СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Разработка технологии для формирования экологически активной жизненной позиции


Аннотация:

Автор работы, являясь работником не профильной кафедры, в течение нескольких лет занимается вопросом очищения воды после контактных теплообменников и перспективах ее дальнейшего использования. При этом, к разработкам привлекаются студенты неэкологических специальностей. В статье обобщен опыт многолетней работы и дальнейшие перспективы.

УДК 574.635

Волкова Марина Владимировна,

старший преподаватель кафедры «Теоретическая механика»,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: vmv15 AT mail.ru г .Каменск-Уральский, Россия

Ключевые слова: Экологическое воспитание, научная работа, биологическое очищение, перспективы использования, интеграция или инклюзия студентов с ОВЗ.

В мире растет интерес к идеям «зеленой экономики». Появляются «города будущего», где количество выбросов от автотранспорта снижается за счет частичного или полного перехода на велосипеды или солнечные автомобили. В таких городах улучшение качества жизни достигается за счет увеличения зеленых зон, снижения выбросов из-за применения новых энергосберегающих технологий, уменьшения мусора, благодаря переработке. Думаю, что жить в таком городе, хотелось бы всем, но готовы ли мы сортировать бытовые отходы, отказаться от удобного транспорта, поставить счетчики для экономии воды и т.п.? К сожалению, по большому счету, подавляющее большинство жителей являются потребителями благ, надеющимися на «власти» и ожидающими очередной директивы. При таком отношении к окружающей среде «зеленая экономика» будет развиваться крайне медленно и тяжело.

Для быстрого и широкого распространения идей «зеленой экономики», а самое главное для скорейшего воплощения их в жизнь нужны кадры. При этом, следует учесть, что подобные задачи только специалисты- экологи решить не смогут. Создание общества, ориентированного на решение экологических проблем, возможно, только если человека привлекать с детства к решению практических задач экологии, или к разработке новых технологий улучшения условий окружающей среды. Тогда "Экология" станет не очередным абстрактным предметом в программе, а осознанной жизненной позицией. В наше время, когда рост благосостояния и численность населения планеты приводят к увеличению нагрузки на экологию планеты, создание технологий для формирования экологически грамотной активной жизненной позиции просто необходимо.

В школах проводятся занятия по экологии, существуют школьные и региональные конференции по экологическому образованию и т.п. Но после окончания школы, поступая в ВУЗ, на неэкологические специальности, студенты изучают экологические дисциплины достаточно поверхностно. Это объясняется как недостатком учебных часов, так и тем, что выпускающие кафедра отдают предпочтение специальным дисциплинам. В результате, будущий специалист очень далек от идей как «зеленой экономики», так и понимания необходимости внедрения экологических новшеств в производстве.

На это неоднократно обращал внимание научно-учебный совет по экологическому воспитанию УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина. «Учитывая, что естественнонаучная дисциплина «Экология» преподается на младших курсах и не имеет прямой связи с профессиональной подготовкой студентов, целесообразно введение в учебные планы специальностей либо за счет региональной компоненты, либо за счет дисциплин по выбору дисциплины с условным названием «Прикладная экология», посвященной рассмотрению вопросов ресурсосбережения, экологизации технологий, экологической безопасности и т.д. [1].

С этой точки зрения, привлечение студентов неэкологических специальностей к решению практических задач экологии может решить несколько задач.

К числу главной, стоит отнести воспитание экологически сознательного человека. Не образованного, в смысле, сдавшего экзамен или зачет по экологическим дисциплинам, а именно сознательного. Т.е. такого, который будет занимать активную экологическую позицию.

Есть достаточно большой процент студентов, которые не занимаются в спортивных секциях, не имеют творческих способностей. Но такие студенты, обычно с удовольствием занимаются научной деятельностью. Безусловно, на старших курсах, выпускающие кафедры привлекают студентов к научной работе, но первые два года обучения научные изыскания со студентами не проводятся. Да и научные изыскания, проводимые на кафедре, обычно не рассчитаны на инициативу со стороны студентов, по крайней мере, бакалавров. Как правило, студенты привлекаются к уже проводимым исследованиям.

