СТАТЬИ АРБИР
 

  2023

  Май
  Июнь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Методическое обеспечение реализации проектов гчп в промышленности


Аннотация:

В статье представлен концептуальный подход реализации проектов государственно-частного партнерства в региональном промышленном комплексе. Предложен методический инструментарий для оценки и прогнозирования эффективности проектов ГЧП. Показано, что социальноэкономическая эффективность проекта может быть оценена на основе измерения прогнозной динамики индикаторов социально-экономического развития территории. Прогнозирование эффективности проекта ГЧП позволяет найти оптимальную схему реализации проекта.

УДК 338.45

Ткаченко Ирина Николаевна,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой корпоративной экономики и управления бизнесом,

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» e-mail: tkachenko AT usue.ru г.Екатеринбург, Россия

Евсеева Марина Викторовна,

аспирант кафедры корпоративной экономики и управления бизнесом, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» г.Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: Промышленность, промышленный комплекс, государственно-частное партнерство, инфраструктура, проект, эффективность.

Значительная часть экономического потенциала индустриальных регионов, к числу которых относится Свердловская область, сосредоточена в производственной сфере, а перспективы промышленного развития реализуются при ликвидации или сокращении инфраструктурных ограничений. Высокая степень износа основных фондов инфраструктурного сектора, увеличение нагрузки на инфраструктуру, диспропорции в территориальном размещении и отсутствие адекватного планирования инфраструктурного развития территории существенно увеличивают инфраструктурные издержки предприятий промышленного комплекса, тем самым снижая их инвестиционную активность.

В Свердловской области для решения задач развития промышленной инфраструктуры получила развитие концепция реализации государственно-частного партнерства, в рамках которой для обеспечения функционирования создаваемых инвестором объектов капитального строительства за счет бюджетных средств осуществляется создание (строительство, реконструкция) необходимых объектов транспортной, энергетической и (или) инженерной инфраструктуры [1].

На наш взгляд, данная схема реализации проекта ГЧП может быть модифицирована в направлении переноса части инфраструктурных расходов на инвестора, а также дополнена предоставлением мер государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности, включающим согласно действующему региональному законодательству государственные гарантии, субсидии, налоговые преференции (освобождение от уплаты налога на имущества и пониженная ставка налога на прибыль на срок до 5 лет) [2].

К преимуществам данного подхода можно отнести, во-первых, повышение инвестиционной привлекательности объектов инфраструктуры для частного сектора. Инвестор, заинтересованный в конкретном объекте инфраструктуры, сможет обеспечить более высокий уровень исполнения проекта и в дальнейшем управления этим инфраструктурным объектом.

Во-вторых, перенос части инфраструктурных расходов на частного партнера позволит органам власти использовать освободившиеся ресурсы для финансирования других проектов ГЧП. А также более эффективно распределять субсидии промышленным организациям в рамках мер государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности.

В-третьих, современная инфраструктура обеспечивает конкурентные условия ведения производственной деятельности по сравнению с другими территориями, в том числе иностранными.

В-четвертых, взаимодействие органов власти и частных инвесторов в формате концепции формирует благоприятный инвестиционный имидж Свердловской области.

Таким образом, проект государственно-частного партнерства в промышленном комплексе - это проект, объединяющий строительство (реконструкцию, модернизацию) объекта промышленного производства и объекта сопутствующей промышленной инфраструктуры, реализуемый на условиях долевого финансирования и оказания мер государственной поддержки. Отличительными признаками проектов ГЧП в промышленности является комплексность, а также вариативность механизмов участия государства в реализации проекта.

В целях методического обеспечения реализации проектов государственно-частного партнерства в промышленности нами разработан и апробирован методический инструментарий, функционально относимый к стадиям инициации и планирования проекта ГЧП, включающий методику оценки эффективности и модель согласования интересов участников ГЧП. Инструментальный комплекс встроен в алгоритм комплексной оценки проекта ГЧП (рис. 1).

На первом этапе осуществляется проверка оптимальности технического и технологического решения проекта, соответствия проекта признакам ГЧП в промышленности, а также реализуемости проекта в рамках действующей федеральной и региональной нормативно-правовой базы в сфере ГЧП.

