Современные университеты играют важную роль в формировании устойчивого развития регионов, объединяя основных участников социально-экономических процессов для создания общих ценностей бизнеса и общества. В представленной статье предпринята попытка определить уровень и направление развития социальной ответственности университета на основе анализа существующей практики и научных исследований мировой образовательной отрасли. Первая часть статьи посвящена формализации текущих подходов к определению устойчивого развития и социальной ответственности в университетах в международной экономике. Далее приводится обзор методических подходов к исследованиям моделей социальной ответственности Университетов. Практическая значимость результатов заключается в выделении задач планирования устойчивого развития системной социальной ответственности образовательных учреждений.
УДК 378.4+334.02
Беляева Жанна Сергеевна,
кандидат экономических наук, доцент,
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» e-mail: zh.s.belyaeva AT urfu.ru г.Екатеринбург, Россия
Ключевые слова: Социальная ответственность университетов, СОУ, международные модели СОУ, социально-экономические стратегии университетов, нефинансовая отчетность.
Введение
В существующей литературе предпринимаются шаги в разграничении корпоративной социальной ответственности и социальной ответственности университетов, очевидны пробелы в определении системной устойчивой практики социальной ответственности в Университетах, особенно на международном уровне [1]. Одним из основных путей к повышению ценности восприятия Университетов в мире информационных технологий и онлайн образования является управление социально ответственным поведением и работа с заинтересованными лицами. В настоящее время управление социальной ответственностью университета включает в себя согласование интересов внутренних и внешних стейкхолдеров, организаций-партнеров, применение многостороннего подхода к учету достижения цели устойчивого развития стратегии. Интегрированная нефинансовая отчетность является одним из индикаторов измерения социально-экономического воздействия университета на регионы присутствия.
Высокий уровень конкуренции между университетами мирового класса призывает необходимость принять меры для улучшения привлекательности вуза для всех заинтересованных сторон. Крупнейшие игроки в отрасли все глубже осознают необходимость базирования устойчивой стратегии развития путем объединении экономических, социальных, экологических факторов в целях снижения репутационных рисков, укрепления конкурентоспособности, повышение эффективности академического персонала и лояльности студентов. Это создает позитивный вклад в развитие бизнеса, общества, экономического и социального развития регионов базирования. Все указанное выше создает благоприятные условия для реализации долгосрочных стратегий развития на основе гармонизации интересов стейкхолдеров.
Развитие социальной ответственности Университетов: обзор литературы
В настоящее время Университеты находятся в процессе трансформации организационной модели, заключающейся в новых способах и целях образования. Социальная ответственность университетов способствует устойчивому развитию в долгосрочной перспективе в условиях адаптации целей, взглядов и ценностей в соответствии с новыми требованиями к производительности образовательных учреждений.
Университеты становятся ответственными за формирование корпоративной и личной социальной ответственности студентов, преподавателей и сотрудников в рамках трансферта знаний, определения ценностей и адекватного поведения, прежде всего, в отношении других участников общества.
В академической среде сформировалось несколько рамочных подходов к определению социальной ответственности университетов.
Первая группа исследований сосредоточена на внешних вызовах по поводу глобализации Академии, подхода к текущему социально-культурному обмену и влиянию этических взглядов и поведения руководителей на стратегию социальной ответственности университета в целом КСО [2,3].
Вторая группа исследователей обобщает вопросы качества внутреннего управления и деятельности университетов через систему менеджмента качества [4,5] и формирование системы ценностей студентов через ответственное образование [6; 7, 8; 9]. Действительно, университеты играют важную роль в КСО - образовании, так как вносят существенный вклад в развитие компетенций студентов, предпринимателей к работе в качестве будущих бизнес-лидеров и руководителей [10].
