СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Трансформация экономической структуры общества услуг


Аннотация:

В статье исследуются изменения в экономической структуре общества услуг. Анализируется, как общество, которое имеет тенденцию отдавать предпочтение товарам, а не услугам, тем не менее, дает начало более быстрому росту занятости в сфере услуг, чем в производственном секторе. Выделяются структурные изменения экономических видов деятельности.

УДК 330.88

Голомолзина Наталья Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент,

Институт экономики и права (филиал),

ОУП ВО «АТиСО» e-mail: ngolom AT bk.ru г.Севастополь, Россия

Ключевые слова:Инфрамаржинальная экономика, общество услуг, экономическая структура общества, экономическая теория.

Услуги уже много лет составляют главную долю занятости и национального продукта всех экономически развитых стран мира. Однако экономическая структура сформировавшегося в современных капиталистических экономических системах общества услуг за это время значительно изменилась.

За последние десятилетия для многих отраслей, производящих услуги, характерны стремительный технологический прогресс и возрастающая отдача, так что различия между обрабатывающей промышленностью и производством услуг стали стираться. Это дает развивающимся странам новые возможности экономического роста. Ведь, все богатые страны разбогатели одинаковым способом, используя одну и ту же стратегию, - они отказались от сырьевых товаров и убывающей отдачи ради обрабатывающей промышленности и возрастающей отдачи [1]. Можно сказать, что экономика преодолела полвека считавшуюся неизлечимой «болезнь издержек» [2].

В тоже время, следует отметить, что промышленные изделия, приобрели многие характеристики, ранее присущие только услугам, а многие услуги стали овеществляться в товарах. Тенденция развития нашего общества ведет не к обществу обслуживания, а к обществу самообслуживания [3], в котором все больше индустриальных продуктов входит в дом. Хотя повышение уровня дохода изменяет спрос от элементарных потребностей к потребностям информационным, культурным ит. д., это не означает, что спрос на продукцию сферы услуг увеличится. Спрос может удовлетворяться при использовании купленных материальных товаров и собственного труда семьи.

Самая очевидная причина этого - относительно низкая цена самостоятельных продуктов по сравнению с покупкой внешних услуг. Почему самостоятельное производство услуг становится относительно более дешевым по сравнению с покупкой услуг? Главные причины - это повсеместное увеличение эффективности в производстве товаров, которое идет быстрее, чем в производстве услуг (приводя к уменьшениям в относительных ценах товаров), и увеличение эффективности внутренних товаров (в частности товаров длительного спроса) в связи с тем, что Дж. Гер- шуни называет «социальными новшествами» (социально-технические изобретения, касающиеся внутрихозяйственного производства) [4].

Предыдущий анализ иллюстрирует господство товаров над услугами в конечном потреблении, но оставляет без ответа вопрос о том, почему возможно увеличение третичной занятости. Поэтому необходимо сделать второе разграничение: подразделение конечного потребления между товарами и услугами нужно отличать от подобного подразделения занятости в экономике в целом. Весьма возможно, что конечное потребление перемещается в направлении товаров, а занятость перемещается в направлении занятости в сфере услуг.

Отношение коэффициентов занятости в промышленности и сфере услуг и отношение коэффициентов выпуска продукции в промышленности и сфере услуг развиваются по-разному под воздействием двух основ - ных факторов.

Во-первых, из-за различия в производительности увеличивается занятость в сфере услуг. Так, если в процессе роста отношение объемов выпуска товаров и услуг остается постоянным (относительный спрос на товары и услуги остается тем же), то отношение коэффициентов занятости в промышленности и в сфере услуг уменьшится, потому что производительность в отраслях промышленности - отношение объема выпуска к занятости, увеличивается быстрее, чем производительность в сфере услуг. Отношение коэффициентов занятости может снижаться, даже если есть положительный темп роста отношения объемов производства, пока отношение между производительностью в сфере производства и в сфере услуг изменяется еще быстрее.

