На предприятиях возникает проблема повышения конкурентоспособности. Важно предлагать продукцию, которая востребована. Успешной работе мешают нерешенные вопросы инновационной деятельности. В этом процессе задействованы многочисленные службы предприятия. Существуют задачи координации, ответственности и оценки инновационной деятельности подразделений.
Система планирования также не может быть эффективной без обеспечения планов инновационной деятельности и без проверки выполнения планов (без отчетной информации). Имеют место случаи несогласованности, нет системы материальной заинтересованности в инновационной деятельности, нет показателей оценки такой работы. В целях устранения данных недостатков в статье предлагается поход, основанный на построении балансовой модели.
УДК 37.032.5
Низов Александр Николаевич,
кандидат экономических наук, доцент,
Институт развития образования,
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: a.n.nizov AT urfu.ru г.Екатеринбург, Россия
При построении модели любого процесса необходима функциональная декомпозиция явлений, позволяющая максимально близко подойти к тем его элементам, которые формируют конкретные формы его развития. Конкретные формы инновационной деятельности определяются на стадии планирования. Поэтому, помимо выделения характерных элементов процесса, при его моделировании важно установить порядок их расположения, соответствующий логике планирования. Такой подход является развитием методологий SADT, IDEF [1] и особенно методологии реижини- ринга BPR [2].
Логика планирования инновационной деятельности в сжатом виде основывается на следующем. Собственно планированию должна предшествовать подготовка к составлению плана; вначале определяются: 1) цели
планирования исходя из возможностей выполнения тех или иных инновационных работ отдельными службами предприятия; 2) круг участников процесса планирования и выполнения плана использования инноваций, их задачи и функции. Это важно также и для организации внедрения намеченных мероприятий [3]. После такой подготовки начинается собственно процесс планирования. При этом предприятие руководствуется контрольными цифрами, задачами стратегического плана. Ориентируясь на них, предприятие разрабатывает свой набор научно-технических и других инновационных мероприятий. После определения мероприятий производится расчет дополнительного привлечения или экономии единовременных и текущих затрат, так как только он позволит судить о потребностях в ресурсах и предполагать результаты внедрения мероприятий. Затем производится оценка мероприятий с точки зрения их пользы для предприятия. После этого предприятие должно уделять внимание (причем значительно большее, чем сейчас) планированию материального поощрения за участие в инновационном процессе (создание, освоение и внедрение новой техники и т.п.). И, наконец, в планировании необходимо учитывать хозяйственные связи с другими организациями: государственными органами (гранты, льготы и т.д.), разработчиками, потребителями нового или улучшенного продукта, кредитной системой и др.
Руководствуясь выделенными элементами плановых работ, логикой их выполнения, можно построить схему матричной модели управления и стимулирования инновационной деятельности на предприятии. Целью разработки модели является не создание новой методологии управления бизнес-процессами, а совершенствование отдельных ее элементов, в особенности, улучшение управления инновационной деятельностью в рамках существующей специфики хозяйствования. Источниками информации могут служить базы данных программных продуктов, используемых на предприятиях в настоящее время (например, 1С: Предприятие 8, особенно последних версий, где расширены возможности решения управленческих и задач). Отметим это как достоинство предлагаемой модели.
Основные правила построения и свойства данной модели.
Она состоит из равного количества горизонтальных строк и вертикальных столбцов, имеющих обобщающее название «блок». Блоки сгруппированы в две части. Первая часть - «управляющая» - нужна для эффективной организации управления процессом развития науки и техники на предприятии, в частности процессами планирования состава мероприятий, их финансирования, прогнозирования и анализа эффективности, организации исполнения и материального поощрения исполнителей. Вторая часть - «материально-финансовая». В ней показываются процессы формирования и распределения материальных и финансовых ресурсов [4].
Схема матричной модели изображена на рис. ниже.
Для стоимостных блоков по горизонтали показывается, за счет каких источников происходит поступление, формирование средств, по вертикали - на какие цели они используются, распределяются. Соответственно в итоговом блоке-столбце №9 - показывается сумма всех поступивших, сформированных средств, в блоке-строке №9 - сумма использованных, распределенных средств. Пересечения блоков дают графо-клетки, которые для удобства их описания имеют номера: первая цифра - номер образовавшегося ее блока-строки, вторая - номер блока-столбца. Любой блок может иметь сложный состав, в этом случае каждая графо-клетка превращается в самостоятельную матрицу со своими строками и столбцами (в том числе и итоговыми), имеющими такие же свойства и правила построения, как и матрица модели в целом. Если номера строк обозначить i, а их количество - изменяющимися от i до m (сокращенно i = 1, m), номера столбцов - j, их количество - j =1. п , то каждую матрицу (будь то в рамках графо-клетки или модели в целом) можно обозначить как (а,,),,, ,, , где aij - сумма использования j-го средства на j-e цели.
