СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


ЕВРО - ПРИЧИНЫ КРИЗИСА?


Аннотация:

Данная статья обращается к поискам путей выхода из долгового кризиса еврозоны. В качестве главного направления решения проблем еврозоны видится переход к мультивалютной системе. В условиях мультивалютной системы открывается возможность равномерно распределять денежную массу между территориями.

УДК 336.743

Пищулов Виктор Михайлович,

доктор экономических наук,

профессор кафедры истории и экономической теории,

ФБГОУ «Уральский государственный лесотехнический университет» e-mail: dr.haust AT mail.ru г. Екатеринбург, Россия

Ключевые слова:Долговой кризис, еврозона, экономическая территория, управление распределением денежной массы по территориям, мультивалютная система, замкнутые денежные потоки, открытые денежные потоки.

«Неладно что-то вДатском королевстве».

(Something is rotten in the state of Denmark)

СМИ сообщили: «Канцлер ФРГ Ангела Меркель и министр финансов страны Вольфганг Шойбле допускают выход Греции из еврозоны ...»[1]. Долговой кризис в еврозоне продолжает развиваться и усугубляться. В период предшествующий введению единой валюты (первый период 1996 - 2001), т.е. в те последние годы, когда в еврозоне существовала мультивалютная система. Национальные валюты обеспечивали товарное обращение внутри своих стран, внутри региональное обращение обеспечивал безналичный евро, а мировой международной валютой выступал доллар. Наиболее высокие средние за указанный период (1996 - 2001)) темпы роста экономики демонстрируют следующие страны в порядке убывания. Первая - Ирландия - 8,9% - невиданно высокие для современной европейской экономики темпы роста. Вторая по темпам роста Испания - 4,1%. Третьей выступает Португалия 3,8% (близки к этим темпам роста Нидерланды - 3,7%). Затем следует Греция - 3,4%. В последние годы 2008 - 2014 гг.- наблюдается прямо противоположная тенденция. Страны, показывавшие изначально наиболее высокие темпы экономического роста, затем вошли в продолжительную рецессию, отмеченную наиболее значимым падением ВВП. Введение в обращение наличного евро и замена им национальных валют в еврозоне сопровождалось очевидным ухудшением состояния и динамики развития стран Южной Европы и Ирландии, так называемых стран PIIGS. Период, предшествовавший введению евро, характеризовался существованием мультивалютной системы в еврозоне.

Нужно попытаться отыскать причины сложившегося положения.

Страны еврозоны в значительной степени различаются: в отраслевой структуре экономик; доля сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса в ВВП; в уровнях концентрации компаний, размерах компаний; эффективности финансовых систем; в уровнях образования и квалификации населения стран и т.д. Различия между странами еврозоны обусловливают относительную неравномерность распределения денежной массы по территориям внутри стран, отраслям и, как следствие, между странами.

Главная особенность денег состоит в способности быстро перемещаться. Деньги способны необыкновенно быстро перемещаться между территориями. Денежные потоки обусловливают определенную форму распределения денежной массы между территориями. Территории с производствами, финансовыми структурами, приносящими высокую доходность, привлекают к себе денежные потоки из иных территорий.

Недостаток средств обращения (или обмена) на определенной территории, в частности в пределах национальных границ, вызывает так называемый «кризис нехватки денег». Это ведет к сокращению объемов производства, к рецессии, экономическому кризису. Противоположная ситуация предполагает избыток денег или денежной массы на территории. Это ведет к инфляции, нестабильности цен, а также к снижению объемов инвестиций. Вследствие последнего снижаются объемы производства. В этом случае возможна стагнация или «стагфляция».

Проблема регулирования денежной массы в отдельных территориях значительно усложняется вследствие перехода на единую валюту. В этом случае требуется раздельно рассматривать замкнутые и открытые воспроизводственные процессы территории.

