СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Финансовые аспекты высшего образования в условиях дестабилизации национальной экономики


Аннотация:

Доступность услуг, в большей степени рассматривается с позиции ценовой составляющей, которая позволяет определить возможность использования услуги. Высшее образование, востребовано, но не всегда доступно. В статье представлено сравнение поведения цен на высшее образование с различными ценовыми категориями в период с 2005 по 2014 года.

УДК 338.001.36

Фрайс Вероника Эдуардовна,

старший преподаватель кафедры ФДОК,

Высшая школа экономики и менеджмента,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: Vikussik_92.07 AT mail.ru г.Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: Стоимость, образовательные услуги, высшее образование, индекс потребительских цен, сферы экономики.

Существуют ли другие отрасли промышленности, поведение цен которых схоже с поведением цен, которые мы наблюдаем в сфере высшего образования? Можно рассмотреть данный вопрос со стороны статистических данных, но вряд ли возможно сформировать более точные выводы, отсюда следует, что нужно провести исследование и представить сравнительную динамику временного ряда цены на высшее образование и определенных временных рядов цен на определенные товары и услуги. Г рафи- ческое представление данных, достаточно наглядно сможет показать сходства и различия, которые помогут сформировать выводы полагаясь не только на статистику.

Отображаемые данные, являются реальной ценой для каждой отрасли, цена в любой год из анализируемого периода, составляет среднюю цену продукции (услуги), производимой всеми организациями в определенной отрасли. Следует отметить, термин «реальная цена», с экономической точки зрения, подразумевает, что цены уже скорректированы с учетом инфляции.

На первом этапе исследования, представлено сравнение стоимости обучения в высшем учебном заведении и временного ряда индекса потре

бительских цен (ИПЦ) в России, за период с 2005 по 2014 года, данные представлены на рисунке 1.

Диаграмма включает в себя временной ряд цен на высшее образование, ИПЦ на товары и услуги, а также ИПЦ на продовольственные товары, ИПЦ на непродовольственные товары и ИПЦ на услуги, такой выбор данных позволит более детально выявить какой именно временной ряд, схож с ценой на образовательные услуги.

За весь анализируемый период, ИПЦ на товары и услуги увеличился только на 0,4 %, это показывает, что такое поведение цены имеет мало общего с ценой на высшее образование, поскольку кривая цены на высшее образование идёт стремительно вверх. Если детально рассмотреть представленные данные, можно отметить - реальная цена как на продовольственные, так и на непродовольственные товары имеет хаотичный характер, т.е. в течение всего периода цена снижается или незначительно растет.

Рисунок 1 - Соотношение стоимости обучения в ВУЗе с ИПЦ в России, на период 2005-2014 гг.1

За весь анализируемый период, ИПЦ на товары и услуги увеличился только на 0,4 %, это показывает, что такое поведение цены имеет мало общего с ценой на высшее образование, поскольку кривая цены на высшее образование идёт стремительно вверх. Если детально рассмотреть представленные данные, можно отметить - реальная цена как на продовольственные, так и на непродовольственные товары имеет хаотичный характер, т.е. в течение всего периода цена снижается или незначительно растет.

Рисунок 2, представляет сравнительную динамику временных рядов стоимости высшего образования и среднемесячной заработной платы как в целом по экономике, так и по сферам экономики.

Рисунок 2 - Соотношение стоимости обучения в ВУЗе и среднемесячной номинальной заработной платой, на период 2005-2014 гг.2

На протяжении всего временного промежутка, наблюдается существенный рост среднемесячной заработной платы в целом по экономике, и показывает аналогичное поведение с ценой на высшее образование. За весь период заработная плата имеет больший рост, а также показывает более спокойный рост, нежели цена на высшее образование, которая продемонстрировала резкий рост с начала 2012 года. До 2013 г. кривая зара

ботной платы в производственной сфере схожа с кривой цены на высшее образование, но 2013 году наблюдается расхождение, поскольку цена за обучение возросла на 74 %, а среднемесячная заработная плата только на 38 %.

Можно заметить интересное сходство кривых цены за обучение в ВУЗе и среднемесячной заработной платы в сфере образования, как видно кривые прямо пропорциональны друг другу. Аналогичное сходство наблюдается и с временным рядом среднемесячной заработной платы в сфере здравоохранения.

Что касается сферы финансовой деятельности, то здесь временной ряд аналогичен временному ряду заработной платы в сферах здравоохранения и образования до 2008 года, с 2008 по 2010 года, заметно снижение (возможно снижение обусловлено мировым финансовым кризисом, который наблюдался в России именно в этот период).

Рисунок 3 - Соотношение стоимости обучения в ВУЗе и стоимости услуг ЖКХ, на период 2005-2014 гг.3

Рисунок 3, раскрывает следующий этап исследования, в данном случае представлена сравнительная динамика цен на высшее образование и цен на услуги ЖКХ, сравнение представлено в разрезе четырех услуг: отопление, водоснабжение, газоснабжение и электроэнергия, рисунок 3.

Цена за обу чение е ВУ Зе, в семестр

Стоимость; услугЖКХ: Отопление

Стоимость услугЖКХ: Водоснабжение

Сто иметь услугЖЙВ Г снабжение

Стоийость услугЖКХ»;: Электр оэнергия

Наиболее точное сходство цен наблюдается до 2008 года по всем представленным показателям, за исключением стоимости на услуги газоснабжения, в 2007 году, наблюдается снижение, далее начинается стремительный рост и к концу анализируемого периода достигает точку роста цены на образовательные услуги. На основании этого, можно сделать вывод, что цены на услуги ЖКХ имеют схожий характер с ценой на высшее образование, стремительный рост наблюдается на протяжении всего анализируемого периода.

