СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Влияние государства на корпоративную социальную ответственность: опыт стран брикс


Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы влияния государства на сферу КСО. Автор сравнивает методы воздействия государства на социальную ответственность предприятий в странах БРИКС.

УДК 339.97

Рогозин Александр Романович,

магистрант,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: alex_4080 AT mail.ru г. Екатеринбург, Россия

Беляева Жанна Сергеевна,

научный руководитель:

  • кандидат экономических наук, доцент,
  • кафедра международной экономики,
  • Высшая школа экономики и менеджмента
  • ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: zhanna_belyaeva AT yahoo.com г. Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: КСО, БРИКС, государство и КСО, влияние государства на КСО.

Введение

Изначально возникшая в качестве добровольной инициативы, ныне концепция КСО начинает восприниматься как неотъемлемый атрибут добросовестного ведения бизнеса. Будучи одним из стейкхолдеров, государство заинтересованно в стимулировании социально-ответственного поведения бизнеса. И. Алон утверждает, что степень вмешательства государства в сферу КСО может зависеть от устоявшегося в стране типа руководства [1]. По его мнению, Индия и Бразилия относятся к государствам с основанным на правилах руководством ( rule-based governance), а Россия и Китай - к государствам с руководством, основанным на отношениях (relation-based governance). Если же говорить от ЮАР, то её, как правило, относят к первому типу [2, с. 5]. Алон отмечает, что для руководства, основанного на правилах, характерна большая прозрачность, наличие независимого правосудия и высокий уровень публичного доверия, в то время как руководству базирующемуся на отношениях присущи меньшая прозрачность и низкий уровень публичного доверия. Как отмечают М. Кауфман и М. Олару, «В настоящее время слышны голоса, требующие законодательства на уровне ЕС, нацеленного на возведение практик КСО в ранг обязательной составляющей предпринимательской деятельности» [3, с. 8]. В подобном контексте становится актуальной проблема влияния государства на реализацию предприятиями политик КСО. В настоящем докладе предпринята попытка выделить основные методы воздействия государства на КСО в странах БРИКС, провести сравнительный анализ этих методов, а также обозначить существующие в данной сфере тенденции.

Федеративная Республика Бразилия

На сегодняшний день обязательство реализовывать политику КСО в Бразилии не закреплено законодательно на федеральном уровне. Тем не менее, стоит отметить существовавший проект закона 1.305/2003, призванного обязать компании к раскрытию отчётности по КСО [4, с. 131]. Также в стране действует созданный по инициативе властей Бразильский комитет поддержки малого и среднего бизнеса (SEBRAE). В сотрудничестве с правительством, комитет способствует росту и развитию малых и средних предприятий, поощряя внедрение ответственных бизнес-практик [5, с. 3]. Поддерживая такие стандарты как ISO 9000 (управление качеством) и ISO 14000 (защита окружающей среды), комитет также разрабатывает и продвигает свои консультативные программы [6, с. 9]. В целом, государство слабо задействовано в стимулировании социальной ответственности - основной массив работы по развитию КСО в Бразилии осуществляет организация « Ethos instituto». Можно также отметить существующие индикаторы КСО, сформулированные Бразильским институтом социально-экономического анализа (IBASE): их применение рекомендовано при составлении нефинансовой отчётности [7, с. 121].

Республика Индия

Основу государственного воздействия на сферу КСО в Индии составляют положения обновлённого закона о компаниях от 2013 года [8]. Так, раздел №135 закона целиком посвящён корпоративной социальной ответственности. В соответствии с данным разделом, любая компания с собственным капиталом от 5 млрд. рупий или объёмом продаж от 10 млрд. рупий или чистой прибылью от 50 млн. рупий за любой финансовый год обязана учредить Комитет по корпоративной социальной ответственности, состоящий из трёх или более директоров, по крайней мере один из которых должен быть независимым. В функции данного комитета входит формулировка политики КСО и дача совету ди - ректоров рекомендаций относительно составляющих таковой политики, которые указаны в приложении VII закона о компаниях. Получив рекомендации от комитета, компании должны удостоверяться в их исполнении, а также публиковать нефинансовую отчётность, в которой упомянутые действия в рамках КСО должны быть раскрыты. Наконец, наиболее важным положением раздела является пункт №5, предписывающий вышеописанным компаниям тратить на мероприятия в рамках политики КСО как минимум 2% от чистой прибыли в каждый финансовый год. В качестве рекомендуемых составляющих политики КСО в приложении VII приводятся борьба с голодом и бедностью, поддержка образования, социального равенства, борьба с детской смертностью, обеспечение трудовой занятости населения.

