СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


5. Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков


5. Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков

Земельные права граждан подлежат защите в случае изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 63 ЗК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 63 ЗК РФ изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:

  • предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;
  • возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;
  • возмещения в соответствии со ст. 62 ЗК РФ в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

В литературе обоснованно отмечается, что таким образом ЗК РФ в императивной норме фактически запрещает осуществление изъятия земельных участков без предоставления предварительной и равноценной компенсации и возмещения убытков 1 .

--------------------------------

1 См.: Защита прав на землю: комментарии, судебная практика, образцы исковых заявлений / Под ред. М.Ю. Тихомирова. 4-е изд., доп. и перераб. М., 2009. С. 26.

В том случае, если лицо, земельный участок которого подлежит изъятию, не выразило желания получить взамен него равноценный земельный участок, возмещению подлежит рыночная стоимость земельного участка.

Согласно ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.

Принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления (ст. 279 ГК РФ).

В п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в случае несогласия собственника земельного участка с таким решением или недостижения соглашения с ним о выкупной цене перечисленные органы могут предъявить в арбитражный суд иск о выкупе земельного участка не ранее чем по истечении одного года с момента получения собственником земельного участка письменного уведомления о принятии решения об изъятии и не позднее двух лет с момента направления такого уведомления.

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда (п. 2 ст. 55 ЗК РФ).

Равноценное возмещение стоимости земельного участка, в соответствии с п. 2 ст. 281 ГК РФ и п. 4 ст. 63 ЗК РФ, включает в себя рыночную стоимость самого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Перечень рассмотренных способов защиты земельных прав граждан не является исчерпывающим.

Земельные права граждан подлежат защите и в ряде других случаев, например:

  1. - при изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);
  2. - при конфискации и реквизиции земельных участков (ст. ст. 50, 51 ЗК РФ);
  3. - при прекращении прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка (ст. 54 ЗК РФ);
  4. - при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 55 ЗК РФ);
  5. - при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд у граждан - пользователей земельными участками (ст. 57 ЗК РФ).

Нормы, закрепленные в земельном и гражданском законодательстве, в некоторых случаях применяются с учетом изменений, вносимых федеральными законами, разработанными под конкретные государственные нужды.

В качестве примера можно привести Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с указанным Законом изъятие земельных участков производилось в упрощенном порядке, при этом учитывались государственные нужды в связи с выполнением международных обязательств.

Подобный закон был принят и в отношении земельных участков, расположенных в г. Москве и Московской области.

Федеральным законом от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 31 декабря 2015 г. допускается изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд в целях размещения объектов федерального значения или регионального значения в упрощенном порядке - при отсутствии документов территориального планирования.

Названным Законом, вступившим в силу 19 апреля 2013 г., внесены изменения в некоторые законодательные акты. В частности, Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" был дополнен ст. 17, в соответствии с которой изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд, отчуждение объектов недвижимого имущества, прекращение и переход прав на них, установление сервитута и иные отношения, которые возникают в связи с размещением объектов и к которым применяются положения Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулируются ГК РФ, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Кроме этого, указанным Законом существенно сокращен срок уведомления собственника земельного участка о его предстоящем изъятии для государственных и муниципальных нужд. Если п. 3 ст. 279 ГК РФ был предусмотрен один год в качестве минимального срока, не позднее которого гражданин должен быть письменно уведомлен о принятом решении об изъятии его земельного участка, то в связи с внесенными изменениями этот срок сокращается до пяти месяцев.

Собственники земельных участков владеют, пользуются и распоряжаются ими в силу закона с ограничениями, введенными для учета публичных интересов. Но учет публичных интересов должен находиться в строгом балансе с частными интересами каждого владельца земельного участка во избежание нарушения его законных прав и интересов.

Законодательные нормы об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд являются примером установления в законодательстве приоритета публичных интересов над частными.

Этот приоритет обусловлен тем, что государство вправе принять решение об изъятии земельного участка, если того требуют публичные интересы или международные обязательства. При этом гарантией прав собственника в такой ситуации будет являться предусмотренное законом возмещение убытков в полном объеме и по реальной рыночной, а не заниженной цене. Определить такую цену поможет экспертная оценочная организация.

31 декабря 2014 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу 1 апреля 2015 г. Указанный Закон предусматривает внесение изменений в ЗК РФ, ГК РФ, ЖК РФ, Градостроительный кодекс РФ и некоторые другие федеральные законы.

В частности, ЗК РФ дополняется новой гл. VII.1 "Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд", в которой определяются органы, принимающие решение об изъятии, условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости которых подлежат изъятию, порядок принятия решения об изъятии земельных участков и подготовки соглашения об изъятии, особенности определения выкупной цены и размера убытков, причиненных изъятием, особенности прекращения и перехода прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.

Согласно гл. VII.1 ЗК РФ с 1 апреля 2015 г. действуют следующие правила.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:

  • уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);
  • уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта РФ - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта РФ (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
  • органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.

Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.

Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации " с учетом особенностей, установленных ст. 56.8 ЗК РФ.

При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

В случае если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.


С.Е. ЖМУРКО





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