СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Практические вопросы раскрытия аспекта «сбросы и отходы» отчетности в области устойчивого развития для торговой сети


Аннотация:

В статье отмечается, что способы раскрытия информации об отходах в виде просроченных продуктов питания, предусмотренные отчетностью в области устойчивого развития, могут дать понимание для изменений в области менеджмента. В статье определено, что просроченные продукты питания - это существенный аспект влияния на экологический капитал торговой сети.

УДК 338.242.2

Апарина Елена Александровна,

аспирант кафедры учета, анализа и аудита,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: aea65 AT list.ru г.Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: Ритейл, отчетность в области устойчивого развития, отходы, просроченные продукты питания.

Для финансового директора торговой сети отчетность в области устойчивого развития зачастую лишь модная тенденция для лидеров отрасли. Что-то не совсем знакомое, практически ненужное и далекое. Но для развития стратегического мышления полезно увидеть бизнес-процессы под другим углом, открыть неожиданные грани многих вещей, новые причинно-следственные взаимосвязи. Отчетность в области устойчивого развития — это общемировой тренд бизнес — среды, а наблюдение за тенденциями позволяет сформулировать будущие бизнес — сценарии или задуматься о них с иных позиций.

В этой статье рассматривается раскрытие информации о проблемном аспекте любой торговой сети: отходах в виде просроченных продуктов питания, сквозь призму требований Г лобального руководства по отчетности в области устойчивого развития (GRI G4). Отраслевого приложения GRI для розничной торговли на сегодняшний день нет.

Согласно Глобальному руководству по отчетности в области устойчивого развития аспект «Сбросы и отходы» экологического раздела предусматривает следующие раскрытия:

  1. общий объем сбросов с указанием количества сточных вод и принимающего объекта;
  2. общая масса отходов с разбивкой по видам и методам обращения;
  3. общее количество и объем существенных разливов;
  4. масса перевезенных, импортированных, экспортированных или переработанных отходов, считающихся «опасными» согласно приложениям I, II, III и VIII к Базельской конвенции, а также процент международных перевозок отходов;

GRI рекомендует компаниям составляющим отчетность, сосредоточить свое внимание на наиболее значимых для бизнеса вопросах, вместо того, чтобы отчитываться обо всем, что у них происходит [1]. Для продовольственной розничной сети существенной информацией являются данные об отходах в виде просроченных товаров.

Факторы, определяющие существенность данного показателя:

Объем просроченного товара занимает наибольший удельный вес в структуре отходов торговой сети

Структура отходов современного торгового центра выглядит следующим образом:

  • просроченные продукты питания;
  • упаковка (полиэтилен, картон и т.п.);
  • ТБО.

Уровень потерь сильно зависит от категории товаров. Товарные потери в категории свежих, не переработанных продуктов гораздо выше, чем например в бакалее. Объем скоропортящейся продукции составляет до половины всего товарооборота: молочная продукция, мясные и рыбные полуфабрикаты, фрукты и овощи, птица, рыба и салаты.

Просроченные товары, вывозимые на полигоны, влияют на климат

Трендом лидеров отчетности в области устойчивого развития является анализ и сокращение углеродного следа компании. В розничной торговле просроченные продукты питания - это отходное сырье, при разложении которого на полигонах выделяется много свалочного метана. Для оценки влияния торговой сети на объем выбросов парниковых газов в атмосферу при образовании просроченных продуктов питания можно воспользоваться методикой расчета, разработанной Межправительственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК).

После того как существенный аспект определен, согласно GRI необходимо проанализировать: как компания управляет этими отходами или связанными с ними воздействиями.

В современной иерархии методов обращения с отходами первое место занимает предотвращение образования отходов. Тема об уровне потерь в виде просроченной продукции в FMCG ритейле достаточно интимна, информация подается в основном как положительные итоги внедрения программных решений по управлению товарными запасами. На Европейском форуме по ритейлу было озвучено, что испорченное продовольствие стоит торговым сетям до 4% их выручки (ООН и ЕС ставят задачу снизить уровень пищевых отходов на 50% к 2025 году). Оценка управления уровнем потерь — стратегическая задача менеджмента компании.

