СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


It-Академия: инструмент подготовки школьников к профессиональной трудовой деятельности


Аннотация:

Анализ рынка труда показывает, что среди специалистов в сфере ИТ одними из самых перспективных являются программисты 1С. Однако, большинство выпускников не подготовлены к реальной работе в компании. Поэтому в данной работе предложена методика обучения школьников курсу по работе с программным продуктом «1С:Предприятие 8» посредством дистанционного обучения.

УДК 377.6

Журавлев Артем Павлович,

магистрант,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: zhuravlev.ekb AT yandex.ru г.Екатеринбург, Россия

Назарова Юлия Юрьевна,

студент,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» г.Екатеринбург, Россия

Нарушко Никита Сергеевич,

магистрант,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» г.Екатеринбург, Россия

Комоцкий Евгений Игоревич,

заместитель директора по инновационной работе,

департамент Бизнес-информатики и математического моделирования,

Высшая школа экономики и менеджмента,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» г.Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: Образование, информационные технологии, программист 1С, курсы для школьников, дистанционные образовательные технологии.

Введение

Обучение в области информационных технологий, на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в науке и образовании

, так как эта отрасль активно развивается, а специалистов не хватает

. ИТ-специальности есть во многих учебных заведениях (колледжах и вузах), но не всегда выпускники соответствуют требованиям работодателей [3].

В феврале 2014 г. Минобрнауки утвердило контрольные цифры приема на 2015-2016 учебный год по ИТ-специальностям. В целом они увеличились на 34%. Этот шаг является одной из мер, принятых в рамках проекта «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года». [4]

Решением данной задачи занимается Минкомсвязи совместно с другими ведомствами. По их оценкам, для форсированного развития отрасли ИТ до 2018 г. система образования и повышения квалификации должна подготовить не менее 350 тысяч ИТ-специалистов. Прогнозируемое же количество обученных ИТ-специалистов до 2018 г. составляет до 150 тысяч.

Ежегодно российские вузы выпускают до 25 тысяч ИТ-специалистов, однако только 15-20% выпускников по инженерным специальностям пригодны к немедленному трудоустройству в сфере ИТ, приводят данные в Минкомсвязи. В ведомстве отмечают, что существующая система образования выпускает в среднем не тех специалистов, которые могут непосредственно приступить к работе в ИТ-компаниях. Компании серьезно вкладываются в дообучение сотрудников, но главное - время, которое на это уходит.[5] Свой вклад внесет и «демографическая яма». В результате, помимо увеличения приема на ИТ-специальности Минкомсвязи также планирует развивать государственно-частное партнерство, сотрудничать с ИТ-компаниями, участвующими в переподготовке кадров, использовать потенциал среднего специального образования, а также оказывать адресную поддержку наиболее способным школьникам и студентам в сфере ИТ. [6]

Поэтому департаментом бизнес-информатики и математического моделирования Уральского федерального университета была поставлена задача подготовки квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, в рамках обучения по направлениям «прикладная информатика в экономике» и «бизнес-информатика».

Одним из важных шагов на пути её решения является прием на 1 курс мотивированных абитуриентов. К сожалению, подавляющее большинство выпускников школ не имеет практических навыков, позволяющих им осознанно выбрать будущую специальность и в дальнейшем успешно реализовать себя на рынке труда. Поэтому в качестве основного инструмента профориентации школьников были выбраны учебные курсы по наиболее востребованным направлениям в сфере информационных технологий, по окончании которых школьник получает рабочую специальность. Данное решение является фактически возвратом к существовавшей в СССР системе учебно-производственных комбинатов для школьников [7].

Другим важным вопросом является обеспечение доступности этих курсов всем желающим школьникам, вне зависимости от их территориальной принадлежности. Очевидно, что для этого необходимо использование дистанционных образовательных технологий [8], однако оптимальные варианты такого использования требуют отдельной разработки.

Целью настоящей работы является обоснование выбора тематики учебных курсов по информационным технологиям для школьников и организационно-техническая разработка учебного процесса.

