СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Совершенствование инновационной политики хозяйствующего субъекта как фактор развития траектории стабильного роста


Аннотация:

В статье рассмотрены вопросы совершенствования инновационной поли- тикиа хозяйствующего субъекта с целью его успешного развития и стабильного роста. На основании проведенного анализа предложены пути и целевые ориентиры реализации базовой стратегии инновационного развития предприятия.

УДК 338.1

Матвеева Татьяна Владимировна,

доктор экономических наук, директор центра бизнес-образования,

бизнес-школа ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: t.v.matveeva AT urfu.ru г.Екатеринбург, Россия

Машкова Наталья Вячеславовна,

кандидат экономических наук, доцент,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: n.v.mashkova AT urfu.ru г.Екатеринбург, Россия

Корсунов Петр Петрович,

аспирант,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» г.Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: Хозяйствующий субъект, инновационная политика, конкурентоспособность, стабилизация, управление инновациями.

Проблемы повышения конкурентоспособности товаров, деятельности национальных хозяйствующих субъектов, и, как следствие, экономики страны в целом, занимают важнейшее место среди экономических проблем современного мира. Стабильный и уверенный рост конкурентоспособности производства становится чрезвычайно важной задачей в период становления стабильных регулируемых условий ведения активной маркетинговой деятельности для предприятий, осуществляющих поставки товаров на внутренний рынок Российской Федерации. Противостояние в конкурентной борьбе на рыночном пространстве в современных условиях возможно только на основе использования противозатратной потребительско-стоимостной модели повышения качества продукции.

По нашему мнению, основными факторами, способствовавшими формированию условий стабилизации и выхода хозяйствующего субъекта на траекторию устойчивого развития, началу успешной адаптации к рыночным условиям являются:

  • активная инновационная и инвестиционная политика;
  • диверсификация производства и выпуск новых видов продукции,
  • формирование эффективной системы ее сбыта,
  • совершенствование маркетинговой деятельности.

В широком смысле под инновациями понимается прибыльное использование новшеств в виде новых, прогрессивных технологий, видов продукции и услуг, а также организационно-технических и социальноэкономических решений производственного, финансового, коммерческого и иного характера [1].

Как экономическая категория инновация представляет собой экономические отношения, возникающие между хозяйствующим субъектом, частным капиталом и государством по поводу создания и внедрения новых, прогрессивных технологий, новой продукции в условиях становления экономики знаний за счет привлечения как государственного, так и частного капитала.

Известно, что рост конкурентоспособности фирмы сегодня, как правило, прослеживается через показатели увеличения ее доли на рынке и уровня рентабельности. То есть в основном формируется из показателей конкурентоспособности технологий, товаров и финансов. Отсюда следует, что необходима разработка нового подхода к оценке инновационной активности организации, как основного фактора, оказывающего влияние на основные показатели формирования конкурентоспособности предпринимательской структуры.

Нельзя не отметить, что учет влияния инновационной активности на повышение конкурентоспособности фирмы подразумевает обязательную детализацию и системный подход к организации внешней и внутренней среды организации. С этой целью нами предложена многоуровневая модель формирования конкурентоспособности инновационно-активного хозяйствующего субъекта, представляющая собой четырехуровневую систему, характеризующую диалектическое единство процессов формирования конкурентоспособности организации: инновационной активности, конкурентоспособности инновационных технологий, товаров и финансов (рис.1).

Рис. 1. Модель конкурентоспособности инновационно-активного хозяйствующего субъекта

Как видно из модели, основой системы является инновационная активность организации, от которой зависит дальнейшее формирование уровней конкурентоспособности хозяйствующего субъекта: технологий (второй уровень), товаров (третий уровень) и финансов (четвертый уровень).

Отсюда следует, что от того, насколько эффективной будет инновационная активность предприятия, настолько высок будет уровень конкурентоспособности организации. То есть каждая фирма должна управлять формированием инновационной активности любого сотрудника, направляя ее на рост конкурентоспособности всех других уровней системы, которая представляет собой способность предпринимателей в рыночных условиях реализовывать стратегию трансформации источников конкурентных преимуществ в конкурентные преимущества за счет инновационного развития потенциала, производить и реализовывать конкурентоспособную продукцию и получать прибыль выше среднего рыночного уровня.

Перед хозяйствующим субъектом, планирующим сформировать устойчивую траекторию стабильного роста на основе использования своего инновационного потенциала, встают непростые задачи, а именно:

  1. определить особенности формирования стратегии своей инвестиционной деятельности;
  2. постоянно проводить сравнительный анализ механизмов формирования и исполнения стратегии инновационного развития;
  3. своевременно осуществлять анализ условий и результатов своей инвестиционной деятельности;
  4. на основе проведенного анализа обосновано определять перспективные направления реализации стратегии своего инновационного развития;
  5. сформировать и грамотно реализовать стратегии инвестиционной деятельности хозяйствующего субъекта.

При успешном и своевременно решении выше названных задач, основным фактором, обусловливающим долгосрочный экономический рост предприятия, является непрерывная деятельность, направленная на сохранение и прирост относительных конкурентных преимуществ. Основным признаком экономического роста хозяйствующего субъекта может стать его расширенное воспроизводство, а фактором - инвестиционная (прямые инвестиции) и инновационная деятельность.

Инновационный процесс способен на такую отдачу, эффективность которой намного выше, чем при стандартных подходах и приемах. Высокая эффективность объясняется тем, что новация, в частности, может выступать в виде идеи, реализация которой позволит получить, за счет оригинальности, такую прибыль, которую обеспечило бы, при сравнении с обычной деятельностью, только значительное инвестиционное вливание и увеличение масштабов производства. [2]. Таким образом, можно констатировать, что суть инновационного развития хозяйствующего субъекта заключается в том, что на вновь созданном или действующем предприятии, способном выпускать (или уже выпускающем) определенную продукцию (работу или услуги), создаются условия для выдвижения новаторских предпринимательских идей.

  1. Инновационное развитие потенциала хозяйствующего субъекта оказывает непосредственное влияние на конкурентоспособность организации. Повышение уровня конкурентоспособности может быть достигнуто путем роста показателей конкурентоспособности, а также путем усовершенствования основных критериев, влияющих на конкурентоспособность предприятия.

В качестве источников конкурентных преимуществ могут выпуспить следующие факторы [3]:

  • уровень производительности труда;
  • квалификация персонала;
  • качество и технический уровень производимых изделий;
  • управленческое мастерство, стратегическое мышление на различных уровнях управления и другие.

Для успешного взаимодействия с другими субъектами предпринимательского бизнеса, своевременного обеспечения конкурентного преимущества, каждой предпринимательской структуре надлежит не только обзавестись обширной ресурсной базой, которая составляет его потенциал, но и инновационно его развивать.

Системный анализ позволяет оценить весь комплекс факторов, определяющих интегральный потенциал предприятия и конкурентоспособность.

Но для эффективного управления конкурентоспособностью предприятия нужно ориентироваться на ряд принципов:

  1. системность (поведение каждого элемент системы является определяющим для всей системы в целом);
  2. комплексная оценка факторов (в этом случае показатели должны строиться с учетом комплекса факторов, обеспечивающих конкурентоспособность организации);
  3. функциональная направленность (принцип предполагает использование показателей, которые характеризуют уровень планирования, учета, контроля, организации, мотивирования персонала, стимулирования, координации и регулирования);
  4. учет специфики деятельности (система показателей должна учитывать отраслевые особенности организации);
  5. ранжирование показателей (учет иерархии показателей от общих к частным);
  6. информационное обеспечение (активное использование возможностей и данных статистической отчетности организации);
  7. сопоставимость показателей (возможность сопоставить показатели по их основным характеристикам, единицам измерения, способам расчета, а также методам получения информации);
  8. непрерывность (возможность корректировки показателей системы либо включения дополнительных маркеров в систему).

Среди названных принципов управления конкурентоспособностью хозяйствующего субъекта наибольшее значение имеет принцип комплексной оценки факторов, предполагающий всестороннюю оценку их состава и механизма влияния. От этого, по существу, зависит весь ход дальнейшей аналитической и практической деятельности. В целом же использование данных принципов позволяет иметь научно обоснованную систему оценки уровня конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Непрерывный рост конкурентоспособности хозяйствующего субъекта должен являться базовым вектором, определяющим траекторию перспективного развития организации. Для этого первоначально необходимо формирование базовой стратегии, исполнение которой позволить решить существующие противоречия, существенным образом снижающие инновационную активность предприятия.

Для реализации базовой стратегии инвестиционного развития хозяйствующего субъекта необходимо использовать следующие целевые ориентиры:

  1. повышение конкурентоспособности организации за счет развития его инновационного потенциала и его реализации в виде создания новых и усовершенствованных товаров и услуг, а также разработки четких и сбалансированных механизмов их продвижения и реализации на рынке;
  2. увеличение доходности хозяйствующего субъекта за счет уменьшения затрат на инновационные проекты, обусловленного снижением налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты, осуществляющих инвестиции в инновации;
  3. упрощение процедур выхода на рынок инновационноориентированных хозяйствующих субъектов, инициации ими проектов создания нововведений.

Нельзя не отметить и большую роль государства в формировании траектории устойчивого роста хозяйствующего субъекта.

Для достижения этой цели необходима реализация следующих положений:

  1. перспективная разработка целевых государственных программ инновационного развития отдельных отраслей, предусматривающих выделение дополнительных финансовых ресурсов на внутриотраслевые и межотраслевые научные исследования, а также своевременное внедрение их результатов в практическую деятельность;
  2. научные, маркетинговые и статистические исследования, патентный анализ инновационной активности хозяйствующих субъектов, а также передовых тенденций научно-технического прогресса, отслеживание изменений потребительских предпочтений;
  3. разработка на этой основе перспективных направлений конъюнктуры рынка в среднесрочном и долгосрочном периодах времени и публикации отчетов об их результатах в открытых источниках;
  4. развитие и расширения сферы деятельности государственных внебюджетных фондов, венчурных фондов, и как следствие, диверсификация источников финансирования инновационной деятельности организационно-правовых структур хозяйствующих субъектов, формирования связей производственной кооперации (в том числе международной);
  5. активное использование возможностей налогового законодательства РФ: упрощение режимов налогообложения инновационноориентированных предприятий, производящих продукцию и оказывающих услуги на основе применения механизма инвестиционного налогового кредита, в том числе полное или частичное освобождение от уплаты отдельных налогов, возврат ранее уплаченных в бюджеты разных уровней налогов, и также субсидирования затрат на реализацию инновационных проектов, использование механизмов ускоренной амортизации;
  6. обеспечение государственных гарантий по кредитам на разработку новых или модернизацию существующих товаров и услуг, погашение части процентов по выданным кредитам по этим целям, а также изменения принципов расчета налога на прибыль для проектов со сроком возврата инвестиций в инновационные проекты более одного года;
  7. усовершенствование гражданско-правового законодательства (в дополнении к рационализации налогового) в части упрощения процедур регистрации инновационно-ориентированных предприятий и осуществления ими финансово-хозяйственной деятельности, формирование и развитие системы инновационных технопарков, бизнес-инкубаторов и технополисов [1];
  8. развитие инновационной инфраструктуры (таких, как, консалтинг и инжиниринг), а также изменение условий лицензирования и страховой деятельности.

Таким образом, современная система управления инновациями должна носить гибкий и комплексный характер, ориентироваться на перспективу, обеспечивая «сквозное» управление процессом - от идеи до реализации. Совершенствование инновационной политики хозяйствующего субъекта должно стать определяющим фактором развития траектории стабильного роста организации, что возможно при точном определении потребности и проблемы развития предприятия, оптимальной оценка его инновационного потенциала, выбора приоритетов и распределения ресурсов на их реализацию.

Список использованных источников

  1. Имамназаров И. А. Разработка стратегии инновационной и инвестиционной деятельности в сфере услуг Автореф.дисс...канд. экон. наук Санкт-Петербург, 2013 - 21 с.
  2. Прихач А.Ю. Значение инновационной деятельности для конкурентных преимуществ фирмы // Инновации. — 2004 — № 10 (77) — С. 84-86.
  3. Герасимова Е.А. Развитие инновационного потенциала предпринимательской структуры как фактора повышения ее конкурентоспособности// Проблемы современной экономики, Евразийский международный научно-аналитический журнал, № 4 (40), 2011.

Tatyana Matveeva,

the Doctor of Economics,

director of the center of a business education,

Business school of the Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: t.v.matveeva AT urfu.ru Ekaterinburg, Russia

Natalya Mashkova,

candidate of Economic Sciences, senior lecturer,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: n.v.mashkova AT urfu.ru Ekaterinburg, Russia

Petr Korsunov,

graduate student,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin Ekaterinburg, Russia

IMPROVEMENT OF INNOVATIVE POLICY OF THE ECONOMIC ENTITY AS FACTOR OF DEVELOPMENT OF THE TRAJECTORY OF STABLE GROWTH

Abstract:

In article questions of improvement of innovative policy of an economic entity for the purpose of its successful development and stable growth are considered. On the basis of the carried-out analysis ways and target reference points of realization of basic strategy of innovative development of the enterprise are offered.

Key words:

Economic entity, innovative policy, competitiveness, stabilization, management of innovations.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