На рисунке 4, представлено графическое сравнение цены на обучение в ВУЗе с сценой на бензин и ценой на услуги муниципального транспорта. Выбор этих показателей обусловлен, высоким уровнем волатильности цены на бензин и стоимости услуг общественного транспорта.

Рисунок 4 - Соотношение стоимости обучения в ВУЗе со стоимостью бензина и стоимостью проезда в городском и муниципальном транспорте, на период 2005-2014 гг.4

До 2007 года три рассматриваемые цены имеют схожий временной путь, далее прослеживается расхождение кривых, стоимость бензина имеет наиболее медленный рост, по отношению к двум другим показателям, в

году этот показатель достигает уровня роста стоимости образовательных услуг в ВУЗе, далее кривые расходятся.

Проанализировав весь период с 2005 по 2014 гг. можно заметить, что не смотря на высокую динамику цены на бензин, она не показывает стремительный рост, как в случае с ценой на обучение в ВУЗе, расхождение этих кривых заметно в 2011 году, что касается стоимости услуг муниципального транспорта, расхождение с ценой на высшее образование заметно только в 2013 году.

Как известно, стоимость проезда в муниципальном транспорте напрямую зависит от цены на бензин, так и на рисунке, кривые этих показателей ведут себя прямо пропорционально по отношению друг к другу.

Завершающим этапом исследования выступает сравнение временного пути цены на обучение в ВУЗе и средней стоимости услуг специалистов: врача и парикмахера, графически представлено на рисунке 5.

Графическое изображение показывает, цены на услуги выбранных специалистов ведут себя аналогично высокой цене на образовательные услуги в ВУЗе. Временной ряд цены на услуги врача, схож с ценой на высшее образование. Цена на услуги парикмахера, также имеет некоторые сходства, большую часть анализируемого периода наблюдается рост цены, лишь в 2013 году кривая расходится, с кривой цены на высшее образование, что касается цены на услуги врача, расхождение заметно в

году. После 2012 года реальная цена на обучение в ВУЗе и цена на услуги врача повышается довольно быстро, а цена на услуги парикмахера. Лишь незначительно возросла.

Рисунок 5 - Соотношение стоимости обучения в ВУЗе со средней стоимостью услуг врача и услуг парикмахера, на период 2005-2014 гг.

Сходство стоимости высшего образования и реальной цены на услуги выбранных специалистов предполагает гипотезу - цена на высшее образование будет вести себя также, как и цена на услуги, оказываемые высококвалифицированными специалистами, тем не менее, как и было замечено ранее, временной ряд стоимости услуг парикмахера (специалист с низкой квалификацией) схож с ценой на высшее образование, но цена не так стремительно растет, нежели стоимость услуг врача.

Отталкиваясь от представленной гипотезы, можно сделать вывод, что цена на услуги менее квалифицированного специалиста (парикмахера) не так высока, относительно цены за обучение. Также данную гипотезу можно применить и к представленной ранее сравнительной динамики цены высшего образования с временным путем среднемесячной номинальной заработной, глядя на рисунок 2, можно предположить, что уровень роста заработной платы в сферах, где преобладает число высококвалифицированных специалистов, наиболее выше, чем в других сферах - уровень роста заработной платы в сферах образования, здравоохранения, финансовой деятельности на порядок выше, чем в производственной сфере.

После краткого обзора всех диаграмм, можно с уверенностью сделать вывод, что наиболее схож с динамикой цены на обучение в ВУЗе, временной путь того показателя, который напрямую взаимосвязан с высшим образованием, в данном случае - среднемесячная номинальная заработная плата в сфере образования, а также временной ряд услуг, оказываемых специалистами высшей квалификации.

В ходе исследования замечено, что стоимость услуг ЖКХ, имеет наиболее высокий темп рост, нежели цена за обучение в высшем учебном заведении. Стоимость высшего образования на протяжении всего анализируемого периода с 2005 по 2014 гг., имеет заметный рост, наиболее стремительный темп роста отмечен с 2012 года, также важно отметить, что за весь период стоимость обучения возросла в 3,6 раза.

Список использованных источников

R.B. Archibald, D.H. Feldman. Why does college cost so much? / Oxford University Press.2011. p 283.

Федеральная служба государственной статистики - Режим доступа: http://www.gks.ru/. (Дата обращения: 28.09.2015 г.).

Veronika Frais,

lecturer department of finance, monetary circulation and credit,

Graduate School of Economics and Management,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: Vikussik_92.07 AT mail.ru Ekaterinburg, Russia

FINANCIAL ASPECTS OF HIGHER EDUCATION IN THE NATIONAL ECONOMY DESTABILIZATION

Annotation:

The availability of a service is increasingly viewed from the perspective of price component, which allows you to determine the possibility of using the service consumer. Higher education, it is claimed, but not for everyone available. In this case, the growth of prices is an essential aspect in reducing the availability of higher education. The article compares the behavior of the price of higher education with the behavior of the consumer price index between 2005 and 2014.

Key words:

Cost, educational services, higher education, the consumer price index of the economy.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