Анализ рынка труда

Для выбора тематики учебных курсов необходимо проанализировать ситуацию на рынке труда и распространенность различных информационных систем. Рассмотрим рейтинг ИТ-специальностей на российском рынке по данным Superjob.ru за сентябрь 2015 года[9] (Таблица 1). Оказалось, что программисты 1С почти в 6 раз более востребованы, чем программисты PHP (2 место в рейтинге).

Согласно статистике, программисты 1С с минимальным опытом работы в России могут рассчитывать на денежное вознаграждение в размере не менее 40-50 тыс. в месяц, а по мере накопления опыта их заработные платы достигают в среднем 83 тыс. в месяц. Причем эта цифра остается приблизительно равна для разных отраслей труда, использующих данный программный продукт. Достаточно велика разница между заработными платами программистов 1С в Москве и Петербурге (таблица 2). Однако в целом тенденция такова, что специалист с достаточным багажом знаний и опытом может рассчитывать на достойную компенсацию в любом городе и отрасли.

По результатам анализа десятков вакансий различных информационных ресурсов с предложениями о работе, был сделан вывод, что программисты 1С являются не только одними из самых востребованных, но и самых оплачиваемых специалистов в области информационных технологий.

Вакансия
2011
2015
Программист/разработчик «1С»
42.5% (1 место)
52,8% (1 место)
Программист/разработчик PHP
9,3%
(3 место)
9%
(2 место)
Программист/разработчик Java
10,3% (2 место)
6,5%
(3 место)
Программист/разработчик C#
0,7%
(8 место)
6,4%
(4 место)
Программист/разработчик Oracle
2,5%
(6 место)
2,5%
(5 место)
Программист/разработчик SQL
2,6 (5 место)
2,1%
(6 место)
Программист/разработчик Python
-
2%
(7 место)
Программист/разработчик C/C++
3,2%
(4 место)
1,6% (8/9 место)
Программист/разработчик JavaScript
-
1,6% (8/9 место)
Программист/разработчик Delphi
2,5%
(7 место)
1,3% (10 место)
Программист/разработчик Perl
0,6%
(9 место)
0,1% вышел из десятки

Таблица 1

Безусловно, такая ситуация объясняется тем, что компания 1С на сегодняшний день является крупнейшим отечественным производителем систем автоматизации предприятий (ERP). Их программный продукт «1С:Предприятие 8» является самым широко распространенным комплексным программным решением, охватывающим основные контуры управления и учета на производственном предприятии.

Таблица 2

Заработная плата программистов 1С в различных сферах деятельности

ИТ Телеком (тыс.руб)
Производ
ство
(тыс.руб)
Строитель
ство
Недвижи
мость
(тыс.руб)
Услуги В2В (тыс.руб)
Без
опыта
Мск
44000
66000
50000
60000
50000
60000
39000-55000
Спб
35000
50000
40000
48000
40000
48000
31000-44000
Опыт от 0,5 года
Мск
60000
77000
60000
72000
60000
77000
55000-77000
Спб
50000
61000
49000
57000
49000
62000
44000-62000
Опыт от
двух лет
Мск
77000
110000
72000
110000
77000
99000
77000
110000
Спб
61000
79000
57000
88000
62000
79000
62000-88000
Более трех лет
Мск
110000
154000
110000
154000
99000
110000
110000
143000
Спб
79000
115000
88000
121000
79000
88000
88000
115000
Средний
Мск
83000
83000
83000
83000
Спб
66000
66000
66000
66000

Решение позволяет организовать комплексную информационную систему, соответствующую корпоративным, российским и международным стандартам и обеспечивающую финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Уже только по числу реализованных проектов, информация по которым представлена публично, мы видим, что ERP- платформа «1С:Предприятие 8» занимает лидирующее место в России - более 2750 проектов (рисунок 1).

Поэтому для проведения занятий со школьниками были выбраны курсы компании 1С по программному продукту «1С:Предприятие 8». Компания предоставляет необходимые учебные материалы заключившему с ней Соглашение учебному центру, при успешном окончании курсов выдается соответствующий сертификат 1С.

