СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Эколого-Экономическая оценка рекреационного потенциала территорий земель лесного фонда уральского федерального округа


Аннотация:

Вовлечение земель лесного фонда в экономическую сферу на сегодняшний день требует особого внимания к эколого-экономическим вопросам всей совокупности общественно полезных функций лесов, что так необходимо на пути к устойчивому развитию лесного комплекса региона - это сбалансированное социально-экономическое, экологическое развитие в целом. Обычно производится оценка только лесных ресурсов и некоторых экологических функций леса, а средоформирующий (природный), рекреационный потенциал земель лесного фонда оценивается через заданные коэффициенты.

УДК 630.672

Мазина Ирина Геннадьевна,

аспирант кафедры землеустройство и кадастры,

Уральский государственный лесотехнический университет e-mail: mazinairina AT list.ru г. Екатеринбург, Россия

Мезенина Ольга Борисовна,

доктор экономических наук, доцент, зав. кафедры Землеустройство и кадастры,

Уральский государственный лесотехнический университет г. Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: Земли лесного фонда, эколого-экономическая оценка, устойчивое управление лесами, общественно полезные функции лесов, рекреационный потенциал.

Ресурсы земель лесного фонда являются важным элементом природно-ресурсного потенциала страны и регионов, их роль в жизни общества разнообразна и велика, которая все больше возрастает с развитием экономики.

Так, экономика лесного комплекса имеет важное значение для экономического развития половины субъектов Российской Федерации, из которых для анализа взяты субъекты Уральского федерального округа, площадь земель лесного комплекса в которых занимает до 80% от всей их территории. В связи с этим задачей государства является разработка теории и практики методов использования государственно-частного партнерства в среде освоения лесов, которое должно быть основано на методах «государственного регулирования, обеспечивающих благоприятные условия для развития предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности» землепользования лесного сектора экономики с одной стороны, а с другой - для формирования благоприятной социально-экологической среды в землепользовании лесного комплекса.

Анализ большого числа публикаций, связанных с оценкой природных объектов и явлений, позволяет сделать вывод, что в работах по экологоэкономической оценке лесного фонда вопросы определения значимости всего многообразия их общественно полезных функций в пространственно-временной динамике лесов, как правило, рассматриваются лишь косвенно. Обычно производится оценка только лесных ресурсов и некоторых экологических функций леса, а средоформирующий (природный) потенциал лесных земель оценивается через заданные коэффициенты.

Все природные блага характеризуются натуральными показателями и их экономическими эквивалентами. Ресурсный потенциал лесов в большей степени определяется запасами древесины. Перечень основных натуральных показателей средоформирующих функций лесов приведён в таблице 1.

Таблица 1

Натуральные показатели средоформирующих функций лесов, используемые для их оценки [1]

Средоформирующие функции лесов
Натуральные показатели функций (качественные и количественные)
1
2
Поддержание состава атмосферного воздуха
Средние периодические приросты древесины. Коэффициенты соизмерения прироста фитомассы отдельных компонентов лесонасаждений. Способность поглощать СО 2 и выделять О2. Коэффициенты, корректирующие эту способность. Объёмный вес древесины.

Окончание табл. 1

1
2
Водоохранно
водорегулирующая
Показатели атмосферных осадков. Средние многолетние показатели речного стока. Высота древостоев. Коэффициенты, корректирующие рельеф и заболоченность водосбора, породу деревьев, возраст лесонасаждения, его полноту и бонитет.
Климаторегулирующая
Скорость ветра, температура и влажность воздуха и почвы, испарение влаги с поверхности почвы, количество заморозков, накопление снега, атмосферное давление.
Почвообразующая
Средний запас и товарная ценность древесины различной биопродуктивности. Коэффициенты снижения среднего запаса и товарной ценности древесины при эрозии почв. Энергоёмкость почвенной флоры и фауны.

Схема построения экономической оценки лесов соответствует разделению их на эксплуатационные и защитные, на виды особо защитных участков леса и леса защитных территорий.

