СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Налогообложение некоторых сделок с иностранными контрагентами 1. Об обязанности по уплате НДС в Армении


Описание ситуации: 1 июня 2015 г. АО заключило контракт на выполнение работ, поставок и оказание услуг для продления срока эксплуатации оборудования с армянской компанией со сроком действия до 2019 г.

Между указанными сторонами в рамках контракта заключены:

дополнительное соглашение N 1 на управление проектом по продлению срока эксплуатации оборудования (до 2019 г.) и дополнительное соглашение N 2 на комплексное обследование систем, компонентов, конструкций оборудования, которое предполагает привлечение к работе субподрядчиков (до 2017 г.). Далее последуют аналогичные N 2 дополнительные соглашения на различные виды работ и услуг (до 2019 г.).

Настоящий контракт заключен на основании соглашений двух государств с предоставлением РФ государственного экспортного кредита Армении, а также в рамках оказания безвозмездной финансовой помощи.

С августа 2015 г. начал работать филиал АО в Республике Армения. Бухгалтерский и налоговый учет филиала ведет специализированная организация, сотрудники которой не согласны с заключением российской аудиторской компании, в частности относительно налога на добавленную стоимость.

Они считают, что филиал АО в Республике Армения является плательщиком НДС по оказанным на территории Армении услугам в рамках вышеуказанного контракта. Льготы по ст. 15 Закона РА об НДС неприменимы.

На сегодняшний день частично оказаны услуги по доп. соглашениям N N 1 и 2. С указанных сумм предлагается заплатить 20% НДС в бюджет РА.

Вопросы: Возникает ли у АО в лице филиала в РА обязанность по уплате НДС на территории Армении?

Возникает ли у армянской компании обязанность по уплате НДС?

Возможно ли применение льгот по НДС любой из сторон контракта на основании условий межправительственного соглашения?

Ответ: Из контракта следует, что российское АО обязуется:

- поставить оборудование для замены СКК и модернизации технологических систем;

- выполнить исследовательские, расчетные, аналитические, проектные, конструкторские, монтажные и пусконаладочные работы;

- провести комплексное обследование СКК энергоблока и дать оценку возможности ПСЭ зданий и сооружений, разработать программу подготовки энергоблока к дополнительному сроку эксплуатации.

Иными словами, сторонами заключен смешанный договор, содержащий в себе обязательства поставки, подряда и оказания услуг. Соответственно, к каждому из этих обязательств должны применяться специальные, установленные для них нормы.

С 1 января 2015 г. порядок применения косвенных налогов в отношениях Российской Федерации и Республики Армения регулируется Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), а также Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся Приложением N 18 к данному Договору (далее - Протокол). Положения Протокола предусматривают различные правила исчисления и уплаты НДС для соглашений об экспорте/импорте товаров и для соглашений о выполнении работ/оказании услуг.

Порядок уплаты НДС при получении товара на территории Республики Армения содержится в разд. III "Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров" Протокола.

В соответствии с п. 13 Протокола по товарам, импортируемым на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, взимание НДС осуществляется налоговым органом государства, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров. Собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом).

Налоговая база определяется на основе стоимости приобретенных товаров, которая определяется как цена сделки, подлежащая уплате поставщику согласно условиям договора (контракта) (п. 14 Протокола).

При уплате "ввозного" НДС применяется ставка налога, установленная законодательством государства, на территорию которого импортированы товары.

Таким образом, при импорте оборудования покупателем-налогоплательщиком Республики Армения он должен будет уплатить "ввозной" НДС, который будет рассчитываться исходя из указанной в контракте стоимости товара по ставке, установленной законодательством Республики Армения.

Учитывая положения Контракта, эта обязанность должна быть исполнена им из собственных средств. Кредитная линия, предоставленная Правительством РФ на оплату оборудования и работ по Контракту, данные затраты не покрывает.

При этом если оборудование будет отгружаться с территории РФ, то наличие у АО филиала на территории Республики Армения не будет иметь значения для целей уплаты НДС при ввозе оборудования. Обязанности по уплате НДС у филиала АО не возникнет.

Порядок уплаты НДС при выполнении работ, оказании услуг по договору между российской и армянской организациями регулируется разд. IV Протокола - "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг".

Пунктом 28 Протокола установлено, что взимание НДС при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

Правила определения места реализации работ изложены в п. 29 Протокола, согласно которому оно зависит от вида выполненных работ, оказанных услуг.

Так, в силу пп. 1 названного пункта местом реализации работ, услуг признается территория государства, если они связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства.

Кроме того, правилом пп. 4 п. 29 Протокола определено, что место реализации консультационных и инжиниринговых услуг, услуг по обработке информации, а также научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ определяется по месту нахождения налогоплательщика - покупателя этих работ, услуг.

В рассматриваемом случае основной задачей исполнителя является продление срока эксплуатации атомной электростанции, для чего он осуществляет как обследование и оценку состояния СКК энергоблока с разработкой программы его подготовки к дополнительному сроку эксплуатации, так и комплекс исследовательских, проектных, конструкторских, монтажных и пусконаладочных работ.

Все названные работы и услуги по оборудованию непосредственно связаны с недвижимым имуществом, находящимся на территории Республики Армения, и приобретаются покупателем - налогоплательщиком Республики Армения.

Следовательно, местом реализации всех перечисленных работ, услуг является территория Республики Армения и взимание НДС при выполнении названных работ, оказании услуг будет осуществляться на территории этого государства.

В то же время п. 28 Протокола предусмотрено, что налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы определяются в соответствии с законодательством государства, территория которого признается местом реализации работ, услуг. То есть в рассматриваемом случае - по законодательству Республики Армения.

Иными словами, именно законодательством Республики Армения определяется, в частности кто и в какие сроки должен уплатить НДС на территории Республики Армения, а также перечень, условия и порядок применения льгот по уплате налога.

В заключении аудиторов, предоставленном АО, указано, что поскольку финансирование контракта осуществляется Минфином России в счет предоставленного государственного экспортного кредита в рамках оказания РА безвозмездной финансовой помощи, то налогоплательщик может применить льготу, предусмотренную п. 21 ст. 15 Закона РА "О НДС". Названная норма освобождает от обложения НДС поставку товаров и оказание услуг за счет средств подготовки программ по кредитам и грантам международных финансовых организаций.

Полагаем, что в данной норме идет речь о товарах, работах и услугах, оплачиваемых за счет кредитов и грантов международных финансовых организаций, однако мы не можем гарантировать, что такое прочтение нормы является действительно верным.

Вместе с тем Министерство финансов РФ не является международной финансовой организацией. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Министерство (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти РФ. Правительство РФ также не является международной финансовой организацией. Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ Правительство - высший исполнительный орган государственной власти РФ.


Е.А.Гринемаер и др.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