Распределение базовых систем по количеству проектов, включая партнерские решения (кол-во;доля)

Последняя правка: 18

Рисунок 1. Распределение базовых систем по количеству проектов

Организация учебного процесса

Таким образом, нами была разработанная образовательная программа, предоставляющая курсы по работе с программным продуктом «1С Предприятие» для школьников. Эти курсы проводятся на базе Сетевой инженерно-технической школы, созданной в августе 2013 года с поддержкой высшей инженерной школы и департамента бизнес-информатики и математического моделирования высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета. Главной задачей сетевой инженерно-технической школы является повышения общего среднего уровня подготовки по инженерно-техническим специальностям, таким как математика, информатика и физика.

Особенностью школы является то, что помимо аудиторных занятий, основной упор делается на дистанционное обучение: записываются видеоуроки, которые распространяются между пользователями, на серверах доступно домашнее задание, предназначенное для регулярного выполнения, а так же создаются онлайн-конференции для того, чтобы каждый слушатель мог задать свой вопрос преподавателю (рисунок 2). В результате, теория доступна пользователям в любое удобное для них время, что позволяет сочетать подготовку по данному курсу с основным обучением школьника. Домашнее задание же выполняется слушателем на сервере, и будет проверено самим преподавателем. Так же с помощью онлайн-сервисов создаются «рабочие группы» - онлайн группы и диалоги, где происходит обсуждение: каждый слушатель может задать интересующий его вопрос, а также послушать и поучаствовать в обсуждении вопроса, заданного другим - это тоже полезная практика.

IT-академия. Система дистанционного обучения

Рисунок 2. IT-академия. Система дистанционного обучения

Структура курса по «1С Предприятие» приведена на рисунке 3, она содержит три основные части. Рассмотрим каждую из них.

Первое занятие «Знакомство». Вводное занятие, которое необходимо, чтобы познакомиться со слушателями и объяснить им примерный план дальнейших действий. Знакомство можно проводить по скайпу или по переписке. Обязательно нужно проанализировать цели, с которыми слушатель обратился к данному курсу, чтобы собрать информацию о том, что можно было бы оценить какие изменения необходимо ввести в данный курс, а также чтобы на последнем занятии оценить все ли ожидания слушателя были оправданы. Далее слушатель должен посмотреть введение и получить своё первое домашнее задание. Чем больше слушатель будет делать самостоятельно домашние задания, тем лучше будет усваивать новый материал.

Основная часть «Обучение». В начале каждого занятия слушатель должен пройти онлайн-тестирование на проверку усвоения материала предыдущего занятия. Тест должен содержать также минимум один вопрос, который отсылает слушателя на 1-2 занятия назад, чтобы не терялась суть курса. Далее необходимо объяснить слушателю как правильно нужно было сделать домашнее задание. Это должно быть эталонное решение задания, чтобы оно стало примером для обучающегося. Далее следует подробное изложение нового материала с разбором конкретных примеров сразу после изложения теории. Чтобы слушатель мог повторять за преподавателем его действия. Домашние задания должны содержать упражнения на проверку нового материала, а также небольшой процент упражнений «на будущее», чтобы ученик смог самостоятельно подумать как на основе уже полученных знаний он мог бы решить это задание.

Знакомство

Первое занятие "Знакомство"

Домашнее задание'

2865120330708000Основная часть занятий "Обучение"

2776220416052000Последнее занятие "Заключение"

Рисунок 3. Структура курса по 1С

Последнее занятие «Заключение». К концу курса слушатели должны самостоятельно разработать собственные проекты, а преподаватель должен их оценить и дать необходимые комментарии, а также сделать общий вывод по курсу: что было изучено, что достигнуто и куда и как можно развиваться в будущем. Затем необходимо провести

анкетирование по анализу целей, достигнутых к концу курса. Преподаватель должен сравнить ожидания слушателя от курса и его результаты. Такая обратная связь поможет проводить дальнейшую модернизацию курсов. В заключении необходимо вручить слушателям сертификаты (лично или по почте). (Рисунок 3)

