СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Сравнительный анализ международных стандартов аудита и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности


Аннотация:

Данная статья посвящена сравнению Российских и Международных стандартов аудита в свете перехода Российской Федерации на Международные Стандарты Аудита. На примере двух пар сравнений (МСА 200 и ФПСАД №1, МСА 220 и ФПСАД №7) рассмотрены основные моменты по схожести и различию данных стандартов. Выявлены достоинства и недостатки стандартов аудита.

УДК 657.6:006.3

Корнилов Никита Федорович,

студент,

ФГАОУ ВПО «УРФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» г.Екатеринбург, Россия

Дайнеко Людмила Владимировна,

старший преподаватель кафедры ЭУСиРН, действительный член Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, аттестованный профессиональный главный бухгалтер, бухгалтер-эксперт (консультант),

ФГАОУ ВПО «УРФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: lula75 AT mail.ru г.Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: Международные стандарты аудита, Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, Комитет по Международным стандартам аудита и подтверждению достоверности информации, Комитет по международным стандартам этики для бухгалтеров.

В настоящий момент вопрос перехода российских аудиторов на использование международных стандартов аудита это лишь дело времени. Федеральным законом от 01.12.2014 № 403-Ф3 внесены изменения в статью 7 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности», вступившие в силу с 2 декабря 2014 года. Изменения заключаются в том, что на территории Российской Федерации теперь используются международные стандарты аудита при осуществлении аудиторской деятельности организациями, а также самостоятельными аудиторами и их ассистентами. Международные стандарты аудита приняты Международной федерацией бухгалтеров и признаны Правительством Российской Федерации. В статье 23 этого же Федерального закона предусмотрено, что порядок признания международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации не позднее 1 октября 2015 года. И, на самом деле, 11 июня 2015 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 576 «Об утверждении положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации».

Чтобы международные стандарты аудита были приняты на территории Российской Федерации, необходимо наделить юридической силой каждый документ, который содержит какие-либо международные стандарты аудита.

Для выполнения этой задачи необходимо проделать следующие шаги:

Получить от Международной федерации бухгалтеров документ, который будет включать международные стандарты аудита.

Проанализировать этот документ на то, возможно ли его применение в России.

Вынести окончательное решение о том, стоит ли вводить Международные стандарты аудита на территории России.

Опубликовать итоговый документ, включающий в себя необходимые для применения на территории России международные стандарты аудита.

Помимо этого, чтобы документы были приняты на территории Российской Федерации, они должны включать в себя международные стандарты аудита, написанные на русском языке. Перевод стандартов на национальный язык является задачей Министерства финансов Российской Федерации. Для её выполнения ему потребуется осуществить сотрудничество с Международной федерацией бухгалтеров. Их совместной задачей будет проведение экспертизы переведенных документов, суть которой заключается в рассмотрении каждого документа и подтверждении возможности его применения на территории Российской Федерации.

По окончании экспертизы формируется одно из следующих заключений:

Документ, содержащий международные стандарты аудита, полностью подтвержден и готов к применению на территории Российской Федерации.

Документ, содержащий международные стандарты аудита, подтвержден и готов к применению на территории Российской Федерации, за исключением отдельных его положений, которые не могут быть применены на территории Российской Федерации.

Документ, содержащий международные стандарты аудита, не подтвержден и не может быть применим на территории Российской Федерации.

В течение двух лет эта работа должна быть осуществлена.

Для чего же необходима такая серьезная и ответственная работа? Международные стандарты аудита (МСА) имеют ключевое значение в условиях гармонизации учёта и отчётности в международном масштабе. Использование понятных и принятых на международном уровне стандартов аудиторской деятельности способствует усилению достоверности финансовой отчетности российских компаний, и соответственно, привлечению потенциальных иностранных инвесторов. Помимо столь явной пользы для российских предпринимателей, не следует забывать о возможном выходе российских аудиторских компаний на международный рынок аудита.

С точки зрения экономии времени и ресурсов законодателей и само- регулируемых организаций аудиторов, использование готовых стандартов, вместо разработки новых, также оптимально. Тем более, что Российские стандарты аудита изначально разрабатывались на основе Международных стандартов с целью унификации аудиторской практики и официального закрепления в России общепринятых стандартов. Российские стандарты отличаются от МСА по структуре и логике изложения, основаны на российских нормативных документах. Поэтому значительные совпадения стандартов имеют место быть, а имеющиеся расхождения связаны в первую очередь со спецификой российской правовой практики.

MCA закрепляют длительный опыт ведения аудиторской деятельности в условиях рыночной экономики и учитывают опыт развития и регулирования аудита во всем мире.

