СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Международный опыт подготовки высококвалифицированного выставочного персонала на рынке выставочных услуг


Аннотация:

В статье рассматриваются современные тенденции развития рынка выставочных услуг и особенности подготовки высококвалифицированных кадров для выставочной деятельности на основе исследования международных систем сертификации. Рассмотрены два основных подхода подготовки специалистов по различным аспектам выставочного бизнеса. Проведен анализ международных программ дополнительного профессионального образования для выставочной и конгрессной деятельности. Даны предложения для российского РВУ.

УДК 347.731

Демченко Екатерина Александровна,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры международной экономики,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: ecb AT bk.ru г.Екатеринбург, Россия

Фролов Андрей Александрович,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры международной экономики,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» г.Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: Выставочный персонал, рынок выставочных услуг (РВУ), компетенции, качество выставочных услуг.

Выставочная отрасль - относительная молодая сфера деятельности для экономики России. Но уже сейчас можно констатировать, что период быстрого количественного роста закончился и произошел переход к качественному развитию рынка выставочных услуг (РВУ) [4].

Для такого перехода сформировалась объективная необходимость, которая подтверждается следующим:

  • Появление большого количества конкурентов в разных сегментах РВУ требует поиска возможностей повышения качества от поставщиков услуг в их борьбе за потребителей
  • Активное участие на российском РВУ иностранных компаний, имеющих более сильные конкурентные позиции, репутационные характеристики, портфели известных международных проектов, обуславливает важность расширения спектра и повышения качества услуг компаний- участниц российского РВУ
  • Богатый опыт компаний-экспонентов в участии в выставочных мероприятиях за рубежом, а также важность привлечения для участия в российских проектах зарубежных и международных экспонентов снижают конкурентоспособность российских выставочных проектов, отстающих от постоянно развивающихся мировых стандартов.

На сегодняшний день выставочная деятельность претерпевает свое обновление [2,3]. Так распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2014 года одобрена Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгресс- ной деятельности в российской Федерации, которая, собственно, и определяет состояние отрасли, направления и перспективы ее развития. Кроме того, в городах страны принимаются локальные нормативные документы, например стратегический проект «Екатеринбург выставочный» в рамках Стратегического плана развития города Екатеринбурга.

К ключевым тенденциям качественного развития РВУ в России в настоящее время можно отнести [2, 3, 4]:

  • Применение современных информационных технологий: как во время проведения выставок, так и в межвыставочный период. Нужно отметить, что данная тенденция актуальна не только для организаторов выставок, но и для поставщиков других выставочных услуг - эксподизайне- ров и застройщиков, выставочных центров и т.д.
  • Индивидуализация решений под запросы конкретного заказчика, экспонента
  • Расширение спектра выставочных услуг (особенно в сфере услуг, предоставляемых с помощью интернет-технологий)
  • Повышение внимания к квалификации персонала организаторов выставочных мероприятий и компаний-экспонентов.

Отдельно мы бы хотели остановиться на исследовании возможностей повышения квалификации выставочного персонала, так как, по сути, именно этот процесс лежит в основе общего повышения качества услуг на выставочном рынке: начиная от стратегического управления компаниями и заканчивая выполнением ежедневных операционных задач.

В мировой практике сложилось два основных подхода подготовки специалистов по различным аспектам выставочного бизнеса: академические программы с получением диплома при университетах и бизнес- школах (например, Events and Exhibition Management MA at Birmingham

City University, кроме того часто обучение выставочному менеджменту осуществляется в рамках многочисленных академических бакалаврских и магистерских программ Event Management) и программы дополнительного образования с получением сертификатов, подтверждающих владение конкретным набором компетенций.

С учетом тенденций развития рынка труда, в последнее время активно развивается именно второй вариант обучения и повышения/подтверждения квалификации, так как это обеспечивает постоянное развитие кадров, позволяет формировать уникальные и актуальные наборы компетенций, укорачивает срок приобретения новых компетенций (чаще всего это краткосрочные программы), предоставляет возможность подтверждения уровня квалификации профессиональным сообществом (многие программы реализуются с участием профессиональных выставочных ассоциаций).

Данные о наиболее распространенных международных программах дополнительного профессионального образования для специалистов РВУ, которые реализуются в основном в формате международных систем сертификации приведены в табл. 1. В исследование нами включены программы ведущих международных профессиональных ассоциаций в сфере выставочной и конгрессной деятельности, так как зачастую эти области профессиональной деятельности пересекаются и дополняют друг друга.

Остановимся подробно на содержательной части указанных программ, что позволит сделать вывод об основных приоритетах качественного развития сотрудников компаний РВУ.

Exhibition Management Degree (EMD). Программы включает основные блоки подготовки, которые в различных аспектах рассматриваются в ходе всех 4 модулей (структура программы и краткая характеристика модулей приведены в табл.

2):

  1. Бизнес-администрирование.
  2. Маркетинг-менеджмент.
  3. Взаимодействие с сервисными партнерами MICE-индустрии.
  4. Управление проектами.
  5. Междисциплинарные проекты.

