СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Влияние университетов на развитие регионов: компаративный анализ


Аннотация:

Социальная ответственность университетов является новым направлением общей теории ответственности организаций. Рассматривая университеты как организации, можно утверждать, что данная категория также несет ответственность за свои действия перед различными группами стейкхолдеров. Данная работа направлена на исследование сравнительно новой концепции социальной ответственности университетов. Базу для исследования составляют социальные отчеты, интернет-сайты рассматриваемых высших учебных заведений.

В работе рассмотрены направления влияния социальной ответственности университетов на регионы их расположения, выявлены приоритетные направления воздействия. Проведен сравнительный анализ социальной политики выборки университетов.

Полученные результаты могут быть использованы в целях модификация и оптимизации стратегического управления университетами.

Социальная ответственность университетов является малоизученной областью, кроме того, в данной работе выборку составляют университеты бысг- роразвивающихся стран мира - БРИКС. Таким образом, сравнительный анализ такой области как социальная ответственность университетов БРИКС также представляет собой новую категорию для исследования.

УДК 339.9

Бенцион Виктория Дмитриевна,

аспирант кафедры международной экономики,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: victoriabentsion AT gmail.com г.Екатеринбург, Россия

Беляева Жанна Сергеевна,

кандидат экономических наук, доцент, кафедра международной экономики,

Высшая школа экономики и менеджмента,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: zhanna_belyaeva AT yahoo.com г.Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: Социальная ответственность университетов, КСО, БРИКС, нефинансовая отчетность, компаративный анализ, контент-анализ.

Введение

Социальная ответственность университетов является новым направлением общей теории ответственности организаций. Термин социальная ответственность опирается на юридические и этические обязательства, которые возникают в ходе деятельности корпораций, влияющей на общество, экономику и окружающую среду. Рассматривая университеты как организации, можно утверждать, что данная категория также несет ответственность за свои действия перед различными группами стейкхолдеров (например, студенты, сотрудники, выпускники, местное сообщество, окружающая среда). Также, университеты, осуществляя одну из своих главных функций - обучение, должны служить примером этического поведения, справедливой системы, прозрачности и соблюдения прав человека.

В условиях глобализации и высоких темпов технологических изменений в обществе, перед высшими учебными заведениями возникает множество трудностей. Практика социальной ответственности университетов является новым подходом к определению социальных обязательств ВУЗов.

Высшие учебные заведения обладают уникальной ролью в обеспечении устойчивого развития регионов, так как в перечень их обязательств входит продвижение ответственности знания и практики. Университеты несут ответственность за помощь студентам в формировании определенных навыков понимания важности социальной ответственности и устойчивого развития [1]. Таким образом, можно сделать вывод, что университеты имеют обязательство перед обществом за образование будущих социально ответственных лидеров, которые, в свою очередь, станут драйверами устойчивого развития регионов.

Генезис понятия социальной ответственности университетов

Понятие социальной ответственности университетов возникает сравнительно недавно. В 2001 году несколько латиноамериканский университетов, взаимодействуя с Межамериканским банком развития, разработали проект инициативы, которая получила название «Этика, Социальный капитал и Развитие». Данный проект способствовал повышению информированности о важности социальных практик, выходящих за рамки традиционных волонтерских программ работы с населением [2]. В рамках этого проекта возникла концепция социальной ответственности университетов, важность которой в дальнейшем была признана высшими учебными заведениями Латинской Америки.

Несмотря на свою значительную новизну, понятие социальной ответственности университетов получило немалое количество определений. Одно из первых определений понятия социальной ответственности университетов было разработано сетью учебных заведений Чили в период с no 2005 год. Под социальной ответственностью университетов понимается способность к разработке и продвижению группы принципов и ценностей через развитие процессов управления, обучения, исследовательской работы и взаимодействия с сообществом [3].

Также распространено иное определения понятия социальной ответственности высших учебных заведений - политика этического качества работы университетского сообщества (студенты, преподаватели и административный персонал) с помощью внедрения ответственного управления образовательным, когнитивным, трудовым и экологическим воздействием, осуществляемыми университетом в рамках интерактивного диалога с обществом, для целей достижения устойчивого развития [4].

Кроме того, исследователи подчеркивают различия понятий корпоративной социальной ответственности от социальной ответственности университетов. Практика КСО не может быть применима к высшим учебным учреждениям. Социальная ответственность университетов рассматривает иные специфические факторы влияния, к которым корпорации не имеют отношения [5].

Как было отмечено ранее, большинство подходов к определению понятия социальной ответственности университетов происходит из регионов Латинской Америки. Социальная ответственность университетов может быть представлена в виде теории управления, которая обязывает высшие учебные заведения действовать на основе социально ответственных принципах, начиная с основных функций учреждений - обучающей и исследовательской.

Социальная ответственность университетов подразумевает не только обучение социально ответственных сотрудников и граждан, но и затрагивает вопросы экономического, социального и культурного развития, а также участвует в продвижении социальной справедливости [6]. В этом смысле практика социальной ответственности высших учебных заведений представляет собой междисциплинарную работу профессоров, исследователей, деканов, студентов, а также внешних стейкхолдеров университетов, основанную на этическом менеджменте, преподавании, тренингах [7].

Актуальность и важность концепции социальной ответственности университетов также подтверждается фактом ее включения в объект исследования Международной Ассоциации Университетов, наряду с другими важными проблемами, с которыми сталкиваются университеты, а также создание организаций в этой области, например, Bentley Alliance for Ethics and Social Responsibility ( BAESR) в Бостоне.

Взаимодействие университетов и регионов: обзор подходов

Любая организация в процессе своей деятельности оказывает определенное влияние на регион своего базирования. В настоящее время существует большое количество подходов к определению схемы взаимодействия университетов и регионов, особенно это касается вопроса влияния высших учебных заведений на региональное развитие.

На первичном уровне университеты можно рассматривать как работодателей для значительного круга специализаций, также как потребителей товаров и услуг, своего рода «вкладчиков» в культурную среду региона, а также с точки зрения организации, чаще всего негативно влияющей на окружающую среду.

Однако, если рассмотреть университеты с точки зрения теории социальной ответственности, можно найти иные способы влияния на регионы. Стоит отметить, что подходы к определению влияния университетов на региональное развитие, наряду с определением понятия социальной ответственности, различаются.

Некоторые авторы делят возможные эффекты деятельности учебных заведений на негативные и позитивные [3]. В качестве примеров негативных факторов можно рассмотреть неадекватные условия труда, недостаток этических курсов, безразличие к социальным проблемам, устаревшие образовательные программы. Положительными факторами в данном случае будут являться: этичная и транспарентная система управления, междисциплинарные курсы, установление диалога с различными группами стейкхолдеров и т.д.

Например, ОЭСР классифицируют возможные эффекты деятельности высших учебных заведений на регионы в 4 группы: инновации для бизнеса, человеческий капитал и повышение квалификации, социальное и культурное развитие регионов, влияние университета на развитие институционального потенциала региона посредством привлечения руководства и квалифицированных сотрудников ВУЗа к работе в органах управления региона [8]. При реализации университетом активной работы по всем 4 направлениям, с точки зрения ОЭСР данное учреждение оказывает положительное влияние на региональное развитие и считается проактивным.

Также существуют и иные подходы к классификации эффектов от деятельности ВУЗов на регионы. Некоторые исследователи предлагают группировать все возможные последствия деятельности университетов на 4 группы: организационные, когнитивные, образовательные, социальные [5]. Данные группы образуют модель социальной ответственности университетов, основанную на 4 направлениях влияния. Очевидно, что организационные и социальные эффекты свойственны любым типам организаций, так как каждая организация нанимает людей, оказывает экологическое влияние, а также тем или иным способом взаимодействует с местным сообществом. Однако, образовательные и когнитивные эффекты характерны только для академических систем, так как университеты напрямую ответственны за профессиональное образование населения, а также за развитие исследовательского сообщества.

Кроме того, следует отметить модифицированную модель социальной ответственности высших учебных заведений [9]. Данная модель представляет собой группировку факторов влияния деятельности университета по следующей схеме: факторы продвижения, образовательными, культурными и экологическими факторами (рис. 1).

Рисунок 1. Модель влияния социальной ответственностиуниверситетов [9]

Группа факторов продвижения предполагает влияние на развитие бизнес-среды и узнаваемости бренда; образовательные факторы включают выравнивание рынка труда, актуальные программы преподавания, квалифицированный академический состав; к культурным факторам автор модели относит развитие интеллектуального пространства, а также распространение культурного, этического, социального и экологического поведения; экологическая часть модели посвящена безопасным для окружающей среды проектам и технологиям Green Campus (Зеленый Кампус).

Влияние социальной ответственности университетов на регионы

В данной работе предпринята попытка определить способы влияния университетов на региональное развитие через обзор практик, применяемых в выбранных учебных заведениях. Мы провели контент-анализ вы

бранных университетов, с использованием документов, интернет-сайтов, расписаний. Базу для исследования составляют социальные отчеты, интернет-сайты рассматриваемых высших учебных заведений: Tsinghua University (Китай), University of Cape Town (ЮАР), The Federal University of Rio de Janeiro (Бразилия), Уральский Федеральный Университет имени Б.Н. Ельцина (Россия) (табл. 1). Выборка университетов, анализируемых в работе, ограничена следующими факторами: университет включен в список QS World University Ranking, география ограничена странами-членами БРИКС, а также учитывается GRI-критерий, в соответствии с которым университет выпускает отчет о социальной ответственности или по устойчивому развитию, с использованием рекомендаций GRI [10].

Таблица 1

Выборка университетов*

*Составлено по [10]

Университет
Число студентов
Число преподавателей
Место в рейтинге QS World University Rankings
Общее
число
Ино
стран
ные
Общее
число
The Federal University of Rio de Janeiro (Бразилия)
54055
1216
4090
226
#323
УрФУ им. Б.Н. Ельцина (Россия)
28090
956
3285
82
#601-650
Tsinghua University (Китай)
34170
4029
5136
880
#25
University of Cape Town (ЮАР)
19083
3051
1497
369
#171

Для целей работы рассмотрены университеты из выборки с точки зрения модели социальной ответственности, а также предпринята попытка определить инициативы, оказывающие влияние на регион. В качестве модели социальной ответственности в данной части работы выбрана четырехфакторная модель, включающая факторы продвижения, образовательные, культурные и экологические факторами [9]. Метод контент-анализа широко используется в сфере исследования КСО, в особенности при исследовании нефинансовой отчетности. Этот процесс подразумевает сбор и кодификацию данных по заранее определенным категориям. Исходя из того, что социальная ответственность бизнеса и социальная ответственность университетов имеют значительное количество похожих характеристик, мы выбрали контент-анализ

как метод исследования в данной работе. Категории, используемые в исследовании определены в соответствии с моделью влияния социальной ответственности университетов Беляевой Ж. С.: образовательные, экологические и культурные факторы, а также группа факторов продвижения.

Модель социальной ответственности университетов в БРИКС

39751066167000Результаты контент-анализа представлены на графике. Согласно данным на рисунке 2, стоит отметить, что все направления четырехфакторной модели реализуются на практике в анализируемой выборке университетов.

кампусы — исторический на Praia Vermelha, расположенный в Технологическом Парке Рио. Данный университет функционирует в соответствии с программой FORPROEX, которые определяют общую концепцию и миссию ВУЗа: Университет руководствуется принципом неотделимости преподавания, научных исследований и развития; основу развития составляют образовательные, культурные, научные, междисциплинарные направления деятельности ВУЗа, которые способствуют укреплению взаимодействия между университетами и другими секторами общества.

В качестве инициатив для группы факторов продвижения данный университет предлагает международные конференции, приглашает к сотрудничеству иностранных преподавателей, активно сотрудничает с крупными бизнес- игроками страны ( Petrobras). Культурные инициативы включают в себя активный диалог с обществом, направленный на развитие отношений между университетом и социальных секторов, обмена знаниями. организаций. Образовательная деятельность университета помимо подготовки высококвалифицированных кадров, предполагает увеличение доступности образования, что способствует преодолению неравенства и социальной изоляции, а также создания более справедливого, этичного общества.

Федеральный Университет Рио-де-Жайнеро единственный из выборки высших учебных заведений не имеет вебсайта на английском языке, что во многом усложняет анализ влияния социальной ответственности ВУЗа на региональное развитие.

Уральский Федеральный Университет в настоящий момент находится на ранней стадии внедрения политики социальной ответственности. Тем не менее, благодаря ориентации на экспертов в этой области, УрФУ ведет активную работу по развитию социальной ответственности. Университет занимается подготовкой социального отчета, отражающего деятельность Университета в области социальной ответственности, ориентируясь на международные стандарты его подготовки, включая Руководство в области устойчивого развития Глобальной инициативы по отчетности ( GRI). Для изготовления опытных образцов и партий инновационной продукции в УрФУ создан и расширяется комплекс инновационно-внедренческих центров (ИВЦ). Он выполняет заказы как малых инновационных предприятий с участием университета, так и сторонних партнеров. Вышеупомянутые инициативы можно отнести к факторам продвижения.

Университет Tsinghua в Китае постоянно занимает первое место в Национальном рейтинге университетов КНР. На протяжении многих лет в этом университете большое внимание уделяется международному сотрудничество, обмену опытом, продвижению технологий и достижений ВУЗа в Китае и за рубежом. Данный факт относится к группе факторов продвижения университета. Кроме того, Tsinghua активно работает в направлении защиты окружающей среды, концепция Green Campus реализуется более 20 лет. За время применения практики защиты окружающей среды, университет принял участие в 280 проектах национального уровня, а также зарегистрировал около 300 патентов, относящихся к устойчивому развитию. К тому же, в университете ведет работу Центр Инноваций и Социальной Ответственности, который занимается внутренними и внешними социальными проектами, обеспечивает образовательные программы новыми курсами.

Университет Кейптауна выделяется из выборки благодаря факту наличия годового отчета, изданного в соответствии с рекомендациями GRI. Также, на сайте университета ежегодно появляется отчет о деятельности ВУЗа, включающий ключевые исследовательские проекты, их результаты. Кроме того, сайт университета содержит тематические разделы об участии ВУЗа в решении проблем социального неравенства, безопасности. Университет Кейптауна принимает участии в экологическом проекте African Climate Development Initiative [11]. Исследовательская база университета вносит значительный вклад в развитии науки, медицины, достижения исследователей ВУЗа реализуются на практике. Университет Кейптауна отличается высоким уровнем социальной отчетности. Кроме отчета в соответствии с рекомендациями GRI, учебное учреждение предоставляет ежегодные отчет об исследованиях и отчет вице-президента университета.

Анализируя результаты, достигнутые в работе, стоит отметить, что социальная ответственность университетов является важным аспектом в понимании того, как высшие учебные заведения взаимодействуют со своими внутренними и внешними стейкхолдерами. Также, социально ответственные учреждения оказывают в большей степени позитивное влияние на региональное развитие.

Данное работа представляет начальный этап исследования социальной ответственности университетов БРИКС. В дальнейшем планируется провести эмпирический анализ данных, для верификации результатов. Кроме того, авторы предполагают увеличение выборки университетов БРИКС.

Список использованных источников

  1. Matten D., Moon J. Corporate social responsibility education in Europe // Journal of business Ethics. - 2004. - Issue 4. - C. 323-337.
  2. Vallaeys, F. (2008). Responsabilidad Social Universitaria: Una nueva filosofia de gestion etica e inteligente para las universidades // Educacion Superior y Sociedad, - 2008 - Issue 2. - P. 195-219
  3. Gomez L. The Importance of University Social Responsibility in Hispanic America: A Responsible Trend in Developing Countries // Corporate Social Responsibility and Sustainability: Emerging Trends in Developing Economies. - 2014. - P. 241-268. URL :http://dx.doi.org/10.1108/S2043- 905920140000008013. (05.10.2015)
  4. Reiser (2008). University Social Responsibility definition. URL: http://www.library.ru/1/kb/articles/article.php?a_uid=225
  5. (01.10.2015)
  6. Vallaeys, F., de la Cruz, C. and Sasia, P. Responsabilidad Social Universitaria, Manual de Primeros Pasos. Mexico: McGraw-Hill Interamericana Editores and Banco Interamericano de Desarrollo. - 2009. URL: http://idbdocs.iadb.org/wsdocs/getdocument.aspx?docnum= =35125786. (01.10.2015)
  7. Berezo Diez J., de la Cruz Ayuso C., Sasia Santos P. M. Strategic local responses to global governance: the case of xertatu //Corporate Governance: The international journal of business in society. - 2008. -Issue 4. - P. 571-577.
  8. Vasilescu R. et al. Developing university social responsibility: A model for the challenges of the new civil society // Procedia-Social and Behavioral Sciences. - 2010. - V. 2. - I. 2. - P. 4177-4182.
  9. Higher Education and Regions: Globally Competitive, Locally Engaged. - OECD. - 2007. URL: http://www.oecd.org/edu/imhe/39378517.pdf
  10. (02.10.2015)
  11. Belyaeva Zh. S. Systemic approach to social responsibility: building and mapping sustainable practices at Ural Federal University. - Paper presented at 8th EuroMed conference of the EuroMed academy of business conference readings book proceedings, at Verona, Italy, Volume: 2015, p 158-170
  12. QS World University Ranking. - 2014. - United Kingdom URL: http://www.topuniversities.com/university-rankings
  13. African Climate Development Initiative. - 2011. - South Africa, Cape Town URL: http://www.acdi.uct.ac.za.

THE IMPACT OF UNIVERSITIES ON REGIONAL DEVELOPMENT: COMPARATIVE ANALYSIS

Abstract:

University social responsibility (USR) is new direction derived from general concept of organizational responsibility. Considering universities as special type of organizations, we suggest that this category have responsibility for the effects of their actions on different groups of stakeholders This paper attempts to determine university social responsibility, identify similarities and differences of USR and CSR. Materials for research include social reports and websites of chosen universities.

In this paper, we have considered universities’ impact on their home regions; also, prioritized spheres of influence have been defined. In addition, comparative analysis of university social policy have been carried out.

The results of this research may be applied as a tool for modifying and optimization of university strategic management.

University social responsibility is weakly explored area; in addition, the sample of study consists of universities from fast-growing countries - the BRICS countries. Thereby, comparative analysis of USR of BRICS universities also represents a new category for examination.

Victoria Bentsion,

post-graduate student,

International Economics Department,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: victoriabentsion AT gmail.com Ekaterinburg, Russia

Zhanna Belyaeva,

PhD, Associate Professor,

International Economics Department,

Graduate School of Economics and Management,

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: zhanna_belyaeva AT yahoo.com Ekaterinburg, Russia

Key words:

University social responsibility, CSR, BRICS, non-financial reporting, comparative analysis, content analysis.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