СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Программно-Интеллектуальные продукты как ресурс качественного развития финансовых рынков


Аннотация:

Предметом публикации является интеллектуальный капитал на финансовых рынках. Во взаимосвязи с обозначенной категорией рассматриваются вопросы о роли и значении интеллектуального капитала в постиндустриальном обществе, о воплощении интеллектуального капитала в форме программно-интеллектуальных продуктов финансового рынка, о практике достижения коммерческого эффекта от их использования и т.д.

УДК 336.7 Чиркова Полина Юрьевна,

Аудитор управления внутреннего аудита,

Уральский банк ПАО Сбербанк e-mail: chirkova.polina AT gmail.com г. Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: Интеллектуальный капитал, финансовые рынки, программные продукты, интеллектуальные продукты.

На текущем этапе исторического развития, в процессе обеспечения эффективного функционирования экономической системы и повышения качественного уровня производства товаров, работ или услуг (в т.ч. финансовых), главенствующую роль играет интеллектуальный капитал.

Прежде всего, это связано с тем, что текущий исторический этап является периодом перехода к постиндустриальному обществу, при котором интеллектуальный капитал приобретает высшую ценность, нежели производственный или финансовый капитал.

Таким образом, одним из наиболее принципиальных моментов является решение вопросов обеспечения, наращивания, грамотного и эффективного использования, а также правильной коммерциализации интеллектуального капитала.

Главная функция интеллектуального капитала - существенно ускорять прирост массы прибыли за счет формирования и реализации, необходимых предприятию систем знаний, объектов и отношений, которые, в свою очередь, обеспечивают его (предприятию) высокоэффективную хозяйственную деятельность.

Использование интеллектуального капитала задает темп и характер обновления технологий производства и его продукции, которые затем становятся главным конкурентным преимуществом на рынке. По сути, интеллектуальный капитал - это система капитальных устойчивых интеллектуальных преимуществ организации на рынке.

По оценке экспертов, интеллектуальный потенциал России составляет не менее 12 % от мирового потенциала. Однако, в форме инноваций и создаваемых научных знаний, в отечественной экономике задействовано лишь от 2 до 5 % интеллектуального потенциала. Для сравнения, в Японии этот показатель находится на уровне 85 %, а в США согласно их данным на уровне 60 % [1].

Интеллектуальный капитал способствует повышению национальной конкурентоспособности по нескольким направлениям.

Во-первых, с помощью интеллектуального капитала создается поток интеллектуальных товаров и услуг, имеющих разную степень полезности и новизны.

Во-вторых, интеллектуальный капитал способствует переходу к инновационной экономике за счет увеличения доли инновационно-активных предприятий, объема производства инновационных товаров, генерирования продуктовых и процессных технологических инноваций, а также маркетинговых и организационных инноваций.

В-третьих, интеллектуальный капитал является локомотивом для формирования нового технологического уклада, основанного на нанотехнологиях, робототехнике, биотехнологии и др.

В-четвертых, с помощью эффективного использования интеллектуального капитала становится возможным экспансия на зарубежные рынки и увеличение доли продаж отечественной наукоемкой продукции в глобальном масштабе.

В-пятых, интеллектуальный капитал способствует повышению качества человеческого капитала занятых, увеличению производительности и качества их труда, особенно исследователей и научных работников, преподавателей вузов, усилиями которых генерируется основной поток интеллектуальных продуктов.

Интеллектуальный капитал воплощается в интеллектуальных активах и продуктах, которые с точки зрения функционального назначения можно разделить на:

  1. литературно-художественные произведения, научные разработки и открытия;
  2. изобретения, промышленные образцы и полезные модели («промышленная собственность»);
  3. товарные знаки и фирменные наименования;
  4. интеллектуальные услуги;
  5. продукты программного обеспечения электронновычислительных машин (ЭВМ) и компьютерных систем.

Если ориентироваться на приведённый перечень то становится очевидным, что интеллектуальные продукты преимущественно концентрируются в сфере промышленного производства, культуры, информационных технологий, как по целевому назначению, так и по месту их разработки. Вместе с тем финансовые рынки также являются сектором, который не только потребляет интеллектуальные продукты, но и сектором где они разрабатываются.

Это обусловлено тем, что финансовые рынки в силу своей специфики требуют обеспечения высокого уровня технологичности операционных процессов осуществляемых финансовыми и инвестиционными институтами.