Денежная масса в территориях различных уровней может быть представлена многообразными валютами. Именно таким образом обстояло дело в европейских странах до введения единой валюты. В качестве территорий первого уровня выступали отдельные страны в своих национальных границах. Каждая страна, регулировала объем денежной массы, выраженной в единицах национальной валюты, внутри страны, исходя, в первую очередь, из величины товарного оборота замкнутого на территории этой страны. Внешний оборот, в зависимости от того какой мировой (доллар) или региональной (евро) валютой он обслуживался, обусловливал в определенной своей части необходимый объем или денежную массу такой наднациональной валюты. Объем наднациональной валюты в регионе, где она обслуживала внешний для входящих в региональное объединение стран оборот, регулировался наднациональными органами, такими как Европейский центральный банк.

После введения наличного евро национальные правительства и центральные банки стран еврозоны утратили значительную часть полномочий по регулированию объема денежной массы в своей стране. Представляется, что причиной проявившегося неблагополучия товарного обращения внутри стран, является утрата прежних возможностей национальных денежных регуляторов влиять на объем денежной массы внутри каждой страны. Результатом явилось нынешнее положение, при котором очевидно проявляется неравномерность распределения денежной массы по территориям внутри еврозоны.

Основные функции регулирования количества денег в еврозоне в целом сосредоточены в Европейском центральном банке (ЕЦБ). Нужно признать, что ЕЦБ не в состоянии осуществлять регулирование количества денег в отдельных странах еврозоны таким образом, как это делалось национальными центральными банками в условиях обращения национальных валют.

Краткосрочное перераспределение денежной массы между странами еврозоны в настоящее время возможно только посредством выпуска пра- вительствами этих стран государственных ценных бумаг, предлагаемых на долговом рынке. Однако, как мы можем далее увидеть эта мера способна в какой-то мере решить проблему наполнения государственных бюджетов и перераспределения денежной массы между странами на краткосрочных периодах. На достаточно длительных периодах, сравнимых со сроками заимствования, эта мера лишь усугубляет проблему наполнения территории страны достаточным объемом денежной массы.

Механизмы рыночного саморегулирования не обеспечивают оптимального распределения денежной массы в странах еврозоны. Одной из форм проявления относительного недостатка денежной массы в стране или территории выступают проявления дефляции. В тех случаях, когда традиционные методы увеличения объема денежной массы оказываются недостаточно действенными, денежные регуляторы обращаются к мерам количественного смягчения (QE). Однако увеличение денежной массы во всей еврозоне не означает пропорционального или равномерного растекания дополнительных денег по всем странам и территориям. Дополнительные деньги притягиваются крупными промышленными и финансовыми центрами, концентрируются в государственных бюджетах наиболее экономически развитых стран. Страны, страдающие вследствие относительного недостатка денежной массы могуть попасть в еще более сложное положение.

Значительная часть дополнительных денег поглощается финансовой сферой. Общей тенденцией последних десятилетий является значительное возрастание роли и значения финансовой сферы в экономиках наиболее развитых стран и регионов. Финансовая сфера в определенной мере отделяется от сферы производства и начинает вести собственную, самостоятельную, в определенной степени автономную, жизнь. Деньги, обращающиеся в финансовой сфере, совершая в ней замкнутое движение, могут приносить доходы, не будучи непосредственно связанными с производством и потреблением продукта.

Источником наполнения неблагополучных территорий денежной массой могут быть банковские кредиты. Как известно базельские документы ориентируют на увеличение, наращивание собственных капиталов банками, а следовательно, на укрупнение самих банков. Эти рекомендации оставляют не много места для работы небольших и средних банков, традиционной нишей которых, именно и являлось кредитований сельскохозяйственных производителей, малый бизнес и населения. Этот источник денежных потоков, которые могли бы направляться в указанные территории, становится все менее действенным.

Нужно искать выход из создавшейся ситуации. Исключение отдельных стран из еврозоны, может повлечь за собой ее распад в целом, что видится нежелательным. Для того чтобы исправить положение, нужно попытаться устранить изначальные причины, повлекшие за собой снижение темпов роста ВВП, состояние длительной стагнации и рецессии в некоторых странах еврозоны.

Кажущееся простым решение проблемы, состоящее в понижении степени ликвидности денег, может быть достигнуто посредством возврата к прежней системе национальных валют. Однако в этом случае утрачиваются многие преимущества, приобретенные благодаря функционированию единой валюты. Эти преимущества состоят в упрощении и ускорении внешнего для стран и территорий оборота товаров, перемещения ресурсов и капиталов.