Они являются результатом многолетнего труда ведущих специалистов мира в области бухгалтерского учета и аудита, которые создали Международную федерацию бухгалтеров, работающую через свои комитеты:

Комитет по Международным стандартам аудита и подтверждению достоверности информации (The International Auditing and Assurance Standards Board - IASSB)

Комитет по международным стандартам этики для бухгалтеров (The International Ethics Standards Board for Accountants - IESBA).

Второй комитет разработал Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, являющийся основой российского Кодекса профессиональной этики аудиторов.

Проводя сравнительный анализ, стоит отметить, что все стандарты могут быть разделены на несколько групп:

  1. Национальные стандарты аудита, имеющие соответствующие им аналоги среди международных стандартов.
  2. Национальные стандарты аудита, схожие с соответствующими им международными стандартами, но имеющие существенные отличия от них.
  3. Национальные стандарты аудита, не имеющие соответствующих им аналогов среди международных стандартов.
  4. Международные стандарты аудита, не имеющие соответствующих им аналогов среди национальных стандартов.

На примере сравнения стандарта МСА 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с МСА» и его российского аналога ФПСАД №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» можно проследить следующие отличия и совпадения:

В международном стандарте говорится о том, что аудит финансовой отчетности должен дать возможность аудитору выразить свое мнение о том, соответствует ли финансовая отчетность в основных аспектах установленным основам финансовой отчетности.

В разделе «Общие принципы аудита» сообщается, что аудитор обязан соблюдать Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, который был разработан Международной федерацией бухгалтеров. Также в нем кратко сказано об общих принципах аудита; о том, что аудитор проводит аудит согласно международным стандартам аудита, в которых содержатся базовые принципы, необходимые процедуры и сопутствующие им рекомендации; содержится указание на планирование и проведение аудита с некоторой долей скептицизма, а также понимание того факта, что некоторые обстоятельства могут послужить причиной для значительного искажения финансовой отчетности.

В разделе «Объем аудита» говорится о том, что этот термин относится к определенным процедурам аудита, которые при данных обстоятельствах необходимы для выполнения цели аудита. Более того, в этом разделе говорится о том, что аудитор так же выявляет процедуры, необходимые для проведения аудита в соответствии с МСА и с учетом требований МСА, соответствующих профессиональных организаций, различных законов, нормативных актов, а также принятием во внимание условий договоренности по проведению аудита и требований составления отчетности.

Раздел «Разумная уверенность» подчеркивает, что это понятие может быть применено ко всему процессу аудита и в первую очередь имеет отношение к сбору аудиторских доказательств, необходимых для заключения о том, что какие-либо искажения в финансовой отчетности отсутствуют. Также уточняется, что в процессе аудита могут возникнуть определенные трудности, которые помешают процессу выявления несоответствий в финансовой отчетности. Причины возникновения таких трудностей различны, начиная с отсутствия внутреннего контроля и заканчивая тем, что большинство аудиторских доказательств являются скорее убеждающими, а не исчерпывающими.

В разделе «Ответственность за финансовую отчетность» сообщается о том, что подготовить и предоставить финансовую отчетность необходимо руководителю экономического субъекта.

В разделе «Перспективы государственного сектора» описываются различия аудитора государственного сектора по сравнению с частным. Когда проводится аудит государственного сектора, аудитор имеет больший объем работы и большее количество задач. Помимо этого, существуют определенные различия в самом подходе и стиле аудита, однако его базовые принципы все же сохраняются.

Российский аналог данного международного стандарта по большей части совпадает с ним, однако есть небольшие отличия. Одним из таких отличий является отсутствие в отечественном стандарте требования о следовании техническим стандартам. Другим отличием является цель аудита, которая как раз- таки определена в ПСАД № 1. Цель аудита заключается в выражении аудитором своего мнения относительно достоверности финансовой отчетности и соответствии правил ее ведения законодательству Российской Федерации. Важным уточнением является то, что аудитор обязан выразить свое мнение о достоверности финансовой отчетности во всех весомых аспектах.

Продолжим сравнение рассмотрением другой пары стандартов -МСА 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетности» и ФПСАД №7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» .

Международный стандарт аудита обладает обозначенной целью, которая заключается в установлении определенных стандартов контроля качества как аудиторских процедур в целом, так и процедур, возложенных на ассистентов аудитора при отдельных аудиторских работах. Контроль качества должен проводиться как в самой фирме, так и при при отдельных аудиторских мероприятиях.

В его разделе «Аудиторская фирма» сообщается о том, что важно вести контроль качества, что обеспечит соответствие всех аудиторских проверок международным стандартам аудита.

