Особую важность приобретает формирование научно-технической и управленческой элиты.
Возможны два варианта:
Формирование элиты на основании привилегированной выборки.
Формирование элиты из всего социума.
Сравнивая качества элит двух вариантов, можно получить количественную оценку для преимуществ лучшего варианта над худшим.
УДК 37.04.53
Калинин Валерий Викторович,
доцент кафедры анализа систем и принятия решений, доктор физико-математических наук,
Высшая школа экономики и менеджмента,
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: Kalinin_Valeryi AT mail.ru г.Екатеринбург, Россия
Лапп Елена Валентиновна,
студент,
Высшая школа экономики и менеджмента,
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, аудитор АО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» e-mail: elena.lapp AT mail.ru г.Екатеринбург, Россия
Ключевые слова: Элиты, способности, нормальное распределение, доходы, образование.
Введение
Рост масштабов и сложности технических проектов на протяжении последних 100 лет с одной стороны, существенно облегчил условия жизни населения развитых и развивающихся стран, с другой - создал реальные угрозы для его существования. Соблюдение баланса между сложностью проектов (технологий) и допустимым риском техногенных катастроф может быть достигнуто только при высоком уровне профессионализма работников, при этом руководители (managers) таких проектов должны быть реальной производственно-управленческой элитой.
Существуют две основные (базовые, general) стратегии подготовки элиты:
Создание специальных (элитных) учебных заведений, куда осуществляется отбор талантливой молодежи на ранних стадиях обучения (в 1214 лет, а иногда и в 6 лет), тогда как обучение основной массы молодежи остается без изменений. При этом вопрос о том, среди кого и как производить отбор, решается по-разному. В данной работе рассмотрен вариант, когда подготовка элиты проводится среди молодежи только привилегированных слоев общества.
Повышение общего уровня образования молодежи с последующим выделением из ее состава элиты естественным образом в ходе профессиональной деятельности. В этом варианте предполагается, что существует однородная система образования, в которой все молодые люди имеют возможность развить свои интеллектуальные способности независимо от уровня доходов своих родителей и лиц, из заменяющих.
В работе [1] описываются эти две стратегии следующим образом: «Две системы: два типа школьной практики. "Два коридора" школы в буржуазном обществе - не скрытая от глаз реальность, а очевидность. Авторы (на которых ссылаются в работе [1]) пишут: "Различия бросаются в глаза. Деление на две сети отражено на каждом шагу, оно видно даже в расположении и убранстве помещений, не говоря уж о распорядке жизни в учреждении".»
Целью настоящей работы является количественная проверка этих двух гипотез и аргументированный выбор наилучшей из них.
Модель структуры социума
Рассмотрим следующие характеристики социума:
Доходы людей,
Способности людей (s),
Образованность людей.
Ранжируем всех людей в социуме по возрастанию доходов и разобьем полученную статистическую совокупность на 10 групп. В первый дециль входят самые бедные, последний дециль составляют самые богатые. В таблице 1 представлены названия децилей в соответствие с идеей Осгуда [2].
Таблица 1
Названия децилей
№ де- циля
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
О
О
ю
и
и
(U
v
и
ю
й
о
V
о
о
к
о
о
и
а
и
о
о
й
Л
и
Средний класс
с
с
а
и
р
С
е
!
и
о
ю
й
е
V
о
е
к
Богатые
е
!
г
о
ю
е
й
С
В свою очередь, для способностей людей полагаем, что справедливо нормальное распределение в каждом дециле с одинаковыми значениями математического ожидания и дисперсии. Тогда при разбиении статистической совокупности в каждом дециле на 8 интервалов по способностям и при выборе ширины интервала равном среднему квадратическому отклонению получим возможность определить долю людей с определенным уровнем способностей.
Интервалы разбиения по способностям, ранговые оценки способностей людей и их вербальная характеристика представлены в таблице 2.