Разделение товарных потоков территории на замкнутые (внутренние) и открытые имеет методологическое и практическое значение. Имеются основания полагать, что выход из сложившейся ситуации следует искать в разделении внутреннего для некоторой экономической территории товарного оборота, и внешнего для этой же территории оборота. Нужно полагать, что рациональным решением проблемы было бы обслуживание этих двух видов товарного оборота валютами, имеющими различную степень межтерриториальной ликвидности.

В качестве примера такой системы можно привести ситуацию, которая имела место в европейской экономике до введения в действие наличного обращения единой валюты. В это период внутренний товарный оборот европейских стран обслуживался национальными валютами, а внешний оборот обслуживался экю и евродолларами. Таким образом, внутренний и внешний оборот обслуживались валютами, имеющими разную степень межтерриториальной ликвидности. Национальные валюты обладают ограниченной способностью пересекать национальные границы. Тем самым межтерриториальная ликвидность таких валют на уровне товарных потоков между странами отсутствует или весьма ограничена.

Вместе с тем, территориальная ликвидность такой мировой валюты, какой выступает доллар США, также ограничена. Дело в том, что хождению доллара во внутреннем обороте европейских стран во многих случаях поставлены законодательные преграды. Территориальная ликвидность, как национальных валют, так и доллара, очевидно ограничена.

Параллельное хождение внутри страны национальной валюты и евро. Самым простым и наиболее легко реализуемым решением видится восстановление для определенной страны еврозоны национальной валюты без исключения этой страны из еврозоны. Национальная валюта в этих условиях способна обслуживать внутренний товарный оборот, замкнутые внутри страны воспроизводственные процессы. Отличие от прежней ситуации (до введения наличного евро) состоит в том, что как национальная валюта, так и евро имеют одинаковые возможности обращения внутри страны.

Возврат к национальным валютам и их параллельное хождение с евро не есть лучшее решение. Тому можно найти достаточно обоснованные причины. Одной из таких причин выступает то обстоятельство, что во внутреннем обороте достаточно крупных стран национальные валюты несут в себе тот же недостаток, что и единая европейская валюта.

Введение кроме национальных еще и местных, региональных валют видится приемлемой мерой. Достаточно простой в реализации вариант перехода к функционированию мультивалютной системы видится во введении местных валют внутри некоторой страны. Местная валюта может быть введена для внутренней территории, которая определенной степени подвержена кризисным явлениям, что имеет место по причине недостаточности объема денежной массы в национальной валюте в такой территории.

Если следовать тому методу, который был принят для национальных валют, требуется ограничить межтерриториальную ликвидность тех местных денег, которые будут обращаться внутри определенной территории. Кроме того, требуется банковский орган, регулирующий объем денежной массы такой местной валюты на избранной территории.

В этих условиях следует решить вопрос, состоящий в том, кто может обладать правом эмиссии таких местных валют и регулировать их обращение. В качестве эмитента может выступать подразделение центрального банка страны. Эмитентом может быть избранный местными властями уполномоченный банк, подконтрольный центральному банку и также органам региональной или местной власти. Естественным образом местные и региональные банки необходимо должны быть объединены в систему, подобную Европейской системе центральных банков [2].

Местных валют внутри одной страны может быть несколько. Таких подверженных кризисным явлениям территорий внутри страны может быть несколько. В силу этого обстоятельства не исключено, более того, вполне вероятно введение нескольких местных валют внутри одной страны. Эти внутренние валюты также могут обращаться одновременно или «параллельно» с национальной валютой и общей валютой - евро.