Важно отметить, что, пусть действие раздела №135 распространяется не на весь индийский бизнес, но тем не менее, охватывает значительную его часть. Так, при текущем курсе рупии к доллару США (65/1), компании с чистой прибылью от 750.000$ уже попадают под действие описанных положений закона.

Китайская Народная Республика

Традиционно масштабное для Китая вмешательство государства в экономику накладывает свой отпечаток и на сферу КСО, в стимулировании чьих практик оно принимает участие. Социалистическая идеология КНР, декларирующая ведущую роль рабочего класса в развитии экономики, во многом явилась предпосылкой к началу развития корпоративной ответственности в стране, на первых порах нашедшей выражение прежде всего в защите прав рабочих. Так, принятый в 1994 году закон о компаниях [9] уже содержал в себе отголоски практик корпоративной ответственности: в соответствии со статьями №45 и №68 в совет директоров обществ с ограниченной ответственной, созданных двумя и более государственными предприятиями, должны были входить представители рабочих, избираемых демократическим голосованием. Кроме того, в соответствии с законом, компании должны были консультироваться с профсоюзами и сотрудниками по вопросам, касающимся заработной платы. Однако наиболее динамичное развитие КСО в Китае получило лишь в начале нового тысячелетия. Как отмечают Д. Сазерланд и Г. Уилан, в период с 2004 по 2008 года «...число публикуемых китайскими компаниями социальных отчётов выросло с четырёх до приблизительно ста тридцати» [10, c. 5]. Подобное скачкообразное развитие обусловлено двумя ключевыми факторами: учреждением в 2003 году Комитета по контролю и управлению государственным имуществом Китая (далее SASAC) и принятием новой версии закона о компаниях в 2006 году. Обновлённый закон стал важным этапом становления КСО в КНР: в нём впервые содержалась формулировка «социальная ответственность». Статья №5 включающей некоторые поправки версии закона от 2013 года гласит: «При осуществлении предпринимательской деятельности компания должна соблюдать законы и административные постановления, блюсти общественную мораль и этику, действовать добросовестно, признавать государственный и общественный надзор, и нести социальную ответственность» [11]. Таким образом, закон (хоть и достаточно расплывчато) обязывает бизнес реализовывать социальную ответственность. В 2008 году свет увидело руководство по осуществлению социальной ответ - ственности государственных предприятий ( The Guide Opinion on Social Responsibility Implementation for State-owned Enterprises Controlled by the Central Government) [12] - другими словами предприятий, находящихся в ведомстве SASAC. В отличие от закона, содержащего императивные нормы, подготовленное SASAC руководство носит диспозитивный характер. Тем не менее, прописанные в нём положения фактически представляют собой сформулированные государством принципы, в имплементации которых оно заинтересовано. Данное руководство состоит из четырёх частей [13, c. 11]: в первой части КСО признаётся основой устойчивого развития, реализация социальноответственных практик понимается как неотъемлемая часть деятельности китайских компаний на мировом рынке; вторая часть выражает ожидания увидеть государственные компании Китая в роли «почётного примера» для остальных предприятий страны; в третьей части определены ключевые составляющие КСО, к числу которых отнесены добросовестное ведение бизнеса, повышение качества продукции и услуг, защита окружающей среды, поддержка инноваций, защита трудовых прав и благотворительная деятельность; наконец, четвёртая часть руководства акцентирует внимание на необходимости объяснения работникам компаний важности социальной ответственности.