Сама политика контроля качества обладает определенными целями, среди которых:

  • Профессиональные требования, навыки и компетентность.
  • Поручение заданий.
  • Делегирование полномочий.
  • Консультирование.
  • Принятие и сохранение клиентов.
  • Мониторинг.

Аудиторы фирмы должны обладать основными сведениями о процедуре и политике контроля качества.

В разделе «Отдельные аудиты» говорится о том, что существуют существенные отличия между контролем качества отдельных аудиторских проверок и контролем качества услуг аудиторской фирмы в целом. Обращается внимание на то, что общий контроль качества фирмы лишь дополняет контроль качества отдельных аудиторских проверок, не более. По- мимоэтого поднимаются проблемы контроля качества работы, выполняемой ассистентами аудиторов, которые обсуждаются с точки зрения управления и надзора за ними, а также проверки качества выполненной ими работы. Одним из базовых методов контроля над работой ассистентов является назначение специального сотрудника-аудитора, который обязан наблюдать за ассистентами и отмечать, имеются ли у них достаточные знания и навыки для выполнения поставленных им задач, понимают ли они смысл самих заданий по проведению аудита, а также действуют ли они согласно общим целям и программе аудита.

В разделе «Перспективы государственного сектора» сообщается о том, что может быть определена отдельная политика аудита касательно аудиторов, занятых в государственном секторе.

К международному стандарту добавлено приложение, содержащее примеры процедур контроля качества для аудиторской фирмы, которое содержит подробное рассмотрение таких аспектов, как:

Профессиональные рекомендации (Штату фирмы следует соблюдать принципы самостоятельности, автономности, правдивости, непредвзятости, доверительности и нормы профессионального общения).

Навыки и опыт (Штат фирмы складывается из сотрудников, обладающих техническими стандартами и соблюдающих их, а также имеющих достаточный опыт, который позволит основательно и качественно справляться с поставленными задачами).

Поручение заданий (Часть аудиторской работы должна быть передана сотрудникам, которые обладают достаточной технической компетентностью, а также профессиональными знаниями и навыками), передача полномочий (Нужно распределять полномочия и вести наблюдение за качеством работы таким образом, чтобы работа была выполнена в соответствии со всеми имеющимися стандартами аудита).

Консультирование (в важных ситуациях внутри и вне фирмы необходимо консультироваться с квалифицированными специалистами, которые владеют соответствующими знаниями.

Работа с клиентами (Нужно регулярно заниматься оценкой возможных и детальным изучением имеющихся клиентов).

Наблюдение (Нужно регулярно следить за тем, чтобы процедуры контроля качества проходили максимально эффективно).

В российском аналоге МСА 220 имеются определенные требования, которые определяют структуру и основную политику внутренней системы контроля качества аудиторской деятельности.

В стандарте говорится о том, что важны такие понятия, как изменение затрат времени и основной план аудита, который является одним из главных способов передачи ассистентам аудитора распоряжений по осуществлению аудита.

Обращается внимание на то, что некоторые Российские аудиторские организации, опираясь на международные и национальные стандарты аудита, разрабатывают свои стандарты аудиторской деятельности, которые действуют в пределах фирмы.

Функциями внутренних стандартов аудиторской деятельности являются:

Определение круга задач того или иного сотрудника в фирме при проведении аудиторских проверок.

Установление основного пути развития внутренней системы контроля качества.

Задание базовых процедур контроля качества аудиторской деятельности.

Зачастую, исходя из задач, выполняемых при проведении аудита, квалифицированные сотрудники делятся на:

Руководитель аудиторской фирмы (Сотрудник, который состоит в администрации, является одним из собственников, а также имеет одну из аудиторских специальностей. Он обладает правом подписи аудиторского заключения, составляемого по завершении аудиторской проверки, а также является ответственным за соблюдение внутреннего устава данной фирмой.)

Руководитель отдельных аудиторских проверок (Сотрудник аудиторской фирмы, который отвечает за взаимодействие с клиентами и следит за качеством этой работы. На нем лежит ответственность за установление баланса между расходами и качеством проведения отдельных аудиторских проверок. Также, он должен быть как хорошим организатором, так и компетентным специалистом в области аудита, что должно быть подтверждено квалификационным аттестатом аудитора).

Ведущий аудитор (Сотрудник, в обязанности которого вменено руководство рядовыми сотрудниками. Он находится в подчинении у руководителя аудиторских проверок.)

Рядовой участник проверки (Сотрудник, являющийся подчиненным руководителя проверок. Относительно его он выполняет роль аудитора или ассистента, иными словами, исполнителя. В большинстве своем качество проводимых аудиторских проверок зависит от компетентности и ответственности определенных исполнителей. Это возникает из-за того, что документы, на основе которых составляется итоговое аудиторское заключение, оформляются именно рядовыми сотрудниками.)