Третья школа концентрируется на различиях в нефинансовой отчетности в разных странах мировой экономики и оценивает области приближения практик устойчивого развития в академических учреждениях. Данные изыскания делают выводы о существовании кросс-культурных и институциональных различий [11]. В тоже время, хотя число нефинансовых отчетов растет вместе с заинтересованностью стейкхолдеров, количество согласованных стратегий не массово [12,13]. Анализ верифицированных GRI нефинансовых отчетов показывает разночтения в трактовке области устойчивого развития, что осложняет анализ кросс-культурных особенностей и сравнение университета с базовыми пунктами корпоративной ответственности [14].
Обзор литературы позволяет утверждать, что основными партнерами университетов являются региональные правительства, представители промышленности и бизнес-сообщества. Этот тандем указывает на необходимость согласованного партнерства для решения таких важных задач: повышение качества образования для удовлетворения потребностей рынка труда, удовлетворение потребностей предприятий в исследованиях рынка и определение стратегии развития определенного сектора экономики или кластера. Социальная ответственность университета в настоящее время рассматривается не только как социальная политика, но и с точки зрения экологической и экономической безопасности, а также в качестве основы борьбы с коррупцией и улучшения этических отношений. Синергия корпоративных, государственных и университетских ресурсов обеспечивает пути решения проблем, связанных с внедрением инновационной политики на предприятиях, определению роли социально ответственного лидерства для устойчивого развития бизнеса и трансферта знаний, в частности, в рамках кросс-культурных аспектов. Стоит отметить, в силу специфики внедрения, каждая школа будет осуществлять свою, оригинальную стратегию социальной ответственности. В связи с этим, важно определить общие и отличительные черты стратегии системной социальной ответственности университетов из разных стран.
Социальная ответственность Университета как часть теории КСО развивалась по-разному не только в развитых странах, но и в развивающихся, поэтому различия в восприятии потребителей в различных географических районах оправдано. Большая часть исследований по КСО проведена на данных стран с рыночной экономикой с оговоркой, что страны с переходной экономикой можно рассматривать аналогично [15].
Отчетность в области устойчивого развития является редкостью в канадских университетах, показатели выбираются на основе нескольких методик и ограничиваются эко-эффективностью, хотя рейтинговая система STARS первоначально была введена для интеграции результатов канадских, американских и других университетов в единой системе нефинансовой отчетности [16,17].
Отсутствие системы экологического менеджмента предопределило тенденцию использования цикла производительности в Италии [18]. Университеты направляют социальную ответственность на поддержку региональных и национальных инновационных систем, особенно в развитии конкурентоспособности экономик Европы.
Ло описывает основное направление отчетности вузов Китая на во- до- и энергосбережение, а также внедрение нетехнических инновационных инициатив [19].
Переход России к рыночной экономике значительно изменил восприятие социальной функции университетов российским обществом. Тенденции высшего образования в России однонаправлены со стратегией китайских университетов, хотя последние переориентированы на американскую модель преобразований. Исследователи отмечают, что экономический рост в Китае привел к росту внедрения неэтичных и безответственных примеров деловой практики. Так обучение студентов вузов деловой этике и корпоративной социальной ответственности (КСО) становится все более значимой для академических и деловых руководителей в России и Китае в последние годы.
Важность КСО-образования признано актуальным в рамках этической осведомленности студентов и изменения их отношения к социальноответственному развитию бизнеса [20]. К сожалению, образование в сфере деловой этики и корпоративной социальной ответственности в российских образовательных учреждениях значительно отстает от текущей потребности бизнеса. Российские студенты являются будущими лидерами бизнеса, мнение и поведение которых будет определять рамки устойчивого развития страны в целом. На сегодняшний день, большинство университетов, как правило, демонстрируют вклад в развитие общества и социальную ответственность в достижении таких целей в миссии, однако доказанный опыт сотрудничества с сообществами и факт социально ответственных инвестиций может продемонстрировать ограниченное количество вузов [21].
