СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Правовое регулирование внутреннего аудита в странах бывшего ссср


Аннотация:

Цель данной работы - изучение действующих нормативно-правовых актов на территории бывшего СССР в области внутреннего аудита. Методом сравнительного анализа изучены нормативно-правовые акты трех стран бывшего СССР, установлены сходства и различия, дана оценка различным положениям законодательных актов.

УДК 657.6

Сухих Виолетта Сергеевна,

ведущий бухгалтер-ревизор,

отдел ревизии, аудита и методического обеспечения, аспирант кафедры учета, анализа и аудита,

Высшая школа экономики и менеджмента,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: violetta-e AT yandex.ru г. Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: Внутренний аудит, система внутреннего контроля, правовое регулирование.

Внутренний аудит как сфера хозяйственной деятельности активно развивается. Топ-менеджеры крупнейших организаций активно используют результаты деятельности структурных подразделений внутреннего аудита при принятии различных управленческих решений.

«Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что создание системы внутреннего контроля, организация эффективной деятельности внутреннего аудита в учреждениях, организациях, компаниях, холдинговых структурах являются важнейшей составной частью как системы корпоративного управления, так и элементом государственного регулирования и контроля, особенно в сфере использования бюджетных средств и управления госкорпорациями и компаниями с участием Российской Федерации»[1].

«Г лавной функцией внутреннего аудита в современных условиях является оценка эффективности систем корпоративного управления компании, внутреннего контроля организации, управления рисками, а также осуществление функции текущего мониторинга за надежностью их функционирования» [2].

Стоит отметить, что в ряде стран бывшего СССР действуют законы, регулирующие сферу внутреннего аудита. Это такие страны как Азербайджан, Киргизия и Таджикистан. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих сферу внутреннего аудита, приведен в таблице 1.

Таблица 1

Анализ действующего законодательства в области внутреннего аудита в странах бывшего СССР

Крите
рии
Страна
Азербайджанская Республика, закон «О внутреннем аудите» № 332-IIIQ от 22.05.2007 г.
Киргизская Республика, закон «О внутреннем аудите» N 25 от 26.01.2009 г. (в ред. от 07.02.2014г.)
Республика Таджикистан, закон «О внутреннем аудите в государственном секторе» № 631 от 21.07.2010
1
2
3
4
Опреде
ление
внут
реннего
аудита
Объективная, гарантирующая и консультирующая деятельность, способствующая хозяйствующему субъекту в достижении своих целей при системном подходе к управлению рисками, оценке контроля и эффективности управления, направленная на увеличение деятельности и повышения эффективности хозяйствующего субъекта.
Независимая и объективная функция, выполняемая внутри объекта внутреннего аудита, включающая в себя анализ, оценку и мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля; надежности и достоверности финансовой и управленческой информации; результативности, экономичности и эффективности деятельности и управления; сохранности активов и соблюдения законодательства
Независимая и объективная деятельность по проведению проверки, оценки и консультированию управленческих и прочих систем, которая осуществляется с целью содействия законной, эффективной и результативной деятельности организации государственного сектора.

Продолжение табл. 1

1
2
3
4
Сфера
действия
законо
датель
ства
Указанный закон распространяет свое действие на все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории Азербайджанской Республики и являющиеся объектом обязательного аудита, вне зависимости от формы собственности и организационно - правовой формы. Но также положения настоящего Закона могут применяться другими хозяйствующими субъектами на основании принципа добровольности.
Настоящий Закон распространяет свое действие на министерства, государственные комитеты, административные ведомства, иные государственные, органы, иные органы исполнительной власти органы системы государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, органы местного самоуправления, их подведомственные организации, государственные предприятия
Настоящий Закон устанавливает функции внутреннего аудита в государственном секторе и организациях, финансируемых за счет Г осударственного бюджета Республики Таджикистан.
Организационное подчинение структурного подразделения, зани- мающегося внутренним аудитом
Служба внутреннего аудита подчиняется соответствующему органу управления хозяйствующего субъекта (Высший орган управления организации - Совет директоров и Наблюдательный совет), и орган управления, осуществляющий управление. При наличии в организации Аудиторского комитета (структурное подразделение, ответственное за подготовку, осуществление политики и стратегии по внутреннему
Служба внутреннего аудита подотчетна руководителю объекта внутреннего аудита и должна быть независима от других структурных подразделений объекта внутреннего аудита в планировании своей работы, выполнении внутреннего аудита и подготовке отчетов.
Структурные подразделения внутреннего аудита подотчетны руководителю организации государственного сектора и должны быть независимыми от других структурных подразделений главного распорядителя государственных средств в планировании своей работы, выполнении внутреннего аудита и подготовке аудиторских докладов.

