СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Оптимизация механизма собираемости налогов на региональном уровне


Аннотация:

Не смoтря на разнообразную конъюнктуру и большие различия в региональном развитии, все субъекты Российской Федерации и муниципальные образования сталкиваются то схожими проблемами, связанными с недостатком средств, необходимых для финансирования возложенных на них полномочий. На протяжении длительного периода наблюдается нехватка финансовых ресурсов, которая обусловливает возникающие дисбалансы региональных и местных бюджетов.

УДК: 336.581

Лачихина Анастасия Геннадьевна,

ассистент кафедры Финансов, денежного обращения и кредита,

Высшая школа экономики и менеджмента,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: a.g.lachikhina AT mail.ru г.Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: Собираемость налогов, налог, уплата налога, налоговая политика, региональные налоги.

В современной экономике вопрос собираемости налогов актуален и нуждается в изучении. Данная тематика включает в себя проблемы совершенствования законодательства о налогах и сборах, налоговой политики, разработки методов, обеспечивающих полноту и своевременность поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и субъектов РФ.

Целью данной работы является разработка методических рекомендаций по своевременному и полному исполнению обязанности по уплате налогов и сборов в бюджетную систему России и субъектов РФ, позволяющая повысить собираемость налогов и сборов.

Налоги были и остаются основным источником доходов бюджетной системы России. Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов представляет собой сложный процесс, поскольку исполнению предшествует постановка на учет в налоговом органе, ведение налогового учета, исчисление налоговой базы и на ее основе - определение суммы налога. Обязанность по уплате налогов и сборов возникает только после исчисления законно установленных налогов и сборов. От своевременности и полноты исполнения обязанности по уплате налогов и сборов зависит выполнение бюджета по налоговым доходам. Налоговая обязанность представляет один из важных этапов проявления фискальной функции налогов, относительно которой складывается большинство налоговых отношений, но вместе с тем, она позволяет выделить определенную совокупность обстоятельств, при которых обязанность по уплате налога или сбора считается исполненной [1].

В соответствии со статьей 44 Налогового кодекса РФ установлено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

  1. с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;
  2. с возникновением обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налоговой обязанности;
  3. со смертью налогоплательщика либо признанием лица умершим в порядке, предусмотренном гражданским законодательством;
  4. с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами [2].

Наиболее значимым моментом является уплата налога или сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Именно механизм уплаты налога или сбора установлен налоговым законодательством.

В экономической литературе выделяют три основных методологических способа уплаты налога:

  • уплата налога по декларации;
  • уплата налога у источника выплаты дохода;
  • кадастровый способ уплаты налога.

При уплате по декларации налогоплательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган заполненную налоговую декларацию. В декларации указываются сведения о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах исчисленной сумме налога, а также другие юридически значимые для налогообложения сведения.

При уплате налога у источника выплаты дохода налогоплательщик получает часть за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерией предприятия или предпринимателем, производящим выплату дохода (заработной платы).

Добровольная форма уплаты налогов как основополагающий принцип налогообложения предполагает согласие граждан на налоговое изъятие, поскольку оно осуществляется в общих интересах.

Порядок добровольного исполнения налогового обязательства состоит в том, что организация самостоятельно:

  1. ведет учет своих доходов, расходов и объектов налогообложения;
  2. исчисляет сумму налога;
  3. заблаговременно представляет платежное поручение на перечисление суммы налога в бюджет со своего банковского счета в кредитную организацию;
  4. представляет в налоговые органы налоговые декларации по каждому налогу, подлежащему уплате, и бухгалтерскую отчетность;
  5. хранит в течение четырех лет данные бухгалтерского и налогового учета и отчетности [1].

Таким образом, добровольная уплата налога состоит в действиях, основанных на личном свободном волеизъявлении налогоплательщика, охватывающих деятельность по учету доходов, расходов объектов налогообложения, исчислению суммы налога; своевременному представлению в кредитную организацию платежного поручения для списания денежных средств с расчетного счета; декларированию; хранению данных бухгалтерского и налогового учета и отчетности.

В России контроль за соблюдением сроков уплаты налогов в бюджетную систему возложен на федеральный исполнительный орган, уполномоченный в области контроля и надзора за налогами и сборами, и его территориальные подразделения, то есть на Федеральную налоговую службу России и территориальные налоговые органы.

Собираемость является не единственным показателем, характеризующим своевременность и полноту поступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ и отдельных субъектов РФ. Коэффициент собираемости налогов и сборов определяется за какой-либо период времени (месяц, квартал, год), вместе с тем в этот период времени налогоплательщик может неоднократно нарушать установленные сроки уплаты налогов и сборов.

Показатель соблюдения платежной налоговой дисциплины можно исчислить: во-первых, как отношение налоговых платежей, поступивших без нарушения срока платежа, к сумме фактических налоговых платежей за определенный период времени; во-вторых, как отношение количества платежей с нарушенным сроком к общему количеству сроков уплаты налогов и сборов. Показатель соблюдения платежной налоговой дисциплины, исчисленный первым способом.

