СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Социальные аспекты правового регулирования торговых отношений в современных условиях


Аннотация:

В статье рассматриваются социальные аспекты правового регулирования торговых отношений в современных условиях. В частности, рассмотрен вопрос значимости ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

УДК 346.7

Корягина Яна Олеговна,

студент,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: yanakoriagina AT yandex.ru г.Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: Торговые отношения, правовое регулирование торговых отношений, пределы регулирования государством.

Рыночная экономика предполагает государственное регулирование, под которым понимается система мер, реализуемых государственными институтами, по созданию условий для эффективного осуществления социально - экономических процессов.

Анализ российского законодательства позволяет говорить о целом ряде проблем в правовом регулировании торговых отношений Российской Федерации. Наибольшую озабоченность вызывает бессистемность его осуществления, естественным следствием которой является большое количество пробелов, восполнить которые довольно трудно в отсутствие устоявшихся представлений о пределах государственного вмешательства в сферу торговых отношений [2].

Вопросы государственного регулирования торговой деятельности, вызванных реализацией публичных интересов включают в себя:

  • государственные интересы в той их части, которая отражает интересы общества в целом;
  • общественные интересы, понимаемые как интересы гражданского общества в той степени, которая соответствует уровню их познания и которая может быть обеспечена правовой защитой через реализацию многочисленных требований к участникам торговли, реализуемым ими товарам и т.п.

При этом принципиально важным является вопрос о пределах государственного вмешательства в сферу торгового оборота. С одной стороны, излишняя опека со стороны государства представляется нежелательной. С другой - вмешательство должно быть достаточным для обеспечения защиты интересов участников торгового оборота. Причем анализ зарубежного законодательства показывает, что уровень развития рыночных отношений практически не связан с детальностью их регламентации законодателем. Так, необходимость создания равных условий осуществления торговой деятельности побуждает законодателя в странах Западной Европы (Италия, Испания и др.) [2] регулировать даже режим работы предприятий торговли, а также нормативно определять начало и окончание сезона скидок. Законодательно регламентируется деятельность органов власти по региональному планированию, программированию и государственному финансированию в сфере торговли. Осуществление торговли в общественных местах иногда допускается только по специальному разрешению муниципалитета, использование которого предполагает внесение регулярных платежей в бюджет.

Самостоятельной проблемой является отсутствие четкого определения законодательной компетенции федерального центра и регионов, которые опасаются так или иначе выйти за пределы предоставленных полномочий, несмотря на то что реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ, разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности отнесены к их компетенции. Законы, принятые в субъектах Российской Федерации в последние годы, преимущественно касаются вопросов реализации государственных полномочий субъекта в сфере регулирования торговой деятельности. Правительство Российской Федерации разработало проект закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». У данного закона имеются сторонники и противники, которые приводят различные аргументы в пользу своей точки зрения[4].

Согласно данному ФЗ, Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности:

  1. обеспечение проведения государственной политики в области торговой деятельности;
  2. утверждение методики расчета и порядка установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
  3. утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт- Петербурга, в границах муниципального района, городского округа в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема всех реализованных таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год;
  4. иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности[1].

На региональном уровне гораздо больше внимания уделяется правовому регулированию организационных аспектов торговли. В частности, детально регламентируется порядок проведения мероприятий по стимулированию сбыта с позиции защиты прав и законных интересов потребителей.

В целом можно констатировать, что проблемы правового регулирования торговой деятельности могут быть решены при условии формирования единообразного подхода к предмету и пределам правовой регламентации торговли; принятия на федеральном уровне закона, закладывающего общие начала правового регулирования торговли и способного стать системообразующим документом, обозначающим направления нормативного регулирования торговли на региональном и местном уровнях.

Список использованных источников

  • Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
  • Андреева Л.В. Теоретические проблемы коммерческого права России: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 44; Трунина Е.В., Федасова Ю.В. Коммерческое право. М.: Юристъ, 2008. С. 15.
  • Котова Е.А. Государственно - правовое регулирование сферы обращения / Шестнадцатые международные Плехановские чтения. // Тезисы докладов, аспирантов, докторантов и научных сотрудников. М. 2003. Объем-0.1 п.л.
  • Тихоновецкий Д.С. Правовое регулирование договоров с потребителями в европейском праве // Закон. 2003. N 10. С. 96.

Yana Koryagina,

student,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: yanakoriagina AT yandex.ru Ekaterinburg, Russia

SOCIAL ASPECTS OF THE LEGAL REGULATION OF COMMERCIAL RELATIONS IN MODERN CONDITIONS

Abstract:

The article examines the social aspects of the legal regulation of commercial relations in modern conditions. In particular, the question of the importance of the Federal law "On fundamentals of state regulation of trade activity in the Russian Federation".

Key words:

Trade relations, legal regulation of trade relations, the limits of state regulation.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