Таблица 1

Наиболее распространенные международные программы дополнительного профессионального образования для выставочной и конгрессной деятельности [1]

Название
программы
Реализующая
организация
Краткая характеристика
Программа повышения квалификации Exhibition Management Degree (EMD)
The Global Association of Exhibition Industry (UFI)
Модульная программа (4 модуля), межфункциональ- ный подход к выставочному менеджменту
Certified Exhibition Manager (CEM), с 1975 г.
International Association of Exhibitions and Events
Г ибкая программа обучения и сертификации
Certified Meeting Professional (CMP), с 1985 г.
Convention Industry Council
Сертификация менеджеров в сфере индустрии встреч
“Multi-level” Meeting Industry Certifications program
Meeting Professional International
Сертификация специалистов индустрии встреч по направлениям деятельности
Название модуля/ блока/курса
Характеристика
1
2
3
1
Модуль 1: основы выставочного менеджмента - часть 1
1.1
Бизнес-
администрирование
Отраслевая экономика
Особенности администрирования в выставочных организациях
Принятие решений в выставочной сфере
Взаимодействие с MICE-индустрией
1.2
Маркетинг-
менеджмент
Принципы маркетинга и применение маркетинговых инструментов
Коммуникационные маркетинговые инструменты
Медиа-планирование, продвижение, привлечение посетителей и экспонентов в выставочном бизнесе

Таблица 2

Окончание табл. 2

1
2
3
2
Модуль 2: основы выставочного менеджмента - часть 2
2.1
Маркетинг- менеджмент - специальные инструменты
PR - инструменты, планирование, оценка эффективности в выставочной сфере
Работа со спонсорами - развитие взаимовыгодного долгосрочного сотрудничества
2.2
Выставка с точки зрения экспонента
• Разработка предоставление услуг, важных и привлекательных для экспонентов, соответствующих их целям участия в выставке
2.3
Сервисные партнеры MICE -индустрии
Организация и стратегия сервиса
Профессиональные организаторы конференций
Кейтеринг, переводчики, размещение
Дизайн и строительство стендов
Г рузоперевозки, логистика
3
Модуль 3 - Выставочный менеджмент: продвинутый уровень (часть 1)
3.1
Маркетинг-
менеджмент
Маркетинговые исследования: технологии проведения и цели
Управление взаимодействиями с клиентами
Электронный маркетинг
3.2
Сервисные партнеры MICE -индустрии
• Деятельность агентств по продвижению, организации инсентив-туров, событий, поездок, организации перевода
3.3
Информационный
менеджмент
• Эффективное управление базами данных
4
Модуль 4 - Выставочный менеджмент: продвинутый уровень (часть 2)
4.1
Управление специальными событиями
• Принципы организации специальных событий
4.2
Кросс-культурный
менеджмент
• Реализация в условиях глобализации применительно к выставочному менеджменту

Certified Exhibition Manager ( CEM). Курсы программы для этого варианта приведены в табл. 3.

Таблица 3

Курсы программы (фрагмент)

Название курса
Краткая характеристика
1
2
Принципы менеджмента в сфере организации конференций и деловых встреч
Несмотря на наличие общих черт в организации выставок и деловых встреч, организация встреч все- таки требует особых компетенций. Выставочный менеджер в своей работе может быть связан с организаторами конференций или менеджером по обучению сотрудников, и поэтому он должен быть компетентен в вопросах организации встреч любых форматов.
Ярмарочный менеджмент
Необходимо наличие специальных навыков и знаний, важных для проведения выставочных мероприятий, открытых для неограниченного количества людей, например, в сфере логистики.
Маркетинг деловых мероприятий
Маркетинг подразумевает гибкое применение существующих концепций, стратегий и тактик и новых идей для эффективной реализации в меняющихся культурных, социальных и экономических условиях. Цель выставки - создать эффективную среду для взаимодействия продавцов и покупателей. Современные технологии позволяют продлить жизнь выставки и расширить возможности участников.
Оперативное управление выставкой
Каждое мероприятие обладает огромным количеством деталей, которые важно контролировать. В конечном итоге, действия выставочного менеджера должны быть направлены на обеспечение эффективных коммуникаций покупателей и продавцов до, во время и после выставки. Организатор выставки выступает в роли дирижера оркестра.
Основы продаж в сфере организации выставок и мероприятий
Важно понимание сильных и слабых сторон проекта, знание фаз цикла продаж, умение применять нужные инструменты и ресурсы, готовить материалы о выставке в интересной и привлекательной форме

Окончание табл. 3

1
2
Площадки и выбор места проведения
Включает в себя выбор дестинации и конкретной площадки. Выбор места проведения выставки имеет ключевое значение для успеха мероприятия. Важно детальное планирование, в частности для посетителей с ограниченными возможностями, цели и задачи организации, транспорт, потребности экспонентов. Организатор должен учитывать все факторы, которые могут повлиять на дальнейший рост проекта в том числе возможность увеличения площади выставки

Certified Meeting Professional (CMP) в первую очередь формирует следующие требования Международных стандартов CMP:

  1. Область знаний А: Стратегическое планирование.
  2. Область знаний В: Проектное управление.
  3. Область знаний С: Риск менеджмент.
  4. Область знаний D: Финансовый менеджмент.
  5. Область знаний Е: Управление человеческими ресурсами.
  6. Область знаний F: управление взаимодействием с заинтересованными сторонами.
  7. Область знаний G: Проектирование встречи или события.
  8. Область знаний Н: управление местом проведения.

