СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Вопрос 2: Вправе ли некоммерческое партнерство использовать в своей деятельности логотип/иное коммерческое обозначение в форме


Вопрос 2: Вправе ли некоммерческое партнерство использовать в своей деятельности логотип/иное коммерческое обозначение в форме какого-либо изображения, если данный логотип не имеет никакой регистрации (например, в качестве охраняемого товарного знака или какой-либо иной регистрации) и в отношении данного логотипа отсутствуют какие-либо притязания со стороны третьих лиц?

Ответ: Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах. Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства РФ об охране интеллектуальной собственности.

Под логотипом обычно понимается графический знак, который используется для повышения узнаваемости и распознаваемости того или иного лица (как физического, так и юридического). Логотипы могут применяться (в том числе, но не только) для изображения товарных знаков, в качестве эмблем юридических лиц, коммерческих обозначений.

В соответствии со ст. 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в т.ч. некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (ст. 132 ГК РФ) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно ст. 1539 ГК РФ правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом, в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети Интернет, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

Иными словами, коммерческое обозначение как объект интеллектуальных прав:

а) используется в качестве средства индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий (например, "Пятерочка", "Кировский" и т.д.);

б) не является фирменным наименованием, хотя допускаются ситуации, когда коммерческое обозначение включает в себя отдельные элементы фирменного наименования или, наоборот, фирменное наименование включает в себя коммерческое обозначение;

в) может использоваться в том числе и некоммерческими организациями, если они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность;

г) исключительные права на коммерческие обозначения не подлежат государственные регистрации, коммерческие обозначения не указываются в учредительных документах юридических лиц, а также в государственных реестрах.

Таким образом, некоммерческая организация может использовать логотип в качестве коммерческого обозначения или в составе коммерческого обозначения без его регистрации, если при этом не нарушаются права третьих лиц, охраняемые нормами законодательства об интеллектуальной собственности.

Товарным знаком признается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей ( ст. 1477 ГК РФ).

Согласно ст. 1479 ГК РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При этом на товарный знак, зарегистрированный в установленном порядке в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак (ст. 1481 ГК РФ).

Таким образом, действующее законодательство не запрещает использовать различные обозначения для индивидуализации товаров, работ или услуг без регистрации этих обозначений в качестве товарных знаков.

В то же время следует учитывать, что если такая регистрация не будет произведена, в будущем со стороны третьих лиц, оформивших свои права в установленном порядке, могут быть предъявлены претензии, связанные с незаконным использованием чужого товарного знака. В частности, некоммерческой организации может быть запрещено дальнейшее использование логотипа для индивидуализации своих товаров.

Таким образом, еще раз отметим, что некоммерческая организация может использовать логотип в качестве коммерческого обозначения (в составе коммерческого обозначения) или товарного знака без государственной регистрации, но при условии, что это не нарушает охраняемых законом исключительных прав третьих лиц.


Е.А.Гринемаер и др.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