На следующем этапе оценивается эффективность проекта государственно-частного партнерства. Критический анализ существующих методик оценки позволяет констатировать, что специализированный инструментарий оценки эффективности проектов ГЧП на сегодняшний день отсутствует. Ключевой проблемой здесь является необходимость учета специфических особенностей ГЧП проектов: длительности, масштабности, более широким, по сравнению с обычным инвестиционным проектом, кругом заинтересованных лиц, генерации мультипликативных эффектов на смежные сферы экономики. Это обуславливает необходимость рассмотрения проектов ГЧП в ракурсе их результативности [3].

Сложившаяся практика оценки социально-экономической эффективности проектов ГЧП базируется на измерении «абсолютных» эффектов от реализации проекта: повышение уровня занятости населения, повышение уровня обеспеченности населения благоустроенным жильем, улучшение состояния окружающей среды, повышение доступности и качества услуг населению в сфере транспорта, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, жилищно-коммунального хозяйства

[4].

Также получила распространение методика оценки социальноэкономической эффективности проекта, в основе которой лежит измерение таких показателей, как экономический чистый дисконтированный доход (ENPV), внутренняя норма доходности (EIRR), дисконтированный экономический период окупаемости (EDPBP), коэффициент экономической удельной эффективности инвестиционного проекта (EPI), соотношение экономических затрат-выгод (EBCR) [5].

Обладая достоинствами, данные методы, тем не менее, не дают представления о влиянии результатов проекта как на состояние регионального промышленного комплекса, так и на уровень социально-экономического развития территории реализации проекта ГЧП. Для устранения данного недостатка нами разработан методический подход, основанный на детализации критерия социально-экономической эффективности на три компонента: показатели муниципальной, отраслевой и региональной эффективности.

Каждый из компонентов представляет собой набор социальноэкономических индикаторов, оценка прогнозной динамики которых позволяет судить о социально-экономической эффективности проекта ГЧП (табл. 1).

Рисунок 1 - Алгоритм комплексной оценки проекта ГЧП в промышленности

Компонент
Механизм
расчета
Показатель
Индекс муниципальной эффективности (Em)
Сравнительное преимущество, прогнозные отклонения показателей в ситуации «с проектом» и «без проекта».
Реальная среднемесячная заработная плата в территориальной единице
Доля занятого населения в среднегодовой численности населения территориальной единицы
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в территориальной единице
Индекс отраслевой эффективности (промышленность, инфраструктура)
(Ek)
Соотношение результатов проекта ГЧП и целевых показателей развития отрасли (вклад результатов проекта)
Объем отгруженных товаров, работ, услуг собственного производства отраслевого комплекса
Объем инвестиций в основной капитал отраслевого комплекса
Количество созданных и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест отраслевого комплекса
Индекс региональной эффективности (Er)
Качественная оценка соответствия результатов проекта целям и задачам СЭР
Соответствие цели проекта стратегическим целям развития региона
Решение конкретных стратегических задач развития региона
Соответствие проекта отраслевым приоритетам регионального развития

Таблица 1

Источниками информации для оценки социально-экономической эффективности проекта служат данные статистической отчетности субъекта РФ, данные статистической отчетности муниципального образования, документы среднесрочного стратегического планирования, фактические и целевые показатели отраслевых государственных программ, документация проекта (паспорт, смета, технико-экономическое обоснование проекта).

Предложенный методический подход к оценке социальноэкономической эффективности проекта ГЧП по сравнению с имеющимися подходами обладает рядом преимуществ:

  1. результаты оценки наглядно характеризуют вклад результатов проекта в социально-экономическое развитие региона, его отдельных территорий и экономических комплексов;
  2. учет различных аспектов ценности проекта государственночастного партнерства: для территории реализации (аспект развития территории), для отраслевого комплекса (аспект вклада в достижение целей развития комплекса), для региона в целом (аспект соответствия стратегическим приоритетам);
  3. использование относительных величин, что позволяет производить расчеты с разноразмерными показателями;
  4. форма представления результатов позволяет проводить отбор и ранжирование проектов ГЧП по критерию социальноэкономической эффективности.

Расчет показателей бюджетной и финансовой эффективности, отражающих ценность проекта для ключевых участников - государства и бизнеса, имеет традиционный алгоритм, нормативно закрепленный в официальных источниках.

Предлагаемый нами методический инструментарий базируется на предпосылке баланса интересов ключевых участников партнерства, что экономически может быть выражено в сбалансированности показателей бюджетной и финансовой эффективности. Для сопоставимости этих показателей нами выбраны индекс бюджетной эффективности и индекс рентабельности частных инвестиций. Обеспечение уровня значений индексов выше единицы на всем протяжении проекта является основой устойчивости проекта и снижения рисков.