Причём здесь речь идёт не о внутренних процессах, которые в большей части свойственны любому хозяйствующему субъекту и которые могут быть обеспечены традиционными рыночными программно - интеллектуальными продуктами. Например, это программы электронного документооборота, программы по бухгалтерскому и финансовому учёту и т.п.

В данном случае речь идёт о продуктах, которые обеспечивают операционное взаимодействие поставщика финансовой услуги и её потребителя. При этом эти продукты могут иметь прямой или косвенный эффект, что не так принципиально. Самое главное, что при этом имеется первостепенная целевая характеристика интеллектуального продукта - коммерческий эффект в любом из его проявлений.

А если говорить конкретно, то коммерческий эффект может проявляться в прямом или косвенном воздействии на положительный финансовый результат от деятельности финансового или инвестиционного института, а также проявляться в оптимизации операционных процессов, в наращивании операционных объёмов, в расширении клиентской базы и т.д.

Наиболее широким сегментом для программно - интеллектуальных продуктов является банковский сектор. Здесь программноинтеллектуальные продукты предстают в виде софтовых разработок электронных банковских услуг.

Рассмотрим, успешный сейчас продукт Сбербанка - Сбербанк Онлайн. Многие пользуются услугами Банка, и при наличии современных гаджетов, пользуются дистанционными услугами банка, тем самым экономят свое время, оплачивая коммунальные услуги, сотовую связь, а также производя денежные переводы, открывая вклады и металлические счета. Все мы пользуемся услугами объектов интеллектуальной деятельности

интеллектуально-программным продуктом.

Для банка разработка подобного сервиса - отвлечение как денежных, так и человеческих ресурсов, это капиталовложения и статья затрат. Правда, на этапе разработки расходы не заканчиваются. Обновление ПО, мониторинг потребностей клиента и адаптация сервисов - сопутствующие сервис затраты. Для Сбербанка подобный сервис смог стать народным, привлечь новых клиентов, расширить возможности для клиента и превратится в один из лучших сервисов по обслуживанию частных лиц. Стоит отметить, что активными пользователями Сбербанк-онлайн является более половины клиентов Сбербанка. Наличие удобного интегрированного сервиса, соответствующего потребностям рынка, безусловно, является привлекательной составляющей и для банка служит источником роста операционных доходов и как результатом является увеличение и наращивание прибыли. Таким образом, грамотно внедренные, продуманные интеллектуально-программные продукты являются драйвером роста для банковского сектора и требованием времени.

Внедряя и используя подобные инструменты при продаже финансовых услуг, не всем кредитным организациям удается построить эффективную систему работы с программно-интеллектуальными продуктами. Одной из главных ошибок может являться политика, используемая кредитной организацией. Примером могут служить Газпромбанк и АльфаБанк.

Эти кредитные организации, внедряя продукт на рынке, первой целью ставят для себя окупить затраты на него (возврат капиталовложений), пытаются компенсировать часть текущих затрат на обслуживание, а так же напрямую заработать, например, путем установления абонентской платы за доступ к сервису. В результате хозяйствующий субъект сам выстраивает барьеры между собой и клиентом, а в итоге ожидаемый экономический эффект продукта не достигается. Можно сделать вывод, что мало создать интеллектуальный продукт, который будет соответствовать клиентским потребностям, но самое главное - создать такие условия предоставления продукта, которые нужны рынку и клиенту, т.е. на этапе внедрения правильно и разумно направить его в сторону достижения коммерческого эффекта.

Вообще надо сказать, что банковский сектор в этом плане является передовиком и прежде всего потому, что в этом секторе есть более-менее внятное понимание целевых установок развития. Это не потому что в банковской отрасли работают высококлассные специалисты, а потому что классические банковские услуги это продукт широкого потребления. И в этой части целевые установки банковского сектора укладываются в классический олимпийский девиз «Citius, Altius, Fortius!» (быстрее, выше, сильнее).

Если говорить о других сегментах финансовых рынков, то там совершенно иная ситуация. Например, страхование в силу специфики оказываемых финансовых услуг, по социальным и технологическим характеристикам, не требует широкого применения программноинтеллектуальных продуктов [2].

Рынок ценных бумаг в условиях национальной социальноэкономической системы не является широко востребованным сектором, однако он вообще не сможет существовать без программноинтеллектуальных продуктов. В частности это касается сферы брокерского обслуживания и проблема в данном случае многоаспектная. У профессиональных участников рынка нет чёткого понимания за счёт каких направлений, а также какими методами, в т.ч. программноинтеллектуальными, обеспечивать качественный рост как рынка в целом, так и конкретной компаний в частности [3]. Более того выбор неверного направления при разработке и внедрении программно-интеллектуальных продуктов зачастую не только не обеспечивает качественного роста но и наоборот создаёт барьеры на его пути.