Рассматривая леса как экологические системы, состоящие из различных компонентов (лесная растительность, лесные почвы, лесная фауна, сток воды в лесу), связанных между собой и с обществом обменом веществ и потоками энергии, считаем, что при экономической оценке эксплуатационных лесов необходимо учитывать не только их ресурсный потенциал, но и часть средоформирующих функций, присущих всей территории лесов, а именно: поддержание состава атмосферного воздуха, водоохранно-водорегулирующую, климаторегулирующую и почвообразующую функции. Тогда экономическая оценка участков лесных земель в эксплуатационных лесах будет равна сумме оценок этих видов лесных благ (лесных ресурсов, средоформирующих функций).

В защитных лесах стоимость лесных земель определяется правовым статусом лесов защитных категорий (видов) и статусом особо защитных участков леса. Степень выраженности средоформирующих функций этих участков леса зависит от конкретных экологических условий на данных территориях (таблица. 2). Так, стоимость лесов в запретных полосах по берегам рек, озёр, водохранилищ и других водных объектов дополнительно к стоимости эксплуатационных лесов включает стоимость ещё почвозащитной и водоочистительной функций.

Таблица 2

Перечень лесных благ (указаны знаками +), учитываемых при экономической оценке лесов различных категорий защитности [1]

Категории защитности лесов
Лесные
блага
эксплуа-
тацион-
ных
лесов
Средозащитные функции
почво-
защит
ная
водо-
очис
титель
ная
воздухо-
очисти
тельная
снегошумо
защитная
Лесохозяйственная часть лесов зелёных зон
+
+
Лесопарковая часть лесов зелёных зон
+
+
Запретные полосы по берегам рек, озёр, водохранилищ и других водных объектов
+
+
+
Запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб
+
+
+
Противоэрозион- ные леса
+
+
+
Защитные полосы лесов вдоль железных и автомобильных дорог
+
+
+
+

В таблице 3 приведены результаты расчётов стоимости участков эксплуатационных лесов на Среднем Урале (Постановление Правительства Свердловской области от 04.11.1999 г. № 1265-пп).

Таблица 3

Шкала стоимости 1 га лесных земель в эксплуатационных лесах Свердловской области, тыс. руб./га (Екатеринбургский лесокадастровый район; стоимости пересчитаны с уровня 1999 г. на уровень 2010 г.) [1]

!*■
Стоимость
Средоформирующих
функций
Порода
Группа типов леса
Стоимость лесны: ресурсов
а
вы
ар
те
В ^
с -с
е о S S
* Й аа
И *
s £
R £ оо
В «
водоохраннщ-
водорегулирующая
климаторегули
рующая
почвообразующая
Стои
мость
участка
леса,
тыс.р./га
разнотравная
25,5
57,0
45,0
21,
27,9
177
ягодниковая
24,0
54,0
42,0
21,6
27,0
168
Сосна
брусничная мшисто -
21,0
49,5
37,5
16,5
22,5
147
хвощовая сфагновая и
14,1
35,1
26,4
10,5
12,9
99
травяно
болотная
9,3
19,2
16,2
6,6
8,4
60
разнотравная
травяно
15,6
47,7
35,7
18,0
24,8
141
Ель
зеленомош- ная крупно-
14,6
45,0
33,0
15,9
21,9
132
травно-
приручейная
14,1
37,5
28,8
13,8
16,8
111
мшисто
хвощовая
10,8
27,6
22,2
9,9
13,5
84
разнотравная
9,9
40,8
32,1
17,0
20,1
120
Берёза
ягодниковая
мшисто-
6,9
38,1
29,1
13,8
17,1
105
хвощовая сфагновая и
4,8
21,9
18,6
8,1
9,6
63
травяно
болотная
3,3
14,4
11,7
5,4
7,2
42

Лесной фонд субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа составляет 112,2 млн. га. При этом средняя лесистость территории округа составляет 38,6% (таблица 4). Из данных таблицы видно, что в Свердловской области и Ханты-Мансийском АО леса занимают более 50% территории (соответственно 68,6% и 54,0%) [3].

