СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Глава 3. срок полезного использования автомобильного транспорта и специальной техники


Один из основных моментов, которому уделяется пристальное внимание, - это правильное определение срока полезного использования (далее - СПИ) объектов основных средств. СПИ устанавливается в месяцах и, как правило, за основу используют Классификацию основных средств, в которой утверждены десять амортизационных групп со сроками полезного использования соответственно от года (первая группа) и свыше 30 лет (десятая группа) ( п. п. 1, 3 ст. 258 НК РФ). Если в данной Классификации упоминается целая группа основных средств, то для более точного определения группы необходимо перейти в Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). Если объект основных средств не найден и в ОКОФ, СПИ устанавливается исходя из срока эксплуатации основного средства, указанного в технической документации или рекомендациях производителя ( п. 6 ст. 258 НК РФ).

При приобретении автомобильного транспорта или специальной техники, бывших в использовании, норму амортизации по такому объекту можно определить для целей линейного метода с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками (в том числе и у физического лица - индивидуального предпринимателя - Письма Минфина России от 29.03.2013 N 03-03-06/1/10056, от 20.03.2013 N 03-03-06/1/8587, от 15.03.2013 N 03-03-06/1/7939, от 15.03.2013 N 03-03-06/1/7937). Срок полезного использования может быть определен как установленный предыдущим собственником срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником(ами), указанный в акте приема-передачи объекта, например, по форме N ОС-1 ( п. п. 7, 12 ст. 258 НК РФ, Письмо Минфина России от 05.07.2010 N 03-03-06/1/448). Если срок фактического использования автотранспортного средства у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией основных средств, или превысит этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования автомобиля с учетом требований техники безопасности и других факторов ( Письмо Минфина России от 21.05.2013 N 03-03-06/1/17905).

Если заранее известно, что объект основных средств прослужит меньше, чем это следует из Классификации (например, из-за нормативно-правовых и других ограничений использования объекта или ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью и т.д.), в бухгалтерском учете можно установить для него и более короткий СПИ, равный периоду, в течение которого основное средство будет приносить экономические выгоды организации ( п. 20 ПБУ 6/01), однако при этом возникнут временные разницы между бухгалтерским и налоговым учетом в соответствии с п. 3 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", однако может образоваться экономия при расчете налога на имущество ( п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ).

Если при вводе основного средства в эксплуатацию организация ошиблась в выборе амортизационной группы, то в периоде, когда будет выявлена ошибка, необходимо будет произвести перерасчет налоговой базы, а если ошибка привела к излишней уплате налога, перерасчет можно сделать за текущий отчетный (налоговый) период, но только при условии, что со дня излишней уплаты налога не прошло более трех лет (абз. 3 п. 1 ст. 54, п. 7 ст. 78, абз. 2 п. 1 ст. 81, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.06.2012 N А44-3816/2011, от 31.01.2011 N А56-10165/2010, Северо-Кавказского округа от 22.02.2012 N А53-11894/2011, Московского округа от 15.03.2013 N А40-54227/12-90-293, от 14.08.2013 N А40-110013/12-20-566, Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2013 N 09АП-6639/2013, Письма Минфина России от 23.01.2012 N 03-03-06/1/24, от 25.08.2011 N 03-03-10/82, от 04.08.2010 N 03-03-06/2/139, от 08.04.2010 N 03-02-07/1-152, ФНС России от 11.03.2011 N КЕ-4-3/3807@).

Причем скорректировать налогооблагаемую базу текущего периода налогоплательщик имеет право только в случае, когда в периоде, к которому относится ошибка, у налогоплательщика по данным налогового учета имеется прибыль. Если же по данным налогового учета получен убыток, то факт излишней уплаты налога отсутствует, следовательно, подается уточненная налоговая декларация (Письма Минфина России от 22.07.2015 N 03-02-07/1/42067, от 30.01.2012 N 03-03-06/1/40, от 05.10.2010 N 03-03-06/1/627, от 11.08.2011 N 03-03-06/1/476, от 15.03.2010 N 03-02-07/1-105).

Также, если из-за ошибки занижена сумма налога на прибыль, необходимо подать уточненные декларации и доплатить налог и пени (абз. 2 п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ, Письмо ФНС России от 27.07.2009 N 3-2-09/150).

При выборе амортизационной группы для полученного автомобиля (специальной техники), как правило, используют следующие группы (табл. 1).

Таблица 1


Вадим Юрьевич Галенко - эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