С другой стороны, как показывает опыт, часть ребят еще в школе занимались вопросами экологии, и им хочется продолжить работу в том же направлении. Например, одна из студенток в школе, под руководством учителя составила карту загрязнений своего города, занимала первые места в городском и региональном конкурсе по экологии. Поступив в ВУЗ, ее разработки оказались невостребованными. И, такие примеры не единичны. Привлечение студентов к решению каких-то практических, но не глобальных проблем экологии дает возможность студентам проявить себя, может продолжить какие-то научные изыскания или предложить нечто свое. Например, идея создания технологии очищения и вторичного использования воды, после контактных теплообменников или конденсата, образующегося при сжигании топлива, благодаря студентам видоизменилась.

Актуальность работы состоит в том, в основу всех разработок положен принцип: минимум финансовых затрат- максимальный результат. Это объясняется как тем, что исследования не финансируются, а также желанием изменить сам подход к решению этой не самой глобальной экологической проблемы.

Известно, что количество воды в природе практически неизменно. Для использования в промышленности, сельском хозяйстве и быту пригодны в основном пресные воды. В связи с вышеизложенным, представляется интересной, возможность использовать брошенные, загрязненные воды. Источники такой воды достаточно многочисленны, например, котельные. При сжигании топлива, в топке образуется водяной конденсат, весьма агрессивная черная жидкость с очень неприятным запахом. В настоящий момент этот конденсат не используется, обычно он выбрасывается в коллекторы (2).

Силами студентов УрФУ, в течение нескольких лет проводятся работы по очистке конденсата, с целью возвращения очищенной воды в оборот, кроме того, предполагается получить дополнительный конечный продукт. Очищенная вода имеет прозрачный цвет, нормальную жесткость. Безусловно, для питьевых целей, такую воду использовать нельзя. В ней, все-таки достаточно много окислов железа.

Благодаря студентам, идея использования очищенного конденсата трансформировалась от идеи получения биогаза до идеи выращивания кормов для сельскохозяйственных нужд. В настоящий момент ведется подготовительная работа по оформления патента.

Все работы и исследования ведутся исключительно студентами- энтузиастами на добровольной основе. Решение конкретной экологической задачи позволяет ребятам проявить творческие способности, применять получаемые знания на практике. Приятным результатом стало получение магистрантом Макаровой Д.Н. стипендии Вернадского, участие студенческого коллектива в конкурсе УМНИК, выступление с докладами на конференциях, участие в Международных интернет-конференциях РАЕ "Международный студенческий форум", участие в Международных конференциях «Безопасность биосферы» и других. Студентка Макарова Д.Н. после магистратуры поступила в аспирантуру по экологоэкономической теме.

К сожалению, отсутствие финансирования сильно тормозит работу, и часть ребят отсеивается именно из-за этой причины, остаются энтузиасты.

В начале статьи, было отмечено, что привлечение ребят к решению практических проблем экологии решает несколько задач. Вторая задача, которая может быть решена в ходе научных работ - это интеграция или инклюзия студентов с ограниченными возможностями. Такие студенты могут реально проявить себя на творческих обсуждениях, при изучении или обработке материалов экспериментов и т.д.

И, наконец, третья задача. Как показывает опыт, наши студенты, прекрасно работающие на ноутбуках и компьютерах, не всегда способны отличить правдивую информацию, от некачественной. В научном плане, под руководством преподавателя, такую информацию достаточно легко проверить. С течением времени, у студентов вырабатывается привычка проверять всю получаемую информацию. Это снижает риск, что в дальнейшем, они могут стать жертвами интернет аферистов, вербовщиков и прочих.

Таким образом, привлечение студентов, начиная с первых курсов обучения, к решению практических задач экологии стимулирует их творческие способности и вырабатывает активную жизненную позицию.

Список использованных источников

  • Шалимов М.П., Магарил Е.Р., Советкин В.Л., Ярошенко Ю.Г., Перельман Е.Б. Экологическая составляющая в образовании инженера. «Система управления экологической безопасностью» сборник трудов Третьей заочной научно-практической конференции, Екатеринбург, УГТУ-УПИ, 2009. С.392-401.

Marina Volkova,

senior lecturer of the departament "Theoretical mechanics",

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: vmv15 AT mail.ru Kamensk-Ural, Russia

DEVELOPMENT OF THE TECHNOLOGY FOR FORMING AN ENVIRONMENTALY ACTIVE LIFE POSITION

Abstract:

the author, being the employee profile of the Department, for several years engaged in the issue of water purification after contact heat exchangers and the prospects for its further use. Thus, to the development of the students involved non-environmental majors. The article summarizes the experience of many years of work and future prospects.

Key words:

environmental education, scientific research, biological purification, prospects of use, integration or inclusion of students with disabilities.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