Аннотация:
Взаимодействие одного агента с другими носит, как правило, конкурентный характер, что является одним из важнейших признаков рынка. Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.
Необходима разработка модельных представлений, позволяющих анализировать и описывать широкий спектр промежуточных состояний экономических систем, которые на сегодняшний день плохо укладываются в жесткие рамки существующих классификаций.
УДК 338.2
Яковлева Татьяна Игоревна,
магистр,
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» г.Екатеринбург, Россия
Лапшина Светлана Николаевна,
кандидат технических наук, доцент,
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: s.n.lapshina AT urfu.ru г.Екатеринбург, Россия
Ключевые слова: Моделирование, конкурентная стратегия, поведение экономического агента.
Анализ поведения агентов на рынке находится в фокусе исследований экономической теории. В настоящее время существует значительное количество методик оценки конкурентной среды и позиционирования в ней организации. Наиболее часто используются такие методы как SWOT- анализа, бенчмаркинг и другие.
Целью работы является формирование теоретических основ моделирования стратегий конкурентного поведения экономических агентов. Для решения этой задачи проводится краткий обзор известных по данному направлению исследований, излагаются результаты их системотехнических обобщений, формулируются теоретические основы анализа, которые иллюстрируются практическими примерами.
Революционная теория экономического развития Й.Шумпетера [1] обозначила явление, имеющее место в каждой реальной экономической системе, которое не может быть описано в рамках известных теорий конкуренции (несовершенная, совершенная, монополистическая) и моделей рынка (дуополи- стический, монополистический и др.). Одним из аспектов этого явления является сосуществование агентов с различными конкурентными стратегиями поведения на одном и том же рынке в одних и тех же экономических условиях. Шумпетер обозначил их как «новаторы» и «консерваторы». Их конкуренция за лимитирующие ресурсы признается движущей силой экономической эволюции. Одного факта сосуществования «новаторов» и «консерваторов» достаточно для постановки вопроса о дальнейшем развитии исследований конкурентного поведения агентов на рынке. Очевидно, что такое развитие должно базироваться на эволюционном подходе в экономической теории. Один из важных шагов в этом направлении был сделан В.И.Маевским [2] при разработке вопроса эволюции макрогенераций, в рамках которого он совместил классическую и кейнсианскую экономические теории.
Системотехническое обобщение КСП
Таблица 4
Классификации базовых типов конкурентных стратегий поведения [3]
№ | Авторы классификаций стратегий конку | рентного поведения |
Портер | Юданов- Раменский | Фризе- винкель | Попков- Грайм | Шумпе тер |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | «Снятие сливок» | Эксплерен- ты | Ласточки | Рудералы | Новаторы |
2 | «Лидерство по себестоимости» / «Снижение издержек» | Виоленты | Львы, слоны, бегемоты | Конкуренты | Консер ваторы |
3 | «Игра на нишах» / дифференциация | Патиенты | Лисы | Стресс- толеранты | |
Фокусирование | Коммутан ты | Мыши |
Эти стратегии были выявлены вследствие обобщения результатов эмпирических наблюдений за развитием рынков. Таким образом, оказывается, что выбор менеджером типа стратегии поведения агента не является произвольным, он должен точно соответствовать внешним условиям.
Конкуренция между новаторами и консерваторами (технологиями и продуктами, находящихся на различных этапах жизненного цикла) является неотъемлемым атрибутом эволюционного развития экономики [1,2,3]. Вторичные (промежуточные) КСП наблюдаются при переходе рынка от одного этапа своего развития (ЖЦ) к другому.
Существует три базовых типа КСП, которые могут в различных пропорциях проявляться в поведении агентов на рынке, причем это соотношение меняется в зависимости от изменения внешних условий, которые определяются этапом ЖЦ рынка. Соотношение трех базовых типов стратегий может быть графически изображено в трехкоординатном пространстве.
Исследование эволюции системы в фазовом пространстве позволяет выявить области ее устойчивости (аттракторы) и определить тип поведения; точки, в которых дальнейшее развитие системы предсказать невозможно; рассчитать параметры воздействия для перевода системы из одного устойчивого состояния в другое (от одного аттрактора к другому) и др.
Самое простое фазовое пространство строится на плоскости в координатах “F(t) - F’(t)”, где F’(t) - производная функции F(t) по времени [3].
