СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Перспективы развития института возмездного оказания образовательных услуг


Аннотация:

В статье речь идет о перспективах развития института возмездного оказания образовательных услуг. Обоснована необходимость не только теоретического рассмотрения данного вопроса, но и правового регулирования, поскольку имеют место пробелы и противоречия в нормах законодательства.

УДК 347.1

Шишулина Татьяна Петровна,

доцент, кандидат юридических наук,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: zvezdochka.76 AT inbox.ru г.Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: Договор возмездного оказания услуг, платное обучение, образовательная деятельность, правоотношения в образовательной сфере.

В настоящее время все более активно развивается рынок образовательных услуг ввиду того, что государственные образовательные учреждения оказывают платные образовательные услуги.

Прежде всего, речь идет о развитии профессионального образования в связи с возрастающей потребностью населения в этом и состоянием рынка труда, что влечет за собой необходимость в профессионально подготовленных кадрах в различных сферах деятельности, о чем четко было отмечено Президентом Российской Федерации Путиным В.В. в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2015 год.

Платное образование, в отличие от образования за счет средств бюджета, основывается на совершенно иных правовых принципах и с позиций гражданского права такой процесс обучения следует относить к услугам, так как данная образовательная деятельность отвечает свойствам услуг как особой группы объектов гражданских прав. При оказании услуг оплате подлежат только сами действия (деятельность) исполнителя, а не тот специфический результат, для достижения которого заключается договор, в отличие от других гражданско-правовых договоров.

Законодательный массив, призванный регулировать отношения возмездного оказания услуг, представлен большим числом источников: законов, иных правовых актов, ведомственных нормативных актов, многие из которых носят комплексный характер.

Возмездным оказанием услуг является договор, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п.1 ст. 779 ГК РФ).

По мнению В.А. Кабатова, специфика договора возмездного оказания услуг состоит в «отсутствии овеществленной формы результата работ». Кабатов В.А. Возмездное оказание услуг [14, с.393].

Таким образом, можно выделить два общих признака, объединяющие все договорные обязательства об оказании услуг: особенности объекта обязательства - услуги нематериального характера; специфика связи услуги с личностью услугодателя.

Для регулирования услуг создана одноименная глава 39 «Возмездное оказание услуг». Некоторые виды договоров, как субинституты гражданского права представляют собой совокупность гражданско-правовых норм, большая часть из которых находится за рамками ГК РФ (имеются в виду законы, указы Президента РФ, постановления Правительства и основанные на них иные нормативные акты).

Правовое значение гл. 39 ГК РФ состоит в том, что она рассчитана на гражданские правоотношения, которые еще не выделились в ГК РФ в самостоятельный вид договоров о возмездном оказании услуг, то есть такие, которые можно назвать «не поименованными в ГК РФ».

В самом ГК РФ существует и другой, но уже примерный перечень, куда включены непоименованные в нем отношения, отвечающие признакам, предусмотренным в ст. 779. Речь идет об отношениях связи, отношениях по поводу медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению и по туристическому обслуживанию. Таким образом, одним из видов возмездного оказания услуг является возмездное оказание образовательных услуг.

Вопрос о правовой природе договора на оказание возмездных образовательных услуг вызвал целую палитру взглядов. Наиболее распространено мнение о том, что данный договор относится к гражданско- правовым и подпадает под режим главы 39 ГК РФ [12,с.265]. Отдельные авторы категорически отвергают гражданско-правовой характер отношений между студентом и вузом по оказанию образовательных услуг [18,с.62]. Распространено мнение об административно-правовом характере отношений между обучающимся и образовательным учреждением. Г. С. Сапаргалиев полагает, что отношения между обучающимися и администрацией вуза в определенной степени являются равноправными [17,с.26].

Договор на оказание возмездных образовательных услуг является сложным институтом, сочетающим элементы гражданско-правового и административно-правового регулирования, с преобладанием гражданско- правовых начал. Что свидетельствует о том, что до сих пор учеными не выработана однозначная позиция по вопросу об отраслевой принадлежности договора возмездного оказания образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования.

