СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


5. При установлении субъектом РФ единой даты начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости


5. При установлении субъектом РФ единой даты начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, которая будет обязательна для всех муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ, должны быть соблюдены положения статьи 5 НК РФ (абзац третий пункта 1 комментируемой статьи).

Статья 5 НК РФ предусматривает порядок действия актов налогового законодательства во времени. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Следует обратить внимание, что в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества " Омскшина" подчеркнуто конституционно-правовое значение статьи 5 НК РФ для случаев разноотраслевого правового регулирования налоговой базы.

Земельный налог имеет комплексное регулирование как актами налогового, так и актами земельного, кадастрового законодательства. Конституционный Суд РФ отметил, что "нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, - в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, - не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо".

Аналогичная позиция Конституционного Суда РФ отражена в Определении от 3 февраля 2010 года N 165-О-О.

Применительно к налогу на имущество физических лиц правовая позиция Конституционного Суда РФ означает, что нормативные акты субъектов РФ и муниципальных образований, относящиеся к кадастровому законодательству и влияющие на формирование налоговой базы, также должны приниматься и вступать в силу по правилам статьи 5 НК РФ, даже если формально они не относятся к актам налогового законодательства.

Поэтому гражданину, имеющему объект налогообложения на территории муниципального образования, помимо проверки наличия требуемых нормативных актов (акт субъекта РФ (или муниципалитета) об утверждении результатов кадастровой оценки; закон субъекта РФ о единой дате начала применения кадастровой стоимости; нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования, вводящий налог), необходимо проверить соответствие принятия данных нормативных актов статье 5 НК РФ.

По налогу на имущество физических лиц налоговый период составляет календарный год (статья 405 НК РФ). Акт об утверждении результатов кадастровой оценки и закон субъекта РФ, устанавливающий на своей территории единую дату применения кадастровой стоимости, должны быть приняты и опубликованы не позднее 1 декабря. Только в этом случае установление единой даты исчисления налоговой базы по кадастровой стоимости с 1 января соответствующего года (1-го число очередного налогового периода по налогу на имущество) будет законным.

Нормативные акты местных органов власти, вводящих налог с учетом кадастровой стоимости либо инвентаризационной стоимости (если Закон субъекта РФ о единой дате не был принят) на территории муниципального образования, также должны быть приняты и опубликованы не позднее 1 декабря. В части 3 статьи 3 Вводного закона на этом дополнительно акцентировано внимание федерального законодателя: нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) о введении на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) с 1 января 2015 года налога на имущество физических лиц должны быть опубликованы не позднее 1 декабря 2014 года ( письмо ФНС России от 16.10.2014 N БС-4-11/21489@).

В случае несоблюдения указанных выше требований к принятию и опубликованию нормативных актов субъекта РФ и муниципального образования налог на имущество физических лиц на территории соответствующего муниципалитета в 2015 году взиматься не будет.


С.Р. ГЛАДКИХ





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