В данном случае за примером можно обратиться к опыту многих известных компаний и организаций оказывающих брокерские услуги.

Традиционно брокеры идут по пути создания собственных торговых терминалов. Например, поэтому пути в своё время пошёл и Сбербанк, который видел в этом источник качественного и количественного роста показателей. Однако после внедрения и отладки разработанного программно-интеллектуального продукта, он оказался не востребован потребителями финансовых услуг. Впоследствии Сбербанку пришлось перейти на традиционный торговый терминал разработанный ещё в начале девяностых годов (quik), при этом собственный программноинтеллектуальный продукт повис мёртвым грузом неокупившихся затрат на шее банка.

Практически потому же пути пошла компания АЛОР, которая разработала и внедрила в свою операционную деятельность торговый терминал АЛОР-трейд. Однако в отличие от сбербанка данная компания ожидала прямого финансового эффекта от внедрения продукта. В частности данный торговый терминал предоставляет минимальный набор сервисных функций, а дополнительный функционал продукта предоставляется за отдельную плату. Более того компания предоставляет возможность использования торгового терминала quik, но на условиях ежемесячной абонентской платы.

Кардинально иная ситуация просматривается в случае с компанией Норд-капитал. Данный профессиональный участник нашёл источник качественного и количественного роста в далеко не уникальном программно

интеллектуальном продукте - в торговых роботах. Подобные продукты интегрируются с торговым терминалом. В рамках этой интеграции робот получает от терминала биржевую информацию и основываясь на индикаторах технического анализа передает терминалу команды на покупку или продажу ценных бумаг.

При этом нужно понимать, что компания получает прямой и косвенный финансовый эффект. Во-первых, компания получает единовременную плату при продаже клиенту этого весьма востребованного программно - интеллектуального продукта. Во-вторых, компания имеет постоянный денежный поток в виде абонентской платы взимаемой за непрерывное техническое обслуживание, которое включает в себя корректировку инвестиционной стратегии. В-третьих, поскольку объём операций, совершаемых торговыми роботами, в сотни и в тысячи раз превышает объёмы самостоятельных операций, компания обеспечивает себе рост операционных объёмов и соответственно рост выручки по брокерской комиссии.

Вместе с тем для обоснования тезиса о том, что программно - интеллектуальные продукты являются источником качественного развития финансовых рынков, нужно обратить внимание на тот факт, что приведённый интеллектуальный продукт одновременно удовлетворяет интересы трёх субъектов [4]. Из сказанного ранее очевидно, что это коммерческие интересы профессионального участника как хозяйствующего субъекта. Интересы инвестора, благосостояние которого растёт существенно динамичнее. И интересы государства, которое получает дополнительную ликвидность на фондовом рынке.

Список использованных источников

Левашов В.К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование//Социологические исследования. 2008. -№12. -С.25-36.

Слепухина Ю.Э. Финансовый потенциал страховой организации /Ю.Э. Слепухина, А.Ю. Казак.//Вестник Саратовского гос. соц-экон. Ун-та, 2009. -№ 4. -С. 175-179

Школик О.А. Россия в ВТО: будущее финансового сектора национальной экономики //Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2014. №22-1. С. 36-41.

Школик О.А. Финансовые рынки и финансово-кредитные институты : [учеб.пособие] / О. А . Школик ; [науч. ред. А. Ю. Казак] ; М-во об-

разования и науки Рос. Федерации, Урал, федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2014. — 288 с.

Polina Chirkova,

The auditor of Internal Audit department,

Sberbank of Russia, Uralsky Head Office e-mail: chirkova.polina AT gmail.com Ekaterinburg, Russia

SOFTWARE AND INTELLECTUAL PRODUCTS

AS A RESOURCE FOR THE QUALITATIVE DEVELOPMENT

OF FINANCIAL MARKETS

Abstract:

The subject of this publication is the intellectual capital in the financial markets. In conjunction with the designated category of the questions about the role and importance of intellectual capital in the post-industrial society, the incarnation of the intellectual capital in the form of software and intellectual products of the financial market, the practice of achieving the commercial impact of their use, etc.

Key words:

Intellectual capital, financial markets, software, intelligent products.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