их систему работы, технологический процесс и т.д. Более того, основная же претензия Глав регионов сводится к тому, что практика кризисов 1998 и 2008 гг., а также банковского кризиса 2004 г. показывает, что при проявлении подобных ситуаций деятельность федеральных финансовых компаний и кредитных организаций становится более централизованной, с характерной политикой перераспределения финансовых ресурсов из региона в центр [3]. В свою очередь, такая политика дестабилизирует регион и нивелирует любые заслуги федеральных компаний перед региональной властью и регионом. Деятельность же региональных субъектов, наоборот укрепляет местную экономику. Ведь концентрация капитала происходит преимущественно внутри региона, реали

зуемые услуги вносят свою лепту в формирование валового регионального продукта (ВРП), а средства, получаемые при налогообложении положительных экономических результатов, от финансовых операций, идут на формирование доходов бюджетов именно того региона, где эти услуги были произведены и реализованы, что по сути является высшей формой социально-экономической справедливости.

РФ
УрФО
Свердловская
обл.
С/х и лесное хоз-во
4,2
2,1
2,4
Рыболовство, рыбоводство
0,2
0
0
Добыча полезных ископаемых
10,8
34,8
1,8
Обрабатывающие производства
17,4
13,5
26,2
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
3,9
3,2
3,8
Строительство
6,8
6,6
5
Опт. и розн. торговля; ремонт личного имущества
18
11,1
20,8
Г остиницы и рестораны
1,1
0,9
1,3
Транспорт и связь
10
9,6
11,5
Финансовая деятельность
0,5
0,2
0,4
Операции с недвижимым имуществом
12
8,3
12,4
Гос.управление и соц. обеспечение
5,8
3,4
4,9
Образование
3,4
2,4
3,2
Здравоохранение и соц. услуги
4,3
3,1
4,9
Предоставление прочих услуг
1,6
0,8
1,4

Таблица 1

Доминирующими на финансовых рынках являются банковские услуги, это предопределено в первую очередь зависимостью бизнеса от основных банковских услуг (открытие и ведение банковских счетов, проведение расчетных операций и кредитование хозяйствующих субъектов), а во вторую очередь это предопределено потребностью частных физических лиц (граждан) в услугах кредитования (потребительское и ипотечное кредитование) и их особой ментальностью под влиянием, которой указанные лица размещают свободные денежные средства на банковских депозитах.

Нужно отметить, что в сфере профессионального сообщества с региональными банками связывали большие надежды.

Еще каких-то пять лет тому назад Президент Ассоциации российских банков, член-корр. РАН, профессор Г.А.

Тосунян, аппелировал к тому, что:

  1. региональные банки являются одним из элементов целостности российского федерализма;
  2. региональные банковские операторы не столь грандиозны в масштабах государства, зато они гораздо устойчивее федеральных игроков во время «стихийных бедствий», за счет чего обеспечивают стабильность российской экономике;
  3. региональные банки составляют финансовую основу региона, так как они лучше знают своих клиентов, давно работают на местном рынке, меньше подвержены конъюнктуре рынка [1, 6].

Более того, он также обращал внимание на высокую эффективность данной категории банков, о которой говорили темпы роста региональных банковских структур, превосходящие динамику крупных кредитных организаций. В период 2005-2008 гг. суммарные активы региональных банков выросли в 2,7 раза, а объемы кредитования - более чем втрое. При этом доля просроченных ссуд в кредитных портфелях региональных банков постоянно снижалась, в то время как у крупных федеральных игроков она постепенно и неуклонно нарастала [2].

Вообще стоит отметить, что в России функционирует две крупные банковские ассоциации: Ассоциация российских банков и Ассоциация региональных банков России. Причем первая занимает, весьма активную позицию. По этой причине она пошла дальше всех в оценке перспектив развития регионального банковского сегмента. Это выразилось в предложении создать особый вид кредитных организаций «региональный банк», к которым применялись бы особые требования по капиталу и нормативам.

Они апеллировали к тому, что сохранение региональных банков как части российской банковской системы становится вопросом национальной экономической безопасности, и для решения этого вопроса предлагали сформулировать и законодательно закрепить институт региональных банков. Так, например, для региональных банков в ассоциации предлагали установить специальные требования о минимальном размере уставного капитала и собственных средств (капитала) регионального банка в 15 млн. рублей и установить специальные значения ряда обязательных нормативов: Н1 — 6%, Н6 — 20%.

