В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537, решение задач национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается путем:
- формирования национальных программ (проектов) по лечению социально значимых заболеваний (онкологические, сердечно-сосудистые, диабетологические, фтизиатрические заболевания, наркомания, алкоголизм) с разработкой единых общероссийских подходов к диагностике, лечению и реабилитации пациентов;
- развития системы управления качеством и доступностью медицинской помощи, подготовкой специалистов здравоохранения;
- обеспечения качественного изменения структуры заболеваний и ликвидации предпосылок эпидемий, в том числе вызванных особо опасными инфекционными патогенами, за счет разработки и реализации перспективных технологий и национальных программ государственной поддержки профилактики заболеваний.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, реализация целей развития системы здравоохранения предполагает решение следующих приоритетных задач:
1) обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме, в том числе:
- конкретизация государственных гарантий в отношении видов, объемов, порядка и условий оказания бесплатной медицинской помощи;
- совершенствование системы стандартизации в области здравоохранения с целью внедрения современных медицинских технологий оказания медицинской помощи при наиболее распространенных заболеваниях и заболеваниях, наносящих наибольший ущерб здоровью населения и социальному благополучию страны;
- планирование ресурсов, обеспечивающих реализацию государственных гарантий;
2) модернизация системы обязательного медицинского страхования и развитие системы добровольного медицинского страхования, в том числе:
- осуществление перехода на одноканальную модель финансирования медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, включая законодательное закрепление доходных источников и расходных обязательств;
- создание эффективной системы выравнивания финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на основе минимального подушевого норматива территориальной программы государственных гарантий;
- повышение ответственности страховых медицинских организаций при введении одноканальной модели финансирования организаций системы здравоохранения, участвующих в обязательном медицинском страховании;
- создание системы управления качеством медицинской помощи;
- формирование конкурентной модели обязательного медицинского страхования с созданием условий для выбора застрахованным страховщика и медицинской организации, а также обеспечение населения доступной информацией о деятельности страховщиков и медицинских организаций;
- создание условий для участия медицинских организаций различных организационно-правовых форм в обязательном медицинском страховании;
3) повышение эффективности системы организации медицинской помощи, в том числе:
- обеспечение доступности для населения эффективных технологий оказания медицинской помощи на всех ее этапах;
- развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи и повышение роли профилактического лечения лиц, состоящих в группе риска по социально значимым заболеваниям;
- совершенствование службы скорой медицинской помощи и развитие санитарно-авиационной скорой медицинской помощи с оптимизацией сроков ее оказания и использованием эффективных методов лечения на догоспитальном этапе;
- оптимизация стационарной помощи, оказываемой населению на основе интенсификации занятости койки с учетом ее профиля;
- обеспечение преемственности в оказании медицинской помощи, включая реабилитационные методы и санаторно-курортное лечение;
- развитие системы охраны здоровья матери и ребенка на всех этапах оказания медицинской помощи, включая совершенствование проведения профилактических мероприятий в части охраны здоровья детей и подростков, совершенствование оказания медицинской помощи в образовательных учреждениях;
- открытие в сельской местности кабинетов врачей общей практики и семейных врачей;
- разработка и реализация мер по сокращению потерь трудоспособного населения путем снижения смертности от управляемых причин;
- развитие системы предоставления медико-социальной помощи, в том числе помощи, оказываемой пожилому населению на дому, координация взаимодействия системы здравоохранения с системой социальной защиты, повышение роли и расширение функций среднего персонала при оказании медицинской помощи лицам старшего возраста;
- развитие инновационной деятельности медицинских и научных организаций для разработки и внедрения эффективных медицинских технологий;
- обеспечение потребности населения в получении высокотехнологичной медицинской помощи на основе государственного задания, финансирование которого осуществляется с учетом всех необходимых расходов (по полному тарифу) на оказание этого вида помощи;
- увеличение государственных инвестиций, направленных на укрепление материально-технической базы медицинских организаций для оснащения их современными лечебно-диагностическим медицинским оборудованием и техникой в соответствии со стандартами оснащения, обеспечивающими качественное оказание медицинской помощи;
- формирование правовой базы, обеспечивающей защиту прав пациентов, и страхование профессиональной ответственности работников здравоохранения, рискующих причинить вред своему здоровью при выполнении служебных обязанностей;
- расширение хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений;
- совершенствование механизмов участия государственных медицинских учреждений, подведомственных различным федеральным органам исполнительной власти, в обязательном медицинском страховании и реализации государственных гарантий;
- использование проектного метода для совершенствования организации медицинской помощи (реализация пилотных проектов в регионах), тиражирование накопленного опыта эффективных преобразований в указанной сфере;
- оптимизация соотношения врачебного и среднего медицинского персонала;
4) улучшение лекарственного обеспечения граждан, в том числе:
- повышение доступности для граждан лекарственных средств при проведении амбулаторного лечения на основе сочетания государственных программ лекарственного обеспечения и медицинского страхования граждан;
