СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Виды местных налогов, принципы установления, введения в действие и прекращения ранее введенных местных налогов определяются


Виды местных налогов, принципы установления, введения в действие и прекращения ранее введенных местных налогов определяются Налоговым кодексом РФ (подпункты 1 и 3 пункта 2 статьи 1 НК РФ).

Согласно статье 17 НК РФ налог считается установленным, только когда определены следующие обязательные элементы: налогоплательщик (кто обязан платить налог), объект налогообложения (за что и/или в связи с чем у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога); налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения); налоговый период (период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате); налоговая ставка (величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы); порядок исчисления налога (порядок расчета суммы налога к уплате); порядок и сроки уплаты налога (как и когда необходимо уплатить налог).

В необходимых случаях при установлении налога в нормативном акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Под налоговыми льготами понимаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (статья 56 НК РФ). Однако наличие или отсутствие налоговых льгот по конкретному налогу не влияет на оценку законности его установления. В Определении КС РФ от 05.07.2001 N 162-О разъяснено, что льготы, предоставляемые налогоплательщикам, не относятся к обязательным элементам налогообложения. Исходя из смысла пункта 2 статьи 17 НК РФ, льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях, и поэтому установление льгот не является обязательным.

Таким образом, налог считается законно установленным, когда определены все обязательные элементы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 НК РФ. Принципы установления местных налогов определены в пункте 4 статьи 12 НК РФ.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения) определяются в порядке и пределах, определенных НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения напрямую не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения (а именно объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления) по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

В пункте 4 статьи 12 НК РФ дополнительно предусмотрено, что в порядке и пределах, определенных НК РФ, представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения) могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения по местным налогам.

Применительно к налогу на имущество, установленному новой главой 32 НК РФ, налогоплательщики определены в статье 400 НК РФ (физические лица, имеющие на праве собственности объект налогообложения); объекты налогообложения - в статье 401 НК РФ, к которым отнесены жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение; налоговая база (кадастровая или инвентаризационная стоимость объекта налогообложения) - в статье 402 НК РФ; порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости - в статье 403 НК РФ, а исходя из инвентаризационной стоимости - в статье 404 НК РФ; налоговый период - в статье 405 НК РФ; предельные значения налоговых ставок - в статье 406 НК РФ; порядок исчисления суммы налога - в статье 408 НК РФ; порядок и сроки уплаты налога - в статье 409 НК РФ.

Также в статье 407 НК РФ предусмотрены налоговые льготы в виде освобождения отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налога в отношении одного объекта налогообложения по выбору налогоплательщика (если у него их несколько).

В пункте 2 комментируемой статьи с учетом принципов установления местных налогов и распределения компетенции федерального и местного законодателя ( пункт 4 статьи 12 НК РФ) предусмотрено, что представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения) определяют налоговые ставки в пределах, установленных статьей 406 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с нормами статей 402 - 404 НК РФ.

Например, для жилых домов и помещений (квартир) предусмотрена налоговая ставка в размере 0,1% от кадастровой стоимости (пункт 2 статьи 406 НК РФ). В силу пункта 3 статьи 406 НК РФ указанная налоговая ставка может быть нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) уменьшена до нуля или увеличена, но не более чем в три раза.

Московский законодатель воспользовался предоставленной ему дискрецией, предусмотрев в статье 1 Закона г. Москвы от 19.11.2014 N 51 дифференцированные налоговые ставки для жилых домов и жилых помещений в зависимости от кадастровой стоимости: для объектов со стоимостью до 10 млн. рублей - 0,1%; от 10 млн. до 20 млн. рублей - 0,15%; от 20 млн. до 50 млн. рублей - 0,2%; от 50 млн. до 300 млн. рублей - 0,3%. Таким образом, для жилых домов, помещений, квартир, стоимость которых более 50 млн. рублей, в Москве налоговая ставка по налогу на имущество увеличена в три раза по сравнению с предусмотренной пунктом 2 статьи 406 НК РФ налоговой ставкой в 0,1%.

Для тех субъектов РФ, где налоговая база определяется исходя из инвентаризационной стоимости, пределы налоговых ставок установлены в пункте 4 статьи 406 НК РФ.

В абзаце 2 пункта 2 комментируемой статьи Налоговый кодекс РФ предоставляет право муниципальным образованиям устанавливать налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками. Так, в Санкт-Петербурге от уплаты налога на имущество физических лиц на период пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ освобождаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 4 Закона г. Санкт-Петербург от 26.11.2014 N 643-109). Указанная категория граждан не предусмотрена в статье 407 НК РФ и является реализацией городом федерального значения права определить в дополнение к НК РФ свои категории льготников.

Однако подобная формулировка абзаца 2 пункта 2 комментируемой статьи создает неопределенность в вопросах полномочий местных органов власти об их праве выходить за пределы, установленные в статье 407 НК РФ. Например, статья 407 НК РФ запрещает предоставлять льготу по объекту, используемому в предпринимательской деятельности (пункт 2) либо в отношении административно-деловых, торговых центров и иных подобных помещений (пункт 5). В пункте 4 статьи 407 НК РФ определен перечень видов объектов налогообложения, по которым может быть предоставлена льгота. Если исходить из буквального прочтения пункта 2 комментируемой статьи, то местные органы власти не ограничены данными пределами, так как вправе установить налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 НК РФ, основания и порядок их применения.

По нашему мнению, подобная формулировка пункта 2 не соответствует абз. 6 пункта 4 статьи 12 НК РФ, согласно которому представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливать налоговые льготы только в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ. Ограничения статьи 407 НК РФ как раз и устанавливают такие пределы, которые местные органы власти не могут нарушать.

Для исключения неясности по кругу полномочий местных органов по установлению льгот, не предусмотренных статьей 407 НК РФ, необходимо уточнить абз. 2 пункта 2 статьи 399 НК РФ и содержание статьи 407 НК РФ, согласовав их с абз. 6 пункта 4 статьи 12 НК РФ (см. также п. 5 комментария к статье 407).


С.Р. ГЛАДКИХ





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