Южно-Африканская Республика

Эпоха апартеида неизбежно оказала своё воздействие на политику государства после 1994 года. Исключением не стала и экономическая сфера. Южно-Африканский закон о компаниях (№61 от 1973 и №71 от 2008 гг. [14-15]) не принуждает бизнес к обязательному осуществлению социальной ответственности. Тем не менее, острая для ЮАР проблема равенства стала одной из предпосылок, обеспечивших законодательное закрепление множества обязательств компаний. В 2003 году Универсальной программой расширения участия чёрного большинства в экономике ЮАР (BBBEE) был подготовлен закон [16], призванный обязать компании наиболее полно учитывать интересы стейкхолдеров, а также обеспечить искоренение социально-экономических неравенств, присущих временам апартеида [17, с. 166]. Закон содержит систему показателей, в случае несоответствия которым бизнес может получить отрицательные оценки, что, несомненно, может осложнить его деятельность в стране. Особое значение имеет приведённый в законе кодекс добросовестной практики (Codes of good practices), включающий шкалу из семи показателей, к соответствию которым должна стремиться компания.

В негосударственном ключе большое влияние на КСО в Южной Африке оказывают так называемые «King Reports» [18, с. 243], являющиеся сводом рекомендаций по корпоративному управлению и социальной ответственности. В частности, данные стандарты апеллируют к следованию «триединому подходу» в управлении компанией, включающему в себя учёт бизнесом социальных, экономических и экологических вопросов.

Российская Федерация

Российский бизнес уже имеет достаточно обширный опыт внедрения практик КСО в свою деятельность, однако подобные инициативы зачастую характерны лишь для наиболее крупных его представителей. Российская специфика такова, что многочисленные градообразующие предприятия - наследие советской эпохи - вынуждены поддерживать инфраструктуру местных сообществ и осуществлять социально ответственную деятельность, что фактически обрекает их на лояльность принципам КСО. Однако, на данный момент обязательная реализация российским бизнесом практик корпоративной социальной ответственности законодательно не закреплена. Тем не менее, стоит упомянуть наиболее значимые существующие документы, в той или иной степени регламентирующие вопросы КСО. В первую очередь, это Социальная хартия российского бизнеса [19], по сути представляющая собой свод основных принципов социально-ответственной деловой практики. Подготовленные РСПП Базовые индикаторы результативности [20], составленные на основе руководства по отчётности в области устойчивого развития G3, представляют из себя рекомендации по подготовке нефинансовой отчётности. Также, если говорить о региональных инициативах, в 2010 году в Республике Саха имели место попытки принять закон «О социальной ответственности бизнеса» [21] - не достигшие успеха.

Сравнительный анализ и выводы

В принятой БРИКС стратегии экономического партнёрства одной из целей, достижение которых способствовало бы развитию торговоинвестиционного сотрудничества между странами-участницами является «Содействие обмену передовым опытом обеспечения корпоративной социальной ответственности» [22]. Таким образом, можно заключить, что все государства БРИКС признают важность распространения практик КСО и поддерживают их развитие. В таблице №1 в общем виде представлены соответствия национальных рекомендаций (государственных, относящихся к составу КСО и негосударственных, относящихся к отражаемым в нефинансовой отчётности категориям) аспектам, выделенным в руководстве G4.

Негосударственные
инициативы
Государственные
инициативы
Индикаторы
Состав КСО
IBASE
БИР
РСПП
Companies
Act
SASAC
Guide
Opinion
Codes of good practice
GRI G4
Брази
лия
Россия
Индия
Китай
ЮАР
Экономика
+
+
+
+
Экология
+
+
+
Организация труда
+
+
+
+
+
Права человека
+
+
+
Взаимодействие с обществом
+
+
Ответственность за продукцию
+
+

Таблица 1

Различная историческая перспектива и страновая специфика обуславливают разное видение и понимание КСО в странах БРИКС. Так, в Китае идеология социализма отдаёт приоритет защите прав трудящихся; последствия эпохи апартеида заставляют южно-африканское общество обращать особое внимание на вопросы всеобщего равенства; высокий уровень экологического загрязнения и не менее высокий уровень населения в Индии объясняют законодательно закреплённое обязательство осуществлять политику КСО, приоритетными направлениями которой являются природоохранные мероприятия и обеспечение занятости; в России же зачастую наблюдается вынужденный характер реализации социальной ответственности градообразующими предприятиями, на чьих плечах лежит забота о местных сообществах и инфраструктуре. Таблица №2 более развёрнуто иллюстрирует выделенные ранее соответствия стандарту G4.

