СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


5. Вторым случаем влияния изменения кадастровой стоимости на размер налоговой базы как в текущем, так и, возможно, в предыдущих


5. Вторым случаем влияния изменения кадастровой стоимости на размер налоговой базы как в текущем, так и, возможно, в предыдущих налоговых периодах является ситуация оспаривания кадастровой стоимости.

Кадастровая оценка домов, гаражей и прочего имущества проходила без участия налогоплательщика. Она носила массовый характер, опиралась на данные БТИ (порой содержащие погрешности), поэтому вполне вероятны ошибки и неточности. Если налогоплательщик не согласен с установленной кадастровой стоимостью, он может обжаловать результат кадастровой оценки в комиссии или в суде в порядке, установленном статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ.

Физические лица могут оспорить результаты определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, которыми они владеют, так как оспариваемая стоимость затрагивает их права и обязанности, в том числе в налоговой сфере. При этом в отличие от организаций граждане могут сразу обратиться в суд, предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден Приказом Минэкономразвития от 04.05.2012 N 263. Комиссии созданы и функционируют при каждом управлении Росреестра по субъекту РФ. В состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта РФ, органа Росреестра и подлежащие обязательной ротации не менее чем на 75% один раз в три года представители предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков.

Для обращения в Комиссию необходимо оформить заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Выше указывалось (см. НК РФ: Комментарий к статье 402 НК РФ), что кадастровая стоимость может быть определена как в результате государственной кадастровой оценки, проводимой по решению исполнительного органа субъекта РФ (или если законом субъекта РФ предусмотрено по решению муниципалитета), так и органами Росреестра при постановке на учет ранее неучтенных объектов недвижимости либо ранее учтенных в переходный период с 1 марта 2008 года (дата вступления в силу Закона N 221-ФЗ) по 1 января 2013 года органами БТИ объектов недвижимости, а также при внесении в ГКН сведений об изменении уникальных характеристик объекта, влекущих изменение его кадастровой стоимости ( статья 24.19 Закона N 135-ФЗ).

В отношении кадастровой стоимости, определенной по результатам оценки по решению субъекта РФ, оспорить ее можно только в период с даты внесения в ГКН оспариваемой стоимости до даты внесения в ГКН новых результатов определения кадастровой стоимости по тому же объекту. В отношении кадастровой стоимости, определенной органами Росреестра, оспорить ее можно не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в ГКН оспариваемой стоимости.

Кадастровая стоимость оспаривается по следующим двум основаниям:

- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

По сведениям Росреестра за период с 1 января по 30 октября 2014 года в комиссии в субъектах РФ было подано 10782 заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении 16733 объектов недвижимости, из них 2151 заявление было подано физическими лицами. Подавляющее количество заявлений (10005) подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В целях выявления оснований для пересмотра заявитель может обратиться с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости и использованных данных при определении его кадастровой стоимости к заказчику работ (проводившему государственную кадастровую оценку) либо в орган Росреестра, который определял кадастровую стоимость. Узнать, каким образом определена кадастровая стоимость объекта недвижимости (в ходе государственной кадастровой оценки или в ходе осуществления кадастрового учета объекта недвижимости или его изменений), можно в филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъекту РФ.

В течение семи рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик работ или орган Росреестра обязаны предоставить заявителю соответствующие сведения.

Согласно статье 24.18 Закона N 135-ФЗ к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить:

  • - кадастровую справку о текущей кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • - нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, то есть, как правило, свидетельство о собственности на объект налогообложения;
  • - документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
  • - отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
  • - положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами СРО оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности. Указанное экспертное заключение необходимо представить в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на 30%.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, и лицу, обладающему правом собственности на такой объект недвижимости. Для получения информации, необходимой для работы комиссии, председатель комиссии вправе обратиться с запросом к исполнителю работ и оценщикам, составившим отчет по определению кадастровой стоимости, которая оспаривается, и (или) к оценщикам, составившим отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости.

Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:

  1. - об отклонении заявления о пересмотре в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;
  2. - о пересмотре кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости по данному основанию заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого было принято указанное решение, в Порядке, предусмотренном Приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 N 114.

Определение новой стоимости осуществляется на основании отчета об определении кадастровой стоимости с использованием достоверных сведений об объекте недвижимости. Заказчик работ должен обеспечить выполнение работ по оценке и определению новой кадастровой стоимости с использованием достоверных сведений и представить в орган Росреестра информацию о произведенном определении кадастровой стоимости с приложением сведений о кадастровом номере объекта недвижимости, его кадастровой стоимости по состоянию на дату проведения оценки и с описанием произведенных работ (расчет кадастровой стоимости) в течение десяти рабочих дней с даты принятия указанного решения. Также заказчик должен передать новые данные о кадастровой стоимости для утверждения органу исполнительной власти субъекта РФ (в случае, если заказчик сам не является таким органом).

За период с 1 января по 30 октября 2014 года в комиссии подано только 713 заявлений по основанию недостоверности, из них по 266 объектам недвижимости принято положительное решение о пересмотре кадастровой стоимости.

В случае если заявление о пересмотре подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре.

По статистике Росреестра с 1 января по 30 октября 2014 года из 10005 заявлений по данному основанию положительное решение об установлении кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости принято в отношении 5971 объектов недвижимости, о невозможности изменения величины кадастровой стоимости - в отношении 4285 объекта недвижимости. В отношении 1237 объектов недвижимости решения комиссий будут приняты в будущем периоде.

Суммарная величина кадастровой стоимости до рассмотрения заявлений в комиссиях составила 2,5 трлн. руб., а после - 1,5 трлн. руб., что свидетельствует о снижении кадастровой стоимости объектов по результатам работы комиссий на 40%.

Росреестр обращает внимание, что в подавляющем большинстве случаев заявления подаются в отношении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Споров относительно величины кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства) в рассматриваемом периоде значительно меньше. Так, на рассмотрение в комиссии поступили заявления с информацией о 10429 земельных участках и заявления со сведениями о 654 зданиях и 228 помещениях. Заявления в отношении результатов определения кадастровой стоимости сооружений и объектов незавершенного строительства в комиссии вообще не поступали.

Предыдущие периоды, где кадастровая стоимость учитывалась для расчета земельного налога и налога на имущество организаций, предопределили большее количество заявлений от юридических лиц и по земельным участкам. С учетом вступления в силу с 1 января 2015 года новой главы НК РФ о налоге на имущество физических лиц следует прогнозировать увеличение количества заявлений от граждан по пересмотру кадастровой стоимости зданий, помещений (квартир, комнат), сооружений, объектов незавершенного строительства.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Порядок голосования комиссии устанавливается порядком создания и работы комиссии. В течение пяти рабочих дней с даты принятия соответствующего решения комиссия уведомляет заявителя и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.

В течение пяти рабочих дней копия решения направляется в Управление Росреестра по субъекту РФ (в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра"). В случае принятия комиссией решения о пересмотре на основании определения в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения также направляет:

  1. - отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен в форме электронного документа и на основании которого оспорена кадастровая стоимость, и (при наличии) соответствующее положительное экспертное заключение, составленное в форме электронного документа, в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Управление Росреестра по субъекту РФ);
  2. - сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета (филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъекту РФ). Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

С.Р. ГЛАДКИХ





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