Таким образом, на основании вышесказанного в целях необходимости однозначного определения гражданско-правовой природы договора возмездного оказания образовательных услуг, следует внести в законодательство прямое указание на то, что к договорам возмездного оказания услуг относится также и договор оказания образовательных услуг, путем внесения изменений в ГК РФ.

Исходя из анализа ГК РФ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Правил оказания платных образовательных услуг, а также других нормативно-правовых актов договор возмездного оказания образовательных услуг - это соглашение между образовательным учреждением (гражданином, занимающимся индивидуальной педагогической деятельностью) и потребителем о предоставлении последнему возможности получения объема знаний по соответствующей образовательной программе, сопровождающейся проведением контрольных мероприятий за определенную плату в течение определенного периода времени. Из определения видно, что настоящий договор совершается между специальными субъектами.

При этом, обязательно среди условий договора принято выделять существенные, к каковым относятся условия, требующие согласования сторон. Если по одному из пунктов не будет достигнуто соглашение, то договор не может считаться заключенным. В первую очередь, речь идет о таких условиях, как предмет договора. В цивилистической науке существует четыре подхода к определению объекта договора - правоотношения. Первый представлен взглядами М.М. Агаркова. Вышеназванный автор понимал под объектом «прежде всего - вещи». О.С. Иоффе, критикуя данную концепцию, приводя в качестве примера обязательства по оказанию услуг, писал следующее: «Здесь нет внешнего предмета, на который направлено поведение обязанного лица, здесь нет, следовательно, объекта права в том смысле, в каком он определяется профессором Агарковым, а это означает, что в данном случае мы имеем дело с безобъектным правоотношением, с безобъектными правомочиями и обязанностями субъектов этого правоотношения». Поскольку, такое невозможно, то тем самым и позиция М.М. Агаркова выглядит неправдоподобной. Второй подход носит определенный интегративный характер, нашедший свое отражение в ст. 128 действующего ГК РФ. Приверженцы данного подхода, в частности, М.Я. Кириллова [15,с.40] предполагают, что объектом является имущество, а также иные объекты, на которые направлено данное отношение. Ранее данный подход был выражен во взглядах А. Голунского, М. Стро- говича. Третий подход основан на взглядах М.И. Брагинского, В.В. Вит- рянского и О.С. Иоффе, который изложил их в работе 1975 г. «Обязательственное право». Согласно настоящему подходу объект правоотношения подразделяется на два самостоятельных объекта. У М.И. Брагинского и В.В. Витрянского это объект первого и второго рода. [11,с. 13] Четвертый подход — это подход О.С. Иоффе представленный им в работе 1949 г. «Правоотношение по советскому гражданскому праву». Согласно данной концепции под объектом правоотношения могут пониматься только действия. [13,с.123]

В данной работе автор понимает под предметом договора возмездного оказания образовательных услуг действия обязанного лица - исполнителя, предоставляющего услугу, а также потребителя осуществляющего ее оплату и восприятие. М.И. Брагинский пишет: «Цель любого договора выражает его предмет». [11,с. 15]

Из этого следует, что при любой модели договора все составляющее его предмета должны гарантироваться. Применительно к договору возмездного оказания образовательных услуг это выглядит проблематичным.

Правоотношения, непосредственно вытекающие из осуществления образовательной деятельности, являются гражданско-правовыми, так как субъекты данных отношений, во-первых, обладают юридическим равенством; во-вторых, имущественно обособленны; в-третьих, обладают автономной волей (они не зависят от воли контрагента в принятии решения и их осуществлении).

Отношения по поводу приобретенных обучающимися знаний, умений, навыков обогащают предмет гражданского права, так как в науке данной отрасли права к неимущественным отношениям, связанным с имущественными, традиционно относят только отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности.