Вполне естественным образом эти валюты могут конкурировать между собой и с евро на уровне страны, Такая конкуренция имеет место в тех случаях, когда разные валюты обращаются совместно или параллельно. В этих условиях требуется обеспечить меры по ограничению межтеррито- риальной ликвидности местных валют. К таким мерам можно отнести следующие. Во-первых, обязательность приема местной валюты для расчетов только в пределах территории, для которой эта валюта была выпущена. Может быть определено, что в других территориях прием такой местной валюты в расчетах не запрещен, но не обязателен. Во-вторых, может быть установлено, что уплата налогов сборов в различные уровни бюджетов местной валютой возможна только лишь в пределах территории, для которой данная валюта была эмитирована. Вне всякого сомнения, могут быть установлены другие меры по ограничению межтеррито- риальной ликвидности местных валют.

Поскольку любая из местных валют в случае обоюдного согласия сторон сделки может приниматься в качестве средства обмена или платежного средства за пределами территории, для которой она была эмитирована, необходимо обеспечить технические условия учета различных местных валют по территории страны. Это предполагает систему учета в организациях, рассчитанную на совершение операций в нескольких валютах. В торговле требуется иметь ценники на товары в этих разных валютах. Вполне естественным видится наличие валютного рынка внутри страны, который определяет взаимные обменные курсы местных валют и евро.

Будучи «привязанной» к «своей» территории, каждая из этих валют будет иметь ограниченную межтерриториальную ликвидность. В силу этого местная валюта обладает способностью наполнять своей денежной массой определенную территорию внутри страны. Местные или региональные денежные власти необходимо обладают возможностью управлять объемом денежной массы, выpaжeнoq в местной валюте? в «своей» территории

Местных валют внутри одной страны может быть несколько. Таких подверженных кризисным явлениям территорий внутри страны может быть несколько. В силу этого обстоятельства не исключено, более того, вполне вероятно введение нескольких местных валют внутри одной страны. Эти внутренние валюты также могут обращаться одновременно или «параллельно» с национальной валютой и общей валютой - евро.

Вполне естественным образом эти валюты могут конкурировать между собой и с евро на уровне страны, Такая конкуренция имеет место в тех случаях, когда разные валюты обращаются совместно или параллельно. В этих условиях требуется обеспечить меры по ограничению межтеррито- риальной ликвидности местных валют. К таким мерам можно отнести следующие. Во-первых, обязательность приема местной валюты для расчетов только в пределах территории, для которой эта валюта была выпущена. Может быть определено, что в других территориях прием такой местной валюты в расчетах не запрещен, но не обязателен. Во-вторых, может быть установлено, что уплата налогов сборов в различные уровни бюджетов местной валютой возможна только лишь в пределах территории, для которой данная валюта была эмитирована. Вне всякого сомнения, могут быть установлены другие меры по ограничению межтеррито- риальной ликвидности местных валют.

Поскольку любая из местных валют в случае обоюдного согласия сторон сделки может приниматься в качестве средства обмена или платежного средства за пределами территории, для которой она была эмитирована, необходимо обеспечить технические условия учета различных местных валют по территории страны. Это предполагает систему учета в организациях, рассчитанную на совершение операций в нескольких валютах. В торговле требуется иметь ценники на товары в этих разных валютах. Вполне естественным видится наличие валютного рынка внутри страны, который определяет взаимные обменные курсы местных валют и евро.

Будучи «привязанной» к «своей» территории, каждая из этих валют будет иметь ограниченную межтерриториальную ликвидность. В силу этого местная валюта обладает способностью наполнять своей денежной массой определенную территорию внутри страны. Местные или региональные денежные власти необходимо обладают возможностью управлять объемом денежной массы, выраженод в местной валюте? в «своей» территории.

Закрытая экономика и открытая экономика территории (сраны) непосредственно взаимосвязаны и функционируют одновременно, параллельно [3]. Замкнутые товарные и денежные потоки составляют закрытую внутри определенной территории экономику. Товарный поток мы называем замкнутым в том случае, когда продавец и покупатель некоторого товара находятся внутри рассматриваемой территории. В этом случае движение товара от продавца к покупателю совершается в пределах данной территории. Элементарным товарным потоком называем такой, когда отдельный товар переходит из рук продавца в руки покупателя. Точно также, денежный поток называем замкнутым в том случае, когда плательщик и получатель денег находятся в границах избранной территории. В этом случае деньги перемещаются от плательщика к получателю, не покидая данную территорию. Товарные и денежные потоки направляются встречно. Товарные и денежные потоки являются открытыми для данной территории, если они пересекают границы этой территории. В этом случае продавец и покупатель товара, плательщик и получатель денег разделены границами рассматриваемой территории.