Во-вторых, большая доля занятости в сфере услуг (приблизительно половина) имеет отношение к работе, которая может быть классифицирована как связанная с промышленностью: распространение, коммерческое управление и финансирование покупок товаров, а также социальная и техническая организация производства товаров (проектирование, консультации, разнообразные услуги фирм, включая коммунальное обслуживание, предоставляемое промышленным предприятиям). Это в некотором смысле услуги, входящие в производство товаров. И их темп роста имеет отношение к изменениям в методах производства и социальной организации современной промышленности. Соответствующие виды деятельности действительно принадлежат сфере услуг, но они не имеют никакого отношения к услугам, о которых говорят сторонники теории постиндустриального общества (личные и коллективные услуги домашним хозяйствам). Их развитие начинается не из-за роста общества услуг, а только из-за изменений в методах производства товаров. В биполярном разделении на товары и услуги эти действия принадлежат стороне товаров.

Приведенные аргументы позволяют нам понять, как общество, которое имеет тенденцию отдавать предпочтение товарам, а не услугам, тем не менее, дает начало более быстрому росту занятости в сфере услуг, чем в производственном секторе.

Даже такие секторы, как образование, здравоохранение и государственное управление - столпы постиндустриальной теории общества и главные поставщики третичной занятости в недавнем прошлом, уже входят в период индустриализации и преобразования в самообслуживание.

Если верно, что преобладание товаров над услугам все еще должно оказывать свое влияние на организацию сектора общественных услуг, то их будущее лежит в их индустриальном преобразовании в контексте информационных технологий. Товары, от которых зависит возрождение за - падных экономических систем, - это коммуникационная инфраструктура и обработка информации, сопровождаемая программным обеспечением и аппаратными средствами.

Хороший пример - Открытый университет, основанный на программируемом интерактивном обучении (большая часть которого может осуществляться дома в условиях самообслуживания), характеризующегося лучшим качеством за более низкую и абсолютно отличающуюся внутренней структурой издержек (преобладание постоянных, а не переменных затрат, товаров, а не услуг) общую стоимость и являющегося для других университетов тем же, чем является телевизор и домашний кинотеатр для театра и кино.

То, что наблюдается относительно университета, применимо к бытовым услугам (все виды автоматизации, систем безопасности), отдыху (музыкальные центры, домашние кинотеатры), транспорту и коммуникациям, образованию (программированное изучение), здравоохранению (медицинские осмотры по телевидеофону, экспертные системы для личных диагнозов).

Эти новые категории товаров могли бы оправдать массивную программу государственных инвестиций. Восстановление западных экономических систем может произойти посредством этого типа модернизации, которая подтвердит заключительную победу производства товаров над производством услуг, так же как снижение занятости в сфере многих личных и бытовых услуг, особенно коллективных услуг (кроме связанных с инфраструктурой новых систем коммуникаций).

Еще раз подчеркнем первоначальные изменения в методах производства, т. е. производство, как говорят, становится более услугосодержащим [5], а также технологические изменения в сфере услуг, однако, это не «социальные новшества» во внутренней сфере, которые важны, а скорее структурные изменения экономических видов деятельности.

Можно долго говорить и пытаться решать разные частные проблемы развития общества и экономики. Но пока мы не поймем изменения, происходящие в экономическом базисе общества, мы не можем его проектировать.