Исходя из методологии двойной характеристики стоимостных показателей, а также из целевой установки на сбалансированность экономия предприятия, т.е. на то, что вся сумма поступивших средств должна быть использована, для стоимостных матриц должны выполняться следующие условия.
Если имеется в виду, что вся сумма денег сформировалась за счет j-x средств и распределение на i-e цели, то
n m
XatJ= £aij (2.1)
j=i 1=1
то есть сумма по i-строке должна быть равна сумме по j-му столбцу.
В более сложном случае, когда сумма сформировалась за счет j-x средств, которые сами являются итоговой величиной £ а^ , и распределена на i-e цели, каждая из которых также является итоговой величиной (теперь это Sa^), то
m n пт
X ( X aij) = X (X a ij ) ( 2.2)
1=1 j=i j=i 1=1
то есть сумма итоговых величин i-x строк должна быть равна сумме итоговых величин j-x столбцов.
Управляющая часть
Ма1ериально-финансоная часть
11од разделен ия исполнителей
'Задачи стратегического плана
Мероприятия
плана
использова
ния
инноваций
'Затраты и
дополнитель пая прибыль
Результанты
плана
использова
ния
инноваций
Матсриаль
ное
поощрение
Отношения
со
сторонними
организаци
ями
1 Iepacnpe- делено
а
и
V
Ш
Блок № 1
Блок № 2
Блок № 3
Блок № 4
Блок № 5
Блок № 6
Блок №7
№8
№9
А
о
€
0*
В
2
3
3
с;
ФунКЦИИ
исполнителей
Блок
№1
Задания стратеги чсског о плана
Ii.loK
№2
Мероприятия
плана
использования
инноваций
Клок
№3
ый
3
$
3
3
р
о
х
=
3
•S-
0
X
Л
X
т
aj
2
'Затраты и
дополнительная
прибыль
Ixl ОК
№4
Результанты
плана
использования
инноваций
Блок
№5
Материальное
поощрение
БЛОК
№6
Отношения со сторонними opiaH нациями
БЛОК
№7
Нераспределено
№ 8
Всего
Х°9
Схема матричной модели управления и стимулирования НТП на предприятии (укрупненный вариант)
Невыполнение этих условий - сигнал для анализа причин, приведших к несбалансированности.
То есть графо-клетки, которые составлены не из стоимостных показателей, представлены в виде простых матриц связи, где налицо или отсутствие связи между отдельными показателями будут обозначаться цифрами в виде «1» и «0». В такую матрицу связи может быт превращена и любая стоимостная матрица.
Блоки матричной модели характеризуются следующим образом. Блок №1 показывает состав подразделений, занимающихся планированием и осуществлением инновационного процесса на предприятии, а также те работы; которые в связи с этим они должны провести. Поэтому по строке он называется «Функция исполнителей», по столбцу - «Подразделения исполнителей».
В блоке №2 находят отражение контрольные цифры и задачи стратегического плана, в блоке №3 - наименования мероприятий. Названия блоков соответствуют их содержанию: «Задачи стратегического плана» и «Мероприятия плана использования инноваций».
Следующие блоки относятся к материально-финансовой части модели. В блоке №4 показываются различные виды затрат, необходимых для осуществления научно-технических мероприятий на предприятии. Эти затраты подразделяются на единовременные и текущие. Изменение текущих затрат в результате осуществления мероприятий выражается либо в виде изменения прибыли (когда мероприятие связано не с изменением себестоимости, а с изменением качества, приводящее к росту цены продукции предприятия). В этом смысле прибыль от внедрения мероприятий наряду с себестоимостью является элементом перечня текущих результатов, поэтому показатель «дополнительная прибыль» в блоке №4 находится в группе текущих затрат и обуславливает название этого блока - «Затраты и дополнительная прибыль». Причем в соответствии с правилами по строкам показывается образование, формирование затрат и дополнительной прибыли, по столбцам - их использование, распределение. Средствами, которые используются на покрытие единовременных затрат, являются специальные источники финансирования, поэтому по столбцам блока, помимо других показателей, показываются виды источников финансирования единовременных затрат.
В блоке №5 («Результаты плана использования инноваций») находят отражение основные показатели, рассчитываемые на основе данных предыдущих блоков.
Вопросы материального поощрения за активное участие в инновационном процессе, рассматриваются в блоке №6, расположенном в схеме под названием «материальной поощрение».
