СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


12. Исполнительное производство: Предъявление исполнительных документов в случае изменения данных взыскателя


Описание ситуации: Общество привело в соответствие законодательству организационно-правовую форму (было ЗАО, стало АО) и изменило адрес места нахождения.

В данный момент общество планирует предъявить к исполнению ряд исполнительных листов, но поскольку данные исполнительные листы выданы до внесения указанных изменений, в них содержатся устаревшие данные об обществе (ЗАО и старый адрес места нахождения).

Вопрос: Есть ли необходимость внесения изменений в исполнительные документы в части организационно-правовой формы и адреса местонахождения общества (взыскателя)?

Ответ: В ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) содержится перечень обязательных реквизитов, которые должны быть указаны в исполнительном документе.

В частности, в пп. "б" п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 229-ФЗ закреплено, что в исполнительном документе должны быть указаны наименование, место нахождения и фактический адрес (если он известен) взыскателя.

Аналогичное правило закреплено и в АПК РФ. Так в п. 4 ч. 1 ст. 320 АПК РФ установлено, что в исполнительном листе должны быть указаны наименование взыскателя-организации, его местонахождение и фактический адрес (если он известен).

Иными словами, такие реквизиты юридического лица, как наименование (включая организационно-правовую форму) и место нахождения (адрес) взыскателя, являются обязательными реквизитами исполнительного листа.

При этом в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона N 229-ФЗ несоответствие исполнительного документа требованиям, указанным ст. 13 Закона N 229-ФЗ, является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства.

Вместе с тем, по нашему мнению, по данному основанию в возбуждении исполнительного производства может быть отказано в случае, если те или иные обязательные реквизиты вообще отсутствуют в исполнительном листе.

В рассматриваемой же ситуации исполнительный лист содержит все необходимые реквизиты, которые должны быть в нем указаны согласно пп. "б" п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 229-ФЗ. Проблема в том, что после получения исполнительного листа организация изменила свое наименование (в связи с приведением в соответствие с новой редакцией ГК РФ) и место нахождения.

Соответственно, возникает вопрос, не откажет ли судебный пристав-исполнитель в возбуждении исполнительного производства по причине несовпадения наименования и местонахождения, указанных в исполнительном листе и в заявлении о возбуждении исполнительного производства.

На наш взгляд, нет.

Очевидно, что само по себе изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с требованиями ГК РФ, как и изменение адреса, не влечет каких-либо изменений в лице взыскателя (т.е. взыскатель не меняется).

Более того, в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" прямо сказано, что изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами гл. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред . настоящего Федерального закона) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.

Кроме того, в пп. "б" п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 229-ФЗ среди обязательных реквизитов организации, которые должны быть указаны в исполнительном листе, перечисляются в том числе следующие: дата государственной регистрации в качестве юридического лица и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Следовательно, даже в случае изменения наименования и адреса общества его как юридическое лицо все равно можно будет совершенно определенно идентифицировать по ИНН как лицо, указанное в исполнительном документе в качестве взыскателя.

Необходимо отметить, что в рамках Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" у судебных приставов-исполнителей в случае возникновения сомнений относительно личности взыскателя есть право обратиться с соответствующим запросом в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

В связи с вышеизложенным полагаем, что в рассматриваемой ситуации обществу нет необходимости вносить какие-либо изменения в выданный ранее исполнительный лист, а при его предъявлении достаточно приложить документы, подтверждающие внесение изменений в наименование и место нахождения общества (например, выписку из ЕГРЮЛ).

В пользу этого свидетельствует и арбитражная практика.

Так, например, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 22.03.2012 N 14953/11 по делу N А56-13787/2011 при рассмотрении вопроса о правомерности отказа судебного пристава в возбуждении исполнительного производства в связи со сменой наименования взыскателя указал следующее:

"Поскольку в данном случае изменено лишь наименование взыскателя, то выбытия стороны из правоотношения не произошло, и, следовательно, необходимости в разрешении судом вопроса о процессуальном правопреемстве не имелось.

...приложив к своему заявлению свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.., подтверждающее государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и содержащее его новое наименование при сохранении основного государственного регистрационного номера, взыскатель предоставил судебному приставу все необходимые документы, свидетельствующие об изменении его наименования и подтверждающие подачу заявления о возбуждении исполнительного производства именно тем юридическим лицом, которое указано в качестве взыскателя в исполнительном листе... Следовательно, основание для отказа в возбуждении исполнительного производства со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве у судебного пристава в данном случае отсутствовало".

В п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 N 27 "О некоторых вопросах применения законодательства об исполнительном производстве" суд также разъяснил, что смена наименования юридического лица не влечет выбытие одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении. Следовательно, в такой ситуации отсутствует необходимость в разрешении арбитражным судом вопроса о процессуальном правопреемстве ( ст. 48 АПК РФ). Сведения о смене наименования юридического лица отражаются судебным приставом-исполнителем в соответствующих постановлениях на основе документов и сведений, полученных в установленном порядке.


Е.А.Гринемаер и др.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