Перспективными являются исследования, показывающие роль экономических структур, например, структур разделения труда и эффекта возрастающей отдачи получившее название инфрамаржинальная экономика[6]. Используя математический формализм, инфрамаржинальная экономика объединяет классику («модель А. Смита») и неоклассический маржинальный анализ. Заложенная Джейсом Бьюкененом идея инфрамаржинального внешнего эффекта (инфрамаржинальная экстерналия) [7] в инфрамаржинальной экономике получила развитие в виде инфрамаржинального выбора экономи- ческого агента, когда при небольших изменениях эндогенных переменных (например, стоимость трансакционных издержек) происходит не просто небольшое маржинальное изменение возле положения равновесия, а полностью видоизменяется экономическая структура [8, c.179]. Например, происходит переход от частичной к полной специализации [9, c.22-23] или смена используемых технологий (например, переход от использования энергии полученной методом сжигания органического топлива к возобновляемым источни - кам) [10]. Использование математического формализма позволяет получить ординалистские доказательства того, что при определенных значениях эндогенных переменных некоторые виды структур не могут быть достигнуты вообще [11, c.124], а также определить значения эндогенных переменных для переходамежду структурами [12].

Современная экономическая теория служит фундаментом макроэкономического планирования и прогнозирования путей развития национальной экономики. Её научная значимость и практическая полезность зависят от того, насколько успешно она позволяет объяснять взаимосвязанные технологи - ческие, производственные, экономические, социальные и финансовые проблемы и процессы. Инфрамаржинальная экономика значительно дополняет экономическую теорию, помогая исследованию широкого диапазона экономических явлений. Ведь основная причина изменений в экономическом развитии, в конечном счете, связана с проблемами организации экономической деятельности, а предметом управления социально-экономическими процессами в обществе, является, в первую очередь, функционирование и видоизменение определяющей их структуры.

Список использованных источников

  1. Райнерт Э.С. Как богатые страны стали богатыми и почему бедные страны остаются бедными. М.: ИздательскийдомГосударственногоуниверситета - Высшейшколыэкономики, 2011.
  2. Baumol W. Macroeconomics of Unbalanced Growth: The Anatomy of an Urban Crisis // American Economic Review, 57, June, 1967. P. 415-426.
  3. Gershuny J. After Industrial Society? The Emerging Self-Service Economy. London: MacMillan, 1978.
  4. Gershuny J. Social Innovation and Division of Labor. Oxford: Oxford University Press, 1983.
  5. Noyelle T. The Rise of Advanced Services // APA Journal, July, 1983. P. 280-290.
  6. Голомолзина H.B., Дятел Е.П., Петренко Д.С. Инфрамаржинальный анализ, его роль в развитии современной экономической науки // Вестник УРФУ. Серияэкономикаиуправление, 1, 2014. С. 4 - 16.
  7. Buchanan J. M., Stubblebine W. C. (1962). Externality // Economica, 29, 1962. P. 371-384.
  8. Peter B. Dixon. (2006) Inframarginal Economics: An Outsider’s View // Economic Papers, 25(2), 2006. P. 177-195.
  9. Tombazos C.G., Miller S.M. Returning to the classical tradition: The relevance and application of inframarginal analysis to development economics. Inframarginal Contributions to Development Economics Vol. 3. Singapore: World Scientific Publishing Co. Pte. Ltd., 2006.
  10. Zhang Y. Climate Change and Green Growth: A Perspective of the Division of Labor // China World Economy, 22 (5), 2014. P. 93-116.
  11. Yang X., Liu W.-M. Inframarginal Economics.In-creasing Returns and Inframarginal Economics. Vol. 4. Singapore: World Scientific Publishing Co. Pte. Ltd., 2009.
  12. Shi H., Yang X. A New Theory of Industrialization // Journal of Comparative Economics, 20, 1995, P.171-189.

Natalia Golomolzina,

candidate of Economic Sciences, Associate Professor,

Institute of Economics and Rights (branch),

OUP VO «ATSO» e-mail: ngolom AT bk.ru Sevastopol’, Russia

TRANSFORMATION OF ECONOMIC STRUCTURE OF SERVICE SOCIETY

Abstract:

The article describes changes of economic structure of service society. It is analyzed, as society which tends to prefer the goods instead of to services, nevertheless gives rise to more rapid growth of employment in a services sector, than in a production sector. There are noted structural changes of economic activities.

Key words:

Inframarginal economics, service society, economic structure of society, theory of economics.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