Продолжение табл. 1

1
2
3
4
аудиту и организацию аудиторского контроля) служба внутреннего аудита подчиняется ему.
Первый руководитель организации государственного сектора, не имеющего структурного подразделения
внутреннего аудита, ответственен за принятие необходимых мер по его проведению уполномоченным государственным органом
Требования к внутренним аудиторам
1.Наличие высшего экономического или юридического образования, или высшего образования по другой специальности и четырехлетним стажем работы в сфере аудита, либо смежных с ним областях. 2.Отсутствие неснятой или непогашенной судимости, а также отсутствие судебных решений, лишающих права занимать определенные должности или заниматься определенной в финансовохозяйственной сфере. 3.Отсутствие личной заинтересованности в хозяйствующем субъекте, родственных связей с его учредителем или акционером, членом соответствующего органа управления или лицом, ответственным за составление бухгалтерских (финансовых) отчетов
Лицо, привлекавшееся к уголовной ответственности за умышленные преступления, в отношении которого судимость не снята либо не погашена, не может быть назначено внутренним аудитором.
1. Гражданин Республики Таджикистан, имеющий высшее экономическое или юридическое образование, стаж работы не менее трехлетнего по специальности, а также соответствующий квалификационным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Республики Таджикистан. 2.Замещение вакантной должности внутреннего аудитора в организациях государственного сектора проводится в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Республики Таджикистан.

Продолжение табл. 1

1
2
3
4
Права
внут
ренних
аудито
ров
Требование всех видов документов.
Проведение анализа и исследований на правильность эффективного использования и использования по назначению финансовых средств.
Представление заключений по результатам аудита.
Получение при необходимости дополнительных сведений и разъяснений от должностных лиц.
Получение и проверка всей необходимой документации (в том числе в электронном формате) и пояснений, необходимых для проведения аудита.
Получение от сотрудников объекта внутреннего аудита копий всех необходимых документов, относящихся к внутреннему аудиту.
Внутренний аудитор организаций государственного сектора имеет следующие права:
Получать и проверять всю необходимую документацию и сведения, а также запрашивать у должностных лиц главных распорядителей, распорядителей и получателей государственных средств разъяснения, необходимые для проведения аудита.
Проводить проверку структур и сторон, внешних по отношению к организациям государственного сектора, которые пользуются или распоряжаются государственными средствами.
На независимое мнение о функционировании и эффективности финансового управления и системы внутреннего контроля.
Отказываться от проведения проверки или от выражения своего мнения в докладе, в случае непредставления

Продолжение табл. 1

1
2
3
4
требуемой документации и иной важный информации, оказывающей либо могущей оказать существенное влияние на формирование объективной позиции аудитора. 5.Осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Республики Таджикистан.
Обязан
ности
внут
ренних
аудито
ров
Проведение внутреннего аудита в рамках утвержденного рабочего плана.
Соблюдение законодательства Азербайджанской Республики, внутренних документов и регламентов, а также принципов, стандартов и инструкций, утвержденных Институтом внутренних аудиторов.
Соблюдение коммерческой тайны и следованию принципу конфиденциальности.
Уведомление руководства об обязательном отказе от исполнения какого-либо поручения, не относящегося к полномочиям внутреннего аудитора.
Внутренний аудитор при проведении внутреннего аудита должен соблюдать стандарты внутреннего аудита и иные требования законодательства Кыргызской Республики.
Внутренний аудитор не должен допускать конфликт интересов. При возникновении конфликта интересов сотрудники службы внутреннего аудита должны уведомить об этом факте руководство.
Внутренний аудитор не должен разглашать информацию, относящуюся к государственной или иной, охраняемой законом тайне.
Внутренний аудитор организаций государственного сектора при проведении аудита.обязан соблюдать предписания законодательства Республики Таджикистан, признанных стандартов внутреннего аудита и требования Кодекса профессиональной этики аудиторов.
Не допускается использование внутренними аудиторами своих прав в целях причинения вреда другому лицу, а также иное злоупотребление этими правами в аудиторской деятельности.
Внутренний аудитор обязан быть