Проблема оптимизации налоговой нагрузки остается недостаточно разработанной и, прежде всего, это касается выявления структурных факторов оптимизации налоговой нагрузки на макроуровне.

Налоговая политика, проводимая в Российской Федерации, не только обеспечивает формирование бюджетов всех уровней бюджетной системы, но и является одним из действенных рычагов регулирования социально-экономических процессов. Стабилизация экономики и выполнение функций, отнесенных к компетенции субъектов Федерации, возможны при наличии эффективной региональной налоговой политики, соответствующей особенностям развития региона и экономической ситуации.

Наблюдающаяся в настоящее время чрезмерная централизация полномочий в сфере налогообложения на федеральном уровне значительно ограничивает самостоятельность субъектов Федерации в формировании ресурсов, необходимых для реализации собственных функций, и практически лишает их возможности управлять налоговой составляющей региональных бюджетов [3].

Практика предоставления федеральным законодательством налоговых льгот и изъятий объектов налогообложения по региональным и местным налогам приводит к необходимости все большего перераспределения финансовых ресурсов через межбюджетные трансферты, что является существенным дестимулирующим фактором обеспечения устойчивости региональных бюджетов.

Региональная налоговая политика, являющаяся рычагом воздействия на экономику регионов, не учитывает различий в социальноэкономическом положении, рыночную специализацию, уровень накопленного производственного потенциала. Выбор ее инструментов осуществляется без должного научного обоснования и без увязки с результатами и перспективами социально-экономического развития регионов [4].

Согласно ст.14 Налогового Кодекса РФ в составе региональных налогов выделено лишь три налога (транспортный налог, налог на имущество организаций и налог на игорный бизнес) в то время как за федеральным бюджетом - восемь [2].

Между тем, кроме собственных доходов от выше перечисленных налогов региональные бюджеты ежегодно рассчитывают на средства, поступающие в порядке перераспределения (регулирующие доходы) из федерального бюджета. Их величина (или процент) меняется и утверждается федеральным законом «О бюджете» на соответствующий финансовый год. Так в региональные бюджеты возвращаются суммы от совокупности федеральных налогов, в частности, от налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, акцизов и некоторых других. Налог по упрощенной системе налогообложения также распределяется между всеми уровнями бюджетной системы. Схема существующей налоговой модели с учетом регулирующих налогов представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Модель региональной системы налогообложения [5]

При формировании доходов проект федерального бюджета на предстоящий плановый период в числе показателей, используемых для расчета прогноза налоговых поступлений учитывается уровень собираемости налогов и сборов. Финансовые органы в субъектах РФ при подготовке прогнозов налоговых поступлений к проектам соответствующих бюджетов также используют индивидуальные для каждого вида налога показатели собираемости за отчетный финансовый год, применяемые к расчетной налоговой базе.

Минфин России рекомендует определять показатель собираемости налогов как процентное отношение суммы фактических поступлений платежей в бюджет по соответствующему виду налога к сумме налога, исчисленного от налогооблагаемой базы в соответствии с действующими налоговыми ставками, установленными законодательством.

Налоги были и остаются основным источником доходов бюджетной системы России. Изъятие налога представляет собой односторонний процесс и носит обязательный, безвозвратный характер для конкретного налогоплательщика, но при этом значительная часть уплаченных налогов в той или иной форме косвенно возвращается в виде субсидий, дотаций,

государственных вложений в различные отрасли экономики, путем обеспечения функционирования здравоохранения, образования, культуры и различных форм социальной помощи. Для обеспечения своевременного и полного финансирования расходов государства и муниципальных образований необходимо обеспечить полную собираемость налогов [3].

В Свердловской области в консолидированный бюджет мобилизованы дополнительные доходы. В результате реализации мероприятий по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Свердловской области за 9 месяцев текущего года поступило 9,4 миллиарда рублей. Поступление большей части средств - это результат межведомственной работы по снижению недоимок по платежам в бюджет, повышения заработной платы до среднего уровня по виду экономической деятельности и ликвидации убыточности организаций. Так, более 4,5 тысячи работодателей увеличили в своих организациях заработную плату, что позволило получить в бюджет дополнительно 1,5 миллиарда рублей по налогу на доходы физических лиц. Также по результатам работы «мобилизационной» комиссии почти 2 тысячами хозяйствующих субъектов погашены недоимки на сумму 1,2 миллиарда рублей. Объем платежей, мобилизованных в муниципальные бюджеты по имущественным налогам физических лиц, по состоянию на 1 октября увеличился относительно аналогичного периода прошлого года в 1,6 раза и составил 458 миллионов рублей [6].

Рисунок 2 - Структура налоговых доходов в Свердловской области [7]

В Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политики в 20132015 гг. особо подчеркнута необходимость осуществления последовательных действий по предотвращению попыток уклонения от уплаты налогов. Только в условиях реализации конкретных мер противодействия действиям недобросовестных налогоплательщиков может быть ликвидировано неравенство условий экономической деятельности, а также приняты решения о снижении существующей налоговой нагрузки на экономику.