Так как основная часть обучения осуществляется дистанционно, в сетевой инженерно-технической школе создана информационная система, позволяющая преподавателю и школьникам взаимодействовать с помощью удаленного доступа и онлайн-сервисов. На рисунке 4 изображена диаграмма развертывания, которая моделирует физическое развёртывание артефактов на узлах. Workstation - это персональные компьютеры слушателя курсов, либо преподавателя. Workstation имеет встроенные средства удаленного доступа к информации через интернет: RDP ( Remote Desktop Protocol - протокол для подключения к удалённому рабочему столу) и веб-браузер (позволяет получать информацию по протоколу http/https). Доступ с WorkStation на онлайн-сервисы для консультаций осуществляется через веб-браузер, а на сервер обучения и сервер преподавателя через RDP. На сервере преподавателя хранятся и обрабатываются учебные материалы (видео-лекции, тесты, презентации), затем эти материалы передаются на сервер для обучения, чтобы каждый слушатель под своей учетной записью имел доступ ко всем необходимым материалам. На учебном сервере также хранятся учебные базы данных - это, как правило, результаты выполнения практических домашних работ, доступ к которым есть у преподавателя в любое удобное время.

Заключение

Таким образом, с помощью фирмы «1С» и департамента бизнес- информатики и математического моделирования высшей школы экономики и менеджмента Уральского Федерального университета, была разработана технология дистанционной подготовки квалифицированных специалистов - программистов 1С. Основными слушателями учебных курсов по нашей технологии являются учащиеся девятых, десятых и одиннадцатых классов образовательных учреждений среднего звена. Такие курсы выходят далеко за рамки школьной программы и могут рассматриваться как инновационный комплекс подготовки специалистов нового поколения молодёжи, готовых к разработке программных продуктов и удовлетворяющих требованиям работодателей.

iSeiver

Оипамм-сераисы дли консультации

Вконт актеру
Skype

Рисунок 4. Диаграмма развертывания

Список использованных источников

  • Указ Президента Российской Федерации от 07.07.2011 г. № 899 [http://www.kremlin.ru/acts/bank/33514]
  • Статья «IT-специалистов просто не хватает» [http://www.jobfair.ru/articles/311/]
  • Журнал HRMagazine, Статья «Чего работодатель ждет от выпускников IT-специальностей» [http://www.hrm.ua/article/
  • chego_rabotodatel_zhdet_ot_vipusknikov_ITspecialnostej]
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 2036-р г. Москва [http://www.rg.ru/2013/11/08/texnologii-site-dok.html]
  • Статья «Рынок труда в России (ИТ и телеком)» [http://www.tadviser.ru/шdex.php/Статья:Рынок_труда_в_России_(ИТ_и_ телеком)]
  • Берг Д.Б., Бажутин В.П. Учебно'-производственный кластер в г. Шадринске // Зауральский научный вестник. № 2 (4). 2013. С.89-92.
  • Постановление Совета Министров СССР от 23.08.1974 N662 [http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr4484.htm]
  • Порядок использования дистанционных образовательных технологий [http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_05/prm137-1.htm]
  • Журнал «Зарплатометр. Ежемесячный обзор заработных плат», выпуск №9(81) сентябрь [http://www.zarplatomer.ru/?id=84]

Artem Zhuravlev,

master,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: zhuravlev.ekb AT yandex.ru Ekaterinburg, Russia

Yulia Nazarova,

student,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin Ekaterinburg, Russia

Nikita Narushko,

master,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin Ekaterinburg, Russia

Evgene Komotskii,

Deputy Director at the innovative,

department of Business Informatics and Mathematical Modelling,

Graduate School of Economics and Management,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin Ekaterinburg, Russia

IT-ACADEMY: INSTRUMENT OF PREPARATION FOR PROFESSIONAL WORK FOR SCHOOL CHILDREN

Abstract:

Labour market analysis shows that one of the most promising jobs among the professionals in the IT sector is the programmers of 1C. However, most of the graduates are not prepared for real work in the company. Therefore, in this work we propose the training course through distance learning for school children about how to work with the software product "1С:Предприятие 8".

Key words:

Education, Information Technology, Software 1C, courses for students, distance education technologies.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