Таблица 4

Динамика состава лесов субъектов УрФО по целевому назначению [2]

Субъекты
УрФО
Эксплуатационные
Защитные
2008
2011
2008
2011
тыс.га
%
тыс.га
%
тыс.га
%
тыс.га
%
1
2
3
4
5
6
7
8
9
ЯмалоНенецкий АО
13141,9
22.35
19266,1
21.65
13016
56.08
12389,3
52.7
ХМАО
22378,2
38.06
46575,3
52.35
2612,1
11.26
2775,1
11.8
Челябинская
обл.
797,4
1.36
590,9
0.66
2276,7
9.81
2043,8
8.71
Свердловская
обл.
11864,4
20.18
11724,03
13.18
3352
14.44
3816,9
16.2
Тюменская
обл.
10260,7
17.45
10290.8
11.57
831,2
3.58
1140,1
4.85
Курганская
обл.
352,0
0.6
527,4
0.59
1120,1
4.83
1317,9
5.61
Итого
58794,6
100
88974.53
100
23208.1
100
23483.1
100

Как известно, площадь защитных лесов зависит от природоохранных объектов и территорий, а также от численности городского населения (пригородные зоны, рекреационные территории и др.) Сравнение данных таблиц 4 и 5 показывает динамику площади защитных лесов и численности городского населения субъектов УрФО [3].

Структура органов государственного управления лесным фондом УрФО включает как отраслевые органы государственной власти (Тюменская, Челябинская и Свердловская области), так и межотраслевые органы государственной власти в сфере природопользования (Курганская область, Ханты-Мансийский А.О.). На межмуниципальном уровне управление лесным фондом осуществляют лесничества.

Таблица 5

Численность населения УрФО по субъектам за период 2002-2012 гг.

Субъекты
УрФО
число жителей, тыс. человек
2002
2008
2010
2012
все
го
го
род.
все
го
го
род.
все
го
го
род.
все
го
го
род
1
2
3
4
5
6
7
8
9
ЯмалоНенецкий АО
497.1
410.6
499
413
508
416.6
540,7
457
ХМАО
1443,1
1313
1478,2
1344,5
1469,0
1330
1536,9
1415
Челябинская
обл.
3603,3
2947,7
3511,0
2857,7
3508,4
2851,8
3480,1
2857,1
Свердловская
обл.
4409,7
3880
4395,6
3868.1
4297,7
3781.9
4298
3 676
Тюменская
обл.
1320
790
1337,7
839,2
1 340
840
1372,5
875
Курганская
обл.
1020
597
952,7
560,4
909.1
504.7
896,2
541,1

Общая лесопокрытая площадь в Свердловской области на 4 октября 2011 года составляла 12733,7 тыс. га, площадь земель лесного фонда - 15247,2 тыс. га, в т.ч. площадь защитных лесов составила 3363,5 тыс. га, эксплуатационных лесов - 11883,7 тыс. га, резервных лесов нет [4].

Основную площадь лесов рекреационного значения составляют зеленые зоны городов и других населенных пунктов. Всего в области насчитывается 140,58 тыс. га городских лесов и 1359,1 га зеленых зон как барьера от загрязнений среды обитания человека.

Санитарно-оздоровительный потенциал лесов связан с его способностью служить барьером для загрязнений среды обитания человека. На сегодняшний день в Свердловской области организованы природнолечебные ресурсы, лечебно - оздоровительные местности и курорты. Всего в области насчитывается 5 пансионатов, 2 дома отдыха, 8 водолечебниц и 5 санаториев.

Наличие лесных массивов на территории Свердловской области обуславливает значительный рекреационный потенциал территории региона, муниципальных образований и лесничеств.

Рекреационными лесами называются лесные территории, используемые для отдыха и туризма, удовлетворения эстетических и познавательных потребностей [5].

К лесам рекреационного значения относятся зеленые зоны городов и других населенных пунктов, площадь которых в Свердловской области составляет 1359,1 тыс.га, в т.ч. 140,6 тыс.га городских лесов.

Лесничества Свердловской области значительно различаются по природно-экономическим показателям между собой. При проведении кластеризации лесничеств с целью дальнейшего определения оптимального удельного веса зеленых зон и лесопарков. На рисунке 1 представлен результат кластеризации лесничеств Свердловской области по всем показателям, который не обеспечивает четкого объединения лесничеств в кластеры.