Система предупреждения образования просроченной продукции в основном выглядит следующим образом:

  • тщательный отбор поставщиков (посещение производств на предмет возможных нарушений технологического процесса);
  • внедрение систем автоматического формирования заказов, учитывающих остатки;
  • контроль качества продукции собственного производства;
  • входящий контроль сроков при поступлении товаров на склад (в торговые центры);

Современные тенденции законодательной борьбы с наличием просроченных продуктов на полках магазина— разорительные штрафы для юридических лиц . В Германии средний штраф за реализацию просроченной продукции достигает 20 тысяч евро, в Эмиратах и Турции — 25 тысяч евро. Кроме того, в Евросоюзе, где бизнесмены работают в системе добровольной сертификации товаров, в случае обнаружения факта продажи просроченных продуктов предприниматели рискуют потерять бизнес. В итоге в странах ЕС в супермаркете практически нереально найти товар с просроченной датой.

Наиболее распространенными инструментами предотвращения образования отходов являются: управление товарными запасами, качественная логистика, соблюдение температурного режима на всех этапах и автоматизация процессов. Просто перечислением мероприятий по снижению уровня просроченных товаров невозможно оценить подход в области менеджмента, для анализа необходимы оцифрованные данные.

Возможные варианты представления информации:

  1. анализ существующей системы предупреждения образования отходов в компании и направления ее развития;
  2. анализ структуры и динамики просроченных товаров в доле выручки;
  3. сравнение полученных данных с показателями основных конкурентов и среднеотраслевыми величинами.

Мировой опыт по предотвращению образования отходов в виде просроченных товаров выходит за пределы торговой сети и направлен на объективное изменение внешней среды. Активно разрабатывается способ указания на товарах «Употребить до» вместо «Годен до». Дата на упаковке в некоторых случаях означает лишь то, что вкус будет хуже обычного, а не то, что употреблять продукт опасно для здоровья. Это позволяет продлить жизнь товарам на полке.

Своеобразным методом обращения с отходами в ритейле FMCG является возврат продуктов питания с истекающим сроком реализации поставщикам. С точки зрения ФАС включение в договор поставки оговорки об обязательности забирать товар ИСР — это не нарушение. Поставщик забирает такой товар, чтобы утилизировать или уничтожить, проблема утилизации ложится на плечи поставщика (производителя).

Процесс возврата товара поставщику (производителю) — это цепочка поставок. Согласно G4 компания должна раскрывать информацию о том, как она контролирует влияние своей цепочки поставок на окружающую среду.

Руководство G4 требует от компании представления следующей информации:

  1. количество поставщиков, оцененных с применением критериев оценки воздействия их деятельности на окружающую среду;
  2. существенные факты и потенциальные негативные воздействия, выявленные в цепочке поставок;
  3. действия, предпринятые для предотвращения, снижения и устранения выявленных воздействий.

Контролировать процесс уничтожения или утилизации возвращенного просроченного товара поставщиком — практически нереализуемый процесс. Выходом может быть включение в договор поставки условия об обязательности законного уничтожения возвращенных продуктов питания.

Возможные аналитические данные по управлению данным аспектом:

  1. доля возвратов товаров с истекающими сроками годности к объему выручки;
  2. удельный вес биоотходов в общем объеме, требующих специальных условий уничтожения;
  3. количество договоров с поставщиками, содержащих условие об обязательности законного уничтожения возвращенных продуктов питания.

Несмотря на усилия менеджмента по предотвращению образования отходов и возможность возвратов поставщику продуктов питания с ИСР любая торговая сеть рождает огромное количество просроченных товаров. Если исследовать опыт иностранных продовольственных сетей следующим методом обращения с просрочкой является передача товаров благотворительным организациям, фудбанкам, приютам для животных и фермерским хозяйствам. Например, во Франции власти обязали ритейлеров отдавать непроданную еду на благотворительность, запретив ее уничтожать. Согласно новому закону, супермаркеты, площадь которые превышает 400 кв. м, должны будут заключить договоры с благотворительными организациями. В противном случае их ждет штраф до €75 тыс., а их руководители могут угодить в тюрьму на срок до 2 лет. В России такой способ обращения с отходами не развит в силу его законодательной непрозрачности и повышенных рисках публичного озвучивания возможных негативных последствий.

