СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Образование как важнейший фактор повышения человеческого капитала и перехода к «зеленой» экономике


Аннотация:

В статье сделана попытка оценить роль образования как социального института для перехода к «зеленой» экономике. Даны определения устойчивому развитию и зеленой экономике. Приведены идеи по созданию новой конкурентоспособной магистерской программы, готовящая кадры для «зеленой» экономики.

УДК 330.15

Каминов Айткали Айбасович,

магистрант,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» e-mail: win32.10 AT mail.ru г. Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: «Зеленая» экономика, устойчивое развитие (sustainable development), образование, рациональное природопользование

Среди проблем, с которыми столкнулось человечество на данном этапе развития, в особую группу выделились вопросы рационального природопользования и охраны окружающей среды, то, что сейчас современный человек привык слышать под определением «экологические проблемы». Специфичность этой группы определяется характером их решения: некоторые экологические проблемы трансформировались по своим размерам в экологические бедствия/катастрофы планетарного масштаба, для решения которых необходим комплексный подход и консолидация усилий всех заинтересованных сторон.

Причины практически всех экологических бедствий объясняются как следствие неразумного и расточительного отношения человека к природным ресурсам. Другими словами, человек на фоне потребительского отношения к ресурсам природы как к факторам производства длительное время оставлял без должного внимания интересы самой природы. В итоге это привело к истощению ряда природных ископаемых и нарушения устойчивости экосистем в производственных зонах.

Понимая невозможность развития событий по прежнему сценарию и необходимость выработки решений по сложившейся ситуации в 1987 г. Международная комиссия по окружающей среде и развитию опубликовала доклад, в котором впервые были изложены идеи устойчивого развития (анг.

sustainable development). Устойчивое развитие подразумевает под собой такое развитие, при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» (формулировка Комиссии Брундтланд, которая чаще всего используется в качестве базовой в литературе и документах). Основную мысль концепции можно представить в виде достижения гармонии между экономикой, обществом и экологией (рис. 1). Одной из причин сложности достижения подобного состояния состоит в том, что потребности человека по своей природе безграничны и постоянно растут в условиях ограниченности ресурсов, с помощью которых достигается это удовлетворение. Однако ситуация не такая безвыходная, как кажется.

Рис. 1. Модель устойчивого развития

Одним из вариантов достижения назначенного баланса «человек- экология-общество» изложено в идее создания принципиально нового подхода к ведению хозяйственной деятельности человека так называемой «зеленой» экономики (анг. green economy).

Унифицированного понятия и определения «зеленой» экономике в научной среде пока не существует. Однако наиболее часто и приоритетно в научной литературе приводиться определение из программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которое гласит, что «зеленая экономика» - это экономика, «которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и её обеднение» [1].

Стоит отметить, что концепция «зеленой» экономики не заменяет собой концепцию устойчивого развития, а лишь существенно её дополняет и развивает: по убеждениям большинства ученых, достижение устойчивости почти полностью зависит от создания рациональной экономики.

В эффективном использовании инструментом и механизмов «зеленой» экономики на практике ключевую роль играет образование. Образование как социальный институт является важнейшим из основных условий перехода к «зеленой» экономике, так как оно способствует поддержке и распространение инноваций как технологических, так экономических и социокультурных. Именно способность общества генерировать новые идеи и подходы к решению проблем и наличие возможности для демонстрации эффективности этих инноваций и их широкого внедрения становится залогом конкурентоспособности национальных экономик.

Так же образование в интересах зеленой экономики может играть роль поставщика на рынок труда новых кадров или переквалификации части прежних. В ходе развития «зеленых» отраслей на рынке труда повышается спрос на специалистов новых профессий - так называемых «зеленых воротничков».

В настоящий момент уже чувствуется кадровое голодание на специалистов в «зеленых» отраслях экономики, например, нехватка кадров отмечается в секторе производства биотоплива в Бразилии, в возобновляемой энергетике и производстве экологических товаров и технологий в Германии, США и Бангладеш, в строительном секторе в Австралии, Китае, Европе и ЮАР [2].

Кроме специфических квалификаций и компетенций, связанных с занятостью в секторе экологических товаров и услуг, не менее важна задача «озеленения» всего трудового капитала во всех секторах и на всех уровнях.

В целом по содержанию, подходам и методам образование для «зеленой» экономики - это в первую очередь образование для перемен, поскольку переход к устойчивому развитию и «зеленой» экономике требует отказа от устаревших форм хозяйствования, изменения правил не только формальных (государственная политика, законодательство), но и неформальных (бизнес-этика, социальные нормы и ценности). В новых условиях от образования требуется эффективность в подготовке творческих инициативных личностей, способных решать сложные проблемы инновационными и гибкими способами. А для этого, в первую очередь, требуется переход от репродуктивного к креативному подходу в организации образовательной системы и образовательного процесса, а также в содержании и методах преподавания [3].

Свой подход в подготовке кадров для «зеленой экономики» мы видим в принципиально новой в условиях российского образования конкурентоспособной магистерской программе. Целью создания программы выступает комплексная эколого-экономическая подготовка высококвалифицированных кадров для руководства решением проблем обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования.

Ввиду своей инновационности и междисциплинарности данный учебный курс мог бы читаться для магистрантов, изучающих энергосбережение, экологический менеджмент, экологическую и экономическую безопасность.

Предлагаемый учебный курс позволил бы подготовить магистров по профильной специальности, имеющих широкое научно-техническое и гуманитарное мировоззрение, нацеленных на рациональное использование природных ресурсов и готовых работать в условиях «зеленой» экономики, которая неминуема и для Российской Федерации.

Список использованных источников

  • Навстречу зеленой экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности - Обобщающий доклад для представителей властных структур. ЮНЭП, 2011. http://unep.oig/greeneconomy/Portals/88/documents/ger/GER_ synthesis_ru.pdf
  • Future skill needs for the green economy. Research paper. Luxenburg: European Centre for Development of Vocational Training (Cedefop), 2009. http ://www. cedefop. europa. eu/EN/File s/5501_en.pdf
  • Гански Л. Mesh-модель. Почему будущее бизнеса - в платформах совместного пользования? / Пер. с англ. яз. - М.: Альпина Паблишер, 2011.

Kaminov Aitkali,

undergraduate student,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: win32.10 AT mail.ru Ekaterinburg, Russia

EDUCATION AS AN IMPORTANT FACTOR OF IMPROVING HUMAN CAPITAL AND THE TRANSITION TO A GREEN ECONOMY

Abstract:

In the paper the attempt to evaluate the role of education as a social institution for transition to the "green" economy is made. Definitions of sustainable development and "green" economy are given. The ideas on development a new competitive master's program for forming staff for "green" economy are introduced.

Key words:

"Green" economy, sustainable development, education, rational nature management.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