В таком виде он повторяет траекторию трех основных типов стратегий поведения: конкурентов - C (виолентов), рудералов - R (эксплерен- тов) и стресс-толерантов - S (патиентов).
Таким образом, построение классификационной диаграммы конкурентных стратегий поведения [4] является одним из методов оценки конкурентной среды и позиционирования в ней организации. Всех изучаемых агентов можно расположить в равностороннем треугольнике, в вершинах которого лимитирующие поведение агентов факторы достигают своих максимальных значений. Таким образом, агенты с первичными стратегиями располагаются в углах (R, S, или С), а агенты со смешанным поведением (R-S, S-C и др.) располагаются в соответствующих участках. Диаграмма, облегчает позиционирование и дальнейший выбор стратегии конкурентного поведения агента на рынке (рис. 1).
Рисунок 1 - Классификационная диаграмма конкурентных стратегий поведения агентов, количественно характеризующая соотношения конкуренции, стресса и нарушения, отвечающих стратегиям различных типов
Из трех параметров только два - стресс и нарушения являются независимыми, поэтому можно использовать математическую основу построения трехкомпонентных фазовых диаграмм, хорошо известных в естественных науках. По осям диаграммы откладываются два основных ограничивающих фактора. Все изучаемые агенты расположены в равностороннем треугольнике, в вершинах которого конкуренция, стресс и нарушение достигают своих максимальных значений. Таким образом, агенты с первичными стратегиями располагаются в углах (R, S, или C), а поле треугольника разбивается на четыре вторичных типа, между которыми в свою очередь также возможны переходы.
Г лавным фактором, определяющим траекторию КСП на диаграмме в ходе естественного развития рынка, является количество его ресурсов (емкость рынка). На рис.2 представлены траектории смены доминирующих стратегий инновационных предприятий.
Рисунок 2 - Статичные диаграммы уральских «газелей»
Газелями чаще всего становятся предприятия, нашедшие свой сегмент (рыночные инновации), на который не могут или не хотят выходить крупные предприятия, либо инновационные предприятия, успешно использующие новые прогрессивные технологии. Расчеты по модели позволяют проверить гипотезы о влиянии тех или иных условий на параметры кривых, аналитически описывающих ЖЦ развития рынка и отдельных агентов.
Список использованных источников
- Шумпетер Й. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла коньюнктуры. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
- Маевский В.И.. Введение в эволюционную экономику. М.: "Япония сегодня", 1997, 105 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: "Ростинтэр", 1996, 704 с.
- С.Н.Лапшина, Д.Б.Берг, А.В.Гроховский. Теоретические основы анализа стратегий конкурентного поведения агентов на рынке // Журнал экономической теории №3 2007. С. 5-23.
Tatyana Yakovleva,
graduate student,
department of modeling of control systems,
Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin Ekaterinburg, Russia
Svetlana Lapshina,
candidate of technical Sciences, Associate Professor, department of modeling of control systems,
Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: s.n.lapshina AT urfu.ru Ekaterinburg, Russia
BASIC MODELING STRATEGIES OF COMPETITIVE BEHAVIOR OF ECONOMIC AGENTS
Abstract:
The interaction of one agent with other carries, as a rule, the competitive nature that is one of the most important features of the market. Through competition occurs not only the distribution of factors of production, but also income in accordance with the contribution and efficiency of activity of economic entities. Efficient use of resources allows manufacturers to obtain higher profits, while inefficient use of resources they incur losses and may be forced out of the market.
It is necessary to develop model concepts that allow to analyze and describe a wide range of intermediate States of the economic systems, which to date is poorly fit into the rigid framework of the existing classifications.
Key words:
Modeling, competitive strategy, the behavior of the economic agent.
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ
конкурентный стратегия поведение, поведение агент рынок, конкурентный поведение агент, стратегия конкурентный поведение, урфа президент россия, президент россия ельцин, максимальный значение образ, тип стратегия поведение, образ агент первичный, значение образ агент,
конкурентный поведение агент рынок, фгаоу впый урфа президент, впый урфа президент россия, расположить равносторонний треугольник вершина, агент расположить равносторонний треугольник, control systems ural federal, классификационный диаграмма конкурентный стратегия, урфа президент россия ельцин, первичный стратегия располагаться угол, максимальный значение образ агент,
Количество показов: 1795