Продолжение табл. 1

1
2
3
4
независимым, объективным, компетентным и добросовестным в своих действиях.
Внутренние аудиторы обязаны воздерживаться от распространения информации, которая стала им известна в процессе исполнения своих обязанностей, за исключением случаев, разрешенных законом.
Внутренний аудитор не должен допускать конфликт интересов. При возникновении конфликта интересов сотрудники службы внутреннего аудита должны уведомить об этом факте руководство.
Функ
ции
службы
внут
реннего
аудита
1 .Установление эффективности и адекватности системы внутреннего контроля, управление рисками.
Проверка правильности и достоверности бухгалтерского учета и финансовых отчетов.
Оценка эффективности расходов.
Разработка стратегических и годовых планов проведения внутреннего аудита на основе оценки рисков с учетом мнения руководителя объекта внутреннего аудита.
Составление ежеквартальных отчетов мониторинга выполнения ежегодных планов
Разработка годовых и долгосрочных планов проведения внутреннего аудита на основе оценки риска.
Представление ежеквартальных отчетов мониторинга выполнения ежегодных планов руководителю организации государственного сектора

Продолжение табл. 1

1
2
3
4
4.Проверка соответствия деятельности структурных подразделений хозяйствующего субъекта, его дочерних хозяйствующих обществ нормативным правовым актам и утвержденному плану деятельности.
5.Оценка эффективности, правильности использования резервов, контроля их использования и достаточности их защиты от убытков.
б.Оказание консультационных услуг в работе по организации системы внутреннего контроля
для руководителя объекта внутреннего аудита. 3. Ежегодное представление отчета перед руководителем объекта внутреннего аудита о проделанной работе по плану; 4.Оценка эффективности системы внутреннего контроля и ее соответствия целям объекта внутреннего аудита. 5.Оценка достоверности и достаточности финансовой, бухгалтерской, управленческой и другой информации.
б.Оценка соответствия деятельности структурных подразделений нормативным правовым актам, указанным функциям и утвержденным планам деятельности. 7.Оценка эффективности и соответствия требованиям по использованию ресурсов, достаточности контроля за использованием ресурсов и защиты от потерь.
.З.Ежегодное представление руководителю организации государственного сектора отчет о проделанной работе. 4.Оценка эффективности системы внутреннего контроля и ее соответствия целям организации государственного сектора.
5.Оценка объективности и достоверности социально значимой информации. 6. Оценка соответствия деятельности структурных подразделений организации государственного сектора предписаниям законодательства Республики Таджикистан.
7.Оценка эффективности деятельности организации по использованию средств, достаточности контроля их использования и недопущения потерь.
8. Внесение рекомендаций, необходимых для улучшения деятельности организации государственного сектора и её внутрихозяйственных подразделений.

Окончание табл. 1

1
2
3
4
8.Разработка рекомендаций, необходимых для улучшения работы объекта внутреннего аудита. 9 .Предоставление консультативной и методологической помощи службам внутреннего аудита подведомственных организаций в соответствии со стандартами внутреннего аудита и рекомендуемой методологией.
9.Осуществление иных обязательств, исходящих из законодательства Республики Таджикистан.
Отчет
ность
внут
ренних
аудито
ров
Служба внутреннего аудита представляет соответствующему органу управления хозяйствующего субъекта годовой отчет о своей деятельности, а также отчеты по результатам проведенных аудиторских проверок.
Службы внутреннего аудита не позднее 1 февраля предоставляют уполномоченному государственному органу в области внутреннего аудита отчет о выполнении плана по аудиту за предыдущий год с информацией о выполнении внесенных службой внутреннего аудита рекомендаций и предпринятых действиях по их реализации. Также службы внутреннего аудита отчитываются перед руководителем по результатам аудиторских проверок.
Все структурные подразделения внутреннего аудита организаций государственного сектора, ежегодно, не позднее 1 апреля, представляют уполномоченному государственному органу аналитический отчёт о выполнении плана по аудиту за предыдущий год. Годовой аналитический отчёт должен быть утвержден первым руководителем организации государственного сектора. Также по завершении проверки внутренний аудитор или руководитель группы внутренних аудиторов обязан в течение десяти дней подготовить два экземпляра письменного доклада, один из которых предоставляется руководителю проверенной организации, а другой экземпляр остается в структурном подразделении внутреннего аудита.

Установлено, что в законе Азербайджанской Республики объектами действия указанного закона являются все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории указанного государства и являющиеся объектом обязательного аудита, вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы. Также положения закона могут применяться экономическими субъектами добровольно. В свою очередь, Киргизская Республика и Таджикистан распространяют действие закона только на организации, финансируемые за счет средств государственного бюджета.