Аудитор-консультант (Сотрудник, выполняющий роль «мозгового центра». Он должен уметь работать с клиентами аудиторской организации и отвечать на любой возникающий у них вопрос. Рядовой аудитор, занимаясь конкретной аудиторской проверкой, не должен заниматься сложными вопросами. Его задача — направлять подобные вопросы ау- дитору-консультанту и получать от него исчерпывающий ответ.)

Для развития системы контроля качества аудиторской проверки ведущим аудитором заполняется «анкета ведущего аудитора по завершении проверки», в которой раскрываются следующие вопросы:

Соответствовала ли процедура проведения аудита подготовленному плану.

Были ли оказаны клиенту все услуги, предусмотренные договором.

Были ли рассмотрены до конца все документы, на основе которых формировалась бухгалтерская отчетность экономического субъекта.

Рассмотрены ли все уточнения начальства проверяемого экономического субъекта применительно к финансовой отчетности.

Готово ли письменное заключение начальству проверяемого экономического субъекта о результатах аудита и содержит ли оно наиболее важные проблемы, возникшие при аудиторской проверке.

Обсуждались ли важные проблемы, возникшие при аудиторской проверке, с клиентом и известна ли его точка зрения по этим проблемам

Решены ли все возникшие проблемы, которые оказывали значительное влияние на финансовую отчетность.

Все ли аудиторские документы, доказательства, планы проверены и подписаны.

Прояснены ли все вопросы, на решение которых приглашались специалисты из других аудиторских организаций.

Переданы ли клиенту все рекомендации по устранению обнаруженных недочетов.

Отражены ли выводы по следующим вопросам в аудиторском

файле:

Основные аудиторские проблемы, возникшие в ходе аудита.

Различные противоречия с клиентом по поводу бухгалтерского учета и налогообложения.

Первостепенные вопросы по поводу учета и бухгалтерской отчетности, а также аргументы за и против внесения определенных изменении в бухгалтерскую отчетность.

Убеждены ли мы в том, что:

Аудиторское заключение составлено правильным образом.

Бухгалтерская отчетность экономического субъекта соответствует определенным требованиям учета и бухгалтерской отчетности.

Выявлено все нужное для того, чтобы можно было сделать верные выводы по результатам аудиторской проверки.

Итак, в каждой аудиторской организации должна существовать внутренняя система контроля качества аудиторских проверок, которая будет гарантировать максимальное соответствие проводимых аудиторских проверок всем нормативным документам, правилам и стандартам аудиторской деятельности.

На основе сравнения двух пар стандартов можно сделать вывод о том, что Международные стандарты - результат серьезной работы квалифицированных специалистов. МСА кодифицированы в соответствии с их назначением и вопросами регулирования. Каждый Международный стандарт имеет определенную структуру, включающую в себя введение, цель, определения, требования и практическое применение с прочими пояснительными материалами. В Международных стандартах предусмотрены взаимные ссылки, позволяющие соотнести нормы стандартов между собой. В российских стандартах такой четкости нет. Поэтому переход на Международные стандарты аудита обоснован и необходим, особенно в связи с переходом на Международные стандарты финансовой отчетности.

Список использованных источников

Федеральный закон №403-ФЗ от 01 декабря 2014 года « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон №307-ФЗ от 30 декабря 2008 года « Об аудиторской деятельности».

Постановление Правительства Российской Федерации № 576 «Об утверждении положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации».

Постановление Правительства Российской Федерации № 696 от 23 сентября 2002 года «Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.

МСА 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с МСА».

МСА 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетности».

Nikita Kornilov,

student,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin Ekaterinburg, Russia

Liudmila Daineko,

senior lecturer,

member of the Institute of professional accountants and auditors of Russia, certified professional chief accountant, accountant expert (consultant),

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: lula75 AT mail.ru Ekaterinburg, Russia

COMPARATIVE ANALYSIS OF INTERNATIONAL AUDIT STANDARDS AND FEDERAL RULES (STANDARDS) OF AUDITOR ACTIVITY

Abstract:

This article is devoted to comparison of Russian and International standards on auditing in the light of transition of the Russian Federation on the International Standards on Auditing. For example, two pairs of comparisons (ISA 200 and FRSAA №1, ISA 220 and FRSAA №7) reviewed the main points of similarity and differences of these standards. Identified the advantages and disadvantages of auditing standards.

Key words:

International audit standards, Federal rules (standards) of audit activity.

The International Auditing and Assurance Standards Board, The International Ethics Standards Board for Accountants.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