Далее была выполнена кластеризация лесничеств по 5 отобранным наиболее значимым показателям системы землепользования и лесопользования: плотность дорог, предельно допустимая рекреационная нагрузка, площадь земель с лесопатологическим мониторингом, % земель с рекреационной деятельностью, удельный вес под защитными лесами, удельный вес под лесопарками и зелеными зонами (рисунок 2).

Деление лесничеств на кластеры:

  1. кластер - Алапаевское, Байкаловское, Талицкое, Синячихинское;
  2. кластер - Верхотурское, Нижне-Сергинское, Гаринское, Ивдель- ское, Ирбитское, Сотринское, Тавдинское, Туринское, Таборинское, Но- во-Лялинское, Серовское, Режевское, Егоршинское, Камышловское, Ту- гулымское;
  3. кластер - Карпинское, Красноуфимское, Кушвинское, Шалинское;
  4. кластер - Невьянское, Сухоложское, Сысертское, Березовское, Би- лимбаевское;
  5. кластер - Свердловское, Нижне-Тагильское, Верх-Исетское.
  6. Были определены 5 кластеров лесничеств, среди которых один значительно отличается от других, объединивший Свердловское, НижнеТагильское и Верхне-Исетское лесничества. Но в целом все кластеры достаточно четко выделяются.

Для каждого из пяти кластеров были определены средние величины показателей, характеризующих землепользования и лесопользование лесничеств (таблица 6).

Рис. 1. Кластеризация лесничеств Свердловской области по всем исследуемым показателям

г-"“Аяа пае ее кое 1 кластер .J Байкаловское Талицкое и-6йИЯчшинСкое -•'■"Верх отурское фокне-Сергинское Гаринское И вдельское Ирбитское Сотринское Тавдинское Туринское Таборинское НовоЛялинское Серовское Режевское Егоршинское ч Кам ы шло вс кое Vi уя ымс кое “Карпинское „Жраенйуфимское ~ Кушвинское — Шали не кое -——Невьянское Г Сухоложское

кластер —Сысертское

Березовское Маишмбаевское г—Gee рдловское

кластер —— Йижне-Ташльское

L_Bep* -Исетское

1270000000

Из данных таблицы 6 видно, что удельные показатели зеленых зон и лесопарков, а также защитных лесов минимальны в первом и втором кластерах и возрастают в пятом кластере до 64% (защитные леса) и 53% (зеленые зоны и лесопарки). Лесничества, расположенные на территории

городских муниципальных образований, имеют высокий усредненный удельный вес зеленых зон и лесопарков (составляет в среднем 50%) и удельный вес защитных лесов (более 55%).

Площадь лесничества, тыс. га
Плотость дорог, км/тыс. га
?
в.
з
о
в(
т
с
сно
нль
е
т
я
е
д
й
S
д
о
и
ц
а
е
ерк
е
р
е
и
н
е
л
в
т
с
е
у
с
О
Средня ПДРН, чел./га
%
н
и
р
о
оит
н
о
м
Д
кс
е
иг
гло
о
опт
о
с
е
Общийфонд лесовосстановления, %
%
Й
А
в
о
с
х
ы
Д
Ё
за
с
е
в
й
ы
н
ньл
е
%
вок
кра
п
о
с
сел
и
н
о
з
К
ы
н
нел
е
з
с
е
в
й
ы
ь
л
е
i*
£
и
н
нел
в
о
ат
с
с
о
в
£
Д
н
е
в
т
с
е
т
с
е
е
и
в
твй
е
д
о
С
Осущетвление рекреационной деятельности и охоты. %
Площдь рекреац. зоны вдоль дорог, га
Площдь рекреац. зоны вблизи населенных пунктов, га
Среднй класс пожарной опасности
1 кластер
363,93
7,85
93,05
1,8
3,61
1,61
11,76
3,62
0,15
40,54
4130
15021
3,4
2 кластер
641,10
4,83
96,34
1,4
2,63
1,51
16,43
5,08
0,11
2,64
5802
17583
3,0
3 кластер
575,51
13,13
98,73
1,8
3,11
1,66
31,61
10,60
0,26
28,92
7534
40418
3,1
4 кластер
224,10
8,14
99,25
1,5
6,88
0,99
56,11
47,36
0,08
16,90
4431
104109
2,8
5 кластер
250,95
8,97
100,26
1,5
13,54
1,10
64,31
52,94
0,06
78,50
2966
80609
2,5