Немалые ожидания с региональными банками связывало Агентство RusRating. Эксперты агентства проводили SWOT-анализ российских региональных банков, в результате которого были определены основные факторы и условия деятельности региональных банковских структур [4].

К сильным сторонам (Strengths) региональных банков были отнесены:

  1. близость к региональной клиентуре;
  2. стабильность обслуживания клиентов в периоды кризиса;
  3. благоприятный имидж и низкие репутационные риски;
  4. выгодное местонахождение: экономика промышленных регионов в целом обеспечивает сравнительно неплохие темпы роста, а более высокие процентные ставки по кредитам в регионах, что обеспечивает более высокую потенциальную прибыль.

К недостаткам (Weaknesses) региональных банков были отнесены:

  1. в регионах ограничены возможности для ведения бизнеса;
  2. меньше источников капитала в отличие от столичного региона;
  3. головные отделения клиентов, расположенные в центре, играют доминирующую роль по отношению к региональным отделениям;
  4. долгосрочные ресурсы весьма дефицитны, что приводит к высокому риску ликвидности;
  5. неудовлетворительное корпоративное управление и непрозрачная структура собственности;
  6. дефицит навыков, инструментария и методик.

К возможностям (Opportunities), которые имеются у региональных банков, были отнесены:

  1. способность быстро определять параметры банковских сделок;
  2. оперативный процесс принятия решений.

К нависшим над региональными банками угрозам (Threats), были отнесены:

серьезная конкуренция и возможность поглощения федеральными банками.

Дальнейшие их исследования российской банковской системы выявили, что под влиянием обозначенных факторов и условий региональные банки традиционно обеспечивают себе высокие результаты деятельности:

  • региональные банки кредитуют физических лиц больше, чем любая другая группа банков (за исключением Сбербанка);
  • региональные банки привлекают больше индивидуальных депозитов, чем любая другая группа банков (за исключением Сбербанка);
  • региональные банки располагают более доходным кредитным портфелем.

К сожалению, приходится констатировать, что все обозначенные намерения и ожидания в отношении регионального банковского сектора не реализовались, в результате чего тема регионального сегмента утратила свою актуальность.

В качестве примера, свидетельствующего о потери актуальности темы региональных банков, можно привести позицию информационноаналитической группы, которая объединяет агентства «Bankir.Ru»/«Banki.m». Для проведения аналитических исследований эта группа подразделяла банковские кредитные организации на несколько групп: Госбанки, Федеральные банки, Крупные банки, Нерезиденты, Региональные банки и т.д. Методика исследования банков строилась на изолированности каждой из групп. В частности группа «Крупные банки» формировалась из 20 крупнейших банковских организаций, в капитале которых нет доли государства и нерезидентов РФ, а также не входящих в «десятку» крупнейших частных федеральных банков. Согласно их методике на территории Российской Федерации было выделено более 500 конкретно региональных банков, и около 400 банков, образованных в столичном регионе деятельности которых тоже присущ региональный характер [7]. Однако под влиянием объективных и субъективных процессов они отказались от этой методики.

Из официальных данных ЦБ РФ следует, что на начало 2008 г. количество действующих банковских кредитных организаций в Российской Федерации составляло 1136 единиц, из которых на долю столичного региона (г. Москва) приходилось 555 единиц, оставшиеся 581 единица распределялись на территории остальных регионов, в среднем на каждый субъект РФ по 7,08 единиц. На конец 2015 года количество действующих банковских кредитных организаций в Российской Федерации составляет 757 единиц, из которых на долю столичного региона (г. Москва) приходится 401 единица, оставшиеся 356 единиц распределяются на территории остальных регионов, в среднем на каждый субъект РФ по 4,7 единиц. Иными словами, общее количество кредитных организаций сократилось на 33,4%, при этом большая часть пришлась на сокращение именно региональных банков (-38,8%).

Если же углубляться в анализ статистических данных, то здесь мы увидим, что сокращение количества кредитных организаций это не единственный аспект изменений в банковском секторе. Наиболее важным аспектом является то, что в банковском секторе на уровне регионов происходит глобальная реструктуризация. Возьмем, к примеру, Свердловскую область, где согласно данным ЦБ РФ зарегистрировано 13 банковских кредитных организации. Из них 2 банка по своим экономикогеографическим масштабам деятельности ближе к категории федеральных банков, 5 межрегиональных банков, а оставшиеся по своей региональной значимости и по масштабам деятельности не выходят за пределы организаций местного значения. Таким образом, группа региональных банков несколько растворилась в процессе консолидации и структурных изменений банковского сектора.