Таблица 2

Соответствия национальных стандартов индикаторам G4: подробный обзор

Негосударственные
инициативы
Государственные
инициативы
Индикаторы
Состав КСО
IBASE
indicators
БИР
РСПП
Companies Act
SASAC
Guide
Opinion
Codes
of
good
prac
tice
GRIG4
Бразилия
Россия
Индия
Китай
ЮАР
1 2
3
4
5
6
7
8
Экономические
индикаторы
экономическая
результативность
+
+
присутствие на рынках
непрямые
экономические
воздействия
+
+
+
+
практики закупок
Экологические индикаторы
материалы
+
энергия
+
+
вода
+
биоразнообразие
выбросы
+
+
сбросы и отходы
+
+
продукция и услуги
+
соответствие
требованиям
+
транспорт
общая
информация
+
+
+
оценка поставщиков

Продолжение табл. 2

1
2
3
4
5
6
7
8
Социальные индикаторы
организация труда
занятость
+
+
+
взаимоотношения сотрудников и руководства
+
здоровье и безопасность на рабочем месте
+
+
+
подготовка и образование
+
+
+
+
+
разнообразие и равные возможности
+
+
+
+
равное вознаграждение для женщин и мужчин
+
права человека
инвестиции
недопущение дискриминации
+
+
+
свобода ассоциации и ведения коллективных переговоров
детский труд
+
принудительный или обязательный труд
+
практики обеспечения безопасности
права коренных и малочисленных народов
+
общество
местные сообщества
+
+
противодействие коррупции
государственная
политика
+
препятствие
конкуренции
соответствие
требованиям

Окончание табл. 2

1
2
3
4
5
6
7
8
Социальные индикаторы
ответственность за продукт
здоровье и безопасность потребителя
+
маркировка продукции и услуг
+
маркетинговые
коммуникации
неприкосновенность частной жизни потребителя
соответствие
требованиям

Тем не менее, при всех различиях можно выделить некоторые схожие черты. Так, прослеживается тенденция к закреплению обязанностей компаний включать социально-ответственные практики в свою деятельность. Примечательно, что как правило, подобное закрепление происходит в законе о компаниях (Индия, Китай), а попытки принять отдельный закон не имеют успеха (Бразилия, Россия). Но и здесь в каждой стране присутствует своя специфика: если в Индии обязанность реализовывать политику КСО чётко прописана в законе, то Китайское законодательство в данном контексте менее конкретно, и больший вес имеют прописанные в руководстве SASAC принципы, имеющие характер «настоятельных рекомендаций» - что обусловлено широким государственным участием в капитале.

Список использованных источников

Alon I. Corporate Social Responsibility in Brazil, Russia, India and China

Comparing Corporate Communications. URL : http://giga.hamburg/en/event/corporate-social-responsibility-in-brazil- mssia-india-and-china-%E2%80%93-comparing-corporate (дата обращения: 19.11.2015)

Oman C. Corporate Governance in Development The Experiences of Brazil, Chile, India, and South Africa: The Experiences of Brazil, Chile, India, and South Africa. URL :https://bvc.cgu.gov.br/bitstream/ 123456789/3630/1/corporate_governance_in_development.pdf ( дата обращения: 19.11.2015)

Kaufman M., Olaru M. The impact of Corporate Social Responsibility on Business Performance - can it be measured, and if so, how? URL: http://www.culturaldiplomacy.org/academy/content/pdf/participant- papers/2012-03-iec/The_Impact_of_Corporate_Social_Responsibility_

on Business_Performance_-_Malte_Kaufmann.pdf (дата обращения:

19.11.2015)

Crisostomo V., Freire F., Parente P. An analysis of corporate social responsibility in Brazil: growth, firm size, sector and internal stakeholders involved in policy definition. URL: http://rcientificas.uninorte.edu.co/ in- dex.php/pensamiento/article/viewFile/ 7024/642 (дата обращения:

19.11.2015)

Ascoli K., Benzaken T. Public Policy and the Promotion of Corporate Social Responsibility. URL: http://drcafta.bsr.org/images/partners/ Public_Policy_Promotion_of_CSR_final.pdf ( дата обращения:

19.11.2015)

Olowonirejuaro R. Implementation of “beyond compliance” tools and CSR efforts by oil multinationals in Brazil: is there a link? URL : http://www.dundee.ac.uk/cepmlp/gateway/?news=32327 (дата обращения:

19.11.2015)

Oliveira M. De Luca M. Disclosure of social information by Brazilian companies according to United Nations indicators of corporate social responsibility. URL: http://www.scielo.br/ pdf/rcf/v20n51/v20n51a08.pdf (дата обращения: 19.11.2015)

Ministry of law and justice. The Companies Act, 2013. URL : http://www.mca.gov.in/Ministry/pdf/CompaniesAct2013.pdf (дата обращения: 19.11.2015).

Company Law of the People's Republic of China, 1994. URL : http://www.sinoagent.com/art/1994/7/1/art_593_3409.html (дата обращения: 19.11.2015).

Sutherland D., Whelan G. Corporate social responsibility in china's largest tncs. URL: https://www.nottingham.ac.uk/cpi/documents/ discussion- papers/discussion-paper-51-csr-ds.pdf ( дата обращения: 19.11.2015).

Company Law of the People's Republic of China (Revised in 2013), art. 5. URL: http://www.fdi.gov.cn/1800000121_39_4814_0_7.html ( дата обращения: 19.11.2015).

Guidelines to the State-owned Enterprises Directly under the Central Government on Fulfilling Corporate Social Responsibilities. URL : http://en.sasac.gov.cn/n1408035/c1477196/content.html (дата обращения: 19.11.2015).

Li-Wen Lin, Corporate Social Responsibility in China: Window Dressing or Structural Change, 28 Berkeley J. Int'l Law. 64 (2010).

URL:

http://scholarship.law.berkeley.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1377con text=bjil (дата обращения: 19.11.2015).

Companies Act 61 of 1973. URL: http://www.cipro.co.za/ legisla- tion%20forms/ companies/Companies%20Act.pdf (дата обращения:

.

Companies Act 71 of 2008. URL: http://www.saflii.org/za/ legis/consol_act/ca2008107.pdf (дата обращения: 19.11.2015).

Broad-Based Black Economic Empowerment Amendment Act. URL : http://www.thedti.gov.za/news2014/Act46of2013BEE.pdf (дата обращения: 19.11.2015).

Dekker A., Esser I. The Dynamics of Corporate Governance in South Africa: Broad Based Black Economic Empowerment and the Enhancement of Good Corporate Governance Principles.URL: http://eprints.gla.ac.uk/109862/1/109862.pdf ( дата обращения:

.

King II Report on Corporate Governance. URL: http://library.ufs.ac.za/dl/userfiles/documents/Information_Resources/Kin gII%20Final%20doc.pdf (дата обращения: 19.11.2015).

Социальная хартия российского бизнеса. URL: http://rspp.ru/12/6273.pdf (дата обращения: 19.11.2015).

Базовые индикаторы результативности РСПП. URL: http://rspp.ru/12/7862.pdf (дата обращения: 19.11.2015).

Проект Закона Республики Саха (Якутия) «О социальной ответственности бизнеса ». URL: http://www.sakha.gov.ru/ node/26644 (датаобращения: 19.11.2015).

Стратегия экономического партнёрства БРИКС. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/KT0SBHnIZjOpIuAj2AOXC nszNQA8u7HL.pdf ( датаобращения: 19.11.2015).

Alexander R. Rogozin,

Student of the master's programme,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: alex_4080 AT mail.ru Ekaterinburg, Russia

Zhanna Belyaeva,

PhD, Associate Professor,

International Economics Department,

Graduate School of Economics and Management,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: zhanna_belyaeva AT yahoo.com Ekaterinburg, Russia

INFLUENCE OF THE STATE ON CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY: BRICS'S COUNTRIES EXPERIENCE

Abstract:

In this article aspects of influence of the state on the sphere of CSR are considered. The author compares methods of impact of the state on social responsibility of the enterprises among BRICS countries.

Key words:

CSR, BRICS, state and CSR, influence of the state on CSR.

АЛЬТЕРНАТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ЭФФЕКТ МАСШТАБА И ЭКСТЕРНАЛИИ








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