Мировой опыт обращения с просроченными продуктами питания предлагает еще один специфичный способ: магазины просроченных продуктов питания. Такие магазины активно открываются в Европе и США. Но в России это запрещено.

Просроченные продукты питания можно классифицировать по способу обращения с отходами:

  • биоотходы, подлежащие уничтожению на специальных утилизационных заводах;
  • пищевые отходы, подлежащие размещению на полигоне.

Согласно GRI необходимо указать, как был определен способ обращения с отходами. Факт удаления может быть подтвержден самой организацией или на основании данных подрядчика по удалению отходов. В России продовольственные ритейлеры редко занимаются удалением пищевых отходов самостоятельно, чаще всего для этого привлекаются специализированные компании. Удаление биотходов ритейлером самостоятельно не предусмотрено законодательством, это лицензируемый вид деятельности.

Аналитическими данными для исследования в этом вопросе могут быть:

  1. удельный вес отходов, переданных на уничтожение в специализированные организации;
  2. удельный вес биотходов в общем объеме просроченных продуктов питания.

Современными тенденциями переработки продовольственных отходов в ритейле стали переработка отходов в топливо и электроэнергию. Carrefoure заправляет свой транспорт отходами продуктов из своих магазинов. Сеть Sainsbury создает электроэнергию с помощью анэробного сбраживания пищевых отходов. Мотивация супермаркетов по поводу инвестирования в новые виды энергии - это высокие налоги «на свалку», которые делают захоронения слишком дорогими.

В России эту тенденцию первыми освоили производители продуктов питания. Компания Danon в г. Чехов имеет свою биогазовую станцию, которая отапливает весь завод и работает на основе молочных отходов производства.

Через призму требований GRI о раскрытии информации об отходах можно увидеть процесс управления просроченными продуктами питания с неожиданных сторон. Согласно ISO 9001 контроль должен осуществляться на всех этапах жизненного цикла товаров. Превращение товара в просроченный продукт — закономерный этап его жизненного цикла. Контроль заключается в определении ключевых показателей результативности, формулировке целей и задач в области управления отходами.

Отдельный вопрос готов ли ритейл к раскрытию этой информации. Всегда есть стремление скрыть данные о проблемных аспектах и представить деятельность в положительном свете. С одной стороны, информацию об отходах сложно спрятать, поскольку их нужно куда-то перевезти и уничтожить, это не сбросы и выбросы. С другой стороны, озвучить масштабы генерации просроченных продуктов питания не рискнут даже лидеры российского ритейла. Существующий рейтинг Г ринпис экологичности магазинов «Зеленый супермаркет» в своих оценках вообще не затрагивает аспект просрочки. Для торговой сети проще умолчать о размерах подобных потерь, чем рассказать бизнес — сообществу о своих проблемах в этой сфере. Одной из причин, почему это происходит в России — отсутствие четкой законодательной базы и реальных мощностей по утилизации.

Осмысление бизнес-процессов, связанных с образованием и уничтожением просроченных продуктов питания, анализ данных согласно требованиям GRI даст понимание для изменений в области менеджмента. Пришло время финансовому директору увидеть просроченные продукты не только как статью затрат в Отчете о финансовых результатах, а как существенный аспект влияния на экологический капитал компании.

Список использованных источников

  • Глобальная инициатива по отчетности: руководство по отчетности в области устойчивого развития версии G4 и его влияние на подготовку отчетности./Исследование KPMG 2013 год. Адрес доступа: http://www.kpmg.com/RU/ru/IssuesAndInsights/ Articles Publica- tions/Pages/G4-the-impact-on-reporting.aspx (дата доступа 26.04.2015 года).

Elena Aparina,

graduate student,

department of the Accounting, analysis and audit,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: aea65 AT list.ru Ekaterinburg, Russia

PRACTICAL ISSUES OF DISCLOSURES RELATED TO THE ASPECT "EFFLUENTS AND WASTE” IN SUSTAINABILITY REPORTS OF A RETAIL CHAINS

Abstract:

The article posits that disclosures on food waste due to food expiration dates in accordance with sustainability development reporting guidelines can provide an understanding for changes in management. The article explains that expired food plays a considerable role in the environmental capital of a retail chain.

Key words:

Retail, sustainability reporting, waste, expired food.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