Таблица 2
Интервалы разбиения по способностям
№ интервала
1
2
3
4
5
6
7
8
Границы интервалов
0
*
'i
8
-
0
*
2
1
О
*
т
-
D
*
1
О
*
2
-
Ю
О
*
-
0
*
+
'о
ГЛ
0
*
2
+
О
*
+
0
*
+
О
*
2
+
8
+
О
*
+
Ранговая оценка
i
2
3
4
5
6
7
8
способностей
Вербальная
-
ь
ь
е
ны
б
о
с
о
п
С
-
характеристика
U
ып
н
ее ® Й
Й °
В о
О 3
-
б
о
о
§ и
к §
на ю
8
§ *
ё Й
Не очен способные
о
п
с
е
!§ § е
б
О 8
Г
Известно, что в интервал (-3*а; +3*с) при нормальном распределении попадает 99,73% от всех элементов системы (людей) [3].
В интервал (-2*о: +2*о) попадает 95,44% от всех элементов системы, в интервал (-1*а; +1*а) попадает 68,26% от всех элементов системы.
Сведем в полученные оценки в обозримую таблицу 3.
Грани
цы
интер
валов
\
Номер
дециля
о
*
со
8
е
*
(N
О
*
со
о
*
о
*
(N
о
сд
О
*
о
*
+
'о
сд
0
*
(N
+
*
+
0
*
го
+
*
(N
+
8
+
о
*
го
+
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ранго
вая
оценка
спо
собно
стей
1
2
3
4
5
6
7
8
Вер
баль
ная
харак
тери
стика
3
С
о
я
о
2 3 я я
Л Ю я о о
tr
О
w
я
Ю О сJ О Я о
К
я 3 я
я ю
2 °
tr О
о о
о
к °
О
Я
о
-Q 3 Я Я
2 ю f о о о
К
w
я
Ю О сJ О Я О
VD
О
о
о
я g w 3
J Я Я
sr
О
я
я
я
и
[-Н
Номе
ра
интер
валов
1
2
3
4
5
6
7
8
1
0,14%
2,15%
13,59%
34,13%
34,13%
13,59%
2,15%
0,14%
Самые
бедные
2
0,14%
2,15%
13,59%
34,13%
34,13%
13,59%
2,15%
0,14%
Бедные
3
0,14%
2,15%
13,59%
34,13%
34,13%
13,59%
2,15%
0,14%
Не очень бедные
4
0,14%
2,15%
13,59%
34,13%
34,13%
13,59%
2,15%
0,14%
Средний
класс
5
0,14%
2,15%
13,59%
34,13%
34,13%
13,59%
2,15%
0,14%
Средний
класс
Таблица 3
Окончание табл. 3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
6
0,14%
2,15%
13,59%
34,13%
34,13%
13,59%
2,15%
0,14%
Средний
класс
7
0,14%
2,15%
13,59%
34,13%
34,13%
13,59%
2,15%
0,14%
Средний
класс
8
0,14%
2,15%
13,59%
34,13%
34,13%
13,59%
2,15%
0,14%
Не
очень
богатые
9
0,14%
2,15%
13,59%
34,13%
34,13%
13,59%
2,15%
0,14%
Богатые
10
0,14%
2,15%
13,59%
34,13%
34,13%
13,59%
2,15%
0,14%
Самые
богатые
Формирование элиты
Предположим, что для формирования элиты необходимо 20% от социума [4]. Рассмотрим два варианта формирования элиты.
Для варианта 1 выбираем представителей двух самых богатых деци- лей, которых определяем в специальные (элитные) учебные заведения. Результаты представлены в таблице 4.
Вариант 1.
Ранго
вая
оценка
спо
собно-
стей
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0,14%
2,15%
13,59%
34,13%
34,13%
13,59%
2,15%
0,14%
Богатые
10
0,14%
2,15%
13,59%
34,13%
34,13%
13,59%
2,15%
0,14%
Самые
богатые
Таблица 4
Вариант 2.
