СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Восприятие социальной ответственности предприятиями малого и среднего бизнеса и студентами свердловской области


Аннотация:

На практике крупные компании применяют принципы КСО, но интересен факт, знакомы ли малые и средние предприятия с практиками социальной ответственности в Свердловской области. Недостаточная изученность проблемы социально ответственного малого и среднего бизнеса делают исследование злободневным в период кризиса.

Авторами предпринята попытка формализовать индикаторы результативности социальной ответственности малого и среднего бизнеса.

УДК 65.012.123

Лопаткова Яна Алексеевна,

магистрант кафедры управления и практики менеджмента,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: yanalopatkova AT mail.ru г.Екатеринбург, Россия

Беляева Жанна Сергеевна,

кандидат экономических наук, доцент, кафедра международной экономики,

Высшая школа экономики и менеджмента,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: zhanna_belyaeva AT yahoo.com г.Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: Социальная ответственность бизнеса; восприятие КСО; малый и средний бизнес.

Российская практика демонстрирует активность крупных компаний на рынке социальных инвестиций и усиления корпоративной социальной ответственности. В тоже время российский рынок широко представлен малым и средним бизнесом. Однако понимание и инструменты внедрения практики социальной ответственности в этом секторе является малоизученным.

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью оценки результативности применения методик КСО организациями малого и среднего бизнеса.

Для изучения восприятия социальной ответственности нами проведена выборка целевой аудитории из представителей бизнеса г. Екатеринбурга. В качестве инструмента исследования был разработан план глубинного интервью для выяснения понимания глубины КСО бизнесом.

Респонденты - 11 компаний микро, малого и среднего бизнеса.

Категории компаний определены по:

  • численности персонала (до 15 человек - микропредприятия, до 100 человек - малые предприятия, 101-200 человек - средние предприятия);
  • годовому денежному обороту (до 400 млн. руб. - малые предприятия, до 1000 млн. руб. - средние предприятия) [1].

В основном на вопросы интервью отвечали представители организаций, имеющие руководящие должности (81,1% всех опрошенных). Информация о респондентах исследования представлена в таблице 1.

Сфера деятельности
Срок деятельности
Категория
компании
Занимаемая
должность
респондента
1
2
3
4
5
R1
Парикмахерские
услуги
5-10 лет
микро
руководящая
R2
Книги и канцелярские товары
5-10 лет
микро
специалист
R3
Оптово-розничная торговля обувью
Более 20 лет
малая
руководящая
R4
Творческая мастерская и розничный магазин
1-5 лет
микро
руководящая
R5
Оптово-розничная торговля верхней одеждой
10-20 лет
микро
руководящая
R6
Розничная продажа шин и дисков
1-5 лет
малая
руководящая
R7
Зоотовары и ветеринарные препараты
1-5 лет
малая
руководящая
R8
Транспортная
компания
10-20 лет
средняя
руководящая
R9
Рекламное агентство
10-20 лет
средняя
специалист
R10
Услуги в области безопасности бизнеса
Более 20 лет
средняя
руководящая
R11
Производство ювелирных изделий и розничный магазин
5-10 лет
малая
руководящая

Представителям бизнеса предлагалось интерпретировать понятие «социальная ответственность» на основе сферы деятельности организации и имеющегося опыта, привести примеры социальной ответственности, реализуемые на их предприятиях, сформулировать барьеры и эффекты КСО (табл. 2).

«Самая важная социальная составляющая бизнеса - это забота о своих сотрудниках и их семьях. Наша организация обеспечивает представителей местного сообщества рабочими местами и дает возможность сотрудникам зарабатывать деньги, расти профессионально и содержать свои семьи» (генеральный директор, R 10).

Примеры КСО-деятельности, реализуемые на предприятиях малого и среднего бизнеса: предоставление расширенной гарантии на товары; проведение мероприятий, презентаций для потребителей и тренингов для персонала; стажировки для студентов и выпускников ВУЗов; проведение субботников; участие в культурных мероприятиях города, международных выставках; гуманитарная помощь, поддержка и спонсирование детских домов, сбор средств для питомников и другие.

Таблица 2

Барьеры и эффекты от практики КСО по мнению представителей бизнеса

Барьеры
Эффекты
Стереотипы мышления, сложившиеся в обществе (R 10).
Недостаточная поддержка малого и среднего бизнеса государством (R5).
Малая отдача от проведения социальной политики (R 11).
Материальный фактор (R 1).
Новые социальные проекты закрываются на начальном уровне, так как уровень считается достаточным (R 9).
Повышение лояльности клиентов, положительные отзывы клиентов.
Снижение текучки кадров, эффективная работа сотрудников.
Новые идеи благодаря привлечению молодых специалистов.
Уважение от представителей местного сообщества.
Повышение репутации и значимости среди бизнеса партнеров.
Увеличение продаж, максимизация прибыли.

Таким образом, представители бизнеса указывают на преобладание положительных эффектов от осуществления практики социальной ответственности по сравнению с возникающими барьерами и трудностями. Исследование иллюстрирует, что затраты на реализацию практик КСО меньше ожидаемых выгод в части приверженности сотрудников, улучшения репутации компании и удовлетворенности клиентов. Кроме того, деятельность КСО представляет собой надежную стратегию, особенно, когда заинтересованные стороны (например, клиенты и сотрудники) испытывают проблемы социального характера.

Кроме того, представителям бизнеса предлагалось оценить значимость следующих компонентов КСО [2, c.5-6; 3, с.116-120]:

a)
Окружающая среда
b)
Гигиена труда и безопасность
c)
Благосостояние сотрудников
d)
Борьба с дискриминацией
e)
Права человека
f)
Общественное развитие
g)
Равенство полов
h)
Этика

По результатам исследования наибольший процент набрал компонент - гигиена труда и безопасность (46% всех опрошенных). 36% респондентов выбрали благосостояние сотрудников, как самый важный компонент.

Общественное развитие и этика были оценены респондентами на равном уровне, и тот и другой компонент выбрали 9% всех опрошенных.

Наименьшую оценку по пятибалльной шкале получили такие показатели как борьба с дискриминацией и равенство полов. «Неважно женщина ты или мужчина, важны профессиональные качества» (руководитель отдела продаж, R 3). Результаты представлены на рисунке 1.

Компоненты КСО

Этика

Рисунок 1 - Оценка компонентов КСО представителями малого и среднего бизнеса

С другой стороны, мы попытались оценить восприятие социальной ответственности заинтересованными сторонами. Мы проанализировали студентов как основную группу стейкхолдеров для малого и среднего бизнеса. Студенты - динамичная и активно развивающаяся выборка общества, представляющая собой клиентов, партнеров и внутренних стейкхолдеров бизнеса. Для проведения анкетирования нами адаптирована анкета исследования компонентов глобального мышления [2, c.5-6], которая помогла определить отношение к социальной ответственности бизнеса.

  1. Опрос был проведен среди студентов крупнейших ВУЗов города Екатеринбурга в процентном соответствии с количеством учащихся студентов ( УрФУ - 57000 студентов, УрГЭУ - 20000 студентов, УГМА - 5000 студентов и УГАХА - 3500 студентов). В опросе приняли участие 200 респондентов.

По результатам опроса можно обозначить следующие выводы:

Студенты хотят получить высокое качество продукции и услуг от компаний.

13% всех респондентов заинтересованы в корпоративной социальной ответственности.

Такой компонент, как благосостояние работников имеет большое значение как для студентов и представителей бизнеса (рис 2.)

Компоненты КСО

Удобство расположения, доступность Корпоративная 40*

Качество

продукции

48«*

сервиса 21Н '

Рисунок 2 - Оценка компонентов КСО студентами

Исследование ответственного ведения бизнеса демонстрирует готовность небольших компаний достигать значимых для общества целей бизнеса. Многие предприятия, не владея терминологией, рассматривают стратегически важные эффекты внедрения КСО, позволяющие повышать уровень конкурентоспособности. Для оценки качества процессов социальной ответственности нами разработана обобщенная модель восприятия и результативности социальной ответственности малого и среднего бизнеса Свердловской области (табл. 3).

С управленческой точки зрения, настоящее исследование предлагает конкретные рекомендации для руководителей бизнеса:

Вести активный диалог с наиболее влиятельными стейкхолдерами для формирования наилучшего продукта, удовлетворяющего интересы компании и заинтересованных сторон.

Осуществлять регулярный мониторинг социальной деятельности конкурентов и других организаций, а также проводимых в городе культурных, благотворительных и иных мероприятий.

Введение принципов социально ответственного бизнеса, как неотъемлемого элемента функционирования предприятия.

Таблица 3

Показатели результативности социальной ответственности малого и среднего бизнеса Свердловской области

Ключевые показатели
Критерии
Лояльность покупателей
Положительные отзывы покупателей
Повторные покупки
Наличие постоянных покупателей
Персонал
Текучка кадров
Производительность труда
Репутация в бизнес среде
Участие в мероприятиях города
Количество партнеров
Инновационные идеи
Количество молодых специалистов
Новые проекты
Участие в выставках
Продажи
Прибыль

В заключении необходимо отметить, что бизнес начинает проявлять достаточно весомую для общества социальную активность, которая во многом носит «тихий» характер. Малые и средние предприятия играют важную социальную роль именно в тех областях, в которых они функционируют. Кроме того, реализация КСО является инструментом, способным завоевать сердца и умы сотрудников особенно для малого и среднего бизнеса [4, с. 37].

Список использованных источников

  1. Федеральный закон № 209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс].
  2. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_52144/08b3ecbcdc9a360ad1dc314150a6328886703356/
  3. Paul K., Meyskens M., Robbins S. (2009). Components of global mindset: corporate social responsibility and cross-cultural sensitivity. Journal of business and cultural studies.
  4. Wencel F.E (2012) Adopting the Brisoux-Larouche model of brand categorization to correlate brand social responsibility in national and in-house coffee shops. Iowa State University. P. 132
  5. Hansen D.S., Dunford B.B. (2011) Corporate Social Responsibility and the Benefits of Employee Trust: A Cross-Disciplinary Perspective.Journal of Bussiness Ethics. Vol. 102. P. 29-45.

STUDENTS AND SME’S PERCEPTION OF SOCIAL RESPONSIBILITY IN SVERDLOVSK REGION

Abstract:

Nowadays large companies are actively implementing the principles of corporate social responsibility (CSR). However, corporate responsibility in SME is a highly controversial issue. Due to this fact our research is in line with current interest.

The authors attempted to develop a general model of perception and effectiveness of the social responsibility of small and medium sized enterprises in the Sverdlovsk region.

Key words:

Corporate social responsibility; the perception of CSR; small and medium businesses.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