Блок №7 называется «Отношения со сторонними организациями» и отражает, как требуют этого отмеченные виды плановых работ, такой аспект, как отношения предприятия с другими субъектами по поводу инновационных процессов.
Следующие два блока необходимы для определения окончательного размера отмеченных в модели показателей. В том случае, если средства должны поступить, но пока не поступили, они отражаются напротив соответствующего показателя в блоке - столбце №8 «Не распределено»; если средства должны быть распределены, но этого в рассматриваемый период не делается, то они отражаются напротив соответствующего показателя в блоке-строке №8.
Общие итоговые суммы показываются в блоке №9 «Всего». Соответствующие стоимостные значения по строкам и столбцам этого блока должны совпадать.
Такой вид матричной модели предполагает использование ряда экономико-математических методов. Так, описанный состав модели показывает, что с ее помощью может быть предусмотрен комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения плановых работ, то есть используется метод управления по целям. Правила построения модели таковы, что в ней отображается поступление средств и их использование, то есть применяется метод двойной записи (балансовый метод). Модель также ориентирована и на применение методов математического моделирования.
Предлагаемая матричная модель может быть использована как на этапе планирования, так и на этапе выполнения плана развития науки и техники. В результате она позволяет увязать все интересующие хозяйственного руководителя вопросы: какие мероприятия необходимо осуществлять для обеспечения комплексного плана инновационной деятельности, какие ресурсы для этого нужны и сколько, какие результаты получит предприятие и какое поощрение - его работники [5].
Непосредственное использование матричной модели с целью стимулирования НТП связано с дальнейшим развитием общей ее схемы применительно к особенностям конкретного предприятия. Оно заключается в определении для каждого из ее блоков состава показателей, который наглядно бы характеризовал назначение этих блоков. При определении круга этих показателей возникает ряд практических вопросов.
Во-первых, определить эти показатели важно таким образом, чтобы они максимально соответствовали показателям, представленным существующей системой планирования и отчетности.
Во-вторых, для обеспечения единства подхода различных производственных подразделений и идентификации показателей, необходима их четкая, единая классификация с присвоением каждому из них определенного цифра.
В-третьих, ввиду того, что для построения модели и анализа отражаемой в ней информации выполняется ряд расчетных действий, необходимо решить задачу формализованного их описания.
Решение этих вопросов является основой для построения подробной схемы матричной модели управления и стимулирования НТП. Разработка методики заполнения, расчета, анализа и использования такой модели позволит применить ее в реальных условиях действующих предприятий.
Список использованных источников
Дэвид А. Марка и Клемент МакГоуэн. SADT-методология структурного анализа и проектирования. -М.: Метатехнология, 1993.
Репин В., Бизнес процессы- моделирование, внедрение, управление. Манн, Иванов и Фербер, 2012.
Низов А.Н. Диагностика и самоаттестация специалистов в целях повышения уровня профессиональной мобильности. В сборнике: Социально-профессиональная мобильность в XXI веке сборник материалов и докладов Международной конференции. Под редакцией Г. М. Романцева, В. А. Копнова. Екатеринбург, 2014. С. 295-299.
Низов А.Н. Операционная деятельность по реализации продукции. Научное мнение. 2013. № 1. С. 167-171.
Низов А.Н., Самарская Н.А. Улучшение бизнес-процессов, сопутствующих реализации продукции. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. № 8 (28). С. 144-147
Alexander Nizov,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,
Institute of a development of education,
Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: a.n.nizov AT urfu.ru Ekaterinburg, Russia
CREATION OF MATRIX MODEL OF MANAGEMENT AND STIMULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY
Abstract:
At the enterprises there is a competitiveness increase problem. It is important to offer production which is demanded. Stir successful work unresolved questions of innovative activity. Numerous services of the enterprise are involved in this process. There are problems of coordination, responsibility and an assessment of innovative activity of divisions.
The system of planning also can't be effective without providing plans of innovative activity and without check of implementation of plans (without reporting information). Inconsistency cases take place, there is no system of a material interest in innovative activity, there are no indicators of an assessment of such work. For elimination of these shortcomings of article the campaign based on creation of balance model is offered.
план использование инновация, блок блок блок, схема матричный модель, задача стратегический план, затрата дополнительный прибыль, матричный модель управление, модель управление стимулирование, управление стимулирование нтп, цифра задача стратегический, контрольный цифра задача, блок блок блок блок, схема матричный модель управление, матричный модель управление стимулирование, задача стратегический план мероприятие, модель управление стимулирование нтп, контрольный цифра задача стратегический, мероприятие план использование инновация, стратегический план мероприятие план, цифра задача стратегический план, отражаться напротив соответствующий показатель,