В условиях финансового кризиса обостряются проблемы дефицита бюджетов как государств, так и регионов, вследствие чего отмечается рост соответствующего государственного долга. В данной статье рассматриваются проблемы увеличения и регулирования государственного долга Свердловской области. Особое внимание уделено анализу структуры и динамики государственного долга Свердловской области за период 2009 - 2014гг.
УДК 336.275.3 (470.54)
Толмачева Ольга Владимировна,
кандидат экономических наук, доцент,
кафедра «Финансы, денежное обращение и кредит»,
Высшая школа экономики и менеджмента,
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: olgatolmacheva AT mail.ru г.Екатеринбург, Россия
Ключевые слова: Государственный долг, бюджетный дефицит, финансовый кризис, Свердловская область.
В условиях кризиса разрыв между доходной и расходной частью бюджетов приводит к росту государственного долга. В условиях недостаточности доходной базы региональных бюджетов возрастет проблема рефинансирования задолженности.
К основным проблемам можно отнести: нестабильность поступлений налоговых платежей, высокие объемы бюджетного дефицита и государственного долга, зависимость от финансовой помощи из вышестоящего бюджета, невозможность долгосрочного финансирования, высокая стоимость обслуживания долга, и необходимость реструктуризации ранее накопленной задолженности.
В перспективе, объемы выпуска региональных облигаций возрастут, т.к. произойдет увеличение дефицитности бюджетов. Региональные органы власти смогут привлекать традиционные источники финансирования дефицита: финансовую помощь вышестоящего бюджета, кредиты банков и облигационные займы. Однако соотношение этих источников изменится
произойдет снижение финансовой помощи Министерством финансов
РФ и бюджетных кредитов. При этом возрастет значение рынка региональных облигаций.
В Бюджетном кодексе РФ в не прописаны ограничения по государственному долгу эмитента. Во-первых, нет требований к структуре задолженности по срокам, по суммам, по формам выплаты дохода. Во-вторых, отсутствуют требования к структуре расходов по обслуживанию долга. Следовательно, возрастут и возможные риски возникновения дефолтов.
Таким образом, для снижения риска обслуживания долга и формирования оптимального уровня его величины и структуры необходимо введение дополнительных критериев в области заемной политики.
В статье предлагается использовать показатель отношения дефицита бюджета к доходам бюджета (без учета финансовой помощи). Применение данного показателя в качестве ограничения роста долговой нагрузки возможно добиться значительного снижения риска невозможности обслуживания долга региональными органами власти и предотвращения дефолтов (в т.ч. и в Свердловской области).
Список использованных источников:
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон «Об особенностях эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29.07.98 № 136-Ф3 (с изменениями и дополнениями).
Основные направления долговой политики Российской федерации на 2013-2015 гг.
Законы Свердловской области «Об исполнении областного бюджета Свердловской области» 2009 - 2014 гг.»
Толмачева О.В. Государственные займы как форма финансирования государственных потребностей. Екатеринбург: АМБ, 2010.
Olga Tolmacheva,
PhD, associate professor, chair finance, currency and credit,
Graduate School of Economics and Management,
Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: olgatolmacheva AT mail.ru Ekaterinburg, Russia
THE DEBT POLICY OF THE SVERDLOVSK REGION IN THE FINANCIAL CRISIS
Abstract:
The financial crisis exacerbated the problems of budget deficits regional authorities, resulting in marked avalanche growth of public debt. This article discusses the problems of growth and settlement of the public debt of the Sverdlovsk region. Particular attention is paid to the analysis of the structure of the public debt of the Sverdlovsk region of its dynamics over the period 2008 - 2014.
Key words:
Public debt, budget deficit, a financial crisis, Sverdlovsk region.
государственный долг свердловский, mail olgatolmacheva mail, финансовый помощь вышестоящий, помощь вышестоящий бюджет, региональный орган власть, долг свердловский область, debt sverdlovsk region, public debt sverdlovsk, изменение дополнение федеральный, источник бюджетный кодекс, финансовый помощь вышестоящий бюджет, public debt sverdlovsk region, государственный долг свердловский область, бюджетный кодекс российский федерация, источник бюджетный кодекс российский, использовать источник бюджетный кодекс, кодекс российский федерация 145, российский федерация 145 изменение, дополнение федеральный закон особенность, изменение дополнение федеральный закон,