Воспроизводственные процессы для данной территории являются замкнутыми в том случае, когда определенный продукт производится, распределяется, обменивается и потребляется в границах той же самой территории. Если продукт производится в пределах данной территории, но потребляется в другой территории, то этот воспроизводственный процесс является открытым. Воспроизводственный процесс является открытым и в том случае, когда продукт производится в другой территории, но потребляется в данной территории.

Структура территориальных рынков стран еврозоны, определяющая функционирование мультивалютной системы, может быть представлена в форме иерархии. Смысл построения столь сложной иерархической системы денежного обращения [4] состоит в том, чтобы обеспечить наиболее приемлемое наполнение экономики еврозоны денежной массой. Территориальная иерархия подразумевает и иерархию валют.

В заключение требуются сделать положительные предложения.

Представляется возможным и обоснованным, исходя из всего предшествующего изложения, хотя бы в самом общем виде указать те меры, которые могли бы привести к исправлению положения. Необходим возврат к некоторым образом модифицированной мультивалютной системе [5].

Проблемы Греции. Возвращение Греции к бывшей национальной валюте драхме есть крайне нежелательный вариант действий. В настоящее время этот шаг расценивается как выход из еврозоны [6], что предполагается недопустимым. Использование в обращении местных валют не встретит серьезных возражений. Другая проблема, требующая решения, это чрезмерная расходная нагрузка на бюджет. Требуется существенное сокращение бюджетных расходов. Наиболее крупными бюджетными обязательствами являются обязательства по выплате пенсий. Для обеспечения сбалансированности бюджета требуется проведение пенсионной реформы. Смысл такой реформы состоит в том, чтобы вывести значительную часть пенсионных обязательств за пределы бюджета.

Список использованных источников

  1. Меркель согласна на выход Греции из еврозоны. 04.01. 2015. http://politobzor.net/show-40994-merkel-soglasna-na-vyhod-grecii-iz- evrozony.html
  2. Liebscher K. discusses the role of a national central bank within the European System of Central Banks. the 26th Economics Conference of the Oesterreichische Nationalbank on the topic “Economic Policy 2000”, in Vienna on 7-8/5/98. http://www.bis.org/review/r980522a.pdf
  3. Adolfson M., Laseen S., Linde J., Villani M. Empirical Properties of Closed and Open Economy DSGE. Models of the Euro Area//Sveriges Riksbank/http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.485.1367 rep=rep1type=pdf
  4. Conti B., Prates D. M. The International Monetary System hierarchy: determinants and current configuration// Research Network Macroeconomics and Macroeconomic Policies (FMM). 18th Conference: Inequality and the Future of Capitalism. Berlin, Germany. 30 October - 1 November 2014/ http://www.lai.fu-berlin.de/disziplinen/oekonomie/Workshop-Currency- Hierarchies/ De-Conti-Paper.pdf
  5. Cabannes A. Living with five or six currencies in our wallet// Free online accounting course. http://www.lapasserelle.com/billets/multiple_currency_ monetary_systems.html.
  6. Carter C. Greece might be staggering towards the exit - but who’s next?// Money Week/ UK financial magazine. 29.06.2015. http://moneyweek.com/greece-might-be-staggering-towards-the-exit- but-whos-next/

Viktor Pischulov,

Doctor of Economics, Professor, department of History and economic theory,

Ural State Forestry University e-mail: dr.haust AT mail.ru Ekaterinburg, Russia

EURO - CAUSES OF THE CRISIS?

Annotation:

This article refers to the search for ways out of the debt crisis in the eurozone. As the main directions of solving the problems of the eurozone sees the transition to a multi-currency system. In the context of a multi-currency system offers the ability to evenly distribute the money supply between the territories.

Key words:

The debt crisis, the euro zone, the economic area, the management of the distribution of the money supply in the territories, a multicurrency system, closed the cash flows, cash flows are exposed.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