Таблица 6

Анализ влияния природно-экономических факторов земле- и лесопользования лесничеств области на удельный вес зеленых зон и лесопарков был проведен с использованием нейростевого анализа, полученные результаты показали, что наибольшее влияние оказывают факторы -

удельный вес защитных лесов и удельный вес земель, на которых осуществляется лесопатологический мониторинг (рисунок 3).

Осуществление рекреационной деятельности..

Содействие естественному восстановлению, %

Удельный вес защитных лесов ФАКТ, %

Общий фонд лесовосстановления, %

Лесопатологический мониторинг, %

Средняя ПДРН, чел./га % Осуществление рекреационной .

Плотность дорог, км/тыс. га

0,000 0,200 0,400 0,600 0,800 1,000 1,200

Рис. 3. Гистограмма комплексно-факторного влияния на удельный вес зеленых зон и лесопарков

Далее были определены прогнозные удельные веса зеленых зон и лесопарков по каждому лесничеству Свердловской области на основе прогноза нейросети. В 18 лесничествах фактические удельные веса зеленых зон и лесопарков необходимо (от 0,5% до 7,8%) увеличивать до величин, рассчитанных по нейросети.

Таким образом, в 18 лесничествах стоило бы провести изыскания и проектные работы по землеустроительному и лесоустроительному обеспечению увеличения площадей лесопарков и зеленых зон.

Размер территории, разнородность строения поверхности и климатических условий, а также влияние хозяйственной деятельности являются причиной большого разнообразия лесных ландшафтов Свердловской области. При лесорастительном районировании Свердловской области выделяются три лесорастительные области: Уральская горная, Восточно - Европейская равнинная и Западно-Сибирская равнинная, в свою очередь подразделенных на восемь лесорастительных провинций и шесть подзон. Сетка этих границ, проведенных с учетом современных материалов по физико-географическому (ландшафтно - географическому) районированию Урала и Западной Сибири, расчленяет Свердловскую область на 21 лесорастительный округ. При этом границы лесорастительных округов

часто не совпадают с административными и хозяйственными границами, подчиняясь закономерностям природного расчленения территории. Поэтому лесорастительное районирование при устройстве лесов дает только общую ориентацию в особенностях природных условий устраиваемой территории, ее зонально-географическом положении.

Само по себе лесорастительное районирование не определяет содержания плана развития лесного комплекса и условий его применения, поскольку не учитывает современных производственно-экономических показателей использования лесных ресурсов и административнохозяйственного деления территории.

Для лесного комплекса региона могут быть предложены факторы развития лесного комплекса, учитывающие особенности лесорастительных условий его территории и имеющие целью рациональное использование лесных ресурсов при современном уровне (техническом и экономическом) ведении хозяйства (таблица 7) (работа частично с Арбузовой Т.В.) [6].

На основе учета этих факторов можно выделить территориальные кластеры при зонировании лесов по видам и интенсивности планируемого освоения, а также с учетом сведений о местах фактического расположения лесопромышленных предприятий, данных об участках освоения лесов, тяготеющих к этим центрам и др.

При этом важен учет целевого назначения лесов, их экологической ценности, видов использования лесов, являющихся приоритетными на планируемый период, а также таких документов как «Генеральная схема использования земельных ресурсов» и «Схема территориального планирования Свердловской области».

Согласно нормативной документации по подготовке лесного плана минимальная единица зонирования лесов - лесной квартал (участок), поставленный на государственный кадастровый учет.

