СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


9. Движимое и недвижимое имущество: Автомобильная дорога


Описание ситуации: ЗАО по договоренности с администрацией города и в связи с производственной необходимостью построило объект "автодорога общего пользования".

Дорога построена из камня и щебня. Данные материалы были насыпаны и утрамбованы строительной техникой.

На период строительства автодороги заключен договор аренды земельного участка, срок действия которого истекает 14.12.2015.

После окончания срока аренды земельного участка фактически дорога (вместе с земельным участком) перейдет в пользование городу.

Вопрос: Можно ли квалифицировать данную дорогу как объект недвижимости?

Ответ: Определение недвижимой вещи содержится в ст. 130 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Аналогичный критерий отнесения вещей к недвижимому имуществу содержится и в ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). Вместе с тем в ст. 1 данного Закона указано, что к недвижимому имуществу также относятся здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

Кроме того, в п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) указано, что к объектам капитального строительства относятся: здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Как можно заметить, гражданское законодательство не содержит четкого перечня имущества, которое однозначно относится к недвижимому. Следовательно, при решении вопроса об отнесении того или иного имущества к недвижимости необходимо рассматривать его характеристики с точки зрения критериев, указанных в ст. 130 ГК РФ:

- прочная связь с землей;

- невозможность перемещения без несоразмерного ущерба вещи.

При этом суды отмечают, что такой признак, как прочная связь с землей, не является единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости. В связи с этим вопрос об отнесении того или иного имущества к недвижимому имуществу должен рассматриваться с учетом всех нюансов, имеющих отношения к объекту.

В Федеральном законе от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержится понятие "автомобильная дорога" - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы ( дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог".

СП 34.13330.2012 "Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85" (утв. Приказом Минрегионразвития России от 30.06.2012 N 266) устанавливает нормы проектирования на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги. Требования настоящего Свода правил не распространяются на временные дороги , испытательные дороги промышленных предприятий и автозимники. В п. 3.3 СНиП указано, что дорога автомобильная (для целей данного документа) - инженерное сооружение, предназначенное для движения автомобилей и других транспортных средств; имеет: земляное полотно, дорожную одежду, проезжую часть, обочины, искусственные и линейные сооружения и обустройство дороги.

Проанализировав данное понятие, из него можно выделить следующие признаки автодороги:

- комплекс конструктивных элементов (дорожное полотно, покрытие);

- часть земельного участка.

Данные элементы позволяют сделать вывод, что автодорога представляет собой комплексное сооружение, непосредственно связанное с землей, при этом нарушение этой связи приведет к уничтожению объекта как дороги.

Подобную позицию можно встретить и в решениях судов. Так, в частности, ВАС РФ в Определении от 08.07.2010 N ВАС-8213/10 по делу N А47-4730/2009 указал, что автомобильные дороги отвечают признакам недвижимых вещей ( ст. 130 ГК РФ).

Несмотря на то что автодорога представляет собой сложный элемент, демонтаж которого, несомненно, приведет к причинению объекту ущерба, некоторые суды признают его движимым объектом исходя из отсутствия самостоятельного функционального назначения. Так, ВАС РФ в Определении от 23.07.2013 N ВАС-9767/13 пришел к следующему выводу:

"Имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью лишь в том в случае, если оно создано как объект недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил на земельном участке, предоставленном именно под строительство объекта недвижимости. Более того, помимо неразрывной связи с землей объект недвижимости должен иметь самостоятельное функциональное назначение".

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 26.10.2011 по делу N А63-11904/2010 при рассмотрении вопроса об отнесении гравийной дороги к объекту недвижимости подошел к рассмотрению вопроса с точки зрения комплексного подхода. В частности суд указал, что, с одной стороны, автомобильная дорога является конструктивным элементом, состоящим из дорожного полотна (замощения). С другой стороны, суд указал, что гравий при переносе не теряет своих качеств, необходимых для дальнейшего использования. Это объясняется отсутствием конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Кроме того, по мнению суда, в деле не было представлено доказательств, что подъездная дорога создана как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства именно объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введена в эксплуатацию в установленном порядке.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.11.2009 по делу N А05-3071/2009 также указал, что прочная связь с землей является не единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости. Для отнесения объекта к недвижимому имуществу необходимо, чтобы этот объект был создан в установленном порядке как недвижимость с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил. В данном случае доказательств того, что спорные дороги создавались как объекты недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства именно объектов недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введены в эксплуатацию в установленном порядке, не представлено. Также не представлено доказательств того, что на момент приватизации правопредшественник являлся собственником таких объектов недвижимости, как автомобильные дороги; инвентарные карточки учета основных средств таким доказательством не являются.

Как можно заметить, на сегодняшний день у судов нет единого однозначного мнения о том, относится ли автомобильная дорога к объекту недвижимости, или нет.

Следовательно, при квалификации автодороги как объекта недвижимости необходимо исходить из следующих признаков:

- характер дорожного полотна (замощения) с точки зрения возможности его перемещения без причинения несоразмерного ущерба;

- создавалась ли данная дорога изначально как самостоятельный объект недвижимости с соблюдением строительных норм и правил.

Полагаем, что, поскольку автодорога построена путем насыпки и трамбовки камня и щебня без создания конструктивных элементов, отнесение данной автодороги к объектам недвижимости вызывает сомнения и является достаточно спорным.


Е.А.Гринемаер и др.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