Договор на оказание возмездных образовательных услуг является основанием возникновения и административных правоотношений, связанных с обязанностями обучающихся по соблюдению правил поведения, предусматриваемых Уставом и Правилами внутреннего распорядка вуза. Кроме того, данный договор порождает отношения и по воспитанию, которые, в свою очередь, предполагают сочетание метода «власти и подчинения» (административное право) и нравственно-психологических установок. На взгляд М.Н. Малеиной, даже отношения власти и подчинения по договору на оказание возмездных образовательных услуг следует рассматривать в качестве гражданско-правовых, так как подобные обязательства принимаются студентом добровольно, на ограниченный срок. [16,с.61]

Подводя итог вышеизложенному необходимо отметить, что договор на оказание возмездных образовательных услуг является нетипичным гражданско-правовым договором, сочетающим элементы гражданского и административного права, с преобладанием гражданско-правовых начал. Данный вывод о правовой природе договора подтверждается ст. 431, 779 ГК РФ, которые позволяют «определить правовую природу договора о подготовке специалиста с высшим образованием как комплексного договора, включающего в себя элементы как гражданских, так и административных правоотношений. Таким образом, условия данного договора не должны противоречить нормам гражданского законодательства и нормам, регулирующим отношения в области образования».

Заключению договора на оказание возмездных образовательных услуг предшествуют вступительные экзамены. Отдельные авторы подводят их под гражданско-правовой институт - конкурс, на который распространяется глава 57 ГК РФ. Данная позиция представляется нам ошибочной. Для публичного конкурса характерны, например, такие черты, как выдача (выплата) награды, направленность на достижение каких-либо общественно-полезных действий, отмена конкурса в течение первой половины срока. Однако данные признаки совершенно не характерны для вступительных испытаний. Кроме того, было высказано мнение, что вступительные экзамены содержат в себе элементы и признаки различных правоотношений.

Современный период можно назвать временем интенсивного формирования нормативных моделей многих договорных отношений возмездного оказания услуг, которые могут претендовать на самостоятельную типологическую принадлежность в будущем. [20]

Кроме того, как отмечает Е. Г. Шаблова, учитывая устойчивую тенденцию диверсификации услуг в современной экономике, можно предположить, что правовой институт возмездного оказания услуг будет одним из самых динамично развивающихся гражданско-правовых институтов. Выполнение услуг профессиональными участниками потребует учета этого в правовом режиме обязательства возмездного оказания услуг, который должен создать адекватные условия, направленные на удовлетворение потребностей заказчиков. [20]

Поскольку образование в целом, а высшее в особенности, начинает ориентироваться на удовлетворение личных потребностей человека, связанных с его духовным развитием и совершенствованием знаний, полагаем, что современное образование как переживает кризис интересов государства и личности, так и нуждается в детальной и тщательной корректировке норм, регулирующих такой институт, как договор об оказании платных образовательных услуг.

Инициативы Правительства Российской Федерации, направленные на совершенствование платных услуг в образовательной деятельности начиная с 2011 г., связанные с освобождением образовательных учреждений от платы за лицензии и аккредитации, сделать их бессрочными и ввести обычную госпошлину, следует признать правильными и разумными.

В результате принятия ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, изменения коснулись и правил оказания платных услуг образовательными организациями.

На основании п. 9 ст. 54 Закона об образовании с целью реализации данной нормы Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 года № 706 утверждены новые Правила оказания платных образовательных услуг, согласно которым физическое или юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора, является заказчиком. Названное определение заменило понятие «потребитель», введенное в Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановленим Правительства РФ от 05.07.2001 года № 505, действовавших до 01.09.2013 года.

В отличие от прежнего Закона, новый предусматривает следующие важные правила для оказания платных образовательных услуг:

В соответствии с новыми правилами в договор должны вноситься следующие обязательные сведения, которые не были предусмотрены ранее действовавшими правилами:

сведения о лицензии исполнителя на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии); права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося; форма обучения; вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы); порядок изменения и расторжения договора.

Договор не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение, и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством РФ об образовании. Сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательного учреждения в сети Интернет на дату заключения договора.