Для варианта 2 выбираем представителей самых «способных» интервалов. Эти представители определяются из всего социума, кроме самых маргинальных децилей. Выбор происходит на базе повышения общего уровня образования всей молодежи в ходе профессиональной деятельности. Выбор для второго варианта приведен в таблице 5.
Таблица 5
Представители самых «способных» интервалов
Очень способные
Гении
Ранговая оценка способностей
7
8
Номер дециля
+2*с; +3*с
+3*с;
+ со
1
2,15%
0,14%
Самые бедные
2
2,15%
0,14%
Бедные
3
2,15%
0,14%
Не очень бедные
4
2,15%
0,14%
Средний класс
5
2,15%
0,14%
Средний класс
6
2,15%
0,14%
Средний класс
7
2,15%
0,14%
Средний класс
8
2,15%
0,14%
Не очень богатые
9
2,15%
0,14%
Богатые
10
2,15%
0,14%
Самые богатые
Доля членов социума группах 7 и 8 в децилях со 2-го по 10-й составляет 20,61% от социума. Самые бедные в элиту не приглашаются.
Основные результаты
Используя полученные таблицы, сделаем оценку ментальных качеств двух вариантов элит с точки зрения способностей.
Вариант 1.
В таблице 4 приведены ранговые оценки способностей каждой группы социума и доли представителей для каждого ранга в двух последних децилях.
Средняя оценка способностей элиты равна средней оценке способностей социума и равна 4,5.
(1)
где Г; - ранговая оценка способностей,
U; - доля социума в группе с соответствующей ранговой оценкой.
Во втором варианте формирования элиты средняя оценка способностей элиты, рассчитанная по формуле (1) равна
scp = 7*93,89% + 8*6,11% = 7,06.
Очевидно, что сформированная по второму варианту элита будет обладать большими возможностями в отыскании решений проблем, возникающих в социуме, независимо от социально-политической окраски этих проблем.
Заключение и выводы.
Сравнивая качества элит двух вариантов, можно получить количественную оценку для преимуществ лучшего варианта над худшим. Для этого результат (3) сравним с результатом (2).
С чем это можно сравнить?
Для сравнения рассмотрим школу и школьную пятибалльную систему оценок.
Отличник лучше троечника в 5 / 3 = 1,67 раза.
Элита в первом варианте соотносится с элитой по второму варианту как троечник с отличником в образовательном учреждении.
Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М: «Высшая школа», 2003.
Закон Парето или принцип 20:80. http://www.elitarium.ru/ zakon- pareto-princip-80-20/ .
Valery Kalinin,
systems analysis and decision-making assistant professor,
Doctor of Physical and Mathematical Sciences,
Higher School of Economics and Management,
Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: Kalinin_Valeryi AT mail.ru Ekaterinburg, Russia
Elena Lapp, student,
Higher School of Economics and Management,
Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin, auditor, "PricewaterhouseCoopers Audit" e-mail: elena.lapp AT mail.ru Ekaterinburg, Russia
THE ELITE FORMATION ALTERNATIVE MODELS COMPARISON
Abstract:
The formation of scientific, technical and managerial elite become increasingly of great importance.
There are two ways:
Formation of a privileged elite on the basis of sampling.
The elite formation from the whole society.
Comparing the quality of the two ways, it is possible to quantify the benefits of a better option over the worst.
Key words:
Elite, ability, normal distribution, income, and education.
ранговый оценка способность, вариант формирование элита, попадать элемент система, способность вербальный характеристика, оценка способность вербальный, интервал разбиение способность, статистический совокупность дециль, система интервал попадать, интервал попадать элемент, спый собный стеть, фгаоу впый урфа президент, менеджмент фгаоу впый урфа, впый урфа президент россия, урфа президент россия ельцин, повышение общий уровень образование, экономика менеджмент фгаоу впый, школа экономика менеджмент фгаоу, класс класс богатый богатый, попадать элемент система интервал, класс богатый богатый богатый,