«В соответствии с требованиями ст.13-14 Закона Республики Таджикистан «Об аудиторской деятельности» внутренний аудит организуется хозяйствующими субъектами, осуществляется в интересах своих собственников и регулируется в соответствии с перечнем внутренней документации, разработанной на основании законодательства Республики Таджикистан, признанных стандартов внутреннего аудита и требований Кодекса профессиональной этики аудиторов»[3].

С точки зрения организационного подчинения, Киргизия и Таджикистан указывают, что структурное подразделение внутреннего аудита должно быть подчинено руководителю организации. Закон Азербайджанской Республики продвинулся дальше всех в данном вопросе: служба внутреннего аудита подчиняется соответствующему органу управления хозяйствующего субъекта, который представляет собой Высший орган управления организации - Совет директоров или Наблюдательный совет. То есть структурное подразделение, осуществляющее деятельность в области внутреннего аудита, подчиняется не исполнительному руководству, а учредителям организации, что с позиции таких факторов как независимость и объективность аудиторов наиболее правильно.

Указанные законы также устанавливают определенные требования к внутренним аудиторам в области их образования, стажа работы и наличия судимости. В указанных странах бывшего СССР требования разные. Наиболее полный перечень приведен в законе Азербайджана. Помимо перечисленных выше видов требований, также указано, что у внутреннего аудитора должны отсутствовать личная заинтересованность в организации, родственные связи с учредителями, руководством.

В части описания прав, обязанностей внутренних аудиторов, функций служб внутреннего аудита принципиальных отличий нет среди указанных нормативно-правовых актов.

Так как указанные законы распространяют свое действие на разные виды организаций, то и формы годовой отчетности соответственно отличаются. Законы, регулирующие деятельность в области внутреннего аудита в Киргизии и Таджикистане, распространяют свое действие на государственный сектор, поэтому структурные подразделения внутреннего аудита отчитываются уполномоченному государственному органу о выполнении плана по аудиту за предыдущий год в установленные сроки. В законе Республики Азербайджан указано, что служба внутреннего аудита отчитывается перед соответствующим органом управления хозяйствующего субъекта, представляя годовой отчет о своей деятельности. Стоит отметить, что во всех трех странах законодательно установлено, что внутренние аудиторы в обязательном порядке отчитываются по результатам текущих проверок руководству или соответствующему органу управления экономического субъекта.

Таким образом, «наиболее «зрелой» в рассматриваемом аспекте можно считать Республику Азербайджан», в которой помимо акта, непосредственно регулирующего аудит, с 2007 г.

действуют еще два закона:

О внутреннем аудите, который регламентирует вопросы организации указанной формы контроля, прав и обязанностей, ответственности внутренних аудиторов, государственного регулирования, саморегулирования и координирования внутренней аудиторской деятельности.

Об обязательном страховании гражданской ответственности аудиторов, который определяет его особенности (перечень страховых случаев, создающих гражданскую ответственность аудитора либо освобождающих от нее; права и обязанности страховщиков и страхователей; содержание страхового договора и свидетельства; методика определения страховой суммы; страхового взноса и страховых выплат; порядок возмещения ущерба; основания для отказа в осуществлении страхового платежа; льготы страхователям и др.)» [4].

Действие законов активно способствует популяризации и развитию профессии внутреннего аудитора в данных странах бывшего СССР, так как нормативно-правовые акты определяют принципы и процедуры указанного вида деятельности.

Список использованных источников

Демидов А.Ю., Иванов О.Б., Мовчан С.Н. Система стандартов внутреннего аудита - основа его эффективного функционирования // Аудиторские ведомости. 2015. N 1. С. 42 - 54.

Иванов О.Б., Лаврова Т.В. Роль внутреннего аудита в обеспечении эффективного функционирования системы управления рисками компании // Аудиторские ведомости. 2014. N 10. С. 61 - 72.

Гоибназаров Х.А. Развитие внутреннего аудита в Республике Таджи кистан //Аудит. 2015. № 1. С. 10-12.

Городилов М.А. Система регулирования аудиторской деятельности за рубежом// Вестник Пермского университета. Серия : Экономика. 2009. № 2. С. 90-99.

Violetta Sukhikh,

postgraduate student of department of Accounting, analysis and audit Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: violetta-e AT yandex.ru Ekaterinburg, Russia

LEGAL REGULATION OF INTERNAL AUDIT IN THE COUNTRIES OF THE FORMER USSR

Abstract:

The purpose of this work is to study existing legal acts on the territory of the former USSR in the field of internal audit. Method of comparative analysis of normative legal acts of the three countries of the former USSR, the similarities and differences, assesses the various provisions of the legislative acts.

Key words:

Internal audit, internal control, legal regulation.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ: ТРЕНДЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