Договор об оказании платных образовательных услуг является, по сути, публичным договором, то есть оказывается потребителям услуг на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (часть 3 статьи 101);стоимость платных образовательных услуг, установленная в договоре об оказании платных услуг, не может быть увеличена в последующем, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (часть 3 статьи 54);

С точки зрения защиты прав потребителей образовательных следует отметить Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 апреля 2009 г. по делу № А56-42097/2008_, в котором Суд постановил, что включение в договор о подготовке специалиста с высшим образованием условий, вынуждающих абитуриента приобретать одну услугу с обязательным приобретением других услуг (в частности, подписка на журнал, приобретение пластиковой карты определенного банка и т.д.), свидетельствует об ущемлении прав потребителей и влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч.2 ст.14.8 КоАП РФ.

Судебные решения по делам, связанным с защитой прав обучающихся по договору возмездного оказания образовательных услуг, объединяет общий принцип: когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей». Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет наложение административного штрафа.

Как отмечает в своей работе Н.В. Третьяк, судами общей юрисдикции также осуществляется защита права личности на образование и по ряду других направлений: преодоление дискриминации по языковому и национальному признаку, обеспечение качества образования, обеспечение безопасности образования, гарантирование отсрочки от призыва на военную службу во время обученияи др.[19]

Что касается деятельности арбитражных судов по защите права личности на образование, то она носит косвенный характер и связана с рассмотрением экономических споров с участием образовательных учреждений и организаций. Тематика решений арбитражных судов разнообразна [10]. В них затрагиваются имущественные, налоговые, финансовые, административные и другие споры.

Тем не менее по результатам проведенного анализа можно заключить, что российская правовая система обеспечивает довольно эффективную и многостороннюю административную и судебную защиту конституционного права личности на образование, оставляя невостребованной существующую для граждан возможность международной судебной защиты права на образование.

Требуют пересмотра и статьи действующего гражданского законодательства, которые непосредственно и в обобщенном виде призваны регулировать договоры возмездного оказания услуг, включая договор об оказании платных образовательных услуг (ст. 26, 28, ст.779-783).

Это, в свою очередь, подтверждает вывод о необходимости на основании норм Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, международных договоров и сложившейся судебной практики разработать соответствующую законодательную базу или отдельный нормативно-правовой акт, который позволит сформировать оптимальную модель образовательной системы и в рамках этой модели осуществлять реализацию процесса возмездного оказания образовательных услуг.

Список использованных источников

  • Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Издание дополненное, исправленное. - М.: Статут, 2004. 142 с.
  • Гражданское право. Часть первая: Учебник /Отв. ред. В.П. Мозолин, А.И. Масляев. - М.: Юрист, 2005. 719 с.
  • Иоффе О. С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории хозяйственного права. - М.: Статут, 2000. 777 с.
  • Кабатов В.А. Возмездное оказание услуг //Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст. Комментарий. Алфавитно-предметный указатель. М. : МЦФЭР, 1996. С. 393-411.
  • Кириллова М.Я. Гражданское право: Учебник для вузов. Часть первая /Под общ. ред. д.ю.н. проф. Т.И. Илларионовой, к.ю.н., доц. Б.М. Гонгало и к.ю.н. доц. В.А. Плетнева. - М.: Норма, 2006. 464 с.
  • Маленина М.Н. Правовая природа и основания правоотношений «вуз-студент» // Правоведение 2002. № 3.
  • Сапаргалиев Г. С, Баянов Е. Б. Правовые основы развития народного образования. Москва, Наука, 2000. 187 с.
  • Суханов Е. А. Осторожно: гражданско-правовые конструкции. «Законодательство», № 9, сентябрь 2003 С. 62.
  • Третьяк Н. В. Реализация права на образование в судебных решениях // Образование и право. 2011. № 8 (август).
  • Шаблова Е. Г. Перспективы развития правового института возмездного оказания услуг // Журнал российского права. № 1. январь 2002 г.

Tatyana Shishulina,

Associate Professor, Candidate of Juridical Sciences,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: zvezdochka.76 AT inbox.ru Ekaterinburg, Russia

FUTURE DEVELOPMENT INSTITUTE OF PAID SERVICES

Abstract:

The article deals with the prospects for the development of the Institute for paid provision of educational services. Necessity is not only a theoretical consideration of this issue, but legal regulation as there are gaps and contradictions in the legislation.

Key words:

Paid services agreement, paid training, educational activities, relations in the sphere of education.

РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА МСФО








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