- обеспечение полного цикла производства на территории Российской Федерации стратегически необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- определение перечня лекарственных средств, предоставляемых бесплатно или с частичной оплатой за счет средств обязательного медицинского страхования;
- совершенствование государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, предоставляемые гражданам в системе здравоохранения;
5) информатизация системы здравоохранения, в том числе:
- развитие информатизации системы здравоохранения, включая внедрение электронного документооборота в медицинских организациях;
- создание медицинского информационного и образовательного ресурса;
6) развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения, повышение квалификации медицинских работников и создание системы повышения мотивации к качественному труду, в том числе:
- формирование целевых научных программ по приоритетным направлениям в целях поддержания здоровья населения и формирования здорового образа жизни, разработки и внедрения новых эффективных технологий ранней диагностики в практику системы здравоохранения;
- стимулирование отечественных и иностранных производителей лекарственных средств к созданию научно-исследовательских центров по разработке лекарственных средств на территории Российской Федерации;
- обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования, повышения профессионального уровня и внедрения передовых медицинских технологий, разработка стандартов подготовки управленческих кадров в системе здравоохранения и реализация образовательных программ;
7) совершенствование системы охраны здоровья населения, в том числе:
- пропаганда и формирование здорового образа жизни и повышение ответственности работодателя за здоровье своих работников и населения за собственное здоровье;
- разработка и реализация программ по профилактике алкоголизма, табакокурения и других факторов риска;
- формирование культуры здорового питания населения;
- обеспечение безопасной для жизнедеятельности человека окружающей среды;
- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
8) реализация приоритетного национального проекта "Здоровье", основными направлениями которого являются:
- оказание профилактической помощи населению;
- развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи;
- повышение доступности и качества специализированной медицинской помощи, оказываемой населению, в том числе больным с сосудистыми и онкологическими заболеваниями, а также пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, включая высокотехнологичную медицинскую помощь;
- совершенствование службы крови.
Решение указанных задач позволит улучшить здоровье и качество жизни населения. Предполагается обеспечить снижение уровня смертности от болезней системы кровообращения не менее чем в 1,4 раза, от несчастных случаев, отравлений и травм - примерно в два раза, снизить показатели младенческой и материнской смертности до показателей развитых стран, уменьшить в 1,5 раза заболеваемость социально значимыми заболеваниями.
Планируется примерно в 1,3 раза увеличить объем амбулаторной помощи, в первую очередь профилактической, позволяющей выявлять заболевания на ранних стадиях, значительно повысить эффективность использования коечного фонда (увеличить оборот и занятость койки, снизить среднюю длительность пребывания в стационаре и т.д.), обеспечить в полном объеме потребность населения в высокотехнологичной медицинской помощи.
Улучшение показателей здоровья населения и деятельности организаций системы здравоохранения будет обеспечиваться на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава.
Для достижения запланированных показателей предусматривается за 2008 - 2020 гг. увеличить долю государственных расходов на систему здравоохранения в валовом внутреннем продукте с 3,6% до не менее 5,2 - 5,5% (с учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доля государственных расходов на систему здравоохранения в валовом внутреннем продукте составит около 10 - 11%, что сопоставимо с показателями передовых иностранных государств).
Основные цели приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения:
- укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;
- повышение доступности и качества медицинской помощи;
- укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе;
- развитие профилактической направленности здравоохранения;
- удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи.
В рамках Государственной программы "Развитие здравоохранения", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2014 г. N 294, реализуются вышеуказанные цели приоритетного национального проекта. Государственная программа включает следующие подпрограммы: "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"; "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации"; "Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины"; "Охрана здоровья матери и ребенка"; "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям"; " Оказание паллиативной помощи, в том числе детям"; "Кадровое обеспечение системы здравоохранения"; "Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья"; " Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья"; "Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан"; "Управление развитием отрасли".
Терехова Е.В., доцент кафедры правового обеспечения экономической деятельности РГУП, канд. юрид. наук.
оказание медицинский помощь, обязательный медицинский страхование, высокотехнологичный медицинский помощь, приоритетный национальный проект, бесплатный медицинский помощь, социально значимый заболевание, первичный медико санитарный, формирование здоровый образ, медико санитарный помощь, государственный расход система, первичный медико санитарный помощь, система здравоохранение валовый внутренний, расход система здравоохранение валовый, здравоохранение валовый внутренний продукт, доля государственный расход система, государственный гарантия оказание гражданин, оказание гражданин бесплатный медицинский, гарантия оказание гражданин бесплатный, система обязательный медицинский страхование, лекарственный средство изделие медицинский,