Исходя из исключительно важного экологического, экономического и социального значения лесов области, основными задачами лесной отрасли в Свердловской области в сфере землепользования на настоящий период являются [7]:

повышение природоохранных свойств лесов, усиление их экологических функций;

5.Повышение уровня заработной платы в лесной отрасли
4.Развитая
транспортная
инфраструктура
3.Повышение земельного налога
2.Повышение размера оплаты за пользование лесными ресурсами
1 .Высокий уровень освоения расчетной лесосеки
Факторы
1
+
1
1
+
Повышение конкур-сти сущ-их предпр.
Экономические
+
+
+
+
+
Стимулирование создания новых предпр.
+
+
+
+
+
Повышение эффективности исп. ресурсов
+
+
+
+
+
Повышение доходов бюджета
+
+
+
+
+
Сохранение и создание раб.мест в ЛЕС
gi п р
1
+
+
+
+
+
Улучшение условий труда
+
+
+
+
+
Улучшение экологической безопасности
Экологические
+
+
+
+
+
Лесоустройство и землеустройство
+
+
+
+
+
Воспроизводство леса
+
+
+
+
+
Охрана (контроль, надзор) леса
+
+
+
+
+
Развитие инфраструктуры
Произ
водствен
ные
+
+
+
+
+
Совершенствование размещения пунктов сдачи вторичной продукции
+
+
+
+
+
Совершенствование орг. структуры ЛИК
Орга-
низа-
цион-
ные
+
+
+
+
+
Интеграция ЛЕС области в мировую экономику

Таблица 7

Факторы, стимулирующие развитие лесного комплекса Свердловской

области

рациональное использование лесных земель, выращивание высокопроизводительных насаждений с преобладанием целевых лесообразующих пород;

обеспечение благоприятных условий рекреационного лесопользования без нанесения ущерба лесной среде;

формирование, охрана и содержание особо охраняемых природных объектов и территорий, их охранных и санитарно-защитных зон, активизация деятельности по использованию лесного фонда для ведения охотничьего хозяйства, осуществления научноисследовательских, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятий;

развитие государственного, муниципального и ведомственного контроля (надзора) за состоянием земельного и лесного фондов.

Список использованных источников

  1. Лебедев Ю.В. Оценка лесных экосистем в экономике природопользования. Екатеринбург: УрО РАН.- 2011. -574с.
  2. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2011 году [Текст]. - М., 2012.
  3. О Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 6 октября 2011 г. N 1757- р.
  4. Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 20032010 годы: распоряжение правительства Р ос. Федерации от 18 янв. 2003 г №69-р. - М.: ВНИИЛМ. - 22 с.
  5. Михайлова, А.Д.Эколого-экономическая характеристика городских ландшафтов с целью установления их пространственных и функциональных связей [Электронный ресурс]:дисс. канд. экон. наук: 08.00.05 / Михайлова А.Д. - М.: РГБ, 2005 (Из фондов Российской Государственной библиотеки).
  6. Арбузова, Т.В. Экономическое управление лесопользованием (на примере Лесной отрасли Пермского Края), дисс. на соискание уч.степени к.э.н., Ижевск, 2008.-157 с.
  7. Лесной план Свердловской области на 2009-2018 годы утвержден Указом Губернатора Свердловской области от 29.12.2008 г. № 1370-УГ.

Irina Mazina,

postgraduate student,

department of land management and cadastere,

Ural state forest engineering University e-mail: mazinairina AT list.ru Ekaterinburg, Russia

Olga Mezenina,

doctor of Economics Scienes, professor,

head the department of land management and cadastre,

Ural state forest engineering University Ekaterinburg, Russia

ECOLOGICAL-ECONOMIC ASSESSMENT OF RECREATIONAL POTENTIAL OF TERRITORIES OF FOREST FUND LANDS OF THE URAL FEDERAL REGION

Abstract:

Involvement of forest land in the economic sphere today requires special attention to environmental-economic issues of the totality of public benefit functions of forests, which is so necessary on the road to sustainable development of the forest complex of the region is to ensure a balanced socio-economic, environmental development in General. Usually evaluated only forest resources and some ecological functions of forests, and crediamigo (natural) recreational potential of forest land is estimated through the given coefficients.

Key words:

The lands of the forest Fund, ecological-economic valuation, sustainable management of forests and socially beneficial functions of forests, recreational potential.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