Вариативность механизмов, используемых при реализации предложенной концепции проектов ГЧП в промышленности предполагает поиск и обоснование оптимальной схемы реализации проекта ГЧП. Для этой цели, нами разработана экономическая модель, в рамках которой выдвинута и подтверждена гипотеза о том, что во всем множестве вариантов схем реализации проекта ГЧП существует вариант, реализация которого обеспечивает удовлетворительный и устойчивый уровень эффективности для ключевых участников проекта ГЧП - государства и бизнеса.

Таким образом, нахождение оптимальной схемы реализации ГЧП- проекта возможно осуществить на основе итерационного процесса, на каждом шаге которого определенной схеме реализации ГЧП-проекта соответствуют конкретные показатели эффективности проекта. При этом, существует некая равновесная эффективность (или интервал), указывающая на оптимальность схемы реализации проекта ГЧП с точки зрения баланса интересов.

Целью использования модели является анализ прогнозной эффективности проекта для публичного (индекс бюджетной эффективности) и частного (индекс рентабельности инвестиций) партнера, позволяющий структурировать проект ГЧП по объему мер государственной поддержки и долевому финансированию.

Формальная схема модели имеет вид системы соотношений:

E(t)i = F (I, Р, T, W, S, TaxPR)

I =const P =const W 0

S=max {0; lim S}

T2 T T1

TaxPR = max {P^(T1 - T2); lim TaxPR}

где E(t)i - эффективность проекта для i - того участника (государство и бизнес).

I - суммарный объем инвестиций по проекту ГЧП.

Р - прибыль, (выручка за вычетом материальных затрат и затрат на оплату труда, до изъятия налогов).

W - объем прямых государственных инвестиций (ограничивается величиной инвестиций по инфраструктурному проекту).

S - объем субсидий (в рамках модели - величина субсидий является неизменяемой и максимально возможной в рамках каждого конкретного проекта).

TaxPR - величина налогового льготирования (величина недополученного налога из-за разницы между законодательно установленной ставкой налога на прибыль Т1 (20%) и сниженной ставкой налога в рамках проекта ГЧП T2 (135% - 16%).

Экзогенными (входящими) данными модели являются исходные данные по проекту в базовом варианте исполнения. Базовый вариант исполнения проекта ГЧП предполагает финансирование строительства производственного объекта инвестором, строительства объекта инфраструктуры - за счет средств регионального инвестиционного фонда, отсутствие мер государственной поддержки и налоговых льгот.

Эндогенными (выходящими) переменными, то есть переменными, формирующимися в модели, являются показатели эффективности проекта ГЧП. Таким образом, на выходе модели - прогноз показателей эффективности проекта для каждой конкретной схемы реализации проекта ГЧП (табл.2).

Таблица 2

Показатели эффективности проекта ГЧП для частного и публичного партнера

Показатель эффективности проекта ГЧП

для публичного партнера(Ев)

-256349578041500В,

(1 + 0*

FCF0 - чистый денежный поток на начало реализации проекта; FCFt - чистый денежный поток на момент времени t реализации проекта;

r - ставка дисконтирования.

BCFt - входящий денежный поток, генерируемый проектом;

Bt - суммарный объем государственной поддержки по проекту;

- ставка дисконтирования.

Вид показателей эффективности в модели

-2109470235902500(Р,- X Т) (1 + гяУ

Ев=-

w х1+ S +1"=1

rb - ставка дисконтирования для частного партнера rg - ставка дисконтирования для публичного партнера

Функции модели:

Поиск оптимальной схемы реализации проекта ГЧП (при EB ~ EF).

Обоснование объема прямого участия публичного партнера в финансировании ГЧП-проекта при условии оказания максимально возможных мер государственной поддержки. Оптимальная доля финансирования характеризует область согласованных интересов публичного и частного партнера. Графически это отображается точкой пересечения кривых индексов бюджетной и финансовой эффективности (рисунок 2).

Оценка ценности использования механизма ГЧП для реализации проекта для частного и публичного партнера (индекс ГЧП).

' FF

г ррр zJL

Е°

где fPP - ценность ГЧП для государства (индекс ГЧП);

Efb - величина равновесной эффективности;

Е0B - величина бюджетной эффективности при базовом варианте реализации проекта ГЧП.