Из имеющихся на сегодняшний день многочисленных проблем противодействия уклонению от уплаты налогов хотелось бы остановиться на тех, которые в наибольшей степени влияют на снижение доходов бюджета и возникновение которых связано с несовершенством российского налогового законодательства.

Налоговой контроль правильности формирования цен сделки для определения налоговой базы.

«Серые» схемы.

Администрирование правильности исчисления и уплаты в бюджет сумм НДС.

Акцизное налогообложение в ликероводочной промышленности.

Налоговая нагрузка на экономику.

По мнению ряда ученых, основной причиной ухода налогоплательщика в «тень» является мощный налоговый пресс. Обзор исследований проблем уклонения от уплаты налогов в условиях неразвитых демократических институтов и коррупции государств позволяет сделать вывод о том, что для данной ситуации в этих странах большее значение приобретает, наряду с необходимостью снижения ставок, степень прозрачности налогового законодательства, социальные нормы, оплата труда контролеров [8].

Наиболее важным фактором, влияющим на поведение налогоплательщика, считается оценка эквивалентности налоговых платежей и получаемых благ со стороны государства, а также другие неформальные ценности и нормы, которые приняты в обществе.

Система налогообложения должна выступать эффективным инструментом государственного регулирования экономики России.

Налогообложение как сфера перераспределительных финансовобюджетных отношений несет в себе регулирующее действие с конечным эффектом экономического стимула.

Применение в налогообложении поощрений или санкций представляет собой регулирующее действие, так как каждое из них используется как реакция на состояние сфер финансово-хозяйственной деятельности, субъектов, пропорции общественного воспроизводства.

Налог выступает в качестве стимула в нескольких аспектах:

  1. формирует механизм налогового стимулирования (снижение общей налоговой нагрузки; снижение ставок налогов для субъектов, занятых в приоритетных отраслях, для субъектов малого бизнеса; применение льгот, преференций, налогового инвестиционного кредита; отмена отдельных налогов и другие);
  2. устанавливает ограничивающие или запретительные условия налогообложения (установление высоких ставок налогов для определенных сфер и налогоплательщиков, отказ от использования льгот и другие меры)

Для осуществления необходимых преобразований в экономике страны и регионов надо создать эффективный механизм налогового регулирования, с помощью которого можно обеспечивать:

  • стимулирование процесса общественного воспроизводства, его пропорции и соответствие условиям развития экономики;
  • создание оптимальной структуры российского производства, соответствующего потребностям рыночного спроса и обеспечивающего потребности нации не только по количеству продукции, но и по качеству, конкурентоспособности и другим признакам;
  • регулирование инвестиционных процессов и переход на инвестиционно-инновационную модель экономического развития;
  • обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров путем снижения себестоимости производимой продукции и повышения рентабельности хозяйствующими субъектами, а также формирования полноправных субъектов хозяйствования;
  • легализацию «теневых» доходов и обеспечение за счет них инвестиционных вливаний в национальную экономику;
  • сглаживание поляризации доходов различных групп населения;
  • формирование социально-ориентированной экономики и улучшение качества жизни граждан [9].

Налоги играют важную роль в системе экономического регулирования и их значение постоянно возрастает, что связано с необходимостью усиления регулирующей роли государства для перехода к развитой рыночной экономике, и одним из рычагов которого выступает система налогообложения.

Список использованных источников

Комарова Г. П. Собираемость налогов на региональном уровне: теория и практика: Монография / Г. П. Комарова, А. В. Цыдыпов. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2009. - 149 с.

Налоговый кодекс Российской федерации. Части первая и вторая: текст с изменениями и дополнениями на 15.01.15 года). - М.: Эксмо, 2015. - 1120с.

Цыдыпова А.В. Собираемость налогов и сборов на региональном уровне: Автореф. Дис...канд. эк. наук. - Иркутск., 2009. - 169 с.

Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. Официальный сайт Министерства РФ: http :// www. minfin.ru/

Рябова Е.В. Анализ региональной налоговой политики на примере Приволжского федерального округа / Е.В. Рябова, Е. И. Пигасова. Электронный научный журнал Управление экономическими системами, (71) УЭкС, 11/2014.

Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn66/

Официальный сайт Открытый бюджет Свердловской области [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://info.mfural.ru/

Майбуров И.А. Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения: монография для магистрантов, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит» / И.А. Майбуров, А.П. Киреенко, Ю.Б. Иванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 383 с.

Поляк Георгий. Налоги и налогообложение / Георгий Поляк. - М., ЮРАЙТ, 2013. - 468 с.

Anastasia Lachikhina,

assistant of the department of finance, monetary circulation and credit, Graduate School of Economics and Management,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: a.g.lachikhina AT mail.ru Ekaterinburg, Russia

OPTIMIZATION OF TAX COLLECTION MECHANISM AT THE REGIONAL LEVEL

Abstract:

Despite the variety of market conditions and large differences in regional development, all subjects of the Russian Federation and municipalities are facing the same problems associated with the lack of funds needed to finance their mandates. For a long time there is a lack of financial resources, which leads to an imbalance of regional and local budgets.

Key words:

Tax collection, tax, taxes, tax policy, regional taxes.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