Данная ситуация возникла по ряду следующих причин:

  1. Во-первых, в банковской отрасли последовало не малое количество сделок по поглощению региональных банков федеральными структурами.
  2. Во-вторых, не малое число региональных банковских структур, которые не были поглощены, подверглись исключительным санкциям со стороны контролирующих органов.
  3. В-третьих, рост показателей и географического охвата региональных банков, уже не позволяет относить их к этой категории.

В аналогичной ситуации находится и рынок страховых услуг [8]. Услуги страхования с позиции социально-экономической востребованности, расположены на позицию ниже банковских услуг. В этом секторе тоже наблюдается постепенное и неуклонное сокращение общего количества и региональных участников страхового рынка [9]. По итогам 2008 года, объем данного рынка финансовых услуг составил 951,6 млрд. рублей, из них 278,6 млрд. рублей (29,3%) пришлись на долю страховых организаций столичного региона (г. Москва), оставшиеся 673 млрд. рублей (70,7%) пришлись на долю региональных страховых организаций. Из 786 действовавших страховых организаций, 442 организации были зарегистрированы на территории Центрального федерального округа, а оставшиеся 344 организации зарегистрированы на территориях других федеральных округов [5].

На текущий момент в едином государственном реестре субъектов страхового дела зарегистрировано 390 страховых организации, их которых только на столичный регион (г. Москва) приходится 291 из них.

Самая тяжелая ситуация складывается на инвестиционном рынке, где работают такие инвестиционные институты как брокерские компании, инвестиционные и пенсионные фонды. Здесь, к сожалению, тоже остается только констатировать, что от регионального рынка ничего не осталось. На региональном уровне практически не осталось брокерских компаний, по крайней мере, в Свердловской области их не осталось ни одного. Количество пенсионных фондов существенно сократилось, причем в большей степени за счет региональных фондов. В части инвестиционных фондов темпы сокращений не такие динамичные, однако анализ рынка инвестиционных фондов выявляет серьезную реструктуризацию. В результате нее региональные фонды еще дальше уходят от рыночных институтов, ближе к категории корпоративных финансовых технологий и инструментов.

Список использованных источников

Выступление Президента Ассоциации российских банков Г.А. Тосу- няна на IX Всероссийском банковском форуме. Нижний Новгород. 21.08.2008 // Журнал «Банковское обозрение», 2009. - № 5. С. 23-28.

Г.Щербо. «Чучхэ для банков» // Журнал «Эксперт Волга» №34 (121) 01 сентября — 08 сентября 2008.

Департамент информационной политики Губернатора Свердловской области [Электронный ресурс]: Пресс-конференция Губернатора Свердловской области Э.Э.Росселя. 30.10.2008. Екатеринбург. - Режим доступа: http://gubernator96.ru/ - Дата обращения: 22.11.2015.

Доклад Генерального директора агентства «Рус-Рейтинг» Р. Хейн- сворта, на симпозиуме Всемирного банка. Сочи, 2005 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.worldbank.org/eca/russian/data/research.html/ - Дата обращения: 22.11.2015.

Доклад о состоянии и развитии российского рынка страхования за 2008 год. Федеральная служба страхового надзора. Москва. 2009. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cbr.ru - Дата обращения: 22.11.2015.

Интервью Президента Ассоциации российских банков Г.А. Тосуняна // Газета «Континент Сибирь», №37 (316) от 18.10.2002.

Рэнкинг Банков России на 01.01.2009. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bankir.ru - Дата обращения: 22.11.2015.

Слепухина Ю.Э. Инновационные модели и методы управления рисками в российском страховом бизнесе // Диспут Плюс, 2013. № 1 (11). С. 15-25.

Слепухина Ю.Э. Финансовый потенциал страховой организации / Ю.Э. Слепухина, А.Ю. Казак.//Вестник Саратовского гос. соц-экон. Ун-та, 2009. -№ 4. -С. 175-179

Oleg Shkolik,

PhD in Economics, Associate Professor chair of finance, monetary circulation and credit,

Graduate school of economics and management,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: o.shkolik AT mail.ru Ekaterinburg, Russia

REGIONAL FINANCIAL MARKETS: STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Abstract:

The article considers the regional segment of the financial markets and financial institutions. Attention is paid to the issues about the nature and classification criteria of the regional financial markets. The analysis of statistical data on credit and insurance markets. It highlights trends that affect different sectors of the financial markets.

Key words:

Financial markets, regional economics.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