от доли участия государства в финансировании проекта

Полученная модель была протестирована с использованием массива данных, сформированных в соответствии с реестром субъектов инвестиционной деятельности Свердловской области, которым предоставлены отдельные меры государственной поддержки в виде субсидий (по состоянию на 01.01.2014 г.). По каждому инвестиционному проекту были рассчитаны вероятные величины прибыли исходя из нормы рентабельности инвестиций для промышленности (11-16%), определены предельные величины объема налогового льготирования. Инфраструктурная составляющая проектов была отобрана на основе сопоставления реестра инвестиционных проектов промышленного комплекса с перечнем планируемых инфраструктурных проектов, представленным на инвестиционном портале Свердловской области (www.invest.midural.ru).

Агрегирование и анализ результатов тестирования модели позволил сделать следующие выводы.

Увеличение предельной доли прямого участия государства, т.е. увеличение инфраструктурных инвестиций не влияет на индексы финансовой эффективности и значительно снижает индексы бюджетной эффективности.

Индексы финансовой эффективности более чувствительны к изменению прибыли проекта, чем индексы бюджетной эффективности, что, вероятно, объясняется величиной коэффициента, образуемого налоговой ставкой. Точка равновесия определяется, интервал равновесных значений в достаточной степени четкий.

Увеличение величины субсидий приводит к стойкому снижению индекса бюджетной эффективности до значений меньше единицы, даже при полном переносе инфраструктурных инвестиций на частного партнера.

Аналогичное действие оказывает и увеличение налоговых преференций. Кривые индексов эффективности не пересекаются.

Индекс ценности ГЧП снижается при снижении инфраструктурных расходов, т.е. если величина необходимых инвестиций в инфраструктурный объект невелика, использование механизма ГЧП не дает преимуществ.

Результаты модельного анализа и тестирования модели позволяют говорить о том, что модель в достаточной степени функциональна и показывает достоверные результаты.

В целом, можно резюмировать, что аналитический аппарат оценки проектов ГЧП позволяет повысить качество принятия управленческих решений по организации проектов ГЧП в промышленном комплексе за счет детального измерения влияния результатов проекта ГЧП на уровень развития региональных экономических систем, а также модельной оценки согласованности выгод участников ГЧП.

Список использованных источников

  1. Постановление Правительства Свердловской области от 16.12.2013 № 1504-ПП «Об утверждении Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Свердловской области» [Электронный ресурс] - URL: www.midural.ru
  2. Закон Свердловской области от 30 июня 2006года №43-ОЗ «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области» (с изм.) [Электронный ресурс] - URL: www.midural.ru
  3. Ткаченко И.Н., Савченко Я.В., Евсеева М.В. Методология отбора и оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства с учетом интересов стейкхолдеров [Текст] // Дискуссия-. -2014. - №8 (49). С.81 - 90.
  4. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации 30.10.2009 г № 493 «Методика расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» [Электронный ресурс] - URL:http://base.consultant.ru/
  5. Приказ Минэкономразвития России от 14.12.2013 № 741 «Об утверждении методических указаний по подготовке стратегического и комплексного обоснований инвестиционного проекта, а также по оценке инвестиционных проектов, претендующих на финансирование за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе» [Электронный ресурс] - URL:http://base.consultant.ru/

Irina Tkachenko,

Doctor of Economic Sciences, professor,

Head of Department,

Ural State University of Economics e-mail: tkachenko AT usue.ru Ekaterinburg, Russia

Marina Evseeva,

postgraduate,

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Yeltsin Yekaterinburg, Russia

METHODICAL SUPPORT THE IMPLEMENTATION OF PPP PROJECTS IN THE INDUSTRY

Abstract:

The paper presents a conceptual framework of projects of public-private partnerships in the regional industrial complex. The methodical toolkit for assessing and predicting the effectiveness of PPP projects. It is shown that the socio-economic efficiency of the project can be estimated by measuring the prospective dynamics of indicators of socio-economic development of the territory. Predicting the effectiveness of the PPP project allows us to find an optimal scheme of the project.

Key words:

Industry, public-private partnerships, infrastructure, project, effectiveness.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ НАКОПЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА

UDC 332.122 (450.2/4)

Elena Frolova,

master of Management and Engineering, senior IT-consultant,

Reply-consulting company e-mail: e.frolova AT reply.it Milan, Italy








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