Так, например, для область знаний А «Стратегическое планирование» разбивка на трудовые задачи выглядит следующим образом:

  1. Трудовая задача 1: управлять стратегическим планом встречи или события.
  2. Трудовая задача 2: разрабатывать план развития встречи или события.
  3. Трудовая задача 3: разрабатывать долгосрочный план развития встречи или события.

А для области знаний J: Профессионализм - это только одна трудовая задача 30: Демонстрировать профессиональное поведение.

Система сертификации профессионалов в области индустрии встреч “Multi-level” Meeting Industry Certifications program основывается на следующем:

  • Специалисты индустрии встреч делятся на три основные группы: руководители, технические специалисты, поставщики отдельных видов
  • услуг. В зависимости от текущей позиции конкретного специалиста определяется необходимый ему набор компетенций
  • Общий набор компетенций специалиста индустрии встреч определяется Профессиональными стандартами MPI (ассоциация профессионалов индустрии встреч)

Компетенции специалиста индустрии встреч по стандартам MPI следующие:

  1. Профессионализм.
  2. Понимание целей и задач профессии специалиста индустрии встреч.
  3. Поддержка ценностей индустрии встреч.
  4. Умение решать сложные задачи.
  5. Целеполагание и планирование.
  6. Сбор и анализ информации.
  7. Определение целей мероприятия.
  8. Выявление особых требований к мероприятию.
  9. Знание и учет экологических требований при организации мероприятия.
  10. Организация работ в соответствии с целями мероприятия.
  11. Выявление потребностей участников, посетителей.
  12. Разработка формата мероприятия.
  13. Определение технических требований по организации мероприятия.
  14. Планирование и реализация действий после завершения мероприятия.
  15. Организация процесса оценки эффективности мероприятия.
  16. Финансовый менеджмент.
  17. Постановка финансовых целей.
  18. Разработка и управление бюджетом мероприятия.
  19. Разработка и реализация финансовых процедур.
  20. Обеспечение соответствия налоговому законодательству.
  21. Подготовка финансовых отчетов.
  22. Работа со спонсорами, фандрайзинг.

4.1. Разработка и реализация плана работы со спонсорами, определение источников финансирования проекта.

Среди остальных - администрирование, работа с программой мероприятия, планирование и организация экспозиции и др.

Представленные системы сертификаций демонстрируют широкий спектр требований к деятельности специалиста в сфере выставочной деятельности и индустрии встреч.

Как правило, его функции и направления деятельности включают:

  • Стратегическое планирование мероприятия.
  • Администрирование и общее управление мероприятием.
  • Маркетинг и коммуникации, привлечение участников.
  • Финансовый менеджмент.
  • Обоснование выбора места проведения мероприятия, планирование экспозиции.
  • Переговоры, заключение договоров, работа с подрядчиками.
  • Операционный менеджмент, логистика мероприятия.
  • Риск-менеджмент.
  • Обеспечение безопасности, соответствия законодательству.
  • Технологическое обеспечение мероприятия.

В зависимости от занимаемой позиции, специалист по выставочной деятельности обладает разным уровнем ответственности по представленным направлениям деятельности и функциям.

Для использования в практике функционирования российского рынка выставочных услуг мы рекомендуем:

  • разработать профессиональный стандарт для специалиста по выставочной деятельности;
  • рекомендовать студентам бакалавриата параллельно с выпускной квалификационной работой заканчивать профессиональные сертификационные курсы;
  • организовать центр сертификации (российский филиал) CMI.

Список использованных источников

  1. Musco R. Professional (Occupational) Standards for Meeting Managers and Meeting Co-ordinators Culture Shift in Advanced Industrial Society. Milan. 2010;
  2. Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2014 г. №1273-р).
  3. Национальный стандарт РФ. Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения». ГОСТР 53103-2008.
  4. Стровский Л. Е., Фролова Е.д., Демченко Е.А. Рынок выставочных услуг: формирование, функционирование. Регулирование / Л. Стровский - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004.
  5. Ekaterina Demchenko,
  6. candidate of Economic Sciences,
  7. Associate Professor of International Economics,
  8. Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: ecb AT bk.ru Ekaterinburg, Russia

Andrey Frolov,

candidate of Economic Sciences,

Associate Professor of International Economics,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin Ekaterinburg, Russia

INTERNATIONAL PRACTICE OF EDUCATION OF HIGH QUALIFIED EXHIBITION SERVICES MARKET

Abstract:

Article covers up-to-date trends of exhibition service market development and specificities of education of high qualified personnel for exhibition activity on the base on international certification programmes. Two main approaches of education of exhibition specialists have been investigated. Analysis of international professional education programmes in the field of exhibition and convention activity has been made. Recommendations for Russian exhibition services market have been formulated.

Key words:

Exhibition personnel, exhibition services market (ESM), competencies, quality of exhibition service.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