Бразильские университеты занимаются вопросами интеграции образовательной части КСО и устойчивого развития в учебный план, поскольку из-за отсутствия системного подхода будущие менеджеры не владеют инструментарием внедрения «зеленой» экономики [22]. Развивающиеся страны включены во всемирную систему социальной ответственности, хотя ключевой является работа с заинтересованными сторонами, при этом мало внимания уделяется экологическому вектору ответственности [23].
Управление социальной ответственностью университета в соответствии с лучшими практиками традиционно включает в себя гармонизацию интересов внутренних и внешних партнеров, партнеров, заинтересованного подхода к достижению стратегии устойчивого развития.
В основном, исследователи отмечают необходимость разработки адаптированных стандарты нефинансовой отчетности для Университетов, в тоже время большинство исследований опираются на GRI-отчеты Университетов.
Экономическое развитие, социальное равенство и образование в области устойчивого развития являются основными факторами для достижения устойчивости в вузах, в то время как вопросы здоровья и безопасности, энергосбережения, институциональных изменений, интернационализации научно-исследовательских работ являются менее важной движущей силой [24]. Еще один популярный инструмент для оценки устойчивости в университетах был разработан Лозано [12], предложившим основные аспекты достижения социальной ответственности университета (СОУ). Четыре типа воздействия на основе модели СОУ ( Васкес и др
представляют собой - образовательный, познавательный, организационный и социальный векторы.
Приведенный выше обзор коррелирует с гипотезой Васкес [2] о природе воздействия СОУ, действительно модель социальную ответственность университета включает системное влияние на людей, общество, экономику и природу на территории присутствия. Принимая во внимание выявленные в ходе исследования кросс-культурные и институциональные различия предложена модифицированная модель СОУ (рисунок 1).
В частности, следует понимать, что социально ответственные стратегии университетов включают тактику развития персонала и профессорско-преподавательского состава, экономического и социального воздействия на общество, что формирует четыре типа стратегий: образовательные (квалификационные), рекламные, экологические и культурные.
Рашнтие городской среды, региона, страны
Укрепление репутация» бренда ву *а на международном и Российским уровне
Формирование рынка 1р ла
Формирование
интсшгенушодо
ь ж свои действии перед общееишм Рвяюте культурных, эгтеошх, социальных норм
Квалификационное воздействие направлено на ответственное гражданское образование для общества, студентов и преподавателей. Междисциплинарный подход к социальной безопасности и экологическим вопросам поощряет лучшую связь между обучением, исследованиям и формированием общественного сознания. Стратегические последствия относятся к внедрению экологических стратегий и экономической стабильности в университете, как организации, ответственной за формирование ответственного регионального сообщества. Аспекты, влияющие на восприятие социальной ответственности Университетов, сгруппированы в блоки воздействия на связанные показателей системы. Полученные с коллегами из Университета Турина и Школы бизнеса Гренобля первые результаты сравнительного исследования восприятия социальной ответственности Университетов в России, Италии и Франции противоречивы. Выяснилось, что будущие управленцы трех стран совершенно сонаправленно оценивают потенциальные бизнес ценности, но диаметрально оценивают социальные эффекты деятельности образовательных и корпоративных организаций.
Результаты опроса профессорско-преподавательского состава и студентов в оценке восприятия предложенных компонентов социальной ответственности университета представляются хорошей опорой для формулировки категорий стратегии социального развития Университетов в целом. Важность факторов компонентов системы социальной ответственности сильно различается между странами, что может означать плохое понимание социальной ответственности университета и текущих устойчивых практик. Результаты весьма противоречивы и не наглядно иллюстрируют восприятие равномерности социальной ответственности ВУЗов профессоров и студентов.
В настоящее время, в соответствии с лучшими практиками, управление проектами социальной ответственности университета включает в себя управление и гармонизации интересов внутренних и внешних партнеров. Международные подходы к Социальной ответственности Университетов - это, прежде всего, дискуссионный научный вопрос, заключающийся в связи экономической и социальной репутации университетов, базированных на измерении социальных и экономических ценностей, создаваемых Университетами для стейкхолдеров региона присутствия. Дальнейшее исследование призвано катетеризировать пробелы в реализации системного подхода к стратегии социальной ответственности университета.
Роль университетов в формировании устойчивого развития организаций мирового класса в России растет. Традиционно, в узком контексте социальной ответственности основное внимание в университетах является содействие социально-экономическому развитию регионов, в первую очередь через обучение и развитие потенциала вузовской науки.
Список использованных источников
Беляева Ж.С., Кривоносова А.Г. Сущность и модели социальной ответственности в Университетах: мировой опыт и российская практика. Устойчивое развитие российских регионов: экономическая политика в условиях внешних и внутренних шоков. Сборник материалов 12 МНПК 17-18 апреля 2015, Екатеринбург, Россия. ФГАОУ ВПО «УРФУ».- Екатеринбург:Из-во УМЦ УПИ, сс.159-175
Vazquez J. L., Aza C. L., Lanero A. (2014) “Are students aware of university social responsibility? Some insights from a survey in a Spanish university”, International Review on Public and Nonprofit Marketing, Volume 11, Issue 3, pp. 195-208
Weber, J., Glyptis, S.M. (2000), “Measuring the impact of a business ethics course and community service experience on students’ values and opinions”, Teaching Business Ethics, No 4, pp. 341-358
Gonzalez-Rodriguez R, Diaz-Fernandez C, Simonetti B. (2012), “Corporative social responsibilities perceptions: an aproximation through Spanish university students’ values”, Quality and Quantity; Vol. 47 No 4, pp. 2281-2288
Adams, C.A. (2013), Sustainability reporting and performance management in universities: Challenges and benefits. Sustainability Accounting, Management and Policy Journal Vol 4 Iss 3, pp. 384-392
Weber, P.S., Weber, J.E., Sleeper, B.J., Schneider, K.C. (2004), “Self-efficacy toward service, civic participation and the business student: scale development and validation”, Journal of Business Ethics, Vol. 49, pp.359-369
Epstein, E.M. (2000), The continuing quest for accountable, ethical, and humane corporate capitalism: an enduring challenge for social issues in management in the new millennium, Business Society. Vol. 38 No 3, p.253
Hauser, S.M. (2000), “Education, ability, and civic engagement in the contemporary, United States. Social Sciences Results, Vol. 29 No 4, pp.556-582
Ibrahim, N. A., Howard, D. P., Angelidis, J. P. (2008), “The relationship between religiousness and corporate social responsibility orientation: are there differences between business managers and students?” Journal of Business Ethics, Vol. 78 No 1-2, pp. 165-174.
Belyaeva Zh.S., Kaufmann R.H. Competences for corporate social responsibility: institutional, business and cross-cultural factors// 8th EMAB Conference of the Euromed Academy of Business conference readings book proceedings Eds: Vrontis D., Weber Y., Tsoukatos E EuroMed Press :2015, pp. 1959-1964.
Belyaeva Z, Zvereva, O.M. Beliaeva, V.S Corporate social responsibility and cross-cultural sensitivity: modeling the teaching effect on interna- tionalisation// 7th Annual Conference of the EuroMed Academy of Business The Future of Entrepreneurship Eds: Vrontis D., Weber Y., Tsoukatos E. EuroMed Press:2014 ISBN: 978-9963-711-27-7 P.2034- 2037.
Lozano, R. (2006), “A tool for a Graphical Assessment of Sustainability in Universities (GASU)”, Journal of Cleaner Production, Vol. 14 Nos 9/11, pp. 963-972.
Lozano, R. (2011). “The state of sustainability reporting in universities”, International Journal of Sustainability in Higher Education, Vol 12, Iss 1, pp.67-78.
Alonso-Almeida, M.d.M., Marimon, F., Casani, F., Rodriguez-Pomeda, J.
, “Diffusion of sustainability reporting in universities: current situation and future perspectives”, Journal of Cleaner Production doi:10.1016/j.jclepro.2014.02.008
Elms, H. (2006), “Corporate (and Stakeholder) responsibility in central and eastern Europe”, Interational Journal of Emerging Market, Vol. 1 No
pp. 147-157.
Fonseca, A., A. MacDonald, E. Dandy, and P. Valenti. (2011), “The state of sustainability reporting at Canadian universities”, International Journal of Sustainability in Higher Education, Vol. 12, Iss 1, pp. 22-40.
Urbanski, M. and Filho, W.L. (2015), “Measuring sustainability at universities by means of the Sustainability Tracking, Assessment and Rating System (STARS): early findings from STARS data.” Environment, Development and Sustainability.
Vagnoni E., Cavicchi C, (2015),"An exploratory study of sustainable development at Italian universities", International Journal of Sustainability in Higher Education, Vol. 16 Iss 2 pp. 217 - 236.
Lo, K. (2015), “Campus sustainability in chinese higher education institutions focuses, Motivations and challenges”, International Journal of Sustainability in Higher Education Volume 16, Issue 1, 5 January 2015, pp. 34-43.
Balotsky, E. R., Steingard, D. S. (2006), “How teaching business ethics makes a difference: findings from an ethical learning model”, Journal of Business ethics, Vol 68 No 3, pp. 5-34.
Голубев C.B., Новикова Т.Г., Светенко T.B., под общей ред. Голубева С.В. - Университет как социально ответственный партнер территории. (По материалам проекта «Университет и сообщество») - М.: Фонд «Новая Евразия», 2011. - 92 с.).
Palma, L.C., de Oliveira, L.M.,Viacava, K.R. (2011), “Sustainability in Brazilian federal universities”, International Journal of Sustainability in Higher Education. Volume 12, Issue 3, Pages 250-258.
Hinson R., Gyabea A.,Ibrahim M. (2015), “Sustainability reporting among Ghanaian universities”, Communicatio . Vol. 41, Iss. 1, p.22-42.
Waheed B., Khan F.I., Veitch B., (2011) "Developing a quantitative tool for sustainability assessment of HEIs", International Journal of Sustainability in Higher Education, Vol. 12 Iss: 4, pp.355 - 368.
UNIVERSITY SOCIAL RESPONSIBILITY: THE RESEARCH FRAMES
Abstract:
Academia stands as a role model for the future graduates in forming the sustainable practices that connect the key players to create shared values with business, governments and society. Although the existent literature differentiates corporate and university social responsibility, there are still gaps in defining sustainability and social responsibility systemic practices in Academia, especially in international setting. The paper is a research in progress type and looking to formalize the social responsibility and sustainable practices for Universities based on the analysis of existent practices and research in the global education arena. The first part of the paper is devoted to understanding the current streams in defining sustainable development and social responsibility in Universities in the international setting. The next part suggests methodology review and outlines a suggestion for USR model. The results reveal gaps to fulfill for future systemic sustainable development of Universities.
Zhanna Belyaeva,
PhD, associate professor,
International Economics Department,
Graduate School of Economics and Management,
Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin e-mail: zhanna_belyaeva AT yahoo.com Ekaterinburg, Russia
Key words:
University Social Responsibility, USR, international USR models, socioeconomic models of Universities, non-financial reporting.
sustainability higher education, journal sustainability higher, international journal sustainability, university social responsibility, higher education vol, education vol iss, universities international journal, интерес внутренний внешний, business ethics vol, journal business ethics, international journal sustainability higher, journal sustainability higher education, sustainability higher education vol, universities international journal sustainability, higher education vol iss, journal business ethics vol, интерес внутренний внешний партнер, деловой этика корпоративный ответственность, weber tsoukatos euromed press, кросс культурный институциональный различие,